«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде»
Все негативные явления, с которыми мы сталкиваемся и привычно называем отклоняющимся или девиантным поведением по сути своей являются звеньями одной цепи. Если присмотреться повнимательнее, то всякое отклоняющееся поведение это некий звоночек, сигнал о бедствии, о неблагополучии, который посылают нам дети в надежде на помощь, на понимание, на сочувствие, будь это агрессивное поведение или невыученный урок, нарушение дисциплины, курение и т.п. Если мы, взрослые, не обращаем внимание на эти сигналы, либо обращаем на них внимание негативное, оценочное, пытаемся давить, притягивать к общепринятым нормам, вместо того, чтобы помочь в разрешении возникших трудностей, сложностей, поведение чаще всего ухудшается, переходит на новый более серьезный виток. Так и идет по цепочке: нарушения в поведении, неуспеваемость, конфликты, агрессивное поведение, насилие и жестокость по отношению к окружающим, порча школьного имущества, пропуски уроков, и т.д. и т.п., вплоть до правонарушений, преступлений, и разного рода зависимостей(следовательно, итог: девиантное поведение).
Прежде чем говорить о том, как «бороться» с негативными проявлениями, давайте определимся, с чем же мы «боремся», с каким «врагом»? Чаше всего нам приходится вести «борьбу» с различными проявлениями девиантного поведения в широком смысле этого определения.
По определению, девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, сопровождающееся социальной дезадаптацией.
К отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами) (алкоголизм, токсико- и наркомания, гемблинг (игровая зависимость)), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками, а также суицидальное поведение.
В возникновении девиантного(в том числе аддиктивного и суицидального) поведения имеют значение личностные особенности и характер средовых воздействий. Лица с низкой переносимостью психологически дискомфортных состояний, возникающих в повседневной жизни естественных периодов спада, более подвержены риску. Такой риск также может увеличиваться при встрече с трудными социально неблагоприятными, психотравмирующими ситуациями.
Причины всех этих явлений практически одни и те же: несформированность произвольности в поведении, неумение выстрваивать отношения с окружающими сверстниками и взрослыми, позиция эгоцентризма, когда на первом месте своя точка зрения, а другие даже не рассматриваются, неблагополучия в семье(в особенности).
Можно перечислить основные факторы, причины появления различного типа девиаций в поведении:
1.Нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.
2. Несостоятельность семейного воспитания. К таким семьям относятся: криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические
3.Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках).
4. Наличие определенных акцентуаций(чрезмерно выраженные отдельные черты) в характере подростка. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
Школа, часто подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому на первое место в нашей работе выходит профилактика возникновения данных негативных проявлений, негативного поведения.
К основным направлениям профилактики негативных проявлений в подростковой среде относятся следующие формы работы пшкольного педагога-психолога и социального педагога:
1. Работа, направленная на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
2. Работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время, выявление данных учащихся, выявление данных семей
3. Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательные поведение личности. Объектом работы может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу на формирование установок направленных на здоровый образ жизни и трезвость.
4. Информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов, создание сайтов в Интернете.
5. Активное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В нашей школе используются следующие формы:
Занятия с элементами тренинга направленные на выработку резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренингов изменяется установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развиваются способность говорить «НЕТ» в случае давления сверстников, даётся информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
Занятие с элементами тренинга направленные на формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимается наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно решать конфликты в межличностных отношениях. Также, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою жизненную позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающих ситуации.
Если говорить о профилактических мероприятиях на уровне района, то можно сказать, о двух ежегодных массовых муниципальных мероприятиях, которые проводят педагоги-психологи школ города и района:
Муниципальный тематический день «Здоровый мир – здоровая молодежь». Данное мероприятие проводится ежегодно в декабре при поддержке Рославльского комитета образования.
Профилактический психолого-педагогический марафон «День здоровья». Данное мероприятие проводится ежегодно в апреле при поддержке Рославльского комитета образования.
Учащиеся 8 – 11 классов МБОУ «Чижовская средняя школа» ежегодно принимают активное участие в этих профилактических муниципальных мероприятиях.
Второй год подряд по запросу Департамента Смоленской области по образованию и науке с целью профилактики социально-негативных явлений в подростково-молодежной среде, во исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего профессионального образования», п. 9.2 постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Смоленской области от 30.03.2015 № 2 с 12.10.17 по 01.12.17 в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Рославльский район» Смоленской с несовершеннолетними 13 – 18 лет проводится социально-психологическое анкетирование. Цель тестирования – выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Результаты социально – психологического тестирования по МБОУ «Чижовская средняя школа»:
№ п/п | Образовательная организация / Ф.И.О. ответственного | Возраст участников | Общее кол-во обучающихся | Количество обучающихся, прошедших тестирование |
1. | МБОУ «Чижовская средняя школа» Соловьева Е.С., педагог-психолог | | | Всего | ГР% |
от 13 до 15 лет | 9 | 9 | 100% - группа «не рискующие» |
15 лет и старше | 9 | 9 | 100% - группа «не рискующие» |
Рекомендации для родителей (законных представителей) по профилактике негативных проявлений в подростковой среде:
Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка.
Общайтесь, обсуждайте проблемы.
Учите разрешать проблемы и конфликтные ситуации.
Внушайте оптимизм в любой сложившейся ситуации в своего ребенка.
Проявляйте бдительность. Если вы чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере ребенка, не стоит полагаться на время - что все само собой пройдет и наладится.
Проводите совместное свободное время вместе со своим ребенком.
Интересуйтесь жизнью своего ребенка, его интересами, увлечениями, отношениями со сверстниками, друзьями, одноклассниками, учителями.
Педагог-психолог _____________ Е.С.Соловьева