СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Нажмите, чтобы узнать подробности

"...Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" В.А. Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
««Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»»

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 6» структурное подразделение

детский сад «Радуга»



«Утверждаю»

Заведующий СП ФГКОУ

«СОШ №6» детский сад «Радуга»

______________ З.А. Коршун



«План по самообразованию педагога»

                              

Васильцовой Татьяны Васильевны

(Ф.И.О. педагога)



Тема:

«Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»


2023-2024 учебный год

(учебный год)


средняя группа

(возрастная группа)















Душанбе 2024 г.

Пояснительная записка


Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.

Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность работать в команде. Находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором ребенок бы мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность.

Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, настольные игры, дидактические. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это моторно-двигательная, строительная, для девочек - зона игры с куклами, зона игры с машинами для мальчиков.

Регулярное проведение совместных игр обогатит детей новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

Цель: Создать условия для освоения первоначальных представлений социального характера детей среднего дошкольного возраста, и включения их в систему социальных отношений через сюжетно-ролевые игры.

Задачи:

1. Развитие игровой деятельности детей;

2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.

6. Развивать речевую активность у детей.

7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста. 

 

Предполагаемый результат:

Учить договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; соблюдение правил игры. Умение разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей, объяснение правила игры сверстникам.

Список изученной литературы:

Доронова Т.Н, Карабанова О.А, Соловьева Е.В. «Игра в дошкольном возрасте».М., «Воспитание дошкольника»,2002г; Непоседова В.А « Растем играя», Зворыгина Е.В «Первые сюжетные игры малышей».М., 1989г; Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В,Н., «Развитие игровой деятельности дошкольников».М; АЙРИС ПРЕСС,2004. Н.Е Вераксы, Т.С Комарова, Э.М Дорофеева «От рождения до школы». 

Работа с родителями:

Консультации для родителей, беседы, изготовление- алгоритмы работ по профессиям, фотовыставки.


План работы



Сентябрь

1. Изучение литературы по теме самообразования.

2. Написание плана работы на год.

3. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.

4. Анкетирование для родителей «Во что играют дети дома?»

5. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте».



Октябрь 

1. Игровая ситуация: «Кто такой друг и почему с ним нужно делиться?»

2. «Сюжетно - ролевая игра  «Магазин игрушек».

3. Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника».

4. Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.



Ноябрь 

1.     Беседа с детьми о профессии- «Парикмахер» .

2.     Чтение художественной литературы «Сказка про девочку, которая не любила причесываться».

3.     Знакомство с алгоритмом работы парикмахера.

4.     Сюжетно- ролевая игра «Салон красоты».

5.     Творческая мастерская: «Моя прическа» - мой портрет.

6.     Работа с родителями: создание алгоритма «Салон красоты», «Работа парикмахера»



Декабрь

1.     Беседа с детьми о профессии «Повар».

2.     Чтение стихотворения С. Я. Маршак «Робин-бобин».

3.     Знакомство с алгоритмом работы повара.

4.     Сюжетно-ролевая игра «Столовая».

5.     Творческая мастерская: лепка овощей и фруктов.

6.     Работа с родителями: помощь в составлении описательного рассказа «Мое любимое блюдо»



 Январь

  1. Беседа с детьми о профессии «Строитель»

  2. Чтение художественной литературы В.А Осеева «Строитель»

  3. Знакомство с алгоритмом работы строителя.

  4. Сюжетно-ролевая игра «Строитель»

  5. Творческая мастерская: рисование «Мой дом»

  6. Работа с родителями: создание алгоритма «Строительные работы»



 Февраль

1.     Беседа с детьми о профессии «Врач».

2.     Чтение художественной литературы «Айболит».

3.     Знакомство с алгоритмом работы врача.

4.     Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

5.     Творческая мастерская: пластилино-графия «Больничка».

6. Выставка рисунков «ЗОЖ». 

Март

1.     Беседа с детьми о мамах.

2.     Чтение художественной литературы, рассказы и стихотворения о маме.

3.     Знакомство с алгоритмом «Дочки- матери».

4.     Сюжетно- ролевая игра «Дочки- матери».

5.     Творческая мастерская: Аппликация «Цветы для мамы».

6.     Работа с родителями: Фотовыставка «Мамины дочки и сыночки».





Апрель

1.     Беседа с детьми о работе продавца смешанных товаров.

2.     Чтение художественной литературы: терапевтическая сказка «Однажды в магазине».

3.     Знакомство с алгоритмом «Магазин- работа продавца смешанных товаров»

4.     Сюжетно- ролевая игра «Магазин».

5.     Творческая мастерская: раскрашивание раскраски «Магазин смешанных товаров».

6.     Работа с родителями: создание алгоритма «Магазин смешанных товаров- работа продавца»



Май 

Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).

В своей работе стараюсь чётко следовать принципам организации сюжетной игры:

Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнёра, который умеет интересно играть».

Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании  инновационного метода проектной деятельности, презентаций, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями.

Оптимальность и эффективность средств

Успешность сюжетно - ролевой игры зависит от предметно - игровой среды, последовательной и систематической организации игровой деятельности, активного использования методов и приёмов обучения детей игровым действиям.

Формы и методы руководства сюжетно - ролевой игрой должны быть направлены на формирование игры как деятельности.



 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!