СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально – нравственное формирование личности через преподавание предмета физики.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данный момент наблюдаются радикальные качественные изменения образовательного процесса нашей страны. Социально – нравственное воспитание является обязательной и наиболее важной целью любого общества. Любые недочеты и упущения в нравственном воспитании наносят обществу необратимый ущерб. Социально – нравственное формирование личности реализуется в ходе социализации последовательное увеличение и усиление ценностно – семантической сферы личности, развитие возможностей человека оценивать на базе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, иным людям, обществу, стране, Отечеству и миру в целом.  

Просмотр содержимого документа
«Социально – нравственное формирование личности через преподавание предмета физики.»

На данный момент наблюдаются радикальные качественные изменения образовательного процесса нашей страны. Социально – нравственное воспитание является обязательной и наиболее важной целью любого общества. Любые недочеты и упущения в нравственном воспитании наносят обществу необратимый ущерб. Социально – нравственное формирование личности реализуется в ходе социализации последовательное увеличение и усиление ценностно – семантической сферы личности, развитие возможностей человека оценивать на базе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, иным людям, обществу, стране, Отечеству и миру в целом.  Само по себе образование никак не обеспечивает уровня высоконравственной воспитанности, так как воспитанность - это  качество личности. К. Д.  Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».  [1, с.431].

Целью моей деятельности, как преподавателя физики, является создание гармонической многогранно развитой и социально зрелой личности. Решение поставленной задачи я вижу в приобщении своих студентов к ценностям научного познания на материале учебного предмета «Физика».

Физику это точная наука, но разве нельзя попробовать совместить ее с искусством? Бытует мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Существует позиция о несовместимости точной науки и искусства на занятиях по физике. Полагаю, что данная позиция неверна, так как будучи базисом научно-технического прогресса, физика, демонстрирует гуманистическую суть научных знаний, подчёркивает их нравственную значимость, создает креативные способности студентов, их мировоззрение, содействует воспитанию высоконравственной личности, что представляет собой главной целью обучения.

Зачастую используя задачи, которые приучают бездумно использовать готовые формулы или алгоритмы мы перестаем наблюдать и замечать великолепие этой науки, ее исторические истоки. А это весьма принципиально для всестороннего формирования социально-нравственной личности студента.

Исторические сведения о физике обильны примерами, которые подтверждают, какую огромную значимость для творческого процесса ученых представляли чувства, вызванные творениями искусства. Мастерство художников, поэтов и писателей пробуждало воображение, питает фантазию человека. Известны эпизоды, когда произведения искусства предсказывали ученым новые темы исследования. К примеру, рассказ И. Ефремова "Тень минувшего" натолкнул инженера Ю. Денисюка на идею о получении объемных изображений – голографии.

Физика всегда на поиске внутренней красоты мироздания. Статная и разнообразная гармония природы естественно значительно доступнее художественно образованному человеку. Поражающие точностью линии кристаллов провоцировали у древних людей предубеждения по отношению к ним. «Такое могли сотворить только боги», заявляли они. Люди длительное время не осознавали, что кристаллы растут без любого волшебного вмешательства из паров, растворов, расплавов, и в твердых каменных породах. Неизменность формы кристалла и его физические характеристики продиктовано симметрией его внутренней структуры. Однако симметрия правит не только в мире кристаллов. Симметрично многое в мире природы это и форма бабочки, жука, цветка. Огромную роль играет симметрия в искусстве (живописи, музыке, литературе, архитектуре), в науке и технике. Обязательно, отмечаем, что своим развитием теория о симметрии должна быть благодарна в первую очередь естествоиспытателям И. Кеплеру, О. Браге, Е.С.Федорову П.Кюри и др.

Техническая изящность машин и механизмов зачастую сопряжена с их прочностью, стабильностью в работе. Имеется своего рода постулат: наиболее целесообразные и высоко функционально совершенные изделия являются наиболее привлекательными. В доказательство приведу слова известного авиаконструктора О.К.Антонова: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать... Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим».[2, с.4] Пусть и эстетический аспект в исследованиях носит относительный характер, в сегодняшней науке и технике его значимость велика.

На своих занятиях я стремлюсь выявить ценностные стороны физики как науки, которые более отчетливо видны при взаимодействии с другими сферами человеческой деятельности, показываю ценность самой жизни и трудности самореализации личности человека на примерах творчества известнейших учёных - физиков и физиков - инженеров. Исследуя на занятиях опыты Майкла Фарадея, Шарля Огюстена Кулона, Генриха Герца, Петра Лебедева, указываю студентам не только на научную значимость этих экспериментов, но и на то, что они по-своему прекрасны.

Не стоит забывать останавливаться на занятиях по физики на основных вопросах глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Все это дает возможность разъяснить студентам гибельный результат для всего человечества при не соблюдении условий введения и использования технических разработок. На конкретных примерах показываю студентам, что может физика как наука и учебный предмет дать им лично для ответственного и успешного участия в решении проблем экологии. При решении природосберегающих проблем в большой степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений.

Используя на занятиях по физики к материалам, связанным с биографиями ученых, рассматривая их, студенты приобщаются к ценностям творческой деятельности, знакомятся с методами эффективной деятельности в собственной профессии и в результате вырабатывают свои предположения о научной деятельности и науке в целом.

Например, когда было выявлено биологическое действие лучей радия, Пьер Кюри, будучи азартным исследователем, нехотя подверг свою руку облучению этими лучами. И все для того, лишь чтобы свободно пронаблюдать и исследовать это действие. В итоге Пьер получил на руке травму схожую с ожогом и растущую крайне быстро, причем вылечить ее удалось лишь через несколько лет. У П. Кюри был свой собственный кодекс, и первая заповедь в ней гласила: «людям, а не себе». Нобелевскую премию Пьер и Мария Кюри потратили на «Организацию лечения радием».

Очень полезно использовать на своих занятиях занимательные рассказы в виде сведений из жизни и творчества ученых, рассказы о том, как было тяжело доказывать первооткрывателям свою правоту, преодолевая устоявшиеся взгляды пусть и неверные. Давая биографию ученых, именно те периоды, когда происходило открытие и становление той теории, над которой они работали, историю открытий явлений я пытаюсь воспитать нравственные аспекты личности студентов. Одним из ярчайших примеров является жизнь Михаила Васильевича Ломоносова – великого ученого и нашего соотечественника. Главным в воспитании он считал формирование человека-патритота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.

Воспитание студенческой молодежи это очень сложный и долгий процесс, он не дает быстрых результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы. Нравственное становление молодежи представляет на сегодняшний момент огромную проблему по сравнению с интеллектуальным. Это обуславливается тем, что обучение основам наук сейчас происходит достаточно строго, четко и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект к созданию личности.

                          Литература

  1. Мишкевич Г.  Мастер-невидимка. [Текст]  / Г. Мишкевич. -Л.: Государственное издательство детской литературы, 1959г. -  73 с.

  2. Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике [Текст] / С.А. Тихомирова - М.: Школьная Пресса, 2003. – 112 с.

  3. Ушинский,  К.Д. Собрание сочинений.  [Текст] : в 2-х т./ К.Д. Ушинский. - М.: 1985, т.2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!