СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сострадание". По рассказу В.Розова "Приговоренный"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все дальше от нас события Великой Отечественной войны. Как понять тех, кто невольно стал предателем? Можно ли их понять и простить? Урок - размышление. Урок -вопрос -ответ

Просмотр содержимого документа
«"Сострадание". По рассказу В.Розова "Приговоренный"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» округа Муром Владимирской области














Сострадание


По рассказу Виктора Розова

«Приговоренный»





Разработала:

Морозова Н.А.

учитель русского языка

и литературы







2020 г.


Тема урока


«Сострадание»


…Люди, будьте

сострадательны…

А.Платонов


Цели урока


Общие – подвести учащихся к осознанию того, что и во время войны необходимо гуманное, сострадательное отношение к человеку, которого приговорили к расстрелу.

Частные – формировать умение анализировать текст, сопоставлять близкие по теме произведения.



Ход урока


  1. Вступительное слово учителя. Постановка проблем. Формулировка целей урока. Военные события 1941-1945 гг. все дольше уходят в глубь истории. Мы чтим память о погибших, с уважением смотрим на ветеранов, с интересом смотрим военные фильмы, читаем о подвигах солдат в книгах. Беспримерны подвиги солдат на войне. О них сложены легенды, написаны стихи и песни. Мы гордимся своими героями. Но как относиться к изменнику? Человек, который предал Родину, друзей, родных, заслуживает презрения, проклятия. Можно ли понять и простить дезертира? Кто он? Малодушный человек или предатель? Вот такие вопросы возникают у нас после прочтения отрывка В.Розова «Приговоренный».

- Читаем отрывок. Делимся мнениями.

- Почему бойцы так хотели посмотреть на дезертира? (Из любопытства, необычности ситуации).


II. Работа в группах.

  1. Выпишите ключевые слова, характеризующие обстановку вокруг приговоренного.

  2. Предположите, какие чувства он испытывает?



Обстановка Чувства

«Фронт близко… тревожность

пустые избы безысходность

покинутая деревня неминуемая расплата

окна без занавесок за содеянное

чернота стен раскаяние

часовой караулит пустота в душе

с винтовкой одиночество

гимнастерка без ремня чувство вины, жалости

- Что удивило наблюдавших за дезертиром? («Из дома доносилось пение. Кто это мог петь? Чтобы не обнаружить себя перед часовым, «обходят дом вокруг»)

- Какой глагол использует автор, чтобы передать осторожность бойцов? («Робко»).

- Зачитайте описание приговоренного от слов «быстрыми шагами, заложив руки за спину, сжав пальцы, наклонив голову…»

- Что хотел передать автор? (Душевное переживание, страх, напряжение, безысходность).


III. Чтение рубрики «Знаешь ли ты …» (стр. 46 книги «Вокруг тебя мир» для 6 кл.) о III Женевской конвенции.

  1. «Участь приговоренного зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права»

  2. Приговоренный имеет право на гуманное обращение.

- Найдите художественно-выразительные средства в описании дезертира (сравнения: как бык на корриде, как сумасшедший маятник)

- Какую песню поет приговоренный?

«Если завтра война, если завтра в поход …

…весь советский народ за Советскую Родину встает.»

(Песня патриотическая. Она выражает любовь, преданность Отчизне. Песня как гимн, как присяга, которую он нарушил).

- Мы наблюдаем противоречие. Именно эту Родину, о которой «диким громким голосом поет» приговоренный к расстрелу человек, он и предал, струсил, смалодушничал).


IV. - Можно ли его оправдать, понять, простить?

(Чувство страха присуще каждому человеку. Как не испугаться, не показать свою слабость в военных условиях? Иногда это не удается.

- Есть ли у дезертира права? какой можно сделать вывод?

(По законам военного времени прав у него нет. его слабость. неуверенность в себе была сиюминутной. он раскаивается, любит Родину, но доказать уже ничего не может: вынесен приговор).

- Почему бойцов «охватывает ужас»? Можно ли поведение дезертира в пустой избе назвать «страданием»?

(Да, можно. не мог человек, ненавидящий Родину, петь о ней, о ее защите в последние минуты жизни. он понимает, что ему нет прощения, но продолжает любить Родину).

- как автор подчеркивает сочувствие приговоренному? ваше мнение.

( Усилием, повтором глаголов «поет и поет, ходит и ходит»). До сих пор ходит и поет.


  1. Как вы понимаете финал?

(Отголоски войны слышны в мирное время. Голос того человека «до сих пор» звучит в памяти автора).


  1. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

    1. Написать отзыв.

    2. Составить памятку по Женевской конвенции «Права преступившего закон в военное время».

    3. Составить синквейн со словом «сострадание».





Словарь



дезертир - нарушитель, сбежавший из расположения воинской

территории


караулить - охранять, сторожить


завалинка - утепление деревянного дома в зимнее время, насыпь из

земли


коррида - бой быков, массовое представление в Испании


шатен - рыжий цвет волос


гимнастерка - солдатская одежда


советский - люди, живущие в Советском государстве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!