СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная адаптация воспитанников, как социально-психологическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная адаптация учащихся является одним из основных направлений воспитательной работы школы - интерната. Это один из механизмов, позволяющих ребёнку активно включаться в различные структурные элементы среды

Просмотр содержимого документа
«Социальная адаптация воспитанников, как социально-психологическая проблема»

Социальная адаптация воспитанников, как социально-психологическая проблема

Социальная адаптация учащихся является одним из основных направлений воспитательной работы школы - интерната. Это один из механизмов, позволяющих ребёнку активно включаться в различные структурные элементы среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Трудовая и бытовая адаптации выпускников далеко не всегда проходят успешно. Характерны тенденции к частой смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком, трудности установления контактов с членами коллектива, трудности вследствие неумения распоряжаться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие настроения. У сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом. С чем же это связано? Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизического развития детей, а также от состояния обучения и воспитания в школе. Поэтому одним из главных моментов в организации социально - адаптационной среды в школе является наличие единой системы взаимодействия на учащихся. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы.

Когда дети начальных классов приходят в младшую группу, они не имеют элементарные навыки самообслуживания. В этом направлении и начинается кропотливая работа:

- как правильно пользоваться иголкой и ножницами;

- как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;

-как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;

-как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь;

-уход за обувью и её сушка после прогулок;

- правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;

-качественно проводить влажную уборку, отжимать тряпку, наливать нужное количество воды в ведро;

- правильно стирать носки, ухаживать за своим телом, следить за внешним видом. Организуя повседневную жизнь детей с учётом приобретённых умений и навыков, на определённом возрастном этапе, постепенно повышается уровень требований. Дети среднего и старшего возрастов уже более самостоятельно делают ремонт одежды, они могут и постирать, почистить и погладить свои вещи. Для совершенствования навыков самообслуживания воспитатели организуют коррекционные практикумы: «Чистим правильно зубы», «Ногти - предмет особого ухода», «О гигиене тела», «Чистые носки», «Уход за обувью», «Уход за волосами».

Во время посещения столовой формируем элементарные навыки сервировки стола, учим убирать за собой посуду, вытирать столы, ставить правильно стулья.

В условиях интерната большое значение имеет создание уюта в спальном корпусе, в своём «жилом помещении». Дети осваивают приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме. Воспитатели стараются благоустроить спальни с участием своих воспитанников. У большинства детей выработана потребность содержать в чистоте свой «быт» и они умеют это делать самостоятельно, проявляют свою инициативу (привести примеры).

В каждой группе имеется уголок спальни и дети не равнодушны к тому, как он будет выглядеть. Участие детей в его оформлении развивает эстетический вкус. Для поддержания интереса детей на следующий год планируем разработать Положение и проводить конкурс на «Лучшую спальню».

Следующее направление по социальной адаптации учащихся - «Безопасность жизни». Мы учим детей пользоваться электроприборами (работа с утюгом, феном, пользование зарядочными устройствами, розетками). Реальная проблема возникает в том, что дети, проживающие в условиях интерната, не имеют возможности ознакомиться с тем множеством бытовой техники и бытовых приборов, которыми сегодня пользуются люди. С целью развития практических навыков воспитатели организовали и провели коррекционно - развивающее занятие с группой девочек, принесли различные бытовые и кулинарные приспособления: мясорубка, чеснокодавка, яйцерезка, различные виды тёрок, приспособление для красивой обрезки изделий из теста и т. д. Дети учились пользоваться всем этим, знакомились с техникой безопасности. Детям было интересно всё это видеть и научиться пользоваться.

В каждом классе оформлены уголки безопасности, где имеются необходимые инструкции, ведутся журналы инструктажей, с которыми дети знакомятся под роспись. Каждую прогулку начинает воспитатель с напоминания о правилах безопасности.

В помощь воспитателям имеется папка с подборкой различных инструкций, которыми может воспользоваться каждый.

Тематика проведённых занятий по ОБЖ охватывает различные жизненные ситуации, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни: «Правила личной безопасности», «Если ты заблудился в лесу», «О пользовании мобильными телефонами»,

«Безопасность при работе с компьютером», «Разлив ртути»,

«Правила безопасности при встрече с собакой», «Пожар в квартире», «Загорелся электроприбор», «Вспыхнула одежда»,

«Запах газа в квартире», «Загорелся автомобиль».

Одним из компонентов системного подхода к решению задач социализации учащихся является формирование привычки к здоровому образу жизни, охрана здоровья и работа по здоровье сбережению. В соответствии с новым Законом об образовании в настоящее время особое внимание уделяется технологиям сохранения и стимулирования здоровья.

Воспитание культуры здоровья - является одним из направлений воспитательной работы. В нашей повседневной работе это, прежде всего: формирование навыков личной гигиены, соблюдение режима дня, утренняя зарядка, организация физминуток. Во всех группах имеются уголки здоровья с полезными советами и красочными наглядными картинками. Много полезных советов исчерпали для себя дети при проведении открытого мероприятия «Курить – здоровью вредить!». Конкурсная программа «Сильные, смелые, ловкие» развивала физические умения и навыки. Круглый стол «Нет наркотикам!» с обсуждением эпизодов человеческих судеб произвёл большое впечатление на воспитанников. Воспитательский час «В спорте наша сила» о значимости занятий спортом с обсуждением видеороликов , «Весёлые старты» с разнообразием спортивных упражнений прошли на высоком методическом уровне. В ходе игры - соревнования «Если хочешь быть здоровым» дети знакомились с составляющими ЗОЖ и другие.

Активно работаем по использованию здоровье сберегающих технологий все воспитатели, делимся опытом своей работы на МО воспитателей, систематизировала и представила материалы для использования в работе другим воспитателям (гимнастика для глаз, для пальчиков, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и др.). Нужно отметить, что у большинства детей сформирована потребность в регулярных занятиях физкультурой: когда мы выходим на прогулку, всегда есть желающие заняться бегом. Интерес к спортивным играм проявляют воспитанники среднего и старшего возраста. Дети выполняют это вполне осознанно с пониманием того, что для здоровья нужно больше двигаться. Работа по охране здоровья детей и формированию ЗОЖ будет проводиться в рамках программы «Здоровье». Программа содержит следующие приложения: комплекс упражнений для физкультминуток, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика и перечень вопросов для анкетирования по выявлению подверженности учащихся вредным привычкам.

Особое значение сегодня уделяется такому здоровьесберегающему фактору как обеспечение социально - психологического благополучия ребёнка. Это значит - задача каждого педагога, особенно коррекционной школы - обеспечить эмоциональное, комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения с ним.

Большое значение в процессе формирования социально правильного поведения придаётся труду. Целесообразно организованная трудовая деятельность воспитанников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но и служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания. Именно в трудовой деятельности формируются навыки коллективной деятельности и ответственность за общее дело. Трудовые навыки прививаем детям через следующие виды деятельности: генеральная уборка комнат, все виды самообслуживания, участие в благоустройстве и уборке прилегающей территории школы, операция «Чистый двор» в определённый для каждой группы день дети собирают мусор по территории.

Практическую и трудовую направленность имеет организация творческой деятельности воспитанников. Воспитатели учат детей изготавливать различные изделия, которые используют для оформления спален, для подарочных сувениров. Результат своей творческой деятельности они представляли на выставках и конкурсах различного уровня.

Для социальной адаптации большое значение имеет профессиональное обучение, которое решает задачи и трудового и экономического воспитания.

Формированию профессиональных умений и навыков способствовали такие мероприятия как:

- «Знакомство с профессиями» (Фестиваль профессий) Дети

знакомились с профессиональными терминами, рассказывали о профессиях своих родителей, выполняли практические задания.

Формирование основных социальных навыков младших школьников осуществляется чаще через игровую деятельность:

«Магазин», «Аптека», «Почта» и т. д. Моделируются ситуации, возникающие в реальной жизни.

Для успешной социально - бытовой и трудовой адаптации выпускников кроме приобретения определённого круга знаний и умений, чрезвычайно важно научить детей правильно контактировать с окружающими людьми. Без этого не могут быть налажены взаимоотношения между людьми, их совместная трудовая деятельности. При этом большое значение имеет формирование умений ориентироваться в окружающем, во внешкольном пространстве, в городе, обращаться в организации, обслуживающие население, пользоваться услугами различных предприятий, учреждений.

Существенную роль в этом направлении играют экскурсии на предприятия, в учреждения.

Экскурсии на природу

Большое значение для социализации имеет осознание воспитанниками того, что жизнь человека подвластна законам природы: мы учим их одеваться по сезону, понимать явления природы, выбирать вид деятельности как, игровой так и трудовой, в соответствии с погодными и сезонными условиями. Во время экскурсий на природу дети учатся давать правильную характеристику погоде, рассказывать о сезонных изменениях в природе, о природных явлениях, знакомятся с жизнью животных и птиц, с разнообразием растительного мира, с лекарственными растениями, узнают о борьбе со стихийными бедствиями.

С формированием трудовых и профессиональных умений неразрывно связано получение воспитанниками экономических знаний:

- беседы с детьми об экономном расходовании воды и электроэнергии;

- деловой разговор «Потребности современного человека». Внимание детей акцентировалось на потребности и возможности в семье. Без экономических знаний ребёнку сложно будет ориентироваться в самостоятельной жизни. Считаю, что в следующем учебном году всем педагогам нужно уделить должное внимание в обучении детей экономическим знаниям.

Немаловажное значение в работе социализации воспитанников имеет эстетическое воспитание. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врождённые качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Развитию эстетического вкуса способствовали следующие мероприятия: Новый год, осенний бал.

Дети учились видеть красоту природы, восхищаться ею. Конечно же, существенную роль в этом направлении играет дополнительное образование. Посещая выставки детского творчества, дети получают возможность сравнивать свои работы с другими, заинтересоваться другим видом творчества, стремиться к совершенствованию своих умений. В процессе творческой деятельности дети ещё получают возможность общения с другими детьми, с другими педагогами.

Социализация воспитанников невозможна без формирования у воспитанников патриотических чувств, воспитания любви к Родине, уважения к историческому прошлому: экскурсии в музей боевой славы, акция «Помни подвиг героя», патриотический час «От забвения к подвигу», открытое мероприятие «Защитникам Отечества посвящается», конкурс рисунков к Великой Победе. Можно сделать вывод , что у детей сформировано представление о том, что человек должен стремиться к радостной и мирной жизни. На рисунках детей нет изображения печали, скорби, есть слова благодарности за победу, приветствие мира.

Подготовка к самостоятельной жизни, полноценная социальная адаптация невозможны без правовых знаний.

Бурно прошло обсуждение видеоролика о правах и обязанностях детей в группе. В этом направлении проведены тематические воспитательские часы: «Я - подросток. Я - гражданин», «Изучаем права ребёнка» и др.

Постоянное внимание уделяем индивидуальной работе с детьми по формированию умений вести себя в обществе, культуре взаимоотношений, привитию этических норм поведения: умение встречать гостей, приносить и дарить подарки, пользоваться сотовыми телефонами и др. Относительно низкий уровень сознания и оценки собственного поведения проявляются в неадекватных поступках наших воспитанников. Действенной мерой в работе с нарушителями дисциплины оказывает участие воспитанников.

Бережное отношение к имуществу формируем через непосредственное участие воспитанников в ремонте.

Важным моментом социализации является умение организовать свой досуг, с пользой для себя провести свободное время. 

В социальной адаптации учащихся велика роль семьи. Всё, чему мы учим детей, должно закрепляться в семье.

Современный педагог Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение - это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти». Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда - вниз. И надо сделать всё для того, чтобы наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему - то научился в жизни, необходим определённый опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение. Необходимо развивать у наших воспитанников интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придётся решать, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.









БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования и молодежной политики Чувашии













МО воспитателей

Тема: Социальная адаптация воспитанников, как социально-психологическая проблема.











Подготовила и выступила

Малыгина Г.С.,

воспитатель

первой квалификационной категории















Март, 2022г






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!