СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация младших школьников в игровой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья на тему : "Социализация младших школьников во внеурочной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Социализация младших школьников в игровой деятельности»





























































Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1 Общее понятие о социализации........................................................................................................6

1.2 Особенности игровой деятельности младших школьников.........................................................................................................11

1.3 Содержание работы учителя по социализации младших школьников в игровой деятельности.......................................................................................................15

Выводы по 1 главе..............................................................................................20

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Цель, задачи и методики исследования.......................................................................................................21

2.2 Формирующий этап исследования.......................................................................................................25

2.3 Обсуждение результатов исследования.......................................................................................................30

Выводы по 2 главе.....................................................................................................................33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................35

Список литературы..........................................................................................................37

Приложение 1. Психологический климат классного коллектива
(В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)......................................................................39

Приложение 2. Интеллектуальная игра «Битва эрудитов».............................41

Приложение 3. Занятие№1. «Эксперимент»....................................................43



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня социальные преобразования очень влияют на жизнь человека, при этом существенно затрагивается сфера образования. Поэтому важнейшее значение имеет социализация школьников, несущая в себе развитие отношений и места ребенка в обществе и семье.

Социализация младших школьников выступает сложным процессом по формированию взаимоотношений личности с обществом. Поступление в школу и первый образовательный этап требуют реорганизацию в целом образа жизни и деятельности ребенка. Он находится в незнакомой для него обстановке. И непосредственно здесь педагогам может прийти на выручку игровая деятельность, поскольку она для него знакома с детства.

Но в работе с младшими школьниками недооценивается ее значение, в то время, как указывают труды С.В Григорьева, О.А. Казанского, В.В Петрусинского, Е.Г. Трошиной, она имеет необходимые резервы для полного включения младшего школьника в социализирующие обстоятельства познания, общения, творчества.

Анализ теоретических подходов и действительная обстановка педагогической деятельности по поводу социализации младших школьников проявили некоторые противоречия:

- между нуждой общества в социализации школьников и стремительностью педагогической системы без их социально-личностного развития;

- между потребностью школьников в игровой деятельности и небольшим применением разнообразных форм игры в обучающем процессе;

- между существующим педагогическим потенциалом игровой деятельности и небольшой научной разработанностью методического материала, его исполнения на практике для социализации школьников.

Стремление отыскать пути разрешения указанных противоречий обусловило необходимость данного исследования, заключающееся в научном обосновании содержания процесса и способов социализации младших школьников в игровой деятельности.

Актуальность и наличие указанных проблемы определили выбор темы исследования: «Социализация младших школьников в игровой деятельности».

Цель исследования: определить роль игровой деятельности в социализации младших школьников. Теоретически аргументировать и экспериментально обозначить социализацию младших школьников в игровой деятельности.

Объект исследования: игровая деятельность младших школьников.

Предмет исследования: социализация младших школьников в игровой деятельности. Гипотеза исследования: социализации младших школьников можно добиться, если в процессе обучения будет присутствовать игровая деятельность.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по социализации младших школьников в игровой деятельности.

  2. Определить основные проблемы, связанные с социализацией детей данного возраста.

  3. Выявить роль и возможности игровой деятельности в решении проблем социализации младших школьников.

Методы исследования:

1. Теоретический: Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по социализации младших школьников в игровой деятельности.

  1. Эмпирический: наблюдение за учебной и внеучебной деятельностью школьников, применение диагностических методик (анкетирование, опрос наблюдения), предназначенных для определения формирования познавательных процессов и социализации младших школьников. База проведения исследования: МБОУ СОШ №7, г. Кропоткин.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1 Общее понятие о социализации

Термин «социализация» не обладает одним лишь толкованием у разных исследователей психологической науки. В российской психологии есть такие термины, которые порой предлагают применять как синоним рассматриваемого слова: это развитие личности и воспитание. Также иногда термин социализации претерпевает весьма критическое отношение, сопряженное как со словоупотреблением, так и непосредственно определяющее его сущность. Процесс социализации - это система любых социальных процессов, с помощью которых личность перенимает комплекс норм и ценностей, дозволяющих ему действовать как полноценный член общества.

Сомнение порождает и возможность сопоставления понятия социализация с иными, часто применяемыми в психологической и педагогической литературе терминами, как развитие личности и воспитание. Данное возражение очень важно и ведет к тому, чтобы быть исследованным. Позиция развития личности является ключевой идеей по отношению к иным. Ребенок, развиваясь, становится личностью, то есть процесс его становления невообразим без социального развития. По объему термин развитее личности и социализация здесь как бы сходятся, но активность ребенка кажется существенно более ясно выраженной непосредственно в идее развития, а не социализации.

При этом, если уяснять процесс становления личности в ее деятельном взаимодействии с социальной средой, тогда абсолютно все элементы данного взаимодействия должны быть рассмотрены одинаково. Действительно научное изучение вопроса о социализации предполагает, что личность уясняется в качестве становящегося активного социального индивидуума.

В определенной степени труднее вопрос обстоит о соотношении терминов социализация и воспитание. В узком значении воспитание обозначает процесс целеустремленного влияния на личность со стороны субъекта воспитательного процесса для передачи, привития ему обусловленной системы суждений, понятий, норм и прочих ценностей. В широком значении под воспитанием выступает воздействие на личность всей системы общественных связей для изучения им социального опыта и иное. Если применять понятие воспитание в узком значении слова, тогда социализация различается по своей природе от процесса, изображаемого понятием воспитание. Когда данное понятие применяется в широком значении, тогда различие теряется.

Таким образом, социализация является двусторонним процессом, с усвоением личностью социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, совокупность общественных отношений с одной стороны; и с процессом активного повторения личностью системы общественных отношений из-за его активной деятельности, активным введением в социальную среду с другой.

Человек перенимает социальный опыт, а также начинает преобразовывать его в личные ценности, предписания, направленности. Данный аспект воссоздания социального опыта сосредоточивает как пассивное его принятие, так и рассчитывает на активность личность в использовании этого опыта, то есть в определенной отдаче, то есть воздвижение его на новую ступень. При указанной трактовке термин социализации становится понятен личности и как объекта, и как субъекта общественных связей.

Первая сторона процесса именно социализации - это овладение социальным опытом, то есть воздействие на личность среды. Вторая его сторона представляет воздействие личности на среду посредством деятельности, поскольку активная ее позиция содержит в себе процессы реорганизации, мобилизации субъекта, создания той или иной стратегии деятельности. Так, процесс социализации никак не противоречит процессу становления личности, при этом позволяет отметить разнообразные позиции на проблему. Для социальной психологии интереснее представление о данной проблеме со стороны согласованности личности и среды [1].

Определенным образом биологические и культурные аспекты жизнедеятельности воздействуют на социализацию.

Хотя людям характерны такие генетически определенные рефлексы, они все же должны учиться одеваться, находить еду или создавать для себя жилище. Люди медленно овладевают навыками выживания. Длительность периода зависимости ребенка от взрослых полезно для него с позиции развития.

Вопрос о этапах процесса социализации обладает историей в системе психологического знания [11]. Как известно, с позиции психоанализа, важное значение для формирования личности имеет этап раннего детства. Данное повергло и к довольно строгому установлению стадий социализации: в самом психоанализе социализация выступает процессом, совпадающим хронологически с этапом раннего детства. Распространение социализации на этапы детства, отрочества и юности можно определять как общепринятые.

Тем не менее по поводу иных стадий происходит оживленная полемика, о том, проистекает ли в зрелом возрасте какое-либо постижение социального опыта, которое включает существенную часть содержания социализации. Сегодня на данный вопрос все чаще следует положительный ответ. В отечественной социальной психологии имеется акцент на то, что социализация устанавливает постижение социального опыта в первую очередь в процессе трудовой деятельности. Благодаря этому основанием для классификации этапов выступает связь с трудовой деятельностью, поэтому можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую [2], [6].

Дотрудовая стадия занимает весь период жизни личности до начала трудовой деятельности и разделяется на два самостоятельных этапа:

а) ранняя социализация - от рождения ребенка до поступления его в школу;

б) стадия обучения - содержащая, что весь период юности понимается в широком значении данного термина. Это все время обучения в школе. При этом студенчество является одной из самых значимых социальных групп общества, и проблемы социализации данной группы весьма актуальны.

Трудовая стадия социализации занимает период зрелости личности, хотя демографические рамки зрелого возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Акцент на том, что личность как постигает социальный опыт, так и отображает его, придает особое значение данной стадии. Безусловно, юность выступает важнейшей порой в развитии личности, при этом труд в зрелом возрасте имеет значимость при выявлении факторов данного процесса. Прикладную же сторону рассматриваемого вопроса сложно переоценить: введение трудовой стадии в сферу проблем социализации имеет особое значение сегодня в связи с идеей непрерывного образования, в частности образования взрослых.

Послетрудовая стадия социализации имеет еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста очень актуальны для многих наук в современных обществах. Увеличение длительности жизни приводит к тому, что в структуре населения пожилой возраст имеет значительное место. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры.

Выделение стадий социализации с позиции именно отношения к трудовой деятельности обладает огромным значением. Для развития личности крайне важно, посредством каких социальные группы она перемещается в социальную среду, как с позиции содержания их деятельности, так и с позиции их развития. Следует указать, что существует ряд вопросов. Обладает ли важным значением для типа социализации, для ее последствий такой факт, что личность главным образом была охвачена группой высокого уровня развития либо это не имеет значение? Обладает ли значением для человека тип конфликтов, с которыми она сталкивалась? Какое влияние на личность может выразить ее жизнедеятельность в незрелых группах, с повышенным уровнем именно межличностных конфликтов? До сих пор пока указанный комплекс не обладает необходимым количеством экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения [1].

Социализация является непрерывным процессом. Наиболее усиленно и активно социализация реализовывается в детстве и юности, при этом становление личности продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим-младший (1966) был одним из тех, кто первым заявил мысль о том, что социализация проистекает в течение всей жизни личности. Он аргументировал, что имеются следующие отличия между социализацией детей и взрослых.

  1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

  2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

  3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета»

  4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

1.2 Особенности игровой деятельности младших школьников

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым видом деятельности.

Игра - это средство познания ребёнком действительности. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Он проанализирвал структуру развёрнутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берёт на себя ребёнок. С ролью связаны - игровые действия. Это действия со значениями. Они носят изобразительный характер. Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребёнка - радость от того, что он действует так, как того требуют правила. Занятия чаще всего проводятся в свободное от уроков время. Любое занятие обладает собственную структурой, однако к общим условиям занятия причисляются:

1) разминка (либо разогревающие игры). Ступень прикосновений и проведения игр разными предметами;

2) собственно обучающая часть;

3) заключительный этап с фиксацией приобретенных знаний.

В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но её направленность и содержание меняются. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится следовать правилам, формируются его, внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Игра и учёба - это две разные деятельности и между ними имеются существенные различия. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, поэтому нужны «переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с определенными правилами, которые создаются педагогом в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность не потеряла своего значения. Просто в школьном возрасте игра видоизменяется и меняет свою направленность на улучшение усвоения детьми знаний. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь включения детей в работу.

  1. Освоение учебной деятельности. Включение детей в процесс обучения происходит медленно

  2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры же способствуют развитию у детей психических процессов.

  3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей.

Игры-поручения. В их основе лежат действия с предметами, словесные поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Данная игра способствует активизации мыслительной деятельности.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, находчивости.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Оно воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок сопоставлять нельзя. Самое главное - дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношение между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Таким образом можно вывести основные функции дидактических игр:

  1. Формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму.

  1. Формирование психических новообразований.

  2. Формирование собственно учебной деятельности.

  3. Формирование обще-учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы.

  4. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

  5. Формирование адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, в младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но её направленность и содержание меняются. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится следовать правилам, формируются его, внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоциально-волевая сфера, способности и умения. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребёнку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения.





1.3 Содержание работы учителя по социализации младших школьников в игровой деятельности

Игра, игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [23].

Игровая деятельность для детей является средством познания мира и развития. Во время игры ребёнок мира отношений между людьми, и результат этого процесса зависит от не только находится в постоянном движении, но и активно включается его мыслительная деятельность. Переживания, которые ребенок испытывает в игре, формируют у детей добрые чувства, благородные стремления, навыки коллективной жизни; в игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых, и наконец, в игре проявляются и развиваются творческое воображение, способность к замыслу, ритм и красота движений, вырабатывается эстетика поведения.

В процессе игры впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры [5].

В сюжетно-ролевых играх, дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, а также идентифицируя себя с выполняемой ролью, приобретают различные социально значимые качества, учатся понимать, что такое добро и зло. Также сюжетно-ролевая игра предоставляет большие возможности по овладению детьми морально-нравственными качествами личности. Кроме того, сюжетно-ролевые игры способствуют усвоению правил, что крайне важно для усвоения общественного опыта [5].

Младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности [10].

Социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе [22].

В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план. Это связано со множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем детей. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности[2].

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа. Образовательное учреждение является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации и выступает для ребёнка «подлинной моделью общества [9].

Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению формируется через включение детей и подростков в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микро-группах и более крупных объединениях, в отношениях с государством, представленным, прежде всего школой, с миром - через природу и средства массовой информации. Рассматривая с этих позиций цель нашей деятельности, мы видим ее главные составляющие, адекватные основным социальным функциям, реализуемым человеком в жизни. Такими составляющими является сформированность у учащихся готовности:

- к цивилизованным человеческим отношениям;

- к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

Так, используя такой подход к деятельности, сформированный на уважении к ребёнку, его социализация будет осуществляться более эффективно, если:

1. Обеспечить включённость детей в реальные социально-значимые отношения.

2. Регулировать отношения детей и взрослых на основе гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей.

  1. Гармонировать права ребенка на основе взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.

Образовательные учреждения могут оказать содействие социализации ребёнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы.

Главным действующим лицом в школе, для обучающихся, остается учитель, и решать проблемы психолого-педагогических затруднений учеников в процессе обучения приходится ему. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к. позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет социальное положение в детском коллективе.

Так, наиболее ярко личностные качества учителя проявляются в стиле его педагогического общения. В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним учителем, именно второй создает благоприятную или неблагоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития учащегося. В благоприятной обстановке обучающиеся не боятся задавать педагогу вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме, умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права.

Социально-педагогическая работа учителя является системной деятельностью, направленной на помощь ребёнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий:

- всесторонняя педагогическая диагностика,

- изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи,

- гуманность и открытость образовательного учреждения,

- наличие подготовленных кадров для этой работы [17].

Также, для лучшей социализации учащихся, используются игровые технологии. Они заключаются в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт.

Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на уроках для того чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра.

Игра может быть проведена на любом этапе урока:

- в начале урока- организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;

- в середине урока- игра должна решать задачу усвоения темы;

- в конце урока- может носить поисковый характер.

Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии - и это не полный список того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.

Во время проведения игровой деятельности нельзя забывать, что игра не должна подменять учебу, а игровой интерес - познавательный интерес. Безусловно, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, взвешивая все «за» и «против».

Только тогда мы получим нужный нам результат, а именно: более быстрый процесс социализации учащихся и успешное усвоение знаний [20].

Таким образом, исходя из содержания работы учителя по социализации учащихся в школе, мы понимаем, что её успешность, во многом зависит от использования игровой деятельности. Социально-педагогическая работа учителя является системной деятельностью, направленной на помощь ребёнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.



Выводы по 1 главе

Социализация является двусторонним процессом, с усвоением личностью социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, совокупность общественных отношений с одной стороны; и с процессом активного повторения личностью системы общественных отношений из-за его активной деятельности, активным введением в социальную среду с другой.

Социализация является непрерывным процессом. Наиболее усиленно и активно социализация реализовывается в детстве и юности, при этом становление личности продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Социализация проистекает в течение всей жизни личности.

В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но её направленность и содержание меняются. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится следовать правилам, формируются его, внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Успешность социализации во многом зависит от использования игровой деятельности. Социально-педагогическая работа учителя является системной деятельностью, направленной на помощь ребёнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Цели, задачи и методики исследования

Целью диагностики являлось выявление того, способствует ли использование дидактических игр на уроках в начальном звене школы повышению социализации школьников.

Исследование уровня сформированности личностных качеств младших школьников проводилось на базе МБОУ СОШ № 7 города Кропоткина. В опытно-поисковой работе приняли участие дети 2 класса в количестве 25 человек. Дети обучались по программе «Перспектива».

В классах учитель отмечает недостаточный уровень проявления любознательности, интереса к процессу познания, слабость волевых усилий и активности в процессе деятельности. Особо отмечает отсутствие у детей стремления взаимодействовать друг с другом.

Игровая деятельность чаще всего проводится в свободное от уроков время. Любое занятие обладает собственной структурой, однако к общим условиям занятия причисляются 3 этапа.

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития социализации младших школьников и взаимодействие их с друг другом в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап – формирующий. На этом этапе проводились игровые занятия, направленные на повышение уровня взаимодействия детей друг с другом, познавательного интереса у детей из экспериментальной группы.

3 этап – контрольный. На этом этапе осуществлялась повторная диагностика уровня социализации школьников и их работы с друг другом в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Для решения задач исследования опытно-поисковая работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Целью первого этапа было определение фактического уровня сформированности социализации младших школьников (первичная диагностика). Далее был проведен формирующий этап исследования с целью оказания воздействия на повышение социализации. И, наконец, следующий итоговый этап был направлен на обнаружение динамики изменений в изучаемых характеристиках обучающихся (проведение итоговой диагностики). Для этого было решено организовать мониторинг успеваемости класса.

Задачами исследования выступают:

- выявить степень активности проявления социализации у детей, при этом фиксируя показатели поведения детей в повседневной жизни и на занятиях;

- определить уровень самостоятельности, инициативности, общительности и др. параметров у детей в процессе деятельности [16]. Показателем эффективности процесса формирования социализации у школьников можно будет судить по степени успеваемости, степени динамики личностных изменений (в ходе итоговой диагностики и сравнения ее результатов с показателями стартовой диагностики) [18].

В психолого-педагогической литературе описано много ценных методов изучения познавательного интереса. Наиболее удобными для учителя, на наш взгляд, являются такие, которые не требуют специального времени и тесно переплетаются с учебно-воспитательным процессом, а также выявляют факты реального поведения школьников в естественных условиях обучения и воспитания [21]. В качестве метода для изучения когнитивного (знание, понимание) и мотивационного (отношение) аспектов сформированности качеств были использованы метод устного фронтального опроса и метод анкетирования. Опрос проходил в форме свободной беседы, обучающиеся отвечали по желанию на вопросы, предполагающие определение смысла понятий, касающиеся социализации.

Анкетирование проводилось в течение 1 урока (40 минут). Перед началом работы для детей была организована ознакомительная беседа по разъяснению особенностей анкетирования: объяснялась цель этой работы, совместно с детьми просматривалось содержание анкеты, зачитывалась инструкция по заполнению анкеты, определялись временные рамки, определялись ответы на организационные вопросы обучающихся. Анкете как инструмента использования метода анкетирования было присвоено название «Анкета для » с целью повышения заинтересованности, мотивированность детей в ее заполнении. Анкета представляла собой перечень вопросов и заданий. Вопросы и задания предполагали выбор ответа из предложенных, ответ в свободной форме, либо дополнение предложений, заполнение пропущенных слов.

Применялась методика «Психологический климат классного коллектива» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева.) (прил.1,) в которой приняло участие 25 учащихся 2-го класса МБОУ СОШ № 7 города Кропоткина.

Анализ результатов первичного исследования.

В результате проведенной методики «Психологический климат классного коллектива» в группе детей 2 класса с целью изучения характеристики навыков социализации определились следующие диагностические показатели.

Так, первичный результат показал низкий уровень психологического климата группы. Данную ситуацию можно объяснить следующими причинами: многие учащиеся идут в школу с безразличным или чаще с плохим настроением, некоторым из них не нравятся одноклассники, не всегда довольны учебой, может не приниматься та форма, с которой обращаются с учениками учителя. Бываю конфликты между детьми из-за игрушек, книг; иногда и ничем не объяснимое плохое настроение и тревожность. Низкий показатель психологического климата может быть связан с приходом новых учащихся в класс. Поэтому педагогу необходимо было для второклассников применять игры и занятия, направленные на развитие социализации, сплочения коллектива с помощью игровой деятельности.

Метод наблюдения был использован для изучения качеств по поведенческому критерию. Наблюдение было объективное (наличие объекта восприятия), непосредственное (исследователь сам фиксировал данные, а не использовал готовые результаты), выборочное (фиксировался отдельно каждый феномен), включенное. Процедура наблюдения осуществлялась на критериальной основе, показатели проявления уровня социализации в поведении испытуемых фиксировались в протоколах наблюдения.

В основном дети умеют взаимодействовать друг с другом, они задают вопросы, осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения задания. По результатам исследования, обследование обучающихся показало, что уровень сформированности социализации не превышает среднего уровня. Исходя из наблюдения за обучающимися, можно сделать вывод, что некоторые дети испытывают трудности в социализации, общении с одноклассниками. Но все же, педагог старался, чтобы каждый ребенок почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

Все это показывает на необходимость создания комплекса мероприятий, поиска таких форм работы, которые будут способствовать формированию социализации младших школьников.

Суммируя данные наблюдения и анкетирования учеников, было зафиксировано и оценено в баллах наличие (1 балл), отсутствие (0баллов), частичное проявление (0,5 баллов) у школьников названных выше показателей уровня социализации. Подсчитав общее количество баллов, полученных каждым учеником, на основе выделенных критериев, были определены три уровня развития социализации: низкий, средний и высокий.

2.2 Формирующий этап исследования

На основном этапе опытно-практической работы 2 раза в неделю после уроков проводились различные игры. При отборе игр учитывались следующие требования:

- игра должна иметь целевую направленность, то есть способствовать развитию показателей уровня социализации (были отобраны игры, формирующие умения задавать вопросы по социализации);

- преодолевать трудности в учебной работе, развивающие самостоятельность, устойчивость внимания, способность к переносу знаний.

- игровые задания должны быть посильными, понятными ученикам, но в то же время должны содержать элемент трудности;

- игра не должна быть однообразной, чтобы до конца игры дети не потеряли интерес;

- педагог должен выполнять организационную и направляющую роль в игре: мотивировать детей на участие, четко объяснять правила, наблюдать за выполнением игровых заданий, оказывать необходимую помощь ученикам при затруднениях, обязательно подводить итоги игры [12].

В ходе игровой деятельности с младшими школьниками можно применять такие виды обучающих и познавательных игр, как: выдумывание игр-сказок; игры на формирование тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; игры на формирование фонематического слуха; коррекцию звукопроизношения; игры на ознакомление с окружающей природой; географические игры; исторические игры; игры-экскурсии по городу [4].

Игровую деятельность можно проводить как в персональной, так и в групповой формах. Длительность и частота персональных консультаций зависят от возраста учащихся и специфики их умственного развития. Для младших школьников с какими-либо проблемами здоровья во время игры необходимо большее количество времени для пояснения задания либо обучения игре, вследствие этого длительность занятий должна иметь 50 минут.

При групповой форме проведения игры число школьников в группе обусловливается задачами, возрастной категорией и нозологическим состоянием здоровья учащихся.

Если у младших школьников есть какие-либо особенности психического либо физического развития, то подходят небольшие группы (4-6 человек), а продолжительность занятий должна быть 50-60 минут.

Положительная сторона групповой работы заключается в том, что педагог также получает сведения о специфике навыков коммуникации, функциональной, личностной и психологической сфер учащихся.

Допустимо применение двух вариаций групповой работы: не директивной и директивной игры. Так, первый вариант имеет в виду самопроизвольное погружение младших школьников в игровую деятельность, в ходе которой учитель не вмешивается, а только следит за проистекающим и только по окончанию занятия вместе с детьми обсуждает построенную картину. Во втором случае применяется готовая программа игровых занятий, в которой педагог играет инициативную роль наставника и представляет участникам с определенные сведения, обеспечивая их игровыми заданиями [8].

Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.

Познавательный процесс младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе познавательной деятельности.

Придавая значение всей указанной специфике коммуникативных способностей, сегодняшняя наука предлагает множество самых многообразных способов их формирования: беседы, игры, психо-драма, сказко-терапия и т. п. Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе он, и его семья, педагоги.

Структура занятия:

1. Формулирование темы занятия, основных целей.

2. Психологическая разминка (по необходимости), позволяющая задать ритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.

3. Основная часть - проведение игры.

4 Заключительная часть.

1. «Знакомство. Правила»

Целью выступает снижение эмоционального напряжения и проведение территориальной игры в определенном месте для развития ассоциативного воображения. Необходимы листы бумаги, карандаши, ватман с рисунком дома, аудиозапись «Звуки леса»; коллекция миниатюрных фигурок, вода; краски, фломастеры, карандаши, кисти. В ходе игры педагог говорит: «Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли. Сегодня мы будем с вами играть, рисовать, общаться. А теперь давайте познакомимся!»

2. «Моя сказочная страна».

Задачами данной игры выступает выявление специфики взаимоотношений школьника с окружающим миром (форма общения с друзьями и взрослыми), личностные характеристики; формированию способностей учащихся представить содержание своей сказочной страны; содействовать развитию невербальной коммуникации (мимика, жестовый язык). Учащийся сочиняет собственную сказочную страну с применением разных атрибутов, которые школьник избирает сам. Приветствуется комментирование учащимся его действий (что за страна, кто там живет), рассказ о своей стране, ее название. В процессе педагог и остальные школьники могут задавать какие-либо вопросы. Далее образуется коллективное обсуждение с учениками «Что мне пришлось по душе?» Возрастная специфика учащихся младшего школьного возраста предполагает их быструю утомляемость. Вследствие этого каждая игра предполагает необходимость физкультминуток.

3. Совместная история - применяется для выявления стиля взаимодействия, коммуникации между школьниками. Содействовать формированию эмпатии, сопереживанию, способности взаимодействовать с остальными детьми (в частности ролевая согласованность); формирование невербальной коммуникации. Во время игры педагог внимательно анализирует слова и действия каждого школьника. Детям показывают 2-3 фотоснимка, на которых показаны дети в различном эмоциональном состоянии (веселье, печаль, беспокойство), после чего педагог задает вопрос о том, что чувствуют указанные дети. После этого предлагается вообразить, что ребят засняли во время «совместной истории»: и школьников просят рассказать о том как они будут выглядеть и какие чувства будут испытывать. Если педагогу нужно раскрыть коммуникационные навыки в отношениях между учащимися в группе, тогда это упражнение можно уточнить, прозвав его «Наша совместная история во втором классе».

4. Следующей игровой деятельностью выступает незаконченная история. Ее задачи: раскрытие отношения школьника к окружающему миру; развитие связной речи. Так, учащимся младших классов предлагается несколько историй, которые им следует проиграть и докончить. При необходимости педагог содействует учащимся с помощью наводящих вопросов.

Педагогу, анализируя ответы школьников и итоги наблюдения, необходимо учитывать следующие моменты: отношение учащегося к окружающим, оказание поддержки, способность увидеть различные детали, проявление интереса по отношению к другим учащимся и прочие немаловажные для характеристики школьника моменты. Развитие социализации младших школьников в сегодняшнем компьютеризированном мире выступает в виде важного элемента личностного развития человека.

С целью формирования у учащихся умения задавать вопросы познавательного характера, например, в игре «Битва эрудитов» (прил.2) был предложен конкурс: «Кто или что задумано?». Ученикам предлагалось поочередно задавать участникам другой команды и по их ответам отгадать задуманный объект природы. При первом проведении такого задания ученики испытали затруднения при подборе вопросов, поэтому педагог оказывал направляющую помощь. Во время последующих игр желание первым отгадать задуманное побуждало детей быть активными, придумывать вопросы. Особенно нравилась эта игра Марии А. и Максиму З. Они пробовали повторить такую игру на перемене.

Организационно - поисковый - интересно, что в ней, как вы думаете?

А. Проводится игра «Узнавалки» (прил.3)

Б. Игра – «Экспериментирование» (прил.3)

В. Физминутка: Мы сегодня дружно играем, давайте поиграем и с нашими пальчиками. Проводится пальчиковая игра: «Дружба».

Путь к развитию социализации, знаний, умений и навыков всегда начинается с интереса к игре и требует от руководителя способности и умения заинтересовать и увлечь детей, как конкретной игрой, так и игровой программой в целом. Именно отталкиваясь от интереса к игре и игровой задаче, можно обеспечить педагогически направленное движение к развитию активности, формирование мотивации преодоления физической и психической неполноценности с ориентацией на самовоспитание [14].

Важнейшая роль в организации игр отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Говоря строго научно, такая методика должна быть названа субъектно-ориентированной игровой деятельностью. Индивидуальный подход является общепедагогическим требованием, но в работе с детьми гораздо сильнее ощущается необходимость учитывать совершенно неповторимую ситуацию личностного развития каждого. Дети остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход.

Итак, реализация программы позволила создать условия для формирования социализации обучающихся с помощью игр во внеурочной деятельности, с помощью использования целенаправленной и педагогически обоснованной совокупности различных методов и средств воспитания, организации разных видов практической деятельности и общения.

2.3 Обсуждение результатов исследования

На заключительном этапе опытно-практической работы была проведена контрольная диагностика уровня развития социализации младших школьников с целью - определить эффективность проведенной работы.

Были выдвинуты следующие задачи:

1) охарактеризовать изменения в развитии социализации учащихся;

2) выявить влияние игр на развитие социализации младших школьников.

Для решения поставленных задач применялись методы аналогичные тем, которые были задействованы на констатирующем этапе: наблюдение, анкетирование учащихся.

Многие практические задания были направлены на взаимодействие, поскольку доброжелательность предполагает доверие, расположение к другому человеку, поэтому дети учились сотрудничать друг с другом. «Давайте говорить друг другу комплименты», задание «Мудрое высказывание»-собрать в парах из слов мудрые фразы про уважение, рисунок солнца в паре, парное приветствие жестами, приветствие-пожелание, улыбка соседу, молекулы за партами, рисунок в группе: «Эмблемы дружбы», эстафета пожеланий, игра «Щедрая посылка».

Завершал занятие итоговый этап, предполагающий обобщение изученного материала, получение рефлексии от детей, которые писали на отдельных листах, что им понравилось на занятии, что они нового узнали, чему научились. Чаще всего дети писали по два-три предложения относительно того, что им понравилось на занятии: «На занятии мне понравилось читать у доски, играть, было весело», «Я узнала, что есть много вежливых слов. Мне понравилось ходить и со всеми здороваться. Это было интересно».

Детям нравилось участвовать в играх, активных формах деятельности, позволяющих проявить эмоции, мнение в деятельности. Правда, зачастую это воспринималось детьми как развлечение, а не как познавательно-практическая деятельность.

Многим детям нравилось рисовать, особенно они заинтересованно относились к тому, когда предлагалось использовать необычные формы этой деятельности: рисунок в паре, фронтальный рисунок, когда приходилось координировать свои действия с одноклассниками, договариваться. В разрешении разногласий помогал педагог. Также он проявлял внимание и доброжелательное отношение к детям, создавал доброжелательную атмосферу на занятии (подбадривал детей, помогал при наличии затруднений, призывал детей открыто радоваться за достижения каждого обучающегося).

По сравнению констатирующего и контрольного этапов исследования социализации обучающихся, по критерию «знание» увеличилось число обучающихся, у которых определен высокий уровень сформированности качеств: на 22% для качества «внимание», на 8% для качества «любознательность», на22% для качества «доброжелательность», на 12% для качества «общительность», на 4% для качества «творческая направленность».

Увеличилось число обучающихся, у которых средний уровень сформированности качеств: «ответственность» - на 4%, «общительность» - на 3%. Снизилось число обучающихся, у которых низкий уровень сформированности качеств: «внимание» - на 4%, «любознательность» и «ответственность» - на 8%, «творческая направленность» - на 3%.

По сравнению с констатирующим этапом в экспериментальной группе произошли видимые изменения: у многих ребят по результатам наблюдения и проведенного анкетирования улучшились результаты по одному, двум и более показателям наличия уровня социализации. В экспериментальной группе после проведения игровых мероприятий отмечается более теплая и дружная обстановка.

После проведения игровых занятий детям экспериментального класса был задан вопрос: « Понравились ли вам проводимые игры? И хотели бы вы дальше в них участвовать?» Почти все ученики ответили на данный вопрос положительно. Детям нравится такая форма работы и они активно хотят участвовать и дальше в различных играх.

Таким образом, результаты контрольного этапа позволили сделать следующий вывод о том, что игра располагает большими возможностями в развитии социализации младших школьников.

Принимая во внимание положение о приоритетном значении роли содержания образования, способов организации и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей социализации и воспитания личности обучающихся, поскольку эти процессы наиболее системно, последовательно и глубоко происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни [7], а также учитывая факт целенаправленного воздействия на личность. В итоге уровень сформированности процесса социализации достоверно увеличился у младших школьников, как и уровень «общительности».

Выводы по 2 главе

Развитие интереса социализации у учащихся начальной школы является важной и в то же время сложной задачей, стоящей перед учителем.

В практике внеурочной деятельности недооценивается роль игр как средства развития социализации у младших школьников. С целью проверки возможностей использования игровой деятельности в процессе повышения уровня развития социализации у младших школьников была проведена опытно-практическая работа в МБОУ СОШ №7 г. Кропоткина. С этой целью был проведён формирующий этап опытно-экспериментальной работы, в процессе которой во внеурочной деятельности была применена игровая деятельность.

На констатирующем этапе было организовано наблюдение за деятельностью детей на уроках и во внеурочное время и выявлен недостаточный уровень развития социализации у младших школьников. Были подобраны различные игры во внеурочной деятельности, соответствующие поставленным задачам опытной работы.

Проведение игровых мероприятий во внеурочной деятельности осуществлялось на формирующем этапе опытно-практической работы. Наблюдение, проведенное на заключительном этапе, показало, что у учащихся четвертого класса ощутимо возрос уровень развития социализации. Таким образом, на основе проведённой опытно-экспериментальной работы по формированию социализации младших школьников можно сделать вывод, что разработанная и реализованная модель формирования социализации младших школьников средствами внеурочной является эффективной. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования.



Заключение

Социализация является двусторонним процессом, с усвоением личностью социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, совокупность общественных отношений с одной стороны; и с процессом активного повторения личностью системы общественных отношений из-за его активной деятельности, активным введением в социальную среду с другой.

Социализация является непрерывным процессом. Наиболее усиленно и активно социализация реализовывается в детстве и юности, при этом становление личности продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Социализация проистекает в течение всей жизни личности.

Опыт указывает на то, что игры содействуют формированию воображению, ручной моторики и зрительного восприятия, которые необходимы для того, чтобы подготовить ребенка к социализации как личности; мотивации развития коммуникации; формированию активного словаря; произвольного внимания и памяти. Кроме того, игры балансируют внутреннее состояние школьников: уменьшают стресс, снижают уровень межличностного напряжения, поднимают настроение.

Достоинства игровой деятельности в работе с младшими школьниками заключаются в следующем: возможность невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний; облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии; возможность свободного самовыражения и самопознания; мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции; повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения; создание положительного эмоционального настроя.

Перспектива дальнейшей работы содержится в разработке программы упражнений для развития социализации младших школьников, обращенной на совершенствование элементов коммуникативного процесса школьника при сочетании игр с иными методами их вырабатывания.

Принимая во внимание положение о приоритетном значении роли содержания образования, способов организации и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей социализации и воспитания личности обучающихся, поскольку эти процессы наиболее системно, последовательно и глубоко происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни, а также учитывая факт целенаправленного воздействия на личность. В итоге уровень сформированности процесса социализации достоверно увеличился у младших школьников, как и уровень «общительности».

















Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная Психология. - М.: Аспект Пресс, 2002

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000

  3. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Вып. 3. М.,1970

  4. Белашова Е. В. Формирование положительной мотивации школьников через использование арт-технологий // На путях к новой школе. - 2016. - № 3. - с.15-16.

  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966.

  6. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество.- Л.,1971

  7. Данилюк, А. Я и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 24с.

  8. Ивашкин В.С., Онуфриева В.В Психологическая теория образовательного процесса и технология гарантированного обучения: учеб. пособие // Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013 - 122 с.

  9. Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников // Психология и школа. - 2010 - №1. - с. 24 - 39.

  10. Ковалева А.И. Социализация // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2004.

  11. Кон И.С. Социология личности. - М.,1967

  12. Конобеева, Т. А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников // Начальная школа. - 2015. - № 8. - с. 52-55.

  13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994

  14. Пашкова А. М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. - 2015. - № 11. - с. 45-49.

  15. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994

  16. Ширина, О. А. Определение критериев и показателей сформированности личностных качеств у младших школьников // Молодой учёный. - 2017. - № 24 (158). - с. 396-399.

  17. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя // Вестник образования. - 1991. - №8. - с. 19-23.

  18. Презентация на тему: «Мониторинг воспитательной деятельности педагога-воспитателя. По материалам работ П.В. Степанова, И.В. Степановой Д.В. Григорьева» [Электронный ресурс] // URL: http://www.myshared.ru/slide/405606/

  19. Примерная программа воспитания и социализации учащихся // Начальное общее образование. - М., 2009.

  20. Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей // под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2002.

  21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2015. - 47 с.

  22. https://infourok.ru/socializaciya-mladshih-shkolnikov-cherez-igru-i-igrovuyu-deyatelnost-3258994.html

  23. https://studfile.net/preview/3192462/page:30/

  24. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/02/04/osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-v-mladshem-shkolnom

  25. https://www.maam.ru/detskijsad/igrovaja-dejatelnost-na-urokah-v-nachalnoi-shkole.html



Приложение 1

Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)

Назначение. Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям – эмоциональному, моральному и деловому.

Инструкция. Испытуемым предлагается три вопроса:

а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?

в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».

Всегда волнует – 5

Чаще волнует – 4

Волнует в половине случаев – 3

Чаще не волнует – 2

Совсем не волнует – 1

Обработка и интерпретация результатов

Вычисляется средний балл группы (Х): (А + Б + В)/П

где А, Б, В – балльные оценки по вопросам; П – число испытуемых.

Критерии оценки. Если:

а) X 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.

б) 3,5

в) В остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.

























































Приложение 2

Интеллектуальная игра «Битва эрудитов»

Цель: Вырабатывание у школьников самостоятельности, умения задавать вопросы познавательного характера.

Задачи: сформировать интерес к окружающему миру; расширить кругозор обучающихся; развитие памяти, мышления.

Оборудование: презентация; шкатулка; бочонок с заданиями с 2 цветными фишками; корзинка с вопросами; грамоты участникам игры.

Подготовка участников к игре:

Команды придумали название, выбрали капитана, приготовили эмблемы, приветствие, вопросы другой команде для конкурса «Верите ли вы?»

Ход игры.

Организационный момент.

-Добрый день, юные эрудиты! Мы рады приветствовать вас на интеллектуально - познавательном конкурсе «Битва эрудитов». Сегодня вам предстоит показать свои знания в области окружающего мира.

В этом конкурсе 5 вопросов. Перед началом проводится жеребьёвка между игроками каждой команды. Игроки выбирают номер вопроса, на который они будут отвечать. Каждый игрок отвечает на один вопрос (1 балл). Если он затрудняется ответить, ему могут помочь болельщики (0. 5 балла).

Команда №1

1.Привлекает насекомых, что способствует опылению и появлению плодов и семян (цветок)

2.У кого из животных уши на ногах? (кузнечик)

3.Какой овощ Древние Римляне называли «головой»? (капуста)

4.Какой обитатель пресных водоёмов никогда не пьёт? (лягушка)

5.Это растение называют кормильцем Востока (рис)

Команда №2

1.Имеют крепкий ствол, покрытый корой (деревья)

2.Растения, которые помогают людям справиться с болезнями (лекарственные)

3.Может ли в природе белый медведь съесть пингвина? (нет, они живут на разных полюсах)

4.Это растение размножается клубнями и их частями (картофель)

5.Эта птица плохая мать (кукушка).





































Приложение 3

Занятие№1. «Эксперимент»

Организационно - поисковый - интересно, что в ней, как вы думаете?

А. Проводится игра «Узнавалки»

-Дети давай те попробуем отгадать, что там:

По звуку: потряхиваю по очереди коробочки, дети должны озвучить, что они услышали.

Затем коробочки открываем и подводим итог: да, это песок и камешки.

Б. Игра – «Экспериментирование»: Песок и камушки, разные по величине выкладываются на белые листы бумаги, и предлагается детям рассмотреть предметы через лупу и назвать сходства и отличия песка и

камешек. Полученную информацию учитель записывает на доске.

В. Физминутка: Мы сегодня дружно играем, давайте поиграем и с нашими пальчиками. Проводится пальчиковая игра: «Дружба».























43


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!