Социальная адаптация учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида посредством углубленной профильной трудовой подготовки.
Авторы:
Кустова Светлана Анатольевна, ГБОУ СКОШ VIII вида № 804, г. Москва.
Степанова – Молодова Галина Михайловна ГБОУ СКОШ VIII вида № 804
Литература: Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
В современном обществе усиливается внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важнейшей задачей специального образования является создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, для обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации этой категории детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество. Школа является одним из главных институтов социализации подрастающего поколения, включающий такой важный компонент, как самоопределение человека и его профессионально-трудовую подготовку.
Сейчас выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, мало конкурентоспособны на современном рынке труда; часто отсутствуют необходимые условия для получения ими доступного профессионального образования, а их трудоустройство остается проблемой школьных учреждений и родителей. Профессионально-трудовая подготовка является основой для социальной адаптации и интеграции в общество выпускников школ VIII вида, а трудоустройство – государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессионально-трудовой подготовки учащихся 10 – 12 классов, расширение количества профилей трудового обучения в специальных школах, организация обучения детей с нарушениями интеллекта до 12 класса с углубленной трудовой подготовкой, - все это является актуальным на современном этапе развития школ VIII вида. Е.А. Ковалева отмечала, что «… овладение приемами труда явится не только средством расширения трудового опыта умственно отсталых школьников, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности» [1].
С начала 2000-х годов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 804 города Москвы были открыты 10 – 11 классы с углубленной трудовой подготовкой, создано и апробировано программно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе по цветоводству и декоративному садоводству. В настоящее время в школе осуществляется обучение по 5 профилям трудового обучения.
Трудовая подготовка учащихся с нарушениями интеллекта по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» проводится с 2006 – 2007 учебного года на базе хорошо организованного пришкольного участка, зимнего сада и специального кабинета по данному профилю трудового обучения.
Пришкольный участок включает:
фруктовый сад, заложенный около 40 лет назад (5 видов яблонь, вишни и др.);
мини дендропарк (более 20 видов декоративно-лиственных деревьев и кустарников);
альпийская горка, содержащая многие виды хвойных растений;
цветники с одно-, двулетними и многолетними растениями.
Зимний сад является базой для изучения комнатных растений и практики по уходу за ними. В специальном кабинете по данному профилю трудового обучения представлены авторские учебные пособия и методические материалы, а также необходимое учебное оборудование.
Содержание программы «Цветоводство и декоративное садоводство» имеет особенности, которые обусловлены задачами коррекции, развития, обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, исходя из их психофизиологических возможностей, а также предметного содержания естествоведческой и трудовой подготовки.
Программа предусматривает:
закрепление, расширение посредством применения на практике языковых, математических, естествоведческих знаний и умений.
закрепление и расширение навыков ухода за цветочно-декоративными растениями открытого и закрытого грунта, садово-декоративными растениями;
выработка умения ориентироваться в задании и планировать работу по предложенному учителем материалу;
самостоятельное планирование последовательности действий;
контроль хода и результатов работы (комментирование и оценка действий);
формирование и совершенствование специфических для цветоводства и садоводства приемов труда;
дальнейшее развитие и совершенствование общих трудовых умений.
развитие коммуникативных навыков.
Основные виды деятельности учащихся:
Работы в открытом грунте:
уход за деревьями и кустарниками, используемых в ландшафтном строительстве,
подготовка и улучшение почв на пришкольном участке,
сезонный уход за садовыми дорожками и площадками,
работы по устройству цветников, элементов цветочного оформления.
Работы в закрытом (защищенном) грунте:
обработка и зимнее хранение корнеклубней незимующих многолетников,
разбор, сушка и хранение семян-однолетников,
уход за комнатными растениями в зимнем саду,
составление почвенных смесей,
выращивание рассады цветочно-декоративных культур для открытого грунта,
составление букетов и декора из срезанных культур.
Обучение цветоводству и декоративному садоводству рассчитано на общую подготовку учащихся школ VIII вида в условиях городской среды элементам сельскохозяйственного труда по специальности «озеленитель», «рабочий садово-паркового хозяйства». Такая подготовка позволит выпускникам выполнять разнообразные виды работ по выращиванию и уходу за цветочными и садовыми культурами, а также продолжить дальнейшее образование в колледже соответствующего профиля.
Так, после окончания СКОШ № 804, дальнейшее профессиональное образование проходило в колледже малого бизнеса № 4 (профессия «цветовод») и в колледже ландшафтного дизайна № 18 (профессии: «цветовод», «рабочий зеленого хозяйства»). В 2011 году три человека, окончивших 11-ый класс школы продолжили свое образование в этих колледжах, а в 2012 году – четыре человека. Все учащиеся этих колледжей проходят производственную практику в теплицах и садах на территории ВДНХ.
Контингент учащихся в современных коррекционных школах VIII вида очень сложен, количество учащихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени доходит до 50% и выше. Социальная адаптация и будущее трудоустройство таких детей представляет значительные сложности.
Исходя из этого, в специальной коррекционной школе VIII вида № 804, программа по подготовке младшего медицинского персонала не случайно была выбрана и разработана в качестве основы трудовой деятельности старшеклассников на уроках обслуживающего труда.
Во-первых, - этот труд востребован в медицинских учреждениях, и во-вторых – доступен, сразу после окончания школы, так как не требует дальнейшего специального образования.
В третьих, этому виду труда можно обучить ребенка с достаточной степенью выраженности дефекта.
Уроки трудового обучения в 10-11 классах складываются из теоретических занятий и практической подготовки на базе МСЧ (медико-санитарная часть) № 58.
Производственной практике предшествует серьёзная многолетняя теоретическая подготовка, начиная с пятого класса, в специально оборудованном, по данному профилю, кабинете.
Основными видами деятельности, которыми овладевают школьники, проходя практику в МСЧ, являются:
Уборка помещений отделения больницы.
Сопровождение или транспортировка больных на процедуры.
Доставка растворов и лекарств с аптечного склада в отделение.
Работа по уходу за лежачими больными.
Заправка постелей.
Дезинфекция палат кварцевой лампой.
Другие виды деятельности, необходимые в отделении и доступные для данной группы школьников.
За два года допрофессиональной подготовки, школьники-практиканты должны постичь многое, и сформировать не только трудовые навыки, необходимые в данной профессии, но и положительные личностные качества, такие как: терпение, терпимость, доброта, взаимопомощь, без которых не мыслимы полноценные отношения между людьми: дома в семье, в трудовом коллективе, и в обществе в целом.
Практическая деятельность в МСЧ благотворно влияет на эмоционально-волевую сферу учащихся. Для работы в больнице требуется достаточно высокий уровень духовного, нравственного развития. Общаясь с больными и персоналом, практиканты не только узнают что-то новое, интересное, что-то сами рассказывают, но и вступают в эмоционально-личностные отношения, проникаются проблемами пациентов, успокаивают, утешают больных, сопереживают, желают скорейшего выздоровления.
Итак, обучение цветоводству и декоративному садоводству будет способствовать более успешному трудоустройству и повышению конкурентоспособности выпускников школ VIII вида на рынке труда, а продление сроков пребывания умственно отсталых детей в школе создаст предпосылки для достижения ими большей социальной зрелости.
5