Республиканское августовское совещание педагогических и руководящих работников образования Республики Тыва
Секция по дошкольному образованию
«Доступность качественного дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы»
ДОКЛАД
«Социализация ребенка путем повышения педагогической компетенции семьи в системе взаимодействия педагог-ребенок-родитель»
Крылепова Татьяна Владимировна
учитель-логопед МАДОУ ЦРР-
Детского сада № 29 г. Кызыла
26 августа 2015 года
г. Кызыл
Социализация ребенка путем повышения педагогической компетенции семьи в системе взаимодействия педагог-ребенок-родитель
Процесс социализации ребенка начинается с той минуты, когда он впервые переступает порог детского сада. Там с помощью педагогов устанавливаются связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящий под влиянием воспитательной и учебной деятельности. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе.
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - спросил Кот.
- Мне все равно... - ответила Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.
Л.Кэррол «Алиса в стране чудес»
Эта цитата прозвучала сейчас не случайно. Мы помним, как много переживаний и приключений пришлось пережить маленькой девочке в Стране чудес, которая очень хотела вернуться домой. Она обращалась за помощью к разным странным взрослым, которые были равнодушны к ее переживаниям, отмахивались от ее проблем, и даже подвергали ее жизнь опасности. Это всего лишь сказка…Но как говорится, сказка-ложь, да в ней намек.
Мы (педагоги, родители) на протяжении 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. И самые важные педагоги в жизни ребенка - это его родители, которые иногда просто не знают, как помочь своему ребенку.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законом. При этом «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (п.2 ст. 44, Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»).
28 августа 2013 года принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Коллеги, вы не задумывались, почему некоторые специалисты считают ФГОС ДО революционным?
Именно проблемой адаптации ребенка в современном обществе и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка. Этот документ, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, потому что коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.
Впервые с введением ФГОС предъявляются требования к результату дошкольного образования, но это не оценка того, чего достиг ребёнок, это социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования (у ребёнка развито воображение, он обладает установкой положительного отношения к миру, он инициативен, проявляет эмоции, любознательность, достаточно хорошо владеет речью и т.д.). В дошкольном образовании результат неотделим от процесса образования. Мы не можем вернуть плохо сделанный продукт. Именно поэтому в образовательном процессе важно содействие ребёнка и взрослого (педагогов и родителей).
Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетенции. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. В настоящей действительности деятельность направлена чаще на решение частных случаев, а не на выявление общей закономерности компетентного родительского поведения. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании, они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Практика работы нашего ДОУ свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения их педагогической компетентности, совершенствования качества образования с помощью установления партнерских отношений в едином информационно – образовательном пространстве.
Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Индивидуальный подход.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
4. Готовимся серьезно.
5. Динамичность.
В нашем ДОУ взаимодействие с родителями по повышению уровня педагогической компетенции осуществляется через разнообразные формы работы:
Анкетирование;
Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
Педагогические беседы с родителями;
Тематические консультации и конференции с родителями;
Совместные досуги и диспуты;
Совместные акции;
Участие в организации тематических мини-музеев;
Подготовка к конкурсным мероприятиям;
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей и занятия с участием родителей;
Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Организация «уголков для родителей», оформление коллажа (фотомонтажей), семейный вернисаж;
С 2009 года в нашем ДОУ успешно функционирует «Совет отцов», основными задачами которого, являются приобщение отцов к воспитанию, развитию, обучению дошкольников, сплочению семьи. Оказание помощи педагогам, родителям и детскому саду в целом.
Дни открытых дверей, Дни самоуправления и Дни добрых дел;
Мастер-классы для родителей и с участием родителей;
Совместные экскурсии;
Совместное создание предметно-развивающей среды;
Родительские гостиные;
Совместные акции;
Работа с родительским активом группы;
Почта от родителей – «Вопрос – ответ» на сайте ДОУ;
Сайт ДОУ.
Промежуточными результатами работы по повышению уровню педагогической компетенции родителей можно считать:
Повышение инициативы родителей;
Повышение инициативы педагогов;
Партнерские взаимоотношения между участниками образовательного процесса;
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников;
Результат- новое положительное отношение родителей к ДОУ,
Таким образом, в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.
4