Гераськина Татьяна Викторовна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска
Социализация личности учащихся с ОВЗ и учащихся из общеобразовательных классов в условиях внедрения ФГОС.
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.
Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Детей, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы» приходит в школу год от года все больше. Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с более серьёзными проблемами.
На сегодняшний день в нашей школе наряду с учащимися из общеобразовательных классов, есть учащиеся, которые по заключению Психолого- медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) обучаются по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ. Анализ теории и практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о противоречии:
образование в адаптированных классах с одной стороны - создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в психолого-педагогических услугах.
с другой – препятствует социализации личности.
Конечно, в условиях общеобразовательной школы процесс социализации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у учащихся на него, и насколько этот процесс будет эффективен. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Круг общения учащихся с ОВЗ невелик, в основном состоит из одноклассников. Со стороны учащихся из общеобразовательных классов наблюдается негативное отношение к детям с особыми потребностями в обучении. В результате чего, у детей с ОВЗ падает самооценка, вырабатывается слабая готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.
В результате изучения психолого-педагогической литературы и педагогического опыта в данном направлении нами был создан следующий психологический портрет выпускника начальной школы:
«Образованный, нравственный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям с использованием новых технологий».
В связи с этим стала актуальной проблема:
обеспечение процесса развития учащегося с ОВЗ, наряду с обучением и воспитанием ВСЕХ (а детям с ОВЗ нужна специальная ППМС-помощь), организация Школы психологического комфорта - обеспечивающую психологическую поддержку, а не давление; взаимопомощь, а не конкуренцию ВСЕХ (дети с ОВЗ нуждаются в поддержке еще больше, чем их сверстники).
Одновременно возникла вторая проблема:
Названные проблемы отражают главную идею воспитания и обучения – «Основным результатом реализации стандартов II поколения должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков».
В школе разработана и реализуется программа «Мы все равны, как на подбор!» (Социализация личности учащихся обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ и учащихся из общеобразовательных классов в условиях ОУ)
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий внутри единого образовательного пространства для всестороннего развития и успешной социализации личности каждого учащегося.
Задачи программы:
Формирование активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями здоровья с целью утверждения их в обществе.
Изменение отношения школьного сообщества к учащимся с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение их в совместные мероприятия, проводимые в школе.
Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья.
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Целевая аудитория
учителя;
социальный педагог;
психолог;
администрация школы.
Принципы программы
соблюдение прав всех участников воспитательной программы;
организация и проведение мероприятий в соответствии с нормативно-правовой базой, в том числе охраны труда, жизни и безопасности участников воспитательной программы;
соблюдение морально-этических форм общения и взаимоотношений.
Обязательные составляющие, которым уделяется внимание при реализации данной программы:
Методологические и содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к программе духовно-нравственного развития и воспитания (на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования)
Ценностно-нравственное и системообразующее значение образования в социокультурной модернизации общества, удовлетворение актуальных потребностей личности и общества
Системно-деятельностный подход (воспитание и развитие качеств личности, отвечающей тенденциям современной жизни; стратегия проектирования и конструирования, определяющая пути достижения желаемого результата; ориентация на результаты, где развитие личности происходит на основе усвоения универсальных учебных действий; решающая роль содержания и способов организации деятельности, направленной на личностное, социальное, познавательное развитие; учет индивидуальных особенностей и разнообразие видов деятельности и форм общения для достижения воспитательных результатов).
Содержание программы на каждом этапе реализации
1 - й учебный год
I этап
Подготовительный этап направлен на определение путей улучшения социально-психологического климата, создание необходимых условий для успешной социализации личности всех учащихся.
Цель:
получение информации о положении дел, её анализ;
создание условий для реализации основной цели проекта.
Содержание:
изучение нормативной базы по теме программы;
изучение специальной методической литературы;
исследование и анализ образовательного фона, определение основных направлений в изменении содержания технологий обучения и воспитания;
изучение личности учащегося и влияние социальной среды на развитие личности;
анализ условий, создающих комфортную обстановку в школе;
определение стратегии деятельности педагогов по проблеме социальной адаптации учащихся;
определение путей улучшения социально-психологического климата, создание необходимых условий для работы педагога.
II этап (2-й – 4-й уч.годы):
Основной этап - организация совместной деятельности педагогов, родителей и социальных партнёров, направленной на формирование личности, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям.
Цель: реализация задач, направлений, форм и методов воспитательной программы в практике работы школы.
Содержание:
реализация модельных представлений о воспитательной программе социализации личности учащегося;
апробация и использование в образовательном процессе технологий, приемов, методов обучения и воспитания учащихся, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;
проведение мониторинга развития личности и формирования детских коллективов.
Данная работа осуществляется по следующим направлениям:
План мероприятий, направленных на успешную социализацию личности всех учащихся
1 – й год обучения |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Вводное занятие Знакомство «Я + ты = мы» | Доброта спасёт мир! | Тайна моего «я» | Во что поиграть с друзьями? Дворовые игры. |
2 – й год обучения |
Какой я, какие другие | Учимся думать о сделанном | Учимся бороться со своим гневом | Как устанавливать дружеские отношения со сверстниками? Праздник «Парад достижений» |
3 – й год обучения |
Как мы видим друг друга Язык общения | Решаем жизненные задачи | Отстаивание своего мнения Проектная деятельность «Составление правил бесконфликтного поведения в школе и дома» | Спортивно-развлекательная программа «Всегда вместе» |
4– й год обучения |
Умей владеть собой Проектирование правил поведения в нестандартных ситуациях (в группах | Проектная деятельность. Разработка вариантов миролюбивого поведения | Социальный проект «Сделаем мир ярче!» | Концертно-развлекательная программа «Минута славы» |
План мероприятий по работе с родителями
1 – й год обучения |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Лекторий О первых страхах и проблемах | Круглый стол Как помочь начинающему ученику? | Лаборатория нерешённых проблем Почему ребёнок не хочет посещать школу? (Что нужно знать родителям о детской тревожности?) | Собрание рецептов Игры наших детей: «Мы – все равны, как на подбор!» |
2 – й год обучения |
Дискуссия «О детском одиночестве и путях его преодоления» | Практикум «Как отличить подвижного избалованного ребенка от гиперактивного? Пути исправления» | Философский стол «Детская дружба» | Мастер-класс родителей по изготовлению игровых атрибутов «Играют все!» |
3 – й год обучения |
Корзина с грецкими орехами «Кнут и пряник» (Проблемы поощрения и наказания). | Круглый стол Перекрёсток мнений: «Могут ли дружить наши дети, ведь они такие разные?!» | Театр –экспромт «О правилах эффективного общения» «Как слушать ребенка» (Причины стойкого непослушания) | Спортивно-развлекательная программа «Всегда вместе» |
4– й год обучения |
Час защиты позиции Портрет проблемного ребёнка | Мастерская общения 1.«Как предупредить детскую агрессию?» 2.«Как вести себя с агрессивным ребенком? » | Проектная работа «Искусство быть родителем» А) 55 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю!» Б) Создание копилки дел «Играем с ребёнком дома!» В) Детский праздник дома организуем сами! | Концертно-развлекательная программа «Минута славы» |
III этап (4-й уч.год – II полугодие): Заключительный этап - фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы, оценка результатов деятельности.
Цель:
оценка результатов совместной деятельности педагогов, родителей, социальных партнёров и учащихся школы;
определение дальнейших перспектив работы.
Содержание:
сравнение полученных и ожидаемых результатов по всем структурным модулям;
обобщение и распространение опыта работы педагогов и школы по теме на различных уровнях, в том числе создание печатных материалов, проведение целевых и проблемных семинаров, участие в работе республиканских и всероссийских конференций, педагогических чтений, мастер-классов, конкурсов;
диагностика и поддержание комфортного микроклимата в коллективе школы;
мониторинг развития учащегося;
стабилизация и расширение всех форм педагогического сотрудничества;
создание программы дальнейшей деятельности педколлектива по формированию социально адаптированной личности ребенка с сохранением лучших школьных традиций.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Для учащегося:
получение глубоких знаний, практических навыков, действенных умений, необходимых для полноценной жизни в обществе;
коррекция и компенсация недостатков семейного и общественного воспитания;
психологическая поддержка и защита;
осознание себя как гражданина-патриота с признаками толерантности в мировоззрении;
самостоятельность мышления, умение прогнозировать ситуации;
снижение уровня тревожности, формирование эффективных способов саморегуляции;
умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях;
приобретение навыков коммуникативного опыта, радость общения;
сохранение физического и психического здоровья.
Для семьи:
оптимизация детско-родительских отношений;
формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком;
повышение уровня семейной культуры.
формирование навыков конструктивного поведения;
осознание родительской роли и обязанностей;
совершенствование родительской эффективности;
безусловное принятие ребенка;
освоение роли поддерживающего родителя. Для педагога:
повышение общего интеллектуального и профессионального уровня;
самореализация личностных возможностей;
формирование критичности мышления. Для школы:
формирование социального престижа школы;
развитие социального партнёрства.
Литература
Безруких, М. М., Макеева, А. Г., Филиппова, Т. А. Все цвета, кроме черного. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Вергелес, Г. И., Матвеева, Л. А., Раев, А. И. Младший школьник: помоги ему учиться: кн. для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000.
Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гребенюк, О. С., Гребенюк, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград, 2000.
Журнал «Педагогическое творчество». – 2007. – № 6.
Портал «Детский психолог»/www.childpsy.php.