СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация личности учащихся с ОВЗ и учащихся из общеобразовательных классов в условиях внедрения ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа      «Мы все равны,  как  на подбор!» (Социализация личности учащихся обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ и учащихся из общеобразовательных классов в условиях ОУ)

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий внутри единого образовательного пространства для всестороннего развития и успешной социализации  личности каждого учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Социализация личности учащихся с ОВЗ и учащихся из общеобразовательных классов в условиях внедрения ФГОС.»

Гераськина Татьяна Викторовна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска

Социализация личности учащихся с ОВЗ и учащихся из общеобразовательных классов в условиях внедрения ФГОС.

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Детей, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы» приходит в школу год от года все больше. Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с более серьёзными проблемами.

На сегодняшний день в нашей школе наряду с учащимися из общеобразовательных классов, есть учащиеся, которые по заключению Психолого- медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) обучаются по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ. Анализ теории и практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о противоречии:

  • образование в адаптированных классах с одной стороны - создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в психолого-педагогических услугах.

  • с другой – препятствует социализации личности.

Конечно, в условиях общеобразовательной школы процесс социализации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у учащихся на него, и насколько этот процесс будет эффективен. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Круг общения учащихся с ОВЗ невелик, в основном состоит из одноклассников. Со стороны учащихся из общеобразовательных классов наблюдается негативное отношение к детям с особыми потребностями в обучении. В результате чего, у детей с ОВЗ падает самооценка, вырабатывается слабая готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.

В результате изучения психолого-педагогической литературы и педагогического опыта в данном направлении нами был создан следующий психологический портрет выпускника начальной школы:

«Образованный, нравственный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям с использованием новых технологий».

В связи с этим стала актуальной проблема:

  • обеспечение процесса развития учащегося с ОВЗ, наряду с обучением и воспитанием ВСЕХ (а детям с ОВЗ нужна специальная ППМС-помощь), организация Школы психологического комфорта - обеспечивающую психологическую поддержку, а не давление; взаимопомощь, а не конкуренцию ВСЕХ (дети с ОВЗ нуждаются в поддержке еще больше, чем их сверстники).

Одновременно возникла вторая проблема:

  • создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, обучающихся в общеобразовательных классах; воспитание у них толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.

Названные проблемы отражают главную идею воспитания и обучения – «Основным результатом реализации стандартов II поколения должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков».

В школе разработана и реализуется программа «Мы все равны, как на подбор!» (Социализация личности учащихся обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ и учащихся из общеобразовательных классов в условиях ОУ)

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий внутри единого образовательного пространства для всестороннего развития и успешной социализации личности каждого учащегося.


Задачи программы:

  • Формирование активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями здоровья с целью утверждения их в обществе.

  • Изменение отношения школьного сообщества к учащимся с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение их в совместные мероприятия, проводимые в школе.

  • Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Целевая аудитория

  • учителя;

  • социальный педагог;

  • психолог;

  • администрация школы.

Принципы программы

  • соблюдение прав всех участников воспитательной программы;

  • организация и проведение мероприятий в соответствии с нормативно-правовой базой, в том числе охраны труда, жизни и безопасности участников воспитательной программы;

  • соблюдение морально-этических форм общения и взаимоотношений.

Обязательные составляющие, которым уделяется внимание при реализации данной программы:

  • Методологические и содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к программе духовно-нравственного развития и воспитания (на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования)

  • Ценностно-нравственное и системообразующее значение образования в социокультурной модернизации общества, удовлетворение актуальных потребностей личности и общества

  • Системно-деятельностный подход (воспитание и развитие качеств личности, отвечающей тенденциям современной жизни; стратегия проектирования и конструирования, определяющая пути достижения желаемого результата; ориентация на результаты, где развитие личности происходит на основе усвоения универсальных учебных действий; решающая роль содержания и способов организации деятельности, направленной на личностное, социальное, познавательное развитие; учет индивидуальных особенностей и разнообразие видов деятельности и форм общения для достижения воспитательных результатов).


Содержание программы на каждом этапе реализации

1 - й учебный год

I этап

Подготовительный этап направлен на определение путей улучшения социально-психологического климата, создание необходимых условий для успешной социализации личности всех учащихся.

Цель:

  • получение информации о положении дел, её анализ;

  • создание условий для реализации основной цели проекта.

Содержание:

  • изучение нормативной базы по теме программы;

  • изучение специальной методической литературы;

  • исследование и анализ образовательного фона, определение основных направлений в изменении содержания технологий обучения и воспитания;

  • изучение личности учащегося и влияние социальной среды на развитие личности;

  • анализ условий, создающих комфортную обстановку в школе;

  • определение стратегии деятельности педагогов по проблеме социальной адаптации учащихся;

  • определение путей улучшения социально-психологического климата, создание необходимых условий для работы педагога.

II этап (2-й – 4-й уч.годы):

Основной этап - организация совместной деятельности педагогов, родителей и социальных партнёров, направленной на формирование личности, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям.

Цель: реализация задач, направлений, форм и методов воспитательной программы в практике работы школы.

Содержание:

  • реализация модельных представлений о воспитательной программе социализации личности учащегося;

  • апробация и использование в образовательном процессе технологий, приемов, методов обучения и воспитания учащихся, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;

  • проведение мониторинга развития личности и формирования детских коллективов.

Данная работа осуществляется по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Эстетичекое

  • Экологическое

  • Профориентационное

  • Патриотическое

План мероприятий, направленных на успешную социализацию личности всех учащихся

1 – й год обучения

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Вводное занятие

Знакомство «Я + ты = мы»

Доброта спасёт мир!

Тайна моего «я»

Во что поиграть с друзьями? Дворовые игры.

2 – й год обучения

Какой я, какие другие

Учимся думать о сделанном


Учимся бороться со своим гневом

Как устанавливать дружеские отношения со сверстниками? Праздник «Парад достижений»

3 – й год обучения

Как мы видим друг друга

Язык общения

Решаем жизненные задачи

Отстаивание своего мнения

Проектная деятельность «Составление правил бесконфликтного поведения в школе и дома»

  1. Спортивно-развлекательная программа «Всегда вместе»


4– й год обучения

Умей владеть собой

Проектирование правил поведения в нестандартных ситуациях (в группах

Проектная деятельность. Разработка вариантов миролюбивого поведения

Социальный проект «Сделаем мир ярче!»

Концертно-развлекательная программа «Минута славы»

План мероприятий по работе с родителями

1 – й год обучения

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Лекторий

О первых страхах и проблемах


Круглый стол

Как помочь начинающему ученику?



Лаборатория нерешённых проблем

Почему ребёнок не хочет посещать школу? (Что нужно знать родителям о детской тревожности?)

Собрание рецептов

Игры наших детей: «Мы – все равны, как на подбор!»

2 – й год обучения

Дискуссия

«О детском одиночестве и путях его преодоления»

Практикум

«Как отличить подвижного избалованного ребенка от гиперактивного? Пути исправления»


Философский стол

«Детская дружба»


Мастер-класс родителей по изготовлению игровых атрибутов «Играют все!»



3 – й год обучения

Корзина с грецкими орехами

«Кнут и пряник» (Проблемы поощрения и наказания).

Круглый стол Перекрёсток мнений: «Могут ли дружить наши дети, ведь они такие разные?!»


Театр –экспромт «О правилах эффективного общения»

«Как слушать

ребенка»

(Причины стойкого непослушания)

Спортивно-развлекательная программа «Всегда вместе»


4– й год обучения

Час защиты позиции

Портрет проблемного ребёнка

Мастерская общения

1.«Как предупредить

детскую агрессию?»

2.«Как вести себя с агрессивным ребенком? »


Проектная работа «Искусство быть родителем»

А) 55 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю!»

Б) Создание копилки дел «Играем с ребёнком дома!»

В) Детский праздник дома организуем сами!

Концертно-развлекательная программа «Минута славы»

III этап (4-й уч.год – II полугодие):

Заключительный этап - фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы, оценка результатов деятельности.

Цель:

  • оценка результатов совместной деятельности педагогов, родителей, социальных партнёров и учащихся школы;

  • определение дальнейших перспектив работы.

Содержание:

  • сравнение полученных и ожидаемых результатов по всем структурным модулям;

  • обобщение и распространение опыта работы педагогов и школы по теме на различных уровнях, в том числе создание печатных материалов, проведение целевых и проблемных семинаров, участие в работе республиканских и всероссийских конференций, педагогических чтений, мастер-классов, конкурсов;

  • диагностика и поддержание комфортного микроклимата в коллективе школы;

  • мониторинг развития учащегося;

  • стабилизация и расширение всех форм педагогического сотрудничества;

  • создание программы дальнейшей деятельности педколлектива по формированию социально адаптированной личности ребенка с сохранением лучших школьных традиций.


Ожидаемые результаты реализации программы:

Для учащегося:

  • получение глубоких знаний, практических навыков, действенных умений, необходимых для полноценной жизни в обществе;

  • коррекция и компенсация недостатков семейного и общественного воспитания;

  • психологическая поддержка и защита;

  • осознание себя как гражданина-патриота с признаками толерантности в мировоззрении;

  • самостоятельность мышления, умение прогнозировать ситуации;

  • снижение уровня тревожности, формирование эффективных способов саморегуляции;

  • умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях;

  • приобретение навыков коммуникативного опыта, радость общения;

  • сохранение физического и психического здоровья.

Для семьи:

  • оптимизация детско-родительских отношений;

  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком;

  • повышение уровня  семейной культуры.

  • формирование навыков конструктивного поведения;

  • осознание родительской роли и обязанностей;

  • совершенствование родительской эффективности;

  • безусловное принятие ребенка;

  • освоение роли поддерживающего родителя. Для педагога:

  • повышение общего интеллектуального и профессионального уровня;

  • самореализация личностных возможностей;

  • формирование критичности мышления. Для школы:

  • формирование социального престижа школы;

  • развитие социального партнёрства.





Литература

  1. Безруких, М. М., Макеева, А. Г., Филиппова, Т. А. Все цвета, кроме черного. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  2. Вергелес, Г. И., Матвеева, Л. А., Раев, А. И. Младший школьник: помоги ему учиться: кн. для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000.

  3. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  4. Гребенюк, О. С., Гребенюк, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград, 2000.

  5.   Журнал «Педагогическое творчество». – 2007. – № 6.

  6. Портал «Детский психолог»/www.childpsy.php.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!