СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сотрудничество с родителями. как основа преподавания ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с родителями строится на всех этапах образования. Ведь только совместными традиции народов России, а наших детей вырастить нравственно здоровыми людьми. усилиями,  мы сможем сохранить и преумножить духовные и религиозные ценности

Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество с родителями. как основа преподавания ОРКСЭ»

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ,

КАК ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ»


Маняхина Светлана Анатольевна,

руководитель УМО учителей ОРКСЭ

Перелюбского района,

учитель обществознания и ОРКСЭ

МБОУ «СОШ п. Целинный

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»


Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важной ценностью человека, на мой взгляд, является семья. Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо создать определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. В младшем школьном возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с родным для него человеком. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа создает условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребёнка – семьей, школой, досугом. Включение родителей, близких для ребенка людей в школьную жизнь предполагает, прежде всего, нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах его развития. Приобщение родителей предполагает также и поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.

Из опыта работы знаю, что можно выделить три категории родителей: первая-это атеисты (по крайней мере, таковыми они считают себя сами) и попытка убедить их выбрать модуль основы православной культуры ( или иной модуль религиозной культуры) напоминает ситуацию, описанную в библейской притче о сеятеле. Зерна убеждения в необходимости знать многовековую православную культура своей страны попадают на каменистую почву непонимания и смещенных нравственных приоритетов. И говорить о ростках взаимного сотрудничества в рамках ОРКСЭ здесь проблематично. Именно эта категория родителей требует от педагога, социально- психологической службы школы наиболее кропотливой разъяснительной работы в понимании того, что все мы вместе делаем благое дело.

Вторая категория-это люди верующие. С ними проблем не возникает: свой выбор в пользу православной или иной религиозной культуры эти родители делают осознанно и благожелательно. Третья группа, пожалуй, на сегодняшний день, самая многочисленная. Люди крещены и не отвергают Бога, но суета и забота о хлебе насущном не дает им глубже вникнуть в религию и ее культуру. И главная задача педагогов - помочь именно этим родителям выбрать для своих детей обучение основам религиозной культуры (ОПК).

Т.о., опираясь на опыт ведения предмета ОРКСЭ, выделим основные моменты организации работы с родителями.

Первый, подготовительный.

Введение «комплексного курса» в 4 классе и в предметной области ОДНКНР на ступени ООО вводит в состав обязательной части школьной программы, учебного плана духовно-нравственный воспитательный компонент. И здесь родителям необходимо обдуманно сделать выбор того или иного предмета (модуля). Причем при этом выборе целесообразно руководствоваться исключительно своими внутренними убеждениями и потребностями, а не возможностями школы, рекомендациями или «советами» учителей, директора, или ещё чем-либо.

Подготовительная работа с родителями включает в себя различные формы, такие как:

  • Родительское собрание. Начиная с 1 класса, в школах района расширена тематика и содержание родительских собраний вопросами духовно-нравственного воспитания, преподавания ОРКСЭ (ОПК), систематически информирования родителей о новых государственных и церковных документах и других материалах по вопросам преподавания ОПК в Саратовской области, стране. Эти мероприятия способствуют созданию условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;

  • Проводится анкетирование с целью выявления предпочтений родителей.

  • На территории Перелюбского района в школах с. Грачев Куст, с. Нижняя Покровка, п. Целинный, с. Перелюб и др. сел функционируют родительские клубы. Здесь, на заседаниях круглого стола родители обсуждают наболевшие вопросы воспитания детей, проходят встречи с теми, у детей которых уже ведётся этот курс ОРКСЭ, чтобы услышать их мнение, дать рекомендации, организуются встречи с Настоятелем храма во имя Архангела Михаила с. Перелюб протоиереем Константином Солнцевым.

  • И конечно же, индивидуальные встречи, где в беседах с учителем, родители с заботой о своих детях, решают непубличные проблемы, получают квалифицированную педагогическую помощь, укрепляются в правильности сделанного выбора.

Следующий шаг - основной этап, цель которого привлечь родителей к взаимодействию, укреплению взаимосвязи родитель - ребенок – школа.

Чем могут помочь родители? Педагоги нашего района, прежде всего, ставят упор на привлечение родителей к совместному с детьми выполнению «домашнего задания» по предмету: помочь составить рассказ, объяснить смысл пословицы, сделать подборку иллюстративного материала, провести творческо-исследовательскую работу, организовать экскурсию, а также принять участие в итоговом мероприятии. Родители частые гости в школах района, их личный жизненный опыт педагоги умело используют в урочной и внеурочной деятельности.  Это совместные экскурсии и пополнение фондов школьных музеев и районного музея Трудовой и Боевой славы с. Перелюб, посещение детьми на предприятий, где работают папы и мамы (узнают о трудовых семейных династиях); проведение семейных вечеров; создание и презентация семейных проектов таких, как «Традиции моей семьи», «Герб моей семьи», «Семейный альбом», «Моя родословная», «Происхождение моей фамилии», «Генеалогическое древо». Традициями всех школ Перелюбского района стали совместные праздники с родителями, бабушками и дедушками: «День рождения в классе», «Мамин праздник», «Масленица», «Рожественские встречи», «Папа, мама, я – дружная семья» и другие. Родители открыто делятся семейными традициями, организуют мастер-классы по этикету: «Как накрыть праздничный стол», «Как выбрать подарок» и помогают разрешить спорные вопросы.

Такие встречи и мероприятия помогают многим задуматься над воспитанием своих детей, над воспитанием таких ценностей, как любовь и милосердие, свобода и справедливость, честь и достоинство, образование и трудолюбие, красота и гармония. И когда взрослые видят результат своих усилий, они становятся другими, а дети чувствуют, что они не одиноки, что родители их поддерживают и понимают.

Год в 4 классе пролетает быстро. Итоговая совместная работа с родителями, которая по традиции проводится во все школах района, это коллективное письмо «Мои пожелания тем, кто будет изучать новый предмет». Дети совместно с родителями пишут пожелания, делятся впечатлениями о новом предмете.

Это не значит все, точка. Работа с родителями строится на всех этапах образования. Ведь только совместными усилиями, мы сможем сохранить и преумножить духовные и религиозные традиции народов России, а наших детей вырастить нравственно здоровыми людьми.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!