Здравствуйте! Тема моего выступления: «Социализация детей ОВЗ обучающихся среднем звене средней общеобразовательной школы: проблемы и перспективы»
В среднем звене общеобразовательной школы обучаются дети 11- 16 лет. Эта возрастная категория в психологии обозначена как подростковый возраст. Подростковый возраст (от лат. adolescere 'созреть') - это переходная стадия физического и психологического развития, что как правило происходит в период от полового созревания до взрослого возраста.
Рассмотрим психологические особенности данного возраста.
В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью.
Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.
Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.
Ещё одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.
Рассмотрим, что же мешает социализироваться ребенку данного возраста в обществе. На это есть 2 фактора: страхи и проблемы. Подробнее разберем каждый из них.
Страхи. У подростков выделяется основных два видов страхов -это личностные и социальные.
Личностные –это природные фобии (темнота, высота, замкнутое пространство)
Социальные—быть не таким как все, быть не понятым, быть не успешным, гендерный страх (взаимоотношение с противоположным полом) страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.
Исходя из этих страхов вытекает проблема в образовании- снижение качества образования. Подросток замыкается в своих страхах и проблемах не хочет посещать школу и отказывается получать новые знания. У детей с ОВЗ это проявляется все более обостренном виде, так как эти дети знают свои слабые стороны. Они считают, что их особенность является всегда слабым местом при нахождении их в социуме. Поэтому очень важно помочь этим детям, особенно в образовании. Так как образование является значимой ступенью в реализации во взрослой жизни человека.
Рассмотрим решение данной проблемы в нашем образовательном учреждении.
Наше образовательное учреждение подчиняется федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ гласит в Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Мы пользуемся принципами инклюзивного образования
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
В нашем образовательном учреждении отрабатываются компоненты:
-коммуникативный компонент – овладение языком и речью.
-познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
-поведенческий компонент – усвоение человеком модели поведения.
-ценностный компонент – отношение человека к ценностям общества.
-профориентация
Сформирована система помощи обучающемуся, где логокоррекционное сопровождение имеет модель ребенок –учитель- родитель
Образовательное учреждение ведет взаимодействие как с учеником, так и с родителями. Так как одной из функциональных обязанностей логопеда является просветительская деятельность.
Так же мы реализуем ФГОС по адоптированным образовательным программам, а также во внеурочной деятельности: занятия, конкурсы, олимпиады.
Совокупность всех образовательных компонентов и добросовестное отношение всех участников процесса способствует социализации подростков.