Занятие на тему:
СЕМЬЯ - МАЛЕНЬКОЕ ГОСУДАРСТВО
Цели:
- развитие стремления к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия;
формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия;
воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора.
Оборудование: листы формата АЗ, маркеры.
Ход занятия:
I
Оргмомент:
Я рада вас сегодня видеть на нашей встрече.Рассичываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание.
Упражнение «Бегущая ассоциация».
Участники занятия высказывают, какие у них возникли ассоциации на слова «семья» и «государство». Высказывания фиксируются на листах или на доске.
Дискуссия по этим двум категориям.
Ведущий предлагает группе сопоставить эти два понятия,
сравнить эти две категории, ведь не зря в народе говорят: «Семья — это маленькое государство».
Что общего между ними? (В стране и в семье есть глава, общее имущество, права и обязанности.)
Чем отличаются эти категории? (Государство. Управление им гораздо сложнее, так как в него входят многие губернии; управлением государства занимаются не двое, а кабинет министров, Дума, что обусловлено трудностями в установлении единого решения. Семья - это союз двух человек, мужчины и женщины, которые в процессе совместного жития готовы разделять как радости, так и горести.)
Давайте уделим внимание молодой семье.
Упражнение «Портрет молодой семьи глазами мужской и женской ее половинок».
Затем участники представляют свои работы. Сравнение образов молодой семьи, представленных девушками и юношами.
5. Упражнение «Права и обязанности».
Ведущий предлагает участникам занятия рассчитаться на 1, 2-й. Первые номера - это одна группа, а вторые номера - вторая.
1-я группа - опишите, что должен делать мужчина в семье.
2-я группа - опишите, что должна делать женщина в семье.
Общее задание - составьте перечень прав, которые
имеют оба супруга.
Время на выполнение заданий до 10 минут, ведущие помогают группам сформулировать ответы, задают наводящие вопросы.
Обсуждение обязанностей, нахождение общих и затем переход к обсуждению представленных прав.
Ведущий напоминает о том, что у каждого есть право на свое мнение, уважение, на отдых, на хобби.
Брачный контракт - это юридический документ. До свадьбы многие молодые люди оговаривают в нем свои права и обязанности относительно будущей совместной жизни: количество детей, имущественные вопросы, ссылки на случай развода или вдовства.
Как вы думаете, какова причина, по которой заключается этот документ? Возможно, что причина и не одна. (Варианты ответов участников.)
Конечно же, все мы хотим, чтобы наше будущее было безопасно, давало нам ощущение уверенности в завтрашнем дне, чувство защищенности и приносило удовлетворение, удовольствие от совместной жизни. Таким образом, мы стараемся брачным договором защитить себя. Скажите, пожалуйста, а возможно ли предусмотреть все случаи? (Мнения участников.)
Каким образом сейчас некоторые молодые люди пытаются проверить свои чувства на прочность? (Варианты ответов. Ведущий в это время вывешивает большой лист на доску или отмечает на доске два сектора: гражданский брак, законный союз.)
Одним из способов является гражданский брак. Что это за брак? Так ли он хорош? (Совместное обсуждение: плюсы и минусы гражданского брака.)
-- Можно ли предполагать, что это брак, в котором кто-то из партнеров избегает брать на себя ответственность?
Дает ли этот брак возможность проверить чувства друг друга?
Соответствует ли он нашей схеме: любовь - ответственность — уважение? К каким последствиям может привести данная форма гражданского брака?
Существует ли альтернатива гражданскому браку? (Это законный союз — зарегистрированные супружеские отношения.)
- Какие плюсы и минусы есть в этом варианте брака? (Варианты ответов фиксируются на доске или листе.)
Как видите, и в том, и в другом случае есть свои плюсы и свои минусы, выбор за вами. Но всегда необходимо помнить о последствиях своего выбора о той ответственности, которую несут друг перед другом молодые люди, решившие создать семью.
Послушайте притчу. И подумайте в чем смысл семейного счастья?
В Древнем Китае жили удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: "Как удается вам жить и мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?" В ответ старейшина назвал лишь три слова.
Какие? Как вы думаете? (учащиеся называют свои слова)
ПОНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ЛЮБОВЬ
ПОНИМАНИЕ - благополучие в семье, основа благоприятного психологического климата семьи.
УВАЖЕНИЕ - уважение ко всем членам семьи, уважение к принятым решениям.
ЛЮБОВЬ - любовь родителей друг к другу - главный воспитательный фактор, благополучие и счастье
Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни, Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной - покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
Я бы хотела с вами поделиться рецептом счастья, который стал бы основой счастливой семьи.
Возьмите чашу терпения,
влейте в нее полное сердце любви,
добавьте 2 горсти щедрости,
посыпьте добротой,
плесните немного юмора
и добавьте как можно больше веры.
Все это хорошо перемешайте,
намажьте на кусок отпущенной воли жизни
и угостите каждого члена вашей семьи!
Рефлексия.
Участники урока высказывают свои ощущения, чувства, которые они испытывали во время занятия, и пожелания ведущим. Социальный педагог благодарит ребят за активность и доверие к ним.
Пилипенко Т.А. социальный педагог