Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола» г. Гагарина Смоленской области.
Составитель: учитель русского языка и литературы Новикова М.Г.
Социально значимый проект по устному народному творчеству
Название проекта.
«Полюби свой народ и его творчество»
Актуальность проекта.
Историю народа, его традиции, взгляды на жизнь, мораль передают произведения устного народного творчества. Они родились в глубине веков, передавались из поколения в поколение и отобразили любовь к родной земле, своему народу, родному языку. Богатство мудрости и красоты оставили нам предки, а мы должны его оберегать, чтобы не потерять свои корни. Поэтому считаю необходимым участие школьников в данном проекте.
Ресурсы, необходимые для реализации данного проекта.
Нужны помощники (родители учащихся, специалисты по изучению фольклора), финансы для посещения музея, организации праздника, материалы для изготовления декораций, технические средства и печатные издания для поиска и обработки информации. По срокам реализации проект краткосрочный: от четырёх до шести месяцев.
Участники проекта.
Расширенная команда: учащиеся 5 класса и учитель, специалисты музея народного творчества, родители учащихся.
Цель проекта: познакомить учащихся с истоками народной культуры; привить интерес и уважение к творческому наследию родного народа, красоте и богатству его языка; формировать чувство причастности школьников к наследию прошлого.
Задачи:
- дать понятие о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, показать многообразие жанров фольклора;
- изучить традиции народа и его творчества на основе материалов городского музея;
- показать уважение мастеров слова к народным традициям;
- как результат работы над проектом организовать фольклорный праздник для детей и родителей.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
– чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– добиваться осознания и освоения фольклора как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели, анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, работать по плану;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно извлекать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения;
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
Коммуникативные УУД:
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Предметные результаты:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выделять его нравственную проблематику как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
- различать фольклорные и литературные произведения;
- выразительно читать, пересказывать фольклорные произведения, выбирать для самостоятельного чтения;
- развивать художественно-речевую деятельность через обыгрывание произведений фольклора;
- создавать собственные тексты разных жанров фольклора;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах.
Содержание деятельности.
1 этап. Погружение в проект и планирование деятельности.
2 этап. Познавательный.
Знакомство с понятием устное народное творчество.
Изучение малых жанров фольклора.
Чтение и изучение сказки «Царевна-лягушка».
Сказки народов России: «Падчерица».
Виды деятельности: разные виды чтения и пересказа, наблюдение над словом, устное рисование, инсценирование сказки, создание книги пословиц и поговорок, сочинение сказок, загадок, викторины, написание синквейна.
3 этап. Познавательный.
Посещение музея народного быта. Интерактивное мероприятие работников музея.
4 этап. Практический . Описание народного быта в произведениях писателей.
Мини проект.
«Создание музея по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Виды деятельности: исследование представление материалов в виде музейных экспонатов.
5 этап. Представление результата
Фольклорный праздник.
Виды деятельности: изготовление декораций, костюмов; планирование праздника и подбор материала; отработка танцевальных движений, репетиция ведущих.
Приложение
Фольклорные посиделки
Декорации на сцене: старинная изба с открывающимися окнами, рядом деревья с листьями, небольшой стог сена, несколько поленьев, перед домом деревянная лавка. Звуки утра, свистит соловей, затем - песня «Умывает красно солнышко..» Девочки в народных костюмах выходят на сцену хороводом и исполняют народный танец.
Первый ведущий:
Добрый вечер и поклон, гости дорогие!
Собрались со всех сторон наши все родные.
Я смотрю на ваши лица: хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной и приветливой семье.
Всю семью мы приглашаем с нами петь, плясать, играть,
Но вначале предлагаем всем потанцевать.
(танцуют)
Второй ведущий:
Очень часто за событиями, сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.
Конечно, всех обрядов и обычаев русской земли мы не сможем вспомнить за один вечер, но некоторые из них постараемся. Сегодня у нас встречаются две «родни» : «родня Аленушки» и «родня Иванушки» (каждая «родня» состоит из учащихся и их родителей, одетых в народные костюмы).
Конкурс на лучшее накрывание стола
Первый ведущий:
Самовар на столе вот-вот закипит.
Надо чтобы вовремя и стол был накрыт.
Сюда старайтесь заглянуть: здесь можете узнать,
Как лучше в праздник стол накрыть и как гостей принять.
Каждая «родня» накрывает себе стол (самовар, чашки, полотенца с вышивкой, блины, чай и т.д.). Жюри оценивает: победителю – пять пряников.
Конкурс-викторина
За каждый правильный ответ «родне» вручается пряник.
Из шапки достают вопросы – по очереди каждая «родня».
Скажите, кто такая свояченица? (Сестра жены)
Кто такой деверь? (Брат мужа)
Кто такой тесть? (Отец жены)
Кто такая свекровь? (Мать мужа)
Кто такой свояк? (Муж сестры)
Кто такая золовка? ( Сестра мужа)
Почему блины круглые? (Как солнце)
Кого символизирует петух на русском полотенце? (Хозяина)
В каком произведении, восхваляя мастерство умельцев, рассказывается о том, как блоху подковали? (Лесков «Левша»)
Как назывался старинный русский женский головной убор? (Кокошник)
Как называлось полотенце? (Ручник)
Музыкальный инструмент, имеющий вид ручной арфы, с медными струнами. В древности под его игру сказывали былины. (Гусли)
Как называли в народе самый простой пастуший музыкальный инструмент. (Рожок, затем дудка)
Что составляло главное украшение дома? (Образа, у богатых были отдельные комнаты для молитв)
Что использовали для хранения больших хозяйственных припасов? (Бочки, кадушки, лукошки и котлы)
Какой предмет использовался в домашнем быту для хранения вещей? (Сундук)
Для умывания служили … (Лохани и рукомойники, у богатых были серебряные и позолоченные)
Где хранили женские украшения? ( В ларцах)
Струнный инструмент, служивший для плясовых песен. (Балалайка)
«Раздайся, народ, меня пляска берет»
Второй ведущий:
Никакой русский праздник не обходится без задорной русской пляски.
Выходите, поспешите, уступаем место вам.
Вы здесь дружно попляшите, а мы хлопать будем вам.
(Победителю - 5 пряников)
Конкурс на лучшее исполнение русской народной песни.
Первый ведущий:
Пой песню тот, у кого голос хорош. ( От каждой «родни» по одной песне.)
Победителю - пять пряников.
Конкурс загадок
Первый ведущий:
В зимние вечера, когда переделают все дела по хозяйству, собирались и стар, и млад в какой-нибудь избе.
Второй ведущий:
Хранит тепло русская печь, горит, потрескивает березовая лучина, тени бегают по стенам. Разные люди тесно сидят на лавке вдоль бревенчатых стен. Вместе им хорошо, уютно.
Первый ведущий:
А на улице - долгий-долгий вечер, снег, да мороз такой, что бревна потрескивают. Вот в такие вечера собирались на посиделки. Одним из элементов посиделок были загадки. Многие из них сохранились до сих пор. (Ведущие достают из сундучка загадки и читают их по очереди для каждой родни.)
За каждый правильный ответ - один пряник.
Загадки:
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба)
Жалованья не получаю, а учу днем и ночью. (Книга)
Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)
В деревянной рубашке черная душа. (Карандаш)
Сито свито, золотом покрыто. Кто взглянет, всяк заплачет. (Солнце)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
В лес дорога, на опушке тревога, внутри ярмарка. (Улей)
Черные, кривые, от рожденья все немые. Встанут в ряд – сейчас заговорят. (Буквы)
Голову срезали, сердце вынули, дали пить, велят говорить. (Перо)
По зимнему пологу золотое просо рассыпано. (Звезды на небе)
Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем (Зима)
Две Палашки бегут в лески, загнувши носки. (Полозья)
Под гору - коняшка, а в гору - деревяшка. (Катание с гор на санках)
Одной – зимой отдых, другой – летом, третьей – ни зимой, ни летом. (Телега, сани, лошадь)
Меня бьют, колотят, режут – я все терплю, всем добром плачу. (Земля)
Конкурс частушек
Второй ведущий:
Да, много есть у нас талантов: и певцов, и музыкантов.
Любят пляску огневую, и частушку удалую!
( От каждой «родни» выступления с частушками; победителю - пять пряников).
Конкурс скороговорок.
Каждый из родни вытаскивает из шапки скороговорку и произносит три раза, ускоряя темп. (За прекрасное произнесение скороговорки один пряник).
Игры, забавы
«Сковорода» 5-10 человек.
Под музыку бегут по кругу, взявшись за руки. Когда музыка останавливается, останавливаются и участники, начинают тащить друг друга за руки в центр круга – в «сковороду». Победитель – «не испекшийся».
«Царь горы» 2 мальчика.
Забираются на возвышение, сталкивая друг друга со словами «Я царь горы!». Победитель – забравшийся на «гору».
«Кто кого перетянет» 5-10 чел.
Берутся за канат или веревку, тянут каждый в свою сторону. Победитель – тот, кто перетянул.
Конкурс на лучшее рассказывание сказки
От каждой «родни» по одной сказке. Сказочник рассказывает, выглядывая из окон избы или сидя на лавке. Победителю – пять пряников.
Конкурс народного костюма
Лучшие костюмы у каждой родни – один пряник.
Подведение итогов: подсчёт пряников у каждой «родни».
Ведущие:
Мы хотим вам пожелать :
В праздник петь и танцевать,
В будни хорошо трудиться,
В выходной сюда явиться!