СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально значимый проект по фольклору " Полюби свой народ и его творчество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность по литературе. Социально значимый проект по фольклору " Полюби свой народ и его творчество"

Просмотр содержимого документа
«Социально значимый проект по фольклору " Полюби свой народ и его творчество"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола» г. Гагарина Смоленской области.

Составитель: учитель русского языка и литературы Новикова М.Г.

Социально значимый проект по устному народному творчеству

Название проекта.

«Полюби свой народ и его творчество»

Актуальность проекта.

Историю народа, его традиции, взгляды на жизнь, мораль передают произведения устного народного творчества. Они родились в глубине веков, передавались из поколения в поколение и отобразили любовь к родной земле, своему народу, родному языку. Богатство мудрости и красоты оставили нам предки, а мы должны его оберегать, чтобы не потерять свои корни. Поэтому считаю необходимым участие школьников в данном проекте.

Ресурсы, необходимые для реализации данного проекта.

Нужны помощники (родители учащихся, специалисты по изучению фольклора), финансы для посещения музея, организации праздника, материалы для изготовления декораций, технические средства и печатные издания для поиска и обработки информации. По срокам реализации проект краткосрочный: от четырёх до шести месяцев.

Участники проекта.

Расширенная команда: учащиеся 5 класса и учитель, специалисты музея народного творчества, родители учащихся.

Цель проекта: познакомить учащихся с истоками народной культуры; привить интерес и уважение к творческому наследию родного народа, красоте и богатству его языка; формировать чувство причастности школьников к наследию прошлого.

Задачи:

- дать понятие о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, показать многообразие жанров фольклора;

- изучить традиции народа и его творчества на основе материалов городского музея;

- показать уважение мастеров слова к народным традициям;

- как результат работы над проектом организовать фольклорный праздник для детей и родителей.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

– чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– добиваться осознания и освоения фольклора как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели, анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, работать по плану;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

самостоятельно извлекать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,

выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Предметные результаты:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выделять его нравственную проблематику как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

- различать фольклорные и литературные произведения;

- выразительно читать, пересказывать фольклорные произведения,  выбирать для самостоятельного чтения;

- развивать художественно-речевую деятельность через обыгрывание произведений фольклора;

- создавать собственные тексты разных жанров фольклора;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах.

Содержание деятельности.

1 этап. Погружение в проект и планирование деятельности.

2 этап. Познавательный.

Знакомство с понятием устное народное творчество.

Изучение малых жанров фольклора.

Чтение и изучение сказки «Царевна-лягушка».

Сказки народов России: «Падчерица».

Виды деятельности: разные виды чтения и пересказа, наблюдение над словом, устное рисование, инсценирование сказки, создание книги пословиц и поговорок, сочинение сказок, загадок, викторины, написание синквейна.

3 этап. Познавательный.

Посещение музея народного быта. Интерактивное мероприятие работников музея.

4 этап. Практический . Описание народного быта в произведениях писателей.

Мини проект.

«Создание музея по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Виды деятельности: исследование представление материалов в виде музейных экспонатов.

5 этап. Представление результата

Фольклорный праздник.

Виды деятельности: изготовление декораций, костюмов; планирование праздника и подбор материала; отработка танцевальных движений, репетиция ведущих.

Приложение

Фольклорные посиделки

Декорации на сцене: старинная изба с открывающимися окнами, рядом деревья с листьями, небольшой стог сена, несколько поленьев, перед домом деревянная лавка. Звуки утра, свистит соловей, затем - песня «Умывает красно солнышко..» Девочки в народных костюмах выходят на сцену хороводом и исполняют народный танец.

Первый ведущий:

Добрый вечер и поклон, гости дорогие!

Собрались со всех сторон наши все родные.

Я смотрю на ваши лица: хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной и приветливой семье.

Всю семью мы приглашаем с нами петь, плясать, играть,

Но вначале предлагаем всем потанцевать.

(танцуют)

Второй ведущий:

Очень часто за событиями, сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Конечно, всех обрядов и обычаев русской земли мы не сможем вспомнить за один вечер, но некоторые из них постараемся. Сегодня у нас встречаются две «родни» : «родня Аленушки» и «родня Иванушки» (каждая «родня» состоит из учащихся и их родителей, одетых в народные костюмы).

Конкурс на лучшее накрывание стола

Первый ведущий:

Самовар на столе вот-вот закипит.

Надо чтобы вовремя и стол был накрыт.

Сюда старайтесь заглянуть: здесь можете узнать,

Как лучше в праздник стол накрыть и как гостей принять.

Каждая «родня» накрывает себе стол (самовар, чашки, полотенца с вышивкой, блины, чай и т.д.). Жюри оценивает: победителю – пять пряников.

Конкурс-викторина

За каждый правильный ответ «родне» вручается пряник.

Из шапки достают вопросы – по очереди каждая «родня».

  • Скажите, кто такая свояченица? (Сестра жены)

  • Кто такой деверь? (Брат мужа)

  • Кто такой тесть? (Отец жены)

  • Кто такая свекровь? (Мать мужа)

  • Кто такой свояк? (Муж сестры)

  • Кто такая золовка? ( Сестра мужа)

  • Почему блины круглые? (Как солнце)

  • Кого символизирует петух на русском полотенце? (Хозяина)

  • В каком произведении, восхваляя мастерство умельцев, рассказывается о том, как блоху подковали? (Лесков «Левша»)

  • Как назывался старинный русский женский головной убор? (Кокошник)

  • Как называлось полотенце? (Ручник)

  • Музыкальный инструмент, имеющий вид ручной арфы, с медными струнами. В древности под его игру сказывали былины. (Гусли)

  • Как называли в народе самый простой пастуший музыкальный инструмент. (Рожок, затем дудка)

  • Что составляло главное украшение дома? (Образа, у богатых были отдельные комнаты для молитв)

  • Что использовали для хранения больших хозяйственных припасов? (Бочки, кадушки, лукошки и котлы)

  • Какой предмет использовался в домашнем быту для хранения вещей? (Сундук)

  • Для умывания служили … (Лохани и рукомойники, у богатых были серебряные и позолоченные)

  • Где хранили женские украшения? ( В ларцах)

  • Струнный инструмент, служивший для плясовых песен. (Балалайка)

«Раздайся, народ, меня пляска берет»

Второй ведущий:

Никакой русский праздник не обходится без задорной русской пляски.

Выходите, поспешите, уступаем место вам.

Вы здесь дружно попляшите, а мы хлопать будем вам.

(Победителю - 5 пряников)

Конкурс на лучшее исполнение русской народной песни.

Первый ведущий:

Пой песню тот, у кого голос хорош. ( От каждой «родни» по одной песне.)

Победителю - пять пряников.

Конкурс загадок

Первый ведущий:

В зимние вечера, когда переделают все дела по хозяйству, собирались и стар, и млад в какой-нибудь избе.

Второй ведущий:

Хранит тепло русская печь, горит, потрескивает березовая лучина, тени бегают по стенам. Разные люди тесно сидят на лавке вдоль бревенчатых стен. Вместе им хорошо, уютно.

Первый ведущий:

А на улице - долгий-долгий вечер, снег, да мороз такой, что бревна потрескивают. Вот в такие вечера собирались на посиделки. Одним из элементов посиделок были загадки. Многие из них сохранились до сих пор. (Ведущие достают из сундучка загадки и читают их по очереди для каждой родни.)

За каждый правильный ответ - один пряник.

Загадки:

  • Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)

  • С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба)

  • Жалованья не получаю, а учу днем и ночью. (Книга)

  • Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)

  • В деревянной рубашке черная душа. (Карандаш)

  • Сито свито, золотом покрыто. Кто взглянет, всяк заплачет. (Солнце)

  • Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

  • В лес дорога, на опушке тревога, внутри ярмарка. (Улей)

  • Черные, кривые, от рожденья все немые. Встанут в ряд – сейчас заговорят. (Буквы)

  • Голову срезали, сердце вынули, дали пить, велят говорить. (Перо)

  • По зимнему пологу золотое просо рассыпано. (Звезды на небе)

  • Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем (Зима)

  • Две Палашки бегут в лески, загнувши носки. (Полозья)

  • Под гору - коняшка, а в гору - деревяшка. (Катание с гор на санках)

  • Одной – зимой отдых, другой – летом, третьей – ни зимой, ни летом. (Телега, сани, лошадь)

  • Меня бьют, колотят, режут – я все терплю, всем добром плачу. (Земля)



Конкурс частушек

Второй ведущий:

Да, много есть у нас талантов: и певцов, и музыкантов.

Любят пляску огневую, и частушку удалую!

( От каждой «родни» выступления с частушками; победителю - пять пряников).

Конкурс скороговорок.

Каждый из родни вытаскивает из шапки скороговорку и произносит три раза, ускоряя темп. (За прекрасное произнесение скороговорки один пряник).

Игры, забавы

«Сковорода» 5-10 человек.

Под музыку бегут по кругу, взявшись за руки. Когда музыка останавливается, останавливаются и участники, начинают тащить друг друга за руки в центр круга – в «сковороду». Победитель – «не испекшийся».

«Царь горы» 2 мальчика.

Забираются на возвышение, сталкивая друг друга со словами «Я царь горы!». Победитель – забравшийся на «гору».

«Кто кого перетянет» 5-10 чел.

Берутся за канат или веревку, тянут каждый в свою сторону. Победитель – тот, кто перетянул.

Конкурс на лучшее рассказывание сказки

От каждой «родни» по одной сказке. Сказочник рассказывает, выглядывая из окон избы или сидя на лавке. Победителю – пять пряников.

Конкурс народного костюма

Лучшие костюмы у каждой родни – один пряник.



Подведение итогов: подсчёт пряников у каждой «родни».

Ведущие:

Мы хотим вам пожелать :

В праздник петь и танцевать,

В будни хорошо трудиться,

В выходной сюда явиться!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!