СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация детей с интеллектуальными нарушениями через обучение навыкам саморегуляции на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение сичтемы упражнений по развитию саморегуляции проводил на базе 1-2 класса, где обучаются дети с интеллекуальными нарушениями. Эта работа ведётся в сотрудничестве с коллегами: психологом, учителями предметниками и родителями.   

Просмотр содержимого документа
«Социализация детей с интеллектуальными нарушениями через обучение навыкам саморегуляции на уроках физической культуры»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гордеев И.П., учитель физической культуры

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32»

г. Каменск-Уральский

Россия

Уважаемые коллеги, я работаю в основном с классами ОВЗ, с сентября 2017 года начал работу с 1-м классом по ФГОС с ОВЗ по программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одним из важнейших условий обучения такого ребёнка в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. Класс был сложным, что заставило меня искать новые подходы к решению возникших проблем. Предыдущий опыт работы с детьми с ОВЗ с 1 по 9 класс, подсказал мне, что необходимо решать психологические проблемы на разных этапах развития через саморегуляцию.

Работая в этом направлении, познакомился с трудами известных психологов. Понятие регуляции впервые ввел Пьер Жанэ. Саморегуляция рассматривалась им как процесс опосредования социальных норм и ценностей, как система внутренних требований, которые превращают человека в активного субъекта [2, с. 292].

А.И. Шипилов считает, что психическая саморегуляция - система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управления своей психикой. Она может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и некоторыми другими способами [1, с. 138]. Овладеть навыками саморегуляции человеку необходимо в раннем возрасте, чтобы иметь возможность успешно и эффективно развиваться эмоционально и физически. В процессе педагогической деятельности я понял, что саморегуляция хорошо сказывается на самочувствии детей, меняя эмоциональную и физическую напряженность в состояние внутреннего спокойствия. Меняется цвет лица, появляется улыбка, исчезает напряженность, ребенок становится общительным, эмоционально устойчивым в поведении.
В младшем школьном возрасте формируются основные психические процессы, дети в большинстве своем способны организовать свою деятельность в зависимости от стоящих задач; возникает способность действовать организованно в соответствии со стоящими перед ним задачами; ребенок учится управлять своим поведением, протеканием психических процессов. Но у детей с интеллектуальными нарушениями эти процессы задерживаются или отсутствуют полностью. Это и требует отдельной и постоянной работы педагогов по развитию способности таких детей к саморегуляции. Мною была применена система упражнений по обучению навыкам саморегуляции детей с ОВЗ на уроках физкультуры. Внедрение системы упражнений по развитию саморегуляции проводил на базе 1 - 2 класса, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Продолжительность наблюдения: весь период 2017/18 уч.г. и 3-я четверть 2018/19 уч.гг. Эта работа ведётся в сотрудничестве с коллегами: психологом, учителями - предметниками и родителями. Наблюдения за изменениями в эмоционально – волевой сфере учащихся проводил психолог школы. В основе фиксации результатов заложена методика «Карта наблюдений». В её основе лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Чарльзом Осгудом. В этом учебном году во 2 классе 11 человек: 5 мальчиков и 6 девочек. Большинстве детей испытывают повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. У них часто меняется настроение в течении даже одного урока, неудачи легко расстраивают их. На уроках использую следующие виды упражнений: растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. Урок начинаю с особого приветствия: после слов учителя -« Физкульт» и ответом учеников - «Привет!», персонально с каждым участником построения здороваюсь приветственным жестом( хлопок ладонь об ладонь), проходя вдоль шеренги. Это приветствие моими учениками было встречено с большим энтузиазмом, который проявляется в одобрительных фразах, в улыбках и позитивном настрое к предстоящему уроку. Кроме того, данный способ приветствия (тактильный), способствует установлению эмоционального контакта ученик-учитель. На своем опыте я убедился в эффективности дыхательных упражнений в сочетании с базовыми упражнениями на растяжку мышц, которые снимают напряжённость, беспокойство. Считаю, умение контролировать дыхание постепенно развивает и способность самоконтроля над своими эмоциями. Поэтому обучаю детей навыкам простейших дыхательных упражнений. Для обучения навыку снятия стресса важно отучить ребенка от поверхностного дыхания и научить нижнему дыханию (осуществляется преимущественно мышцами брюшного пресса) и диафрагмальному дыханию, а также их совмещению. Научить правильному спокойному и полному вдоху и спокойному (более длительному, примерно в два раза, чем вдох) - выдоху, при этом концентрировать мысли на процессе вдоха и выдоха – не простая задача, требующая терпения и систематичности. Упражнения на разогрев, растяжку и скручивание мышц закрепляют положительный результат для здоровья и позитивный настрой на урок. Результат психолого-педагогических наблюдений подтвердил моё предположение: состояние страха, тревожности, которое мешает гармоничному развитию личности ребенка можно нивелировать с помощью таких коррекционных мероприятий. Предлагаю познакомиться с некоторыми результатами работы по одному из самых проблемных учеников. Ребёнок пришёл в 1 класс с совершенно неразвитой эмоционально-волевой сферой. Потребовалась систематическая работа по развитию саморегуляции для преодоления проблем. Из мониторинга видно, что занятия дали положительный результат. Но работа по развитию саморегуляции будет продолжена для получения более позитивных результатов.

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ученика «Б» (Методика«Карта наблюдений».Оценка в интервале от 0 до 8 баллов.)



2017/18уч.гг.

2018/19уч.гг.

N п/п

Описание шкал

1чет

2чет

3чет

4чет

1чет

2чет

3чет

4чет

1

Импульсивность-рефлективность

0 б.

1 б.

1 б.

2 б.

2 б.

3 б.

4 б.


2

Тревожность -спокойствие

0 б.

0 б.

1 б.

2 б.

2 б.

2 б.

3 б.



1.Импульсивность-рефлективность. 0-1 - соответствует крайней импульсивности: внимание ребёнка крайне рассеянно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует своё поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции и пр. Баллы 0-1 свидетельствуют о крайней неуправляемости, ассоциативности ребёнка.

2 – отражает чрезмерную эмоциональность, неустойчивость, плохую саморегуляцию ребёнка. 3-5 – характеризуют «среднюю» степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, может забывать отдельные элементы задания, недостаточно внимательно слушает, может иногда проявлять неадекватные эмоциональные реакции. 6-8 – отражают достаточно выраженную рефлективность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимание, интровертированность. 2.Тревожность 0-1– отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребёнка наполнен страхами и тревогами, он боится самостоятельно браться за что-либо, боится сделать первый шаг, демонстрирует параноидальные состояния. 2 – характеризует достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, истерики и пр.). 3-5 – отражают «средний» уровень тревожности, достаточную сбалансированность процессов возбуждения и торможения. 6-8 – характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность. Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих. Эффективность моей системы упражнений по саморегуляции подтверждается успешными результатами по сформированности эмоционального и волевого компонентов саморегуляции, не только у моего испытуемого «Б», но и других учеников этого класса. К концу учебного 2019 года, я предполагаю: проводимая коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет способствовать гармонизации личности ребенка, развитию высших психических функций. Прежде всего, я доказал самому себе, что моя система упражнений даёт свои положительные результаты. Надеюсь, что мой опыт работы поможет кому-нибудь из моих коллег.

Список литературы: 1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М.:
Издательство Эскмо, Москва, 2010. – 177с. 2. Круглова Н. Ф. Психологические особенности саморегуляции в учебной
деятельности // Психологический журнал. 2004. – №2 (15). С. 66-73. 3. «Мониторинг исследования уровня развития учащихся с интеллектуальными нарушениями (в основе-методика "карта наблюдений" (Т. Д.Зинкевич- Евстигнеева, Л. А.Нисневич, 2000)» https://multiurok.ru/files/monitoring-issliedovaniia-urovnia-razvitiia-uchash.html 4. Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М:
ЧеРо, 2005. – 524с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!