СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-педагогическая виктимология как наука о социальных рисках

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-педагогическая виктимология является молодой отраслью социальной педагогики.  Она возникла в связи с  увеличением внимания к проблеме защиты прав человека, так как в процессе своего развития он может стать жертвой социализации и различных негативных факторов. В связи с этим в социальной педагогике стали активно развиваться различные теории возникновения социальных рисков, что в итоге способствовало выделению ее в отдельную отрасль.Целью нашей работы является изучение социально-педагогической виктимологии как науки о социальных рисках.

 

Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогическая виктимология как наука о социальных рисках»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………......4

  1. Сущность и задачи социально-педагогической виктимологии………...4

2. Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность»……......7

3.Возрастные периоды возможной виктимизации личности……………....9

4. Факторы процесса виктимизации личности…………………………….12

Заключение ………………………………………………………………….15

Список использованной литературы……………………………………….16






















Введение

Социально-педагогическая виктимология является молодой отраслью социальной педагогики. Она возникла в связи с увеличением внимания к проблеме защиты прав человека, так как в процессе своего развития он может стать жертвой социализации и различных негативных факторов. В связи с этим в социальной педагогике стали активно развиваться различные теории возникновения социальных рисков, что в итоге способствовало выделению ее в отдельную отрасль.

Среди ученых, занимавшихся изучением социально-педагогической виктимологии как науки о социальных рисках можно назвать А.В. Мудрика, Н.А. Барановского, Е.В. Руденского, П.Ю. Уткова, С.В. Лапину, А.И. Тесля и др. Необходимо обратить внимание на то, что именно А.В. Мудрик впервые дал определение социально-педагогической виктимологии как отдельной отрасли знания, изучающей разные категории жертв неблагоприятных условий социализации.

Целью нашей работы является изучение социально-педагогической виктимологии как науки о социальных рисках.

Согласно цели исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущности и задач социально-педагогической виктимологии;

  2. Рассмотреть понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность»;

  3. Проанализировать возрастные периоды возможной виктимизации личности;

  4. Изучить факторы процесса виктимизации личности.






1. Сущность и задачи социально-педагогической виктимологии

В настоящее время значимыми проблемами социальной виктимологии являются проблемы социокультурных, социально-ролевых, статусных факторов, которые активно воздействуют на состояние жертвы. Анализ элементов, влияющих на развитие противоправного поведения отдельных групп людей, таких как подростковые и молодежные группы, является в сегодня частью социальной профилактики негативных явлений в молодежной среде и отражает проблемы социальной виктимологии.

Термин социально-педагогическая виктимология появился в социально-педагогической литературе недавно и является относительно новым, поэтому в литературе существуют различные подходы к определению социально-педагогической виктимологии, проанализируем некоторые из них.

Социальная и социально-педагогическая виктимология рассматриваются в трудах Н.А. Барановского, Е.В. Руденского, А.В. Мудрика.

Социальная виктимология, по определению Н.А. Бароновского – это составная часть социальной педагогики, изучающая различные категории людей, реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Она является отраслью знаний, в которой:

а) на междисциплинарном уровне изучаются особенности лиц с физическими, психическими, интеллектуальными нарушениями, статус которых в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для жизненного старта и физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и саморазвития;

б) на уровне дисциплины изучаются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики и коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации [1, с. 107].

Не менее интересный подход к определению понятия и сущности социально-педагогической виктимологии можно увидеть в трудах Е.В. Руденского. Е.В. Руденский является автором культурогенетической концепции социальной виктимологии и рассматривает личность как психокультурную реальность с позиции культурно-исторической теории развития, обоснованной еще Л.С. Выготским и получившей свое развитие в работах российской и зарубежной психологии. Эта позиция, по его мнению, представляет первое теоретическое основание социальной виктимологии [3, с. 15].

Следующим  теоретическим основанием, как полагает Е.В. Руденский, является этнопсихология и психологическая антропология, рассматривающие процесс взаимодействия личности и культуры. Третьим теоретическим основанием социальной виктимологии является теория интеракционизма, раскрывающая социально-педагогические механизмы культурации и социализации личности. Четвертым теоретическим основанием является адаптивная теория развития личности, в контексте которой дифференцируются понятия «социализация» и «культурация» (вовлечение человека в мир мировой и отечественной культуры, в культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности) [3, с. 15].   

Важно учитывать, что социально-педагогическая виктимология рассматривает негативное поведение до возникновения уголовной ответственности, то есть главным ее объектом выступают отдельная личность или группы дезадаптированных людей, нахлдящихся в положении социальных жертв.

По мнению Н.А. Барановского, предметом социальной виктимологии являются социально-психологические аспекты профилактики, осуществляемой различными учреждениями и службами по предупреждению и поддержке групп и индивидов в ситуации жертвы. Ее предмет состоит из анализа объективных и субъективных факторов, которые приводят человека или группу людей в ситуацию жертвы социализации [1, с. 109].

Социальная виктимология, с точки зрения Н.А. Барановского, решает следующие задачи:

  • изучая развитие людей различного возраста с разными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, формы и методы работы по профилактике, минимизации, компенсации, коррекции этих отклонений;

  • исследуя виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, вырабатывает возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

  • изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя как жертвы социализации, обозначает прогноз его дальнейшего развития и способы оказания помощи по изменению самовосприятия и самоотношения [1, с. 112].   

Таким образом, на данном этапе развития социальной педагогики социально-педагогическая виктимология анализируется с разных точек зрения, однако, в целом, можно сказать, что она изучает лиц, оказавшихся в следствие неблагоприятных условий социализации жертвами, а также подбирает формы и методы профилактики и коррекции возникновения подобных явлений.













2. Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность»

Как указывалось выше, в обществе существуют определенные факторы, которые оказывают влияние на возникновение у человека положения жертвы. Однако для анализа этих факторов, или факторов виктимизации, необходимо познакомиться с понятиями «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность» и определить чем они отличаются.

Сначала рассмотрим определение виктимогенность.

Виктимогенность, с точки зрения А.В. Мудрика, обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельств социализации, характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и др.) [].

Виктимизация же имеет несколько другое значение. Например, по мнению А.В. Мудрика – это процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации [2, с. 81].

Как указывает А.И. Тесля, виктимизация  по своей сути является исторически изменчивым социальным явлением, которое зависит от уровня экономического и политического  развития, а также от социальных отношений  в обществе. Виктимизация, по мнению автора, возникла в связи с зарождением в  обществе криминального начала, деструктивного источника. Однако, как отмечает А.И. Тесля, виктимизация является самостоятельным явлением, которое  не обязательно сопрягается с  деструктивностью. Для понимания  динамики виктимизации в обществе необходимо  отметить, что имеются скрытые формы и состояния данного  явления, в значительной степени влияющие на общий  уровень этих процессов в обществе. То есть, виктимизация – детерминированное  деструктивностью социальных отношений  и взаимодействий, закономерное, исторически  изменчивое и массово существующее социальное явление [5, с. 47].

То есть, виктимизация зависит от социального, экономического, политического развития общества. На разных исторических этапах общество претерпевает изменения, в связи с этим меняются и формы виктимизации.

Н.А. Барановский  в своем исследовании анализирует некоторые аспекты  виктимизации в регионах Беларуси. Он отмечает, что молодые люди, совершающие криминальные действия, имеют низкий образовательный уровень, как правило, не имеют реального социально-профессионального статуса, часто отклоняются от учебы и работы. Для такой категории молодых людей характерна отчужденность, дезадаптация, а также ведение аморального и противоправного образа жизни, что обуславливает их виктимность [1, с.113].

То есть виктимность является характеристикой личности, приобретенной вследствие виктимизации, она включает в себя отстраненность, асоциальный образ жизни, социальную и личностную дезадаптацию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что виктимогенность определяет наличие угроз для возникновения положения человека в роли жертвы; виктимизация указывает на склонность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств под воздействием ряда факторов; виктимность же является характеристикой личности. Стоит также отметить, что понятия виктимогенность, виктимизация и виктимность тесно связаны между собой, и являются неотъемлемой частью социально-педагогической виктимологии как науки о социальных рисках.



















3. Возрастные периоды возможной виктимизации личности

На протяжении своего развития человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых отличается особенностями психического и физического созревания, имеет свою специфику и возрастные характеристики, а также особенности социализации, отличающиеся от друг от друга. По мнению А.В. Мудрика, на каждом возрастном этапе социализации можно  выделить наибольшие опасности, столкновение с которыми в наибольшей степени  может привести человека к виктимизации.

Рассмотрим эти этапы, к ним главным образом относятся период внутриутробного развития плода, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый и юношеский возраст.

В самом раннем периоде – периоде внутриутробного развития плода опасность представляют: нездоровье родителей, их асоциальный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей; нежелание иметь ребенка; медицинские ошибки; неблагоприятная экологическая среда.

В раннем возрасте с точки зрения виктимизации опасность могут представлять: различные виды материнской депривации; болезни; противоправное поведение родителей, употребление ими алкоголя, наркотических вещесте, асоциальный образ жизни.

В дошкольном возрасте в качестве опасностей могут выступать: болезни и физические травмы; эмоциональная отстраненность и аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; характер просмотра передач (развлекательный, агрессивный и т. д).

Позже, в младшем школьном возрасте среди таких опасностей можно назвать: аморальность родителей; гипопротекция или гиперопека; характер просмотра передач; неразвитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших детей; физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование; растление.

Одним из самых сложных периодов относительно виктимизации является подростковый возраст, что в первую очередь связано с возрастными особенностями подростка (появление чувства взрослости, созревание и т.п.). Поэтому в подростковом возрасте в ряду таких опасностей будут находиться: аморальность родителей; нищета семьи; гипопротекция или гиперопека; характер просмотра передач; употребление ПАВ; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; непонимание со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности опасность виктимизации представляют: антисоциальная семья; нищета семьи; употребление ПАВ проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; непонимание окружающими, одиночество; романтические неудачи; суицидальные устремления; противоречия между идеалами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы; интернет-зависимость.

В юношеском возрасте опасностями будут: употребление ПАВ, проституция; нищета, безработица; сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность и антисоциальные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование [2, с. 85].

 Конечно, по мнению многих ученых (А.И. Тесля и др.) повлияет ли любая из названных опасностей в определенный период жизни человека на его социализацию, во многом зависит как от объективных обстоятельств, так и от его индивидуальных особенностей. И особое место на протяжении развития личности ребенка, особенно на ранних этапах, занимает семья и стиль воспитания, который в ней присутствует. Самыми неблагоприятными стилями воспитания, с точки зрения возникновения процесса виктимизации , являются авторитарный стиль воспитания, воспитание по типу «кумир семьи» и эмоциональное непринятие своего ребенка. Наиболее благоприятным стилем воспитания является демократический стиль воспитания, при котором учитываются потребности ребенка, его интересы и мнение [5, 52].

Исходя из приведенного выше, можно сделать вывод, что на протяжении каждого возрастного периода развития человека присутствуют те или иные опасности, которые могут способствовать виктимизации личности, однако ее возникновение не является обязательным, а зависит от ряда факторов.













































4. Факторы процесса виктимизации личности

На возникновение у человека процесса виктимизации в любом возрастном периоде может влиять ряд факторов, которые по-разному классифицируются разными исследователями.

В процессе виктимизации личности, с точки зрения С.В. Лапиной, определенную роль играют факторы разного уровня: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофаторы [4, с. 200].

К мегафакторам С.В. Лапина относит: космос, планету, мир. К макрофакторам – страна, общество, государство, этнос. Общество и государство, как отмечает автор, играют особую роль в процессе виктимизации. Так, в каждом государстве есть инвалиды и сироты, однако условия их жизни и социализации различаются в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства (инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения; системы медицинской и социальной реабилитации; профессиональной подготовки и трудоустройства; законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов – органы управления, общественные фонды и т. д.) [4, с. 204]. 

К мезофакторам, по мнению С.В. Лапиной, относятся тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультурные и региональные условия. На данном уровне, объясняет автор, особую роль играют специфические условия поселения, к которым относится экология, экономические условия, производственные и рекреативные инфраструктуры, социально-профессиональные и демографические структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. Специфическими  факторами виктимизации человека на этом уровне могут стать природно-климатические условия страны, региона, местности, поселения. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и даже на психику человека. Нужно обратить внимание, что экологические особенности местности могут привести к образованию геопатогенных зон, в которых у некоторых групп населения развиваются специфические заболевания и которые могут отрицательно влиять на психику. Также особенно негативное влияние оказывает повышенный уровень радиации, высокий уровень шума, загазованность и др. Данные условия могут не только влиять на здоровье, но и способствовать повышению уровня криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения.   К микрофакторам относятся семья, микросоциум, группы сверстников, воспитательные институты, религиозные организации. Причем семья, микросоциум, группы сверстников характеризуются устойчивостью, неформальностью взаимоотношений. Их роль в процессе социализации очень велика, так именно в них происходит социализация. Кроме того, группа  сверстников может выступать  вполне объективным виктимогенным  фактором, особенно в подростковом и юношеском возрасте, если она  имеет асоциальный или антисоциальный характер. Также виктимогенным фактором является семья, если она передает ребенку  склонность к асоциальному образу жизни, противоправному и саморазрушительному  поведению. Даже в самой  семье может формироваться тип  жертвы в зависимости от особенностей семьи [4, с. 205].

В предложенной российским психологом Е.В. Руденским культурогенетической концепции феномен «социально-педагогическая виктимизация личности» обосновывается с позиции интеграции ряда факторов риска его возникновения. Этим обусловлено то, что в качестве факторов риска социально-педагогической виктимизации учащегося им рассматриваются:

1. Субъектные, интрасубъектные и интерсубъектные факторы развивающейся личности подростка.

2. Субъектные, интрасубъектные и интерсубъектные факторы личности учителя.

3. Системные факторы педагогического общения, отраженные в системе взаимодействия учителя (родителя) и развивающейся личности подростка.

4. Психосоциальные факторы социально-педагогической ситуации развития личности подростка.

5. Индивидуально-психологические факторы, обусловленные спецификой возрастной индивидуальности и психологической типологией личности подростка [3, с. 16].

Таким образом, в социально-педагогической литературе разные авторы с различных точек зрения анализируют факторы возникновения процесса виктимизации личности. Согласно первой классификации, предложенной С.В. Лапиной, можно выделить мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофаторы процесса виктимизации личности. Е.В. Руденский выделяет субъективные, системные, психосоциальные и индивидуально-психологические факторы виктимизации. Несмотря на анализ факторов виктимизации с разных точек зрения, можно сказать, что большинство авторов сходится в том, что особое значение играют социальные институты, в которых оказывается человек на разных возрастных периодах.































Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы относительно социально-педагогической виктимологии как науке о социальных рисках.

Во-первых, социально-педагогическая виктимология относительно молодая отрасль социальной педагогики, которая изучает различные категории людей, оказавшиеся под влиянием неблаприятных факторов социализации, вследствие которых они стали жертвами.

Во-вторых, существуют возрастные периоды вероятной виктимизации, возникновение которой главным образом связано с поведением родителей по отношению к ребенку, физическим и психическим развитием ребенка, вовлечением человека в асоциальные группы, употребление наркотиков, алкоголя, курения и т.п. Особенно сложным и опасным периодом для возникновения виктимизации является подростковый возраст, так как у ребенка расширяется круг общения, на первое место выходит общение со сверстниками, восприятие себя. Если подросток не может найти свое место среди сверстников и негативно воспринимает себя, то возможность виктимизации значительно 111увеличивается.

В-третьих, в социально-педагогической литературе в настоящее время есть несколько точек зрения на выделение факторов виктимизации человека: одни ученые обосновывают факторы виктимизации, исходя из процесса возникновения этого феномена, другие авторы анализируют факторы виктимизации личности с точки зрения устройства общества и его отдельных ячеек (семья, работа, неформальные группы и т.п.).

Таким образом, социально-педагогическая виктимология является наукой о социальных рисках, с которыми человек может столкнуться на протяжении всех периодов развития личности, начиная с внутриутробного периода и заканчивая, как правило юношеским возрастом. Социально-педагогическая виктимология изучает эти риски и разрабатывает положения относительно их минимизации.

Список использованной литературы

1. Барановский  Н. А. Введение в виктимологию / Н.А. Барановский. – Минск: Амалфея, 2002. – 186 с. 

2. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики / А.В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.

3. Руденский Е.В. Культурогенетическая концепция социально-педагогической виктимологии личности подростка: концептуальное введение в теорию и практику социально-педагогической виктимологии личности: монография. - Новосибирск, 2000. и наука. – 2007.  – № 1. – С. 15–16.

4. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.

5. Тесля А. И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию: учеб.-метод. пособие / А.И. Тесля. – Минск: БГПУ, 2009. – 134 с.

6. Утков П. Ю. Роль и место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим образованием / П. Ю. Утков // Юридическое образование и наука. – 2007. – № 1. – С. 15–16.





9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!