СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социализация ребенка путем повышения педагогической компетенции семьи в системе взаимодействия педагог-ребенок-родитель»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распространение педагогического опыта по теме «Социализация ребенка путем повышения педагогической компетенции семьи в системе взаимодействия педагог-ребенок-родитель» на секции по дошкольному образованию «Доступность качественного дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы»

Просмотр содержимого документа
««Социализация ребенка путем повышения педагогической компетенции семьи в системе взаимодействия педагог-ребенок-родитель»»


Республиканское августовское совещание педагогических и руководящих работников образования Республики Тыва



Секция по дошкольному образованию

«Доступность качественного дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы»






ДОКЛАД

«Социализация ребенка путем повышения педагогической компетенции семьи в системе взаимодействия педагог-ребенок-родитель»


Крылепова Татьяна Владимировна

учитель-логопед МАДОУ ЦРР-

Детского сада № 29 г. Кызыла



















26 августа 2015 года

г. Кызыл

Социализация ребенка путем повышения педагогической компетенции семьи в системе взаимодействия педагог-ребенок-родитель

Процесс социализации ребенка начинается с той минуты, когда он впервые переступает порог детского сада. Там с помощью педагогов устанавливаются связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящий под влиянием воспитательной и учебной деятельности. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе.

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? - спросил Кот.

- Мне все равно... - ответила Алиса.

- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.

Л.Кэррол «Алиса в стране чудес»

Эта цитата прозвучала сейчас не случайно. Мы помним, как много переживаний и приключений пришлось пережить маленькой девочке в Стране чудес, которая очень хотела вернуться домой. Она обращалась за помощью к разным странным взрослым, которые были равнодушны к ее переживаниям, отмахивались от ее проблем, и даже подвергали ее жизнь опасности. Это всего лишь сказка…Но как говорится, сказка-ложь, да в ней намек.

Мы (педагоги, родители) на протяжении 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. И самые важные педагоги в жизни ребенка - это его родители, которые иногда просто не знают, как помочь своему ребенку.


Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законом. При этом «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (п.2 ст. 44, Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»).


28 августа 2013 года принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Коллеги, вы не задумывались, почему некоторые специалисты считают ФГОС ДО революционным?



Именно проблемой адаптации ребенка в современном обществе и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка. Этот документ, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, потому что коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Впервые с введением ФГОС предъявляются требования к результату дошкольного образования, но это не оценка того, чего достиг ребёнок, это социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования (у ребёнка развито воображение, он обладает установкой положительного отношения к миру, он инициативен, проявляет эмоции, любознательность, достаточно хорошо владеет речью и т.д.). В дошкольном образовании результат неотделим от процесса образования. Мы не можем вернуть плохо сделанный продукт. Именно поэтому в образовательном процессе важно содействие ребёнка и взрослого (педагогов и родителей). 

Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетенции. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. В настоящей действительности деятельность направлена чаще на решение частных случаев, а не на выявление общей закономерности компетентного родительского поведения. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании, они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


Практика работы нашего ДОУ свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения их педагогической компетентности, совершенствования качества образования с помощью установления партнерских отношений в едином информационно – образовательном пространстве.


Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Индивидуальный подход.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

4. Готовимся серьезно.

5. Динамичность.

В нашем ДОУ взаимодействие с родителями по повышению уровня педагогической компетенции осуществляется через разнообразные формы работы:

  • Анкетирование;

  • Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

  • Педагогические беседы с родителями;

  • Тематические консультации и конференции с родителями;

  • Совместные досуги и диспуты;

  • Совместные акции;

  • Участие в организации тематических мини-музеев;

  • Подготовка к конкурсным мероприятиям;

  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей и занятия с участием родителей;

  • Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

  • Организация «уголков для родителей», оформление коллажа (фотомонтажей), семейный вернисаж;

  • С 2009 года в нашем ДОУ успешно функционирует «Совет отцов», основными задачами которого, являются приобщение отцов к воспитанию, развитию, обучению дошкольников, сплочению семьи. Оказание помощи педагогам, родителям и детскому саду в целом.

  • Дни открытых дверей, Дни самоуправления и Дни добрых дел;

  • Мастер-классы для родителей и с участием родителей;

  • Совместные экскурсии;

  • Совместное создание предметно-развивающей среды;

  • Родительские гостиные;

  • Совместные акции;

  • Работа с родительским активом группы;

  • Почта от родителей – «Вопрос – ответ» на сайте ДОУ;

  • Сайт ДОУ.

Промежуточными результатами работы по повышению уровню педагогической компетенции родителей можно считать:

  • Повышение инициативы родителей;

  • Повышение инициативы педагогов;

  • Партнерские взаимоотношения между участниками образовательного процесса;

  • Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников;


Результат- новое положительное отношение родителей к ДОУ,

Таким образом, в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!