СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация детей с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире вопрос о социализации детей с ограниченными возможностями становится всё более важным. В связи с этим всё более острым становится вопрос о необходимости пересмотреть цели, задачи, содержание, технологии обучения и воспитания детей.

Для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями необходимо включать их в различные области деятельности: бытовую, индивидуальную и общественно значимую. Но при этом, необходимо учитывать ещё и их личные интересы и возможности.

Просмотр содержимого документа
«Социализация детей с нарушением слуха»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа – интернат №23»












«Социализация детей с нарушением слуха и речи в условиях комплексного подхода по формированию личности в условиях школы-интерната.»

(Выступление на МО)








Составила: Черных Л.В.,

воспитатель первой

квалификационной категории
















Белгород, май 2021

В современном мире вопрос о социализации детей с ограниченными возможностями становится всё более важным. В связи с этим всё более острым становится вопрос о необходимости пересмотреть цели, задачи, содержание, технологии обучения и воспитания детей.

Для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями необходимо включать их в различные области деятельности: бытовую, индивидуальную и общественно значимую. Но при этом, необходимо учитывать ещё и их личные интересы и возможности.

Что же включает в себя термин «социализация»? Несмотря на его широкую распространённость, он не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. Содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний, «приобщение его к системе социальных связей».

Важно отметить, что успешным процесс социализации будет только тогда, когда человек научится не только адаптироваться к окружающему его обществу, но и будет в состоянии противостоять ему в интересах собственного развития и самореализации.

Итак, для успешной социализации неслышащего ребёнка необходимо формировать ряд личностных особенностей: творческую и познавательную активность, набор интеллектуально-личностных характеристик, перцептивные свойства личности, навыки общения и потребность в нём, адекватную самооценку.

Комплексность подхода к социализации ребёнка заключается в системном подходе, единой программе, которая охватывает все этапы и всех участников процесса социализации. Первым этапом является диагностическое обследование ребёнка. Психолого-педагогическое обследование, наблюдение за поведением и адаптацией ребёнка, его взаимодействие с взрослыми и другими детьми, выяснение социального статуса семьи и особенности взаимодействия в ней – всё это важные и обязательные составляющие первого этапа. Необходимо определить уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, уровень развития слуха и речи. На всех этапах социализации необходимо тесное  сотрудничество школы и семьи. Родители также вовлечены в воспитательно-образовательный процесс и соблюдают с педагогами единые требования к воспитанию ребёнка. В практике работы школ-интернатов используются следующие организационные формы работы с семьёй: массовая (классные собрания, курсы и семинары для родителей); групповая (работа с активом родителей); индивидуальная (посещение семей, переписка, консультации, привлечение родителей к работе школы: помощь в проведении экскурсии, в подготовке праздников и др.).

Основная задача родителей – вводить неслышащего ребёнка в мир слышащих детей и всячески способствовать их общению. Для этого можно устраивать совместные праздники, увеличивая количество друзей и приятелей ребёнка. Совместные игры, в которых они будут устанавливать свои правила, покажут слышащим детям, что с таким ребёнком можно интересно и весело проводить время. Позволят установить новые социальные контакты, помогут не слышащему ребёнку раскрыться и понять, что он такой же полноправный член общества, как и другие. Важно, чтобы родители занимались не только образовательной стороной жизни ребёнка, но и развивали его интересы, расширяли его кругозор. Посещение театров, музеев, концертов, походы в кино – всё это расширяет возможности самореализации ребёнка, делает его жизнь яркой и интересной и даёт ему возможность понять, что его особенность не закрывает перед ним все двери и ему, так же как и всем, есть из чего выбирать. Разумеется, подобные мероприятия требуют особой подготовки со стороны родителей. Важно выбирать то, что ребёнок сможет понять, проводить беседы по мероприятию, как до его посещения, так и после.

Социализация ребёнка – это цель работы и образовательного учреждения. В условиях школы-интерната, данный процесс происходит и в урочное, и во внеурочное время. Деятельность всего образовательного учреждения и каждого педагога в частности должна быть направлена на:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • формирование экологической культуры.

В условиях школы-интерната особую значимость представляет собой работа педагогов и во внеурочное время. Важно, чтобы мир ребёнка не ограничивался стенами школы. Поэтому необходимо особое внимание уделять организации экскурсий, походов и любым другим выездам за пределы школьной территории, в том числе и совместной деятельности глухих и слышащих школьников.

Таким образом, можно сказать, что для успешной социализации детей с ограниченными возможностями, необходимо в первую очередь подготовить их к самостоятельной, взрослой жизни. При работе детьми с нарушением слуха, нужно учитывать и тот факт, что развитие их личности и познавательной деятельности отличается от развития личности и познавательной деятельности их слышащих сверстников.


Список использованных источников и литературы

  1. Зыкова Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя / Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -  200 с. – (Коррекционная педагогика).

  2. Алексеевских Д. Психология детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medpsy.ru – Информационный портал «Медицинская психология». – (Дата обращения: 28.11.2018).

  3. Андреева Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books – Психология. - (Дата обращения: 28.11.2018).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!