СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социальная адаптация учащихся посредством углубленной профильной трудовой подготовки" доклад на конференции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на Международной конференции по трудовому воспитанию лиц с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«"Социальная адаптация учащихся посредством углубленной профильной трудовой подготовки" доклад на конференции.»

Социальная адаптация учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида посредством углубленной профильной трудовой подготовки.

Авторы:

Кустова Светлана Анатольевна, ГБОУ СКОШ VIII вида № 804, г. Москва.

Степанова – Молодова Галина Михайловна ГБОУ СКОШ VIII вида № 804

Литература: Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.


В современном обществе усиливается внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важнейшей задачей специального образования является создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, для обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации этой категории детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество. Школа является одним из главных институтов социализации подрастающего поколения, включающий такой важный компонент, как самоопределение человека и его профессионально-трудовую подготовку.

Сейчас выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, мало конкурентоспособны на современном рынке труда; часто отсутствуют необходимые условия для получения ими доступного профессионального образования, а их трудоустройство остается проблемой школьных учреждений и родителей. Профессионально-трудовая подготовка является основой для социальной адаптации и интеграции в общество выпускников школ VIII вида, а трудоустройство – государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессионально-трудовой подготовки учащихся 10 – 12 классов, расширение количества профилей трудового обучения в специальных школах, организация обучения детей с нарушениями интеллекта до 12 класса с углубленной трудовой подготовкой, - все это является актуальным на современном этапе развития школ VIII вида. Е.А. Ковалева отмечала, что «… овладение приемами труда явится не только средством расширения трудового опыта умственно отсталых школьников, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности» [1].

С начала 2000-х годов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 804 города Москвы были открыты 10 – 11 классы с углубленной трудовой подготовкой, создано и апробировано программно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе по цветоводству и декоративному садоводству. В настоящее время в школе осуществляется обучение по 5 профилям трудового обучения.

Трудовая подготовка учащихся с нарушениями интеллекта по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» проводится с 2006 – 2007 учебного года на базе хорошо организованного пришкольного участка, зимнего сада и специального кабинета по данному профилю трудового обучения.

Пришкольный участок включает:

  • фруктовый сад, заложенный около 40 лет назад (5 видов яблонь, вишни и др.);

  • мини дендропарк (более 20 видов декоративно-лиственных деревьев и кустарников);

  • альпийская горка, содержащая многие виды хвойных растений;

  • цветники с одно-, двулетними и многолетними растениями.

Зимний сад является базой для изучения комнатных растений и практики по уходу за ними. В специальном кабинете по данному профилю трудового обучения представлены авторские учебные пособия и методические материалы, а также необходимое учебное оборудование.

Содержание программы «Цветоводство и декоративное садоводство» имеет особенности, которые обусловлены задачами коррекции, развития, обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, исходя из их психофизиологических возможностей, а также предметного содержания естествоведческой и трудовой подготовки.

Программа предусматривает:

  • закрепление, расширение посредством применения на практике языковых, математических, естествоведческих знаний и умений.

  • закрепление и расширение навыков ухода за цветочно-декоративными растениями открытого и закрытого грунта, садово-декоративными растениями;

  • выработка умения ориентироваться в задании и планировать работу по предложенному учителем материалу;

  • самостоятельное планирование последовательности действий;

  • контроль хода и результатов работы (комментирование и оценка действий);

  • формирование и совершенствование специфических для цветоводства и садоводства приемов труда;

  • дальнейшее развитие и совершенствование общих трудовых умений.

  • развитие коммуникативных навыков.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. Работы в открытом грунте:

  • уход за деревьями и кустарниками, используемых в ландшафтном строительстве,

  • подготовка и улучшение почв на пришкольном участке,

  • сезонный уход за садовыми дорожками и площадками,

  • работы по устройству цветников, элементов цветочного оформления.

  1. Работы в закрытом (защищенном) грунте:

  • обработка и зимнее хранение корнеклубней незимующих многолетников,

  • разбор, сушка и хранение семян-однолетников,

  • уход за комнатными растениями в зимнем саду,

  • составление почвенных смесей,

  • выращивание рассады цветочно-декоративных культур для открытого грунта,

  • составление букетов и декора из срезанных культур.

Обучение цветоводству и декоративному садоводству рассчитано на общую подготовку учащихся школ VIII вида в условиях городской среды элементам сельскохозяйственного труда по специальности «озеленитель», «рабочий садово-паркового хозяйства». Такая подготовка позволит выпускникам выполнять разнообразные виды работ по выращиванию и уходу за цветочными и садовыми культурами, а также продолжить дальнейшее образование в колледже соответствующего профиля.

Так, после окончания СКОШ № 804, дальнейшее профессиональное образование проходило в колледже малого бизнеса № 4 (профессия «цветовод») и в колледже ландшафтного дизайна № 18 (профессии: «цветовод», «рабочий зеленого хозяйства»). В 2011 году три человека, окончивших 11-ый класс школы продолжили свое образование в этих колледжах, а в 2012 году – четыре человека. Все учащиеся этих колледжей проходят производственную практику в теплицах и садах на территории ВДНХ.

Контингент учащихся в современных коррекционных школах VIII вида очень сложен, количество учащихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени доходит до 50% и выше. Социальная адаптация и будущее трудоустройство таких детей представляет значительные сложности.

Исходя из этого, в специальной коррекционной школе VIII вида № 804, программа по подготовке младшего медицинского персонала не случайно была выбрана и разработана в качестве основы трудовой деятельности старшеклассников на уроках обслуживающего труда.

Во-первых, - этот труд востребован в медицинских учреждениях, и во-вторых – доступен, сразу после окончания школы, так как не требует дальнейшего специального образования.

В третьих, этому виду труда можно обучить ребенка с достаточной степенью выраженности дефекта.

Уроки трудового обучения в 10-11 классах складываются из теоретических занятий и практической подготовки на базе МСЧ (медико-санитарная часть) № 58.

Производственной практике предшествует серьёзная многолетняя теоретическая подготовка, начиная с пятого класса, в специально оборудованном, по данному профилю, кабинете.

Основными видами деятельности, которыми овладевают школьники, проходя практику в МСЧ, являются:

Уборка помещений отделения больницы.

Сопровождение или транспортировка больных на процедуры.

Доставка растворов и лекарств с аптечного склада в отделение.

Работа по уходу за лежачими больными.

Заправка постелей.

Дезинфекция палат кварцевой лампой.

Другие виды деятельности, необходимые в отделении и доступные для данной группы школьников.



За два года допрофессиональной подготовки, школьники-практиканты должны постичь многое, и сформировать не только трудовые навыки, необходимые в данной профессии, но и положительные личностные качества, такие как: терпение, терпимость, доброта, взаимопомощь, без которых не мыслимы полноценные отношения между людьми: дома в семье, в трудовом коллективе, и в обществе в целом.

Практическая деятельность в МСЧ благотворно влияет на эмоционально-волевую сферу учащихся. Для работы в больнице требуется достаточно высокий уровень духовного, нравственного развития. Общаясь с больными и персоналом, практиканты не только узнают что-то новое, интересное, что-то сами рассказывают, но и вступают в эмоционально-личностные отношения, проникаются проблемами пациентов, успокаивают, утешают больных, сопереживают, желают скорейшего выздоровления.


Итак, обучение цветоводству и декоративному садоводству будет способствовать более успешному трудоустройству и повышению конкурентоспособности выпускников школ VIII вида на рынке труда, а продление сроков пребывания умственно отсталых детей в школе создаст предпосылки для достижения ими большей социальной зрелости.





5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!