Социализация ребёнка с ОВЗ в классном коллективе
( из опыта работы)
учитель начальных классов
Сомова Нина Александровна
Дети с особыми образовательными
потребностями,
с особенностями развития
должны найти свое место
в обществе и занять в нем
достойное положение.
Вот почему так актуальна
социализация
детей инвалидов
в коллективе сверстников.
Знаменитые психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.
Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.
Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.
В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшуюгуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. В педагогической сфере подчеркивается важнейшая роль педагога, его место, функции в обществе и повышаются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания.
Социализация детей с ОВЗ опирается на ряд нормативно-правовых документов разного уровня. Приведу некоторые из них:
Уровни нормативно-правового обеспечения
Международный уровень
Международные нормативно-правовые акты
(Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Конвенция о правах инвалидов и др.)
2. Федеральный уровень
Законодательно-правовые акты Российской Федерации
(Конституция Российской Федерации (от 25 декабря 1993 г.);
Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»
№ 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. № 78-ДВ).
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС с умственной отсталостью
3. Региональный уровень
Законодательно-правовые документы региона (области) Закон Свердловской области «О защите прав ребенка» N 28-оз от 23.10.95 (принят Свердловской областной думой 05.10.95) (с изм. на 03.12.2014 года).Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» №78-ОЗот 15 .07. 2013
Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» № 1262-ПП от 21.10.2013.
«Стратегия действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Свердловской области»
Локальные акты образовательной организации
Основная образовательная программа
В нашей школе Программа развития до 2020 года «Школа РОСТа»
И другие локальные акты
В детские годы формируется мировоззрение, вырабатывается жизненная позиция и самооценка человека. От этих категорий зависит, как будет складываться в дальнейшем жизнь человека, какое место займёт он в этом мире.
Поэтому-то и важно создать необходимые условия для каждого ученика, особенно для тех, чьи возможности здоровья ограничены. Безусловно, значительное влияние на них оказывают родители и родственники, т.е. первичные агенты социализации. Но не меньшее значение имеют и сверстники, одноклассники, специалисты-педагоги. Ведь они – это не только расширенный круг общения, но и возможность иначе, не так как ежедневно в семье, взглянуть на мир.
Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.
В 2015 году я набирала новый 1 класс. Оказалось, что в коллективе класса будет учиться ребёнок-инвалид с диагнозом ДЦП. Обычно дети с таким диагнозом учатся на дому. Родители же решили обучать ребёнка в коллективе сверстников. Сразу же возникло ряд проблем: как примут дети такого одноклассника? Как среагируют родители? Да и сама я не готова была к такой работе.
Прежде всего, я обратилась к изучению литературы и нормативных документов по этому вопросу перечисленные выше.
И конечно, должны быть созданы условия для обучения такого ребёнка.
Провела родительское собрание, проработав вместе с родителями ряд нормативно-правовых документов.
На этом же собрании выслушали доводы родителей ребёнка, которые объяснили , почему их дочь будет учиться в коллективе сверстников., пояснение директора школы о такой возможности.
Школа частично готова была принять такого ребёнка, т.к. имеет лицензию на обучение детей с ОВЗ. Есть специалисты: педагог- психолог, педагог-логопед, социальный педагог, в настоящее время есть дефектолог.
Было ещё одно условие: девочка должна учиться в сопровождении тьютора, который бы сопровождал её и на уроке и во внеурочное время. Таким тьютором стала мама, которая уволилась с работы и ежедневно присутствует с дочерью на уроках, во внеурочной деятельности.
С девочкой работают специалисты – педагог психолог, педагог-логопед.
Адаптационный период Настя (так зовут девочку) переносила нелегко: трудно было привыкнуть к ритму урока, к коллективу сверстников. Ей разрешалось во время урока встать, погулять вне класса, маме приходилось разминать пальчики во время письма.
Жизнь коллектива изменилась: дети приняли Настю в свой коллектив безболезненно, стали заботиться о ней, вовлекать в совместные игры, мероприятия класса и школы.
И Настя быстро подружилась с ребятами, ребята стали заботиться о ней во время перемен заменяли маму и играли с девочкой. В конце первой четверти 1 класса по социометрическому опросу детей Настя была принятой, и с ней все дети хотели бы дружить, приглашать на день рождения, сидеть за одной партой.
Девочка принимает участие во всех классных и школьных делах. В первом классе она заняла 1 место в школьном конкурсе чтецов, вместе с девочками класса заняли 1 место в конкурсе «НУ-ка, девочки!» Участвовала в школьном этапе научно- практической конференции, где заняли 1-е призовое место.
Настя участвует в школьных олимпиадах, а также в Российских, таких как «Львёнок», «Кенгуру», « Родное слово», а также в фестивале детского творчества «Мы всё можем!»
Мама, Юлия Сергеевна стала тьютором не только для своей дочери, но и для ребят всего класса. Под её руководством были подготовлены мероприятия в классе, такие как МИС и Мистер 1а класса, в этом учебном году Юлия Сергеевна выступила в роли режиссёра и поставила с детьми сказку С.Маршака «12 месяцев», подобрав каждому ребёнку роль по его возможностям. Выступления детей высоко оценили родители, ученики начальных классов и дети детского сада.
На уроках Юлия Сергеевна сопровождает свою дочь, а также включается помогать детям со слабой успеваемостью.
Пройдя реабилитацию феврале этого года, посетив там специалистов : психолога.логопеда, которые отметили очень высокий интеллектуальный рост ребёнка, его коммуникабельность. В среде сверстников класса Настя чувствует себя комфортно. Она принята в классе, её уважают за трудолюбие, упорство, за стремление жить так, как живёт здоровый ребёнок.
Девочки класса - частые гости в семье Насти. Мама организует их досуг: учит их мастерить, шить и т.д.
На сегодняшний день можно сказать, что такие дети могут учиться в коллективе, осваивать образовательную программу для здоровых детей, социализироваться в коллектив. Но к этому необходимо приложить большие усилия со стороны родителей, педагогов и самого ребёнка.