СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В школе возникает новая структура отношений: «ребенок - взрослый» дифференцируется на «ребенок - учитель» и «ребенок - родители», а отношение «ребенок - дети» остается неизменным.
Система «ребенок - учитель» является ведущей и начинает определять отношения ребенка к родителям и к детям.
Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Вместе со своими обязанностями школьник получает и новые правила. Он может претендовать на серьезное отношение взрослых к своему труду, он имеет право на свое рабочее место, необходимое для его занятий время. Получая хорошую оценку за свой рабочий труд, он может ждать по отношению к себе со стороны взрослого не только похвалы, но и уважения. (Ананьева Н.А.,1993)
Этот переход, как правило, болезненно воспринимается 6-летними детьми, так как ребенок младшего школьного возраста все еще находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Поэтому так важен именно в этом возрасте адекватный стиль общения учителя с детьми, подразумевающий приятие с его стороны.
В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Д. Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относиться к эталону, который вводит учитель. К третьему классу положение меняется и значимость учителя снижается.
Ситуация «ребенок—учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо.
Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью. (Фонарев М.И.,1975)
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей поскольку:
во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом;
во - вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.
В учебной деятельности, по словам В. В. Давыдова, происходит овладение содержанием разных форм общественного сознания (науки, искусства, морали и права) как продукта организованного мышления многих поколений людей (точнее, их теоретического мышления). У ребенка возникает отношение к действительности, которое связано у него с формированием теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей (в частности, рефлексии, анализа, планирования), которые и являются психологическими новообразованиями младшего школьника.
Согласно этой концепции учебная деятельность направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам учащийся.
Определяя структуру учебной деятельности, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин выделяют в ней следующие структурные компоненты:
мотивация;
учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме знаний;
учебные действия;
контроль, переходящий в самоконтроль;
оценка, переходящая в самооценку.
У детей, приходящих в 1 класс, целостной структуры учебной деятельности нет. Она формируется в течение нескольких лет. Потребность в теоретических знаниях как психологическая основа учебной деятельности, возникает в процессе ее собственного формирования. Она конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий.
Некоторые мотивы возникают непосредственно в обучении и связаны с содержанием и формами учебной деятельности (интерес к процессу чтения, рисования и т. д.). Другие лежат как бы за пределами учебного процесса. Выделяют два вида мотивов:
широкие социальные мотивы (хорошо работать после окончания школы, поступить в институт и др.). Однако следует отметить, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием выполняемой им деятельности. А поскольку мотив и содержание учебной деятельности друг другу не соответствуют, мотив постепенно начинает терять свою силу и «не работает» иногда уже к началу второго класса;
узколичностные - в них выражено стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку и т. д.).
К третьему классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива класса. У школьников появляются свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками. Поэтому к 3 классу положительные или отрицательные мотивы учения во многом зависят от настроя коллектива класса: если классный коллектив безразличен к успехам в учебе, то отдельные учащиеся быстро поддаются этой обстановке. Задача учителя — учитывать этот настрой и его влияние на учащихся.
Обычно ученикам первого класса трудно выделить любимый учебный предмет. Они называют 4-5 предметов, и на 1 место ставят те, которые увлекли их способами действия: чтение, математика, труд и т. д. Во втором классе круг учебных предметов, интересующих детей, сужается, а к третьему классу доходит до 1-2, причем ребят увлекает уже само содержание предмета. Развитие интересов младших школьников идет от интересов к отдельным фактам (первый - второй классы) до интересов, связанных с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями (третий класс).
Для того чтобы у школьников формировалась учебная деятельность, они должны постоянно решать учебные задачи. Суть учебной задачи состоит в том, что при ее решении посредством учебных действий школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой частной задаче. Мысль школьника при этом двигается от общего к частному. (Безруких М.М.,2000)
Учебная задача решается учениками путем выполнения следующих учебных действий:
преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
построение системы частных задач, решаемых общим способом;
контроль выполнения предыдущих действий;
оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Постепенно ребенок учится самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению. У ребенка формируется самостоятельная учебная деятельность, т. е. умение учиться.
Основными психологическими механизмами формирования компонентов учебной деятельности младших школьников являются: освоение действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), которые также выступают проявлением рефлексии и саморегуляции.
Основные достоинства учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьника:
направленность на усвоение знаний;
основное внимание уделяется развитию теоретического мышления;
формирующийся самоконтроль направлен также на контроль усвоения знаний и способа получения этих знаний;
самооценка служит оценкой успехов ребенка в учебе.