СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ.
Педагогика должна стать наукой для
всех – и для учителей, и для родителей…
Какими бы прекрасными ни были
наши учреждения, самыми главными «мастерами»,
формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.
Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо
заботиться о повышении педагогической культуры родителей,
разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.
В. А. Сухомлинский.
Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства».
В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
В современной социокультурной ситуации, как показывают социологические исследования семья, являясь важным фактором развития личности школьника, в то же время может оказывать и негативные влияния. К ним можно отнести следующее:
− неполная семья нередко порождает отсутствие необходимых звеньев воспитательного процесса (эмоционального тепла и ласки матери, мужского влияния отца, коллективистских отношений полной семьи и т. д.);
− неблагополучные семьи (алкоголизм и наркомания, аморальное поведение родителей, родители-правонарушители и др.) создают атмосферу асоциального и антисоциального влияния;
− недостатки в стиле педагогического руководства, ошибки в воспитании детей (авторитарность либо изнеженность, избалованность, бездумное удовлетворение потребностей ребенка) приводят к трудностям воспитательного характера;
− неблагоприятный психологический климат в семье, отсутствие духовного родства ее членов порождают, к сожалению, бытующее явление детской безнадзорности и беспризорности.
Вот почему перед школой встают задачи педагогизации домашней среды, в которой формируется личность школьника, создания педагогически целесообразного сотрудничества семьи и школы и приобщения родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы.
….
Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это - первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь им. Задача очень непростая.
Я являюсь классным руководителем и одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается.
Воспитание – дело обоюдное и очень важное.
Вот почему главным направлением в своей работе с родителями считаю:
- улучшение семейного микроклимата;
-формирование положительных взаимоотношений в семье;
- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения.
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который владеет основами возрастной и социальной психологии, педагогики, любящий их детей такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.
Моя задача - достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры ребенка, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.
Любовь учителя и родителей к ребенку основывается на знании его интересов, стремлений, на умении оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая требовательность должна сочетаться с любовью. Основа моей воспитательной работы - союз учителя, родителей и ребенка. Именно важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок - это не только объект, но и субъект воспитания.
Система работы классного руководителя и родителей строится следующим образом:
- изучение семей обучающихся;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга;
- привлечение родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет.
Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит, и он тоже должен очень кого-то любить.
Такая любовь создает у ребенка чувство защищенности, душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него защита от невзгод.
При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы. Сердечность, чуткость, отзывчивость - это моральный иммунитет против зла, он приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих отношений. Со своей стороны, стараюсь, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться.
Я хотела бы сказать, что ни для кого не секрет, что залогом успешного учения является сотрудничество и взаимодействие школы и семьи, так как и учителя, и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание ребёнка.
Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.
«Школа и семья - два важнейших
образовательных института, которые изначально призваны
дополнять друг друга и
взаимодействовать между
собой”