Отчет о проведении урока с использованием ПТ
Занятия педагога-психолога из цикла «Уроки доброты» для учащихся 3 кл.
«Особый ребенок или здоровье – дар судьбы»
Цели и ожидаемые результаты занятия:
Обучающая цель:
Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни
Сформировать представление об "особом ребенке"
Развивающая цель:
Развивать чувство эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями (ООП)
Воспитывающая цель:
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни
Задачи: познакомить детей с проблемами их сверстников-инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких ребят, создать условия и предоставить возможность задуматься о ценности здоровья, о необходимости здорового образа жизни.
Ход занятия
1. Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.
"Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращены Игра «Давайте поздороваемся».
Я приглашаю в центр класса желающих поучаствовать. Представьте себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля из другой страны и предлагаю всем вам под звучащую музыку поздороваться друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей.
- Задание понятно?
Итак, начали…
(звучит песня «Ходит песенка по кругу» в исп. Э.Хиля)
- У всех получилось? Интересно было?... Спасибо.
Но здоровье может быть как физическим, так и духовным. Что значит иметь духовное здоровье? Моральное здоровье? (беседа с классом)
Сегодня мы познакомитесь с понятием «особый ребенок» и некоторыми проблемами детей-инвалидов, но для начала нам нужно создать команды. Для этого я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик-семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать, кто вперед, тот получит карточку (Вопросы легкие и нужны для того, чтобы все дети получили карточки, с помощью которых будут поделены на команды).
Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели)
Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид)
Сколько лепестков было у волшебного цветка?
А теперь посмотрите: карточки разного цвета, и с помощью этих карточек вы объединитесь в команды. Одна команда занимает места слева, другая - справа.
2. Второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой тренинга, игровые и творческие задания;
Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)
В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".
А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем поселке, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их.
Вопросы для обсуждения:
Бывают ли опасные для профессии, приводящие к инвалидности?
Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?
Давайте мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя команды. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.
Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Согласны ли вы, что с дружеской помощью вам было бы намного комфортнее, надежнее?
Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки (приложение В).
А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.
Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться? (пробное упражнение – рука зафиксирована платком к телу и с помощью только 1 руки, надеть перчатку или завязать бант).
Помните вопросы в начале занятия? Мы ответили сегодня на них? Давайте повторим:
Что такое здоровье? Что означают слова "особый ребенок", "дети с особыми образовательными возможностями", инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?
Третий этап - заключительный: рефлексия занятия. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.
Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?