СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социальная и философская проблематика пьесы «На дне» Максима Горького»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка способствует более глубокому анализу пьесы автора.

Просмотр содержимого документа
««Социальная и философская проблематика пьесы «На дне» Максима Горького»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский техникум промышленных и информационных технологий

им. Б.Г. Изгагина»











Методическая разработка учебного занятия

«Социальная и философская проблематика пьесы «На дне» Максима Горького».

Шелонцевой Ольги Валентиновны,

преподавателя русского языка и литературы.

























Пермь 2019

Социальная и философская проблематика пьесы «На дне» Максима Горького.

Пояснительная записка.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленные задачи требуют перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждой дисциплине в образовательном учреждении. Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Во -первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок - это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у обучающегося интерес к изучаемому предмету, желания познания? Все эти вопросы задает себе учитель , планируя урок.

Во - вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным. Как бы мы не изощрялись, урок, придуманный Яном Каменским 400 лет назад, остается! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок является показателем определенной культуры.

Формулировка целей и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Знакомство с пьесой «На дне» начинается после изучения личности писателя, особенностей горьковского романтизма (раннее творчество, анализ рассказа «Старуха Изергиль»). Тема – «Социальная и философская проблематика пьесы «На дне» рассчитана на пару, обучающиеся работают по подгруппам ( 3 подгруппы). Также в разработке представлены фрагменты презентаций, которые помогают зрительно наблюдать за логикой изложения.

В своей работе использую следующие педагогические технологии : технологии критического мышления, личностно – ориентированного образования, информационные технологии, активные методы обучения, проблемное обучение.

План учебного занятия

Дисциплина

Литература

Учебная группа

16СТМ1

Тема занятия

Социальная и философская проблематика пьесы «На дне»

Задачи занятия

1.Выявить социальный и философский аспекты пьесы.

2.Рассмотреть важнейшие особенности горьковского реализма, горьковской концепции личности, своеобразие драматургии Горького.

Цели занятия

1.Образовательная – проанализировать позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова, продолжить работу по формированию навыков анализа литературного произведения; умений связной речи.

Прояснить авторскую позицию по отношению философских споров в драме.

2.Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у обучащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход; воспитывать "культуру спора".

3.Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся, развитие устной речи учащихся, закрепить правила устного выступления.

Тип учебного занятия

Работа по новой теме с комплексным применением знаний учащихся, урок-размышление (беседа по вопросам, ассоциативное мышление, заполнение таблицы о героях, выписка цитат-афоризмов).

Методы проведения

Практические, проблемно – поисковые, наглядные, самостоятельная работа обучающихся.

Межпредметные связи

Межпредметные (предметные) учебные действия – это знания, умения, навыки обучающихся, их применение и преобразование.

Метапредментные связи

Метапредметные результаты - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться

Планируемые метапредметные результаты

Освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в познавательной и социальной практике; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно - исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Планируемые личностные результаты

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные и гражданские позиции в деятельности; сформированность основ гражданской идентичности.

Формирование общих компетенций

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

Учебно – методический комплекс

1.. Саенко О.Е. «Организация и содержание методической работы в колледже» настольная книга заместителя директора, методиста, преподавателя. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008 г.

2.. Белова В.А., Михайлова Т.Н. сборник «Урок» ЮУМЦ, Москва, 2012г.

3.Угдыжекова В.Д., Горохова Т.Е. «Настольная книга методиста образовательного учреждения среднего профессионального образования» ФГУ ИОЦ «Новый город», 2007 г.

4.На дне: 11 класс (Текст, комментарий, указатель, учебный материал) / М. Горький; [сост., комментарий, учеб. материал проф. Б.А.Ланина]. – М.: Эксмо, 2008. – 96 с. – (Классика в классике).

5.. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Торопчина Л. - Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.

Учебно – материальное оснащение

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Power Point, учебник «Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 2 ч. Ч 1 / под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2011», Конституция РФ, портрет М. Горького, видеосюжет, иллюстрации, нарисованные обучающимися, раздаточный материал.



Ход урока:

Основной вопрос, который

я хотел поставить в пьесе

«На дне», - это что лучше:

Истина или сострадание?

М Горький

Горький нагромоздил гору

величайших страданий...

и объединил жгучим стремлением

к правде и справедливости.

Л. Андреев о пьесе «На дне»

  1. Организационный момент: приветствие, подготовка к занятию, готовность группы.

  2. Повторение. Особенности драматургического рода литературы. Драматургический конфликт, способы выражения авторской позиции в драме. Устные ответы обучающихся.



3.История создания и сценические судьбы пьесы. Сообщение учителя.



  1. Анализ авторской ремарки. Декорация первого действия, впечатления, производимые обстановкой. Детали, создающие атмосферу действия. Обучающиеся в ходе анализа составляют синквейн к слову НОЧЛЕЖКА. Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк:

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.



Например (составили ребята):

Ночлежка

Тесная, грязная

Подавляет, унижает, убивает

Приют для жителей «Дна»

Тюрьма.



  1. Домашнее задание. Обучающиеся работали дома с таблицей «Судьбы персонажей». Вот что примерно должно получиться:

Имя героя

Как попал «на дно»

Особенности речи, характерные реплики

О чем мечтает

Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто литературные произведения.

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука

Это загадочный странник. О нем известно не много.

Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их.

Мечтает помочь всем нуждающимся.

Сатин

Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму.

Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение.

Мечтает донести до людей свою философию.



Это задание на свободное изложение в форме таблицы. Такая таблица универсальна, так как перед нами картина целых судеб, характеров. В ходе с работы с таблицей, мы говорим о социальной и философской проблематике пьесы. На основе таблицы можно проводить уроки – диспуты, проблемные уроки и беседы, смешанные уроки.

  1. Беседа. Образы хозяев. Первое появление Костылева на сцене. Речь как главное средство авторской характеристики. ( обучающиеся выписывают речь Костылева, Медведева и Василисы, представляют « портрет» героев). Характер Василисы, оценка ее характера Героями пьесы. Вывод: социальный парадокс: ничтожества имеют власть – люди, не утратившие нравственных качеств, оказываются «На дне».

  1. Выводы обучающихся: Социальный конфликт дан в пьесе, но действия он не организует, конфликт с хозяевами статичен, большинство героев в нем не участвуют, так как в общественном плане ночлежники и хозяева не так далеки друг от друга.

  2. Философский аспект пьесы. Помимо внешнего действия содержание пьесы составляют диалоги, споры героев. Анализ начального диалога пьесы. Специфика построения диалога. Чеховская традиция. Правда – ложь, правда – вера – философские категории, которые звучат в пьесе с самого начала.

  3. Работа в группах: Жизненная позиция ночлежников. Понимание правды. 1 подгуппа: Как воспринимают свое положение в жизни :Актер, Анна, Пепел, Настя, Клещ? Во что они верят?

2 погруппа: Какова жизненная философия Бубнова, Барона ,Сатина (на материале 1-3 действий)? Каково их отношение к вере остальных ночлежников?

3 подгуппа: Какова жизненная позиция Стаина и Алешки? Работа в группах в течении 7 – 10 минут и обобщения.

Выводы: мы видим два понимания правды: правда идеала, мечты (Актер, Анна, Наташа, Настя, Пепел, Клещ) и правда факта,правда внешних обстоятельств, полная зависимость человека от законов окружающего мира (Бубнов, Сатин, Барон, Татарин ,Алешка).

Появление Луки – завязка философского конфликта.

  1. Роль Луки в Драме «На дне». Активная работа в группах, ответы от представителей групп.

Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").

В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.

Лука появляется неожиданно в конце первого действия. Что и кому внушает Лука?

Каковы мотивы той заботы, которую проявляет Лука по отношению к людям?

Лука - лукавый? Или… Лука – святой? ( Евангелие от Луки). Ребятам предлагается проголосовать и доказать, аргументировать свою позицию.

Анализ притчи о праведной земле. Смысл притчи? Для чего?

Как повлияли на героев проповеди Луки? Можно ли считать проповедь Луки ложью? Дискуссия.

Субъективная честность Луки и невозможность для героев реализовать свои надежды и мечты.

Правда Луки» (его портрет)

« Все мы на земле странники…»

« …Не в слове –дело, а- почему слово говорится?- вот в чём дело!»

« Во что веришь, то и есть»

« Понять хочется дела – человеческие … а на тебя гляжу - не понимаю»

« Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит…а человек- научит… да! Человек может добру научить очень просто!»

« Любить живых надо…живых»

« Есть люди, а есть – иные- человеки…»

« Я говорю- есть земля , неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней- родит» ( это « человеки» в оценке Луки)

« Верно: человек должен уважать себя»

Обучающиеся:

А рассказ Луки о праведной земле- это рассказ о вере человека в лучшее, ради которого-то и стоит жить.

На этой вере в завтрашний день и держится человек, вся жизнь цивилизованного общества.

Заронить эту веру в лучшее, научить ей, сохранить эту способность верить в лучшее, развить это в людях- вот, на мой взгляд, позиция Луки.

Жестокой, убийственной, голой правде несокрушимого гнёта бесчеловечных обстоятельств противостоит упрямая, светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. И вера эта- не ложь, а правда Луки.





  1. Позиция автора. Анализ эпизодов 4 действия. Оценка героев Луки, после его ухода. Почему герои не реализуют своих надежд? Кто виноват : Человек или внешние обстоятельства?. Обсуждения в группах ,ответы. Дискуссия.



  1. « Человек – вот правда!» Лука в жизни Сатина. Анализ монолога Сатина о человеке. Правда Сатина и ее отличие от правды Бубнова и Луки. Какими представляются Сатину взаимоотношения человека и обстоятельств, Человека и мира? Изображение в пьесе пробуждения активного сознания.

Неоднозначность смыслового итога в пьесе. Горьковская концепция личности. «Человек с большой буквы», способный активно воздействовать на обстоятельства, строить свою собственную жизнь и изменять мир. Вера писателя в могущество человеческого разума.

« Правда Сатина» ( его портрет)

« Лучшее – и человек тоже»

« И чем больше способен он это лучшее в себя вобрать и ради него жить, тем он больше человек»

« Надо уважать человека»

« Человек- свободен , он – правда; Он Человек-бог! Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное- дело его рук и его мозга»

« Хорошо это …чувствовать себя человеком!2

« Что это значит? Человек - бог! ( абстрактность , декларация , высокомерие)

Уважать не только потому, что в нём: «…ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном, а потому, что ( Всё- в одном), Один- во многих и многом: часть людей, народа…»

Обучающийся:

Гимн Сатина- вера в Человека ( Человека-бога)

Стремится Сатин к философствованию – и только.

Кейс 3 «Правда Бубнова»

«…Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся…всё сотрётся, да!»

« На что совесть? Я не богатый…»

« А кто пьян да умен - два угодья в нём…»

« А нитки – то гнилые!»

« Здесь господ нету…всё слиняло, один голый человек остался…»

«Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё»

« Дурость человеческая» ( об Алёшке)



« А чем жить будешь? ( Василисе)

« Сколько в ней зверства, в бабе этой…»

« Все хотят порядка, да разума нехватка»

« … да и все люди на земле – лишние»

« Мне и хочется на волю…эх!

Цепь порвать я не могу» ( из песни)

« И одна - не бедна, коль умна...»

«…храбрость у места, когда в лес по грибы идешь…а здесь она ни к чему»

« Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя…да и все её знают…»

« Все люди живут … как щепки по реке плывут…строят дом…а щепки- прочь…»

« Все так: родятся, поживут, умирают, и я помру…и ты…Чего жалеть?»

« Любят врать люди…»

« А я вот… не умею врать! Зачем? По –моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»



  1. Жанр пьесы. После работы в группах ребята определяют жанровое своеобразие пьесы, они должны это сделать самостоятельно, так как все этапы урока выстроены таким образом, что мы обсуждаем социальные и философские аспекты произведения.

«На дне» - социально – философская драма. Продолжение Горьким традиций русского реализма. Драматургическое мастерство М.Горького ( композиция пьесы, своеобразие диалога, афористичность). Своеобразие горьковского реализма. Новизна взгляда писателя на взаимоотношения человека и обстоятельств.



  1. Резултаты работы обучающихся над этой темой представлены в виде таблицы с определенными критериями, позволяющими оценить работу обучающихся (группы).

Критерии оценки работы групп

Группа№1

Группа№2

Группа№3

  1. Грамотное решение проблемы.

+



  1. Умение работать в группах (слушать, распределять роли каждого), активность группы.


+


  1. Оригинальность суждений.

+



  1. Способ решения проблемы: самостоятельность суждений, цитирование, сравнения с героями других произведений.



+

  1. Вариативность ответов : односложные, развернутые, обощающие.




6 . Грамотность письменная и речевая










14. На этапе рефлексии обучающиеся анализируют свою деятельность по принципу:

НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ЗНАЮ, НО ИНТЕРЕСА НЕ ИСПЫТЫВАЮ

НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ХОРОШО ЗНАЮ, ИСПЫТЫВАЮ ИНТЕРЕС И ХОЧУ УЗНАТЬ ЕЩЁ БОЛЬШЕ.

  1. Домашнее задание. Написать сочинение по произведению Максима Горького «На дне», выбрав понравившуюся тему:

1.Система персонажей пьесы М. Горького "На дне".

2.. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького "На дне".)

3. Человек и правда в пьесе М. Горького "На дне".

4. Пьеса М. Горького "На дне" как социально-философская драма.

5. Социальное и философское в драме М. Горького "На дне".

6.. "Бывшие люди" в системе персонажей пьесы М. Горького "На дне".

7. Странник Лука как личность в изображении М. Горького (по пьесе "На дне").

8. Предложи свою тему (сформулируй).



Список используемой литературы:

  1. Белова В.А., Михайлова Т.Н. сборник «Урок» ЮУМЦ, Москва, 2012г.

  2. На дне: 11 класс (Текст, комментарий, указатель, учебный материал) / М. Горький; [сост., комментарий, учеб. материал проф. Б.А.Ланина]. – М.: Эксмо, 2008. – 96 с. – (Классика в классике).

  3. Саенко О.Е. «Организация и содержание методической работы в колле-

дже» настольная книга заместителя директора, методиста, преподавате-

ля. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008 г

  1. Угдыжекова В.Д., Горохова Т.Е. «Настольная книга методиста образова-тельного учреждения среднего профессионального образования» ФГУИОЦ «Новый город», 2007 г.

  2. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Торопчина Л. - Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!