СРЕДНЯЯ ГРУППА №2.
Воспитатели: Лысенкова Б.А.
Составление персональных данных о каждом ребенке
1. Социально-демографические данные
По списку из них: Девочек: Мальчиков: Возраст: Национальность: Всего семей: Многодетные: Опрошено: | 33 ребенка 17 15 4 года РУССКИЕ 31(2- двойняшки) 2 33 |
Состав семьи: Полная: Неполная: Наличие старших родителей: | 27 4 2 |
Образование: Высшее: Неполное высшее: Среднее- специальное: Среднее: | Мама 19 2 5 6 | Папа 24 3 5 1 |
Бытовые условия: Квартира отдельная: Квартира коммунальная: Квартира съемная: Свой дом: | 21 1 4 |
Материальное обеспечение: Среднее: Выше среднего: Ниже среднего: Малообеспеченные: | 23 1 2 6 |
Общение в семье: Авторитарное: Демократичное: Авторитетное: | 6 19 7 |
Социальный статус: Рабочие: Служащие: Предприниматели: Неработающие: | Мама 26 6 | Папа 18 12 3 |
Наиболее распространенной в группе(20 семей) является семья однопоколенная, в которой вместе живут мать, отец и их дети. Молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, а значит и ответственности; меньше конфликтов между «отцами» и «детьми»: различие взглядов затрудняет семейные отношения при совместном проживании. Но вместе с тем при раздельной жизни нередко теряются семейные связи – традиции, объединяющие взрослых и детей; у старших исчезает возможность общения со своими внуками, участия в заботе о них и воспитании.
В многопоколенных семьях (7 семей) вместе живут мать, отец, дети и представители старшего поколения – бабушка, дедушка. Это дружные семьи, где создается возможность разностороннего общения и взаимовлияния, облегчен быт: старшие помогают в воспитании детей, в уходе за ними. В этих семьях совместная жизнь разных поколений удается, сохранить добрые взаимоотношения. Молодые мама и папа с благодарностью и уважением относиться к представителям старшего поколения (родителям мужа, жены), иначе делу воспитания ребенка будет нанесен огромный вред. Собственным примером родители у дошкольников формируют умение и желание проявлять заботу о старших, оказывать им помощь. Пример отца и матери, их умелое регулирование поведения своих детей имеют решающее значение в семейной жизни, оказывают влияние на физическое и психологическое состояние младшего и старшего поколения в семье.
Особую группу (4семьи) представляют неполные семьи. Причины этого социального явления различны, чаще всего это развод. При этом, как правило, дети остались жить с мамой. Мамы воспитывают детей без отца и ответственно относятся к этому, они достойны уважения, внимания, доброго отношения. Три разведенные мамы живут вместе со своими родителями, обстановка в доме семейная, положительно влияющая на детей . Взрослые прилагают все силы, чтобы дети, оставшиеся без отца, не чувствовали себя ущемленными. Ошибку допустила 1 мама, родственники, которой, жалея оставленного отцом ребенка, излишне балуют его, потакают неразумным желаниям.
Непроста и проблема встреч детей с отцом, ушедшим из семьи. Драматическая ситуация часто наблюдается в распавшейся семье у Гаврюшина Ярослава. Он страдает, что в семье нет молодого мужчины – отца, отсутствует пример подражания. Очень часто после возвращения от папа и его родственников ребёнок раздражителен, плаксив, агрессивен.С этим ребёнком и его родителями работают психологи.
Для нашей группы характерным является наличие семей с одним ребенком. Беспокойство педагогов связано с тем, чтобы не сформировать у детей равнодушие к окружающим, эгоизм, т. е. те черты, которые могут развиваться в семьях с большим числом взрослых, окружающих ребенка.
В семье с двумя детьми (двойняшки) создаются самые благоприятные условия для разностороннего развития мальчика и девочки. В 2 многодетных семьях успех воспитания связан с личным примером отца и матери, являющихся образцом для подражания, умением их разумно организовать жизнь и деятельность детей.
2. Социально-психологические характеристики
Выразительной особенностью детей является их стремление к самостоятельности. Основная самостоятельная деятельность-игра. За период пребывания в детском саду наши дети приобрели знания, умения и навыки, необходимые для учебной деятельности. Дети осознают свои возможности, достижения, научились оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро- зло, справедливо- несправедливо, хорошо- плохо). В их поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: они стремятся сдержаться, если это необходимо, проявить терпение или настойчивость, но не всегда получается контролировать свое поведение у Саши, Артура и Вероники. Дети умеют выражать сочувствие, отзывчивость, проявляют желание помочь не только друг другу, но и взрослым. Самостоятельно и с помощью взрослых правильно оценивают положительные и отрицательные ситуации. Наши дети умеют дружить, культурно, спокойно и доброжелательно общаться с взрослыми и сверстниками. Очень часто обращаются к взрослым за советом или помощью, делятся своими радостями и переживаниями. Наши дети любознательные и активные, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Ребята имеют представления о себе, своей семье, обществе, государстве, мире. Наиболее успешно и с большим интересом дети занимаются на физкультурных и музыкальных занятиях. Проявляют интерес и стремление узнавать новое во всех видах деятельности. В свободное время любят рисовать, лепить, конструировать и заниматься продуктивной деятельностью. Дети средней группы работоспособны, любознательны, с интересом слушают рассказы взрослых и сверстников.
3. Индивидуально- личностные:
Темперамент | Холерик; Сангвиник; Флегматик. | |
Хранение информации. | Тип мышления | Нагл.-образное; Слов.-логическое.; Абстрактное. |
внимание | Устойчивое. Устойчивое. Устойчивое. | |
Каналы восприятия | Визуальное. Визуальное. Визуальное. |
Работоспособность | Средняя Высокая Средняя | |
Уровень развития | По возрасту |
Рекомендации по коррекции выявленных проблем, с учетом индивидуальных особенностей.
1.Гипперактивный (Саша)- песочная коррекция, арт - терапия, игры с водой.
2. Тревожный (Вероника)- сказка терапия, кукла- терапия, арт - терапия.
3. Агрессивный (Артур)- игры с водой, песочная терапия.
Рекомендации родителям по коррекции выявленных проблем в поведении детей.
Внимание детям.
Консультации.
Чтение книг на дому.
Беседы на тему: особенности индивидуального развития детей.
Работа с психологами. Индивидуальные и групповые формы сотрудничества с родителями:
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- конференции;
- Дни открытых дверей;
- посещение семьи;
Наглядные:
- стенды;
- планшеты;
- раскладушки и другие.
Методы, которые мы будем использовать в практической деятельности:
- анкетирование;
- письменный опрос;
- наблюдение за общением ребенка с родителями в ДОУ и семье;
- беседа;
- стенды.
Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания.
Мы объясняем родителям ,что именно семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка, не только целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умение организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения. Мы делаем акцент на том, что родители должны быть люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, а семейный коллектив сточен общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей. Но если они будут вести праздный образ жизни, не трудиться, семья будет замкнута в узком своем мире или каждый ее член будет жить своей жизнью, в такой семье воцарится черствый эгоизм. Большинство родителей(25 семей) понимают значение авторитета (у ребенка) в деле воспитания. Но как завоевать авторитет знают далеко не все. Мы объясняем родителям, как создается авторитет, какова его основа; родители должны осознавать, что свои отношения можно координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать у ребенка уважение к каждому из родителей. К сожалению, есть родители(5 семей) не всегда владеют культурой общения и отношений: не редко они претендуют не на ту роль, критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. Отсюда у детей в этих семьях возникают проблемы в поведении и дома ,и в общественных местах. Мы пытаемся объяснить родителям, что их авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, повышении личности каждого. В глазах детей авторитет основан на достойном образце поведения.
Психолого-педагогический портрет группы воспитанников
психологические особенности детей группы (развитие мыслительных процессов – на основе обследование психолога ДОУ). Мышление и речь: дети умеют группировать предметы по существенным признакам (одежда, посуда, транспорт, обувь и т. д.) ; составляют разрезанные картинки 5-6 частей по образцу с использованием кубиков Кооса; отвечают на вопросы взрослого по сюжетной картинке; составляют воспитательный рассказ, читают по слогам, решают и составляют задачи, считают в пределах 100. Внимание и память: дети внимательны и собраны, стихи соответствующие возрасту, запоминают после 3-4 повторов; запоминают набор предметов и умеют определить их изменение или перемещение между реальностью и вымыслом «нелепицы» в которых есть 2-3 несоответствия. Мелкая моторика: застегивают пуговицы, зашнуровывают шнурки, завязывают банты. Социальные компоненты: воспитанники умеют играть не сорясь и соблюдая элементарные правила в играх: сюжетно-ролевых («Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Мы-шоферы», «Автобус», «Спасатели») ; подвижных; настольных («Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога! », «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода») ; дидактических («Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый – лишний», «Назови одним словом», «Так – не так») и т. д. развивающие настольно печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешеходов» и др.
- оборудование группы (психолого-педагогические материалы). Общий вид группы – игровой, яркий, предметный. Игрушки всех видов, разных размеров, из разных материалов, имеющих разнообразные признаки, свойства и качества. Предметы-заместители: комплекты атрибутов по всем творческим играм данного возраста. Разнообразно соответствующе возрасту и росту детей собственно игровое оборудование (игровая мебель, модули и т. п.) . В группе есть зоны: «Кубановедение» - где ребята знакомятся с традициями, бытом нашего края; «Экологическая» - здесь ребята изучают погоду, части суток, месяцы и времена года; «Творческая» - содержит карандаши, краски, природный материал, театрализованные игры:кукольный театр, теневой театр, пальчиковый театр, настольные игры: шашки, шахматы, мозаики;«Музыкальная» - музыкальные инструменты; «ОБЖ» - макет дороги, дорожные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, «Библиотека», в которой имеются познавательная, художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
- работа с родителями (особенности взаимодействия с семьей). Присутствует активное личное взаимодействие педагогов и родителей. Проводятся родительские собрания, лектории, круглые столы, викторины, досуги, праздники. Готовятся рекомендации, памятки, информационные листы по развитию и воспитанию ребенка подготовительного дошкольного возраста.