УДК 371.7.
К.А. Жидкова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Аннотация: в статье рассматривается социальная реклама как средство формирования здорового образа жизни, которая популяризирует и закрепляет в сознании индивида положительный пример активного и здорового образа жизни путем формирования ценностей, направленных на сохранение здоровья и ведения здорового образа жизни. В работе представлена программа «Формирование здорового образа жизни у подростков с нарушениями слуха посредством социальной рекламы».
Ключевые слова: ЗОЖ, социальная реклама, подростки с нарушениями слуха, здоровье, здоровье сберегающие технологии
K.A. Zhidkova
SOCIAL ADVERTISING AS A MEANS OF FORMING A HEALTHY LIFESTYLE OF ADOLESCENTS WITH HEARING IMPAIRMENT
Summary: the article considers social advertising as a means of forming a healthy lifestyle, which popularizes and fixes in the individual's mind a positive example of an active and healthy lifestyle by forming values aimed at preserving health and leading a healthy lifestyle. The paper presents the program "Formation of a healthy lifestyle among adolescents through social advertising".
Key words: Healthy lifestyle, social advertising, teenagers with hearing impairments, health, health-saving technologies
Понятие «здоровый образ жизни» в современном мире играет важную роль в становлении и развитии личности, как взрослых, так и детей. Однако, сохранение здоровья детей является одной из самых актуальных проблем системы образования. Именно формирование, сохранение и укрепление здоровья не только здоровых детей, но и детей с особыми образовательными потребностями являются важными задачами поддержанию значимости культуры здоровья [2, С. 185]. Как считает А.Ф. Георгиевский «культура здорового образа жизни – это интегративное качество личности, включающее когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий компоненты и характеризующееся определенным уровнем владения системой знаний в области здоровья, мотивов, потребностей быть здоровым, ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к здоровому образу жизни [3, С. 186]».
К положительно воздействующим на здоровье человека факторам многие специалисты относят: соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, физическая активность, благоприятный микроклимат в коммуникативной среде. Отрицательными факторами являются: курение, употребление психоактивных веществ (ПАВ), а также эмоциональная и психическая напряженность в общении с окружающими и неблагоприятные экологические условия в регионах проживания.
К сожалению, с возрастом как здоровые дети, так и дети с нарушенным слухом теряют интерес к двигательной нагрузке, во многом благодаря тому, что большинство подростков 12-15 лет начинают считать себя взрослыми, и попадая в среду сверстников примеряют стиль поведения как положительных, так отрицательных личностей. Об этом свидетельствуют более значительные отставания показателей физического здоровья глухих от своих здоровых сверстников в среднем и старшем школьном возрасте [5].
Контингент общеобразовательных школ составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на уроках, но и во внеурочное время.
В связи с этим, важным представляется создание здоровьесберегающей среды в образовательных организациях, где большое внимание должно уделяться использованию здоровьесберегающих технологий, которые будут воздействовать на ребенка на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях. К числу основных технологий сбережения здоровья детей с нарушенным слухом можно отнести социальную рекламу.
Социальная реклама сегодня – относительное новый вид коммуникации, цель которого актуализировать проблемы общества, показать важность нравственности в современном мире, ее воспитательное воздействие определяется тем, что она использует эффективные средства влияния на аудиторию и более широкий спектр носителей. У каждой темы социальной рекламы есть своя цель, к примеру, реклама здорового образа жизни направлена против распространения вредных привычек; пропагандирует защиту от СПИДа; занятия спортом, правильное питание [6]. Социальная реклама является важнейшим средством формирования ценностей здорового образа жизни [5].
Цель исследования – проанализировать уровень знаний о здоровом образе жизни у подростков с инвалидностью по слуху, на основе полученных результатов составить программу по формированию здорового образа жизни у представленной категории детей посредством социальной рекламы.
Материалы исследования: результаты анкетирования и опроса 20 учеников старшего звена ГКОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №36 города Ставрополя».
Были использованы следующие методы:
1. Анкета «Здоровый образ жизни» для учащихся 8-11 классов предназначена для оценки знаний учащимся основ здорового образа жизни.
2. Беседа «Социальная реклама. Виды социальной рекламы»
В результате проведенных исследований установлено, что представления подростков с нарушениями слуха о здоровом образе жизни, сформированы на среднем уровне. Ниже (табл. 1) приведены наиболее часто повторяющиеся ответы детей о понимании термина «здоровый образ жизни».
Таблица 1
Варианты ответов учащихся старших классов с нарушениями слуха
Формулировка понятия «здоровый образ жизни» | Число учащихся |
Когда у тебя ничего не болит | 6 (30%) |
Нужно быть здоровым | 2 (20%) |
Нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться | 12 (50%) |
Как видно из ответов учащихся, 6 (30%) подростков считает, что здоровый образ жизни – «когда у тебя ничего не болит», то есть они не дифференцируют понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Далее, 2 (20%) школьников понимают, что ЗОЖ – это не то, что есть, а то, что нужно – «нужно быть здоровым»; то есть для этого нужно что-то делать, что именно, как показали дополнительно проведенные беседы, они знают и эти знания применяют в своей жизни. Большая часть детей – 12 человек, что составляет (50%) – правильно формулируют отдельные составляющие здорового образа жизни, однако комплексное понимание у них пока отсутствует.
Для решения этой проблемы была разработана программа, направленная на формирование здорового образа жизни у подростков с нарушениями слуха посредством социальной рекламы, которая была продиктована необходимостью ранней профилактики вредных привычек у подростков с нарушениями слуха и приобщением несовершеннолетних к ведению здорового образа жизни. Поэтому в содержание программы были включены занятия, которые по основному содержанию и ведущей цели можно условно разделить по направлениям:
Формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье.
Коррекционно-развивающие.
Трудовая реабилитация и развитие творческих способностей несовершеннолетних.
Принципы организации работы:
принцип единства коррекции и развития;
принцип совместной деятельности;
принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Именно для успешного будущего подростков-воспитанников следует заложить им основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровом образе жизни, посредством создания программы по формированию основ здорового образа жизни.
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подростков c нарушенным слухом, повысить стремление использовать двигательную деятельность для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
1. Углублять знания о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих.
2. Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.
Реализация программы будет проходить через:
Беседы об изучении социальной рекламы здорового образа жизни.
Совместно с учителями информатики, изобразительного искусства провести занятия по созданию социальной рекламы здорового образа жизни.
Общешкольную выставку работ, которая позволит заинтересовать подростков в укреплении здорового образа жизни.
Реализация данной программы позволит достигнуть следующих результатов:
1. Формирование антинаркогенных установок.
2. Приобретение коммуникативных навыков.
3. Повышение уровня развития основных психических процессов и речи.
4. Расширение круга представлений об окружающем мире.
5. Развитие социально-трудовых навыков.
6. Снижение уровня социальной дезадаптации подростков.
8. Повышение уровня информированности о вреде ПАВ, о заболеваниях, передающихся половым путем, о проблемах общества.
На этапе контрольного среза была использована та же анкета, представленная выше. В ходе повторного проведения диагностики была зафиксирована следующая динамика результатов: 60 % учащихся рассматривают понятие «здоровье» на уровне личностных установок; 38 % учащихся школ убеждены, в необходимости занятий спортом; 11 % учащихся школ не видят в здоровье главной ценности, необходимого условия полноценной жизнедеятельности
Резюмируя, можно отметить, что социальная реклама позволяет вносить существенный вклад в развитие личности подростка, объединяя в единстве социально значимые и личностные цели в пропаганде здорового образа жизни, являясь важнейшим элементом регуляции современного общества.
Литература
Горносталев М. Д. Понятие «Здоровый образ жизни» в современной педагогической науке // Вестник МГУКИ. – 2008. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zdorovyy-obraz-zhizni-v-sovremennoy-pedagogicheskoy-nauke (дата обращения: 07.11.2021).
Лойко, О.Л., Формирование культуры здорового образа жизни будущих педагогов: теоретические подходы и практические разработки. Научные труды республиканского института высшей школы. – 2017. – 17-2. – С. 187-195.
Тихомирова Л. Ф., Макеева Т. В. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-formirovaniyu-zdoroviesberegayuschey-sredy-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 07.11.2021).
Тюкавкина И.Ф. Роль социальной рекламы в процессе формирования здорового образа жизни подростков // Психология в экономике и управлении. – 2014. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnoy-reklamy-v-protsesse-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-podrostkov (дата обращения: 03.10.2021).
Улезько К. В. О роли социальной рекламы в формировании здорового образа жизни. // Журнал «Филология, журналистика и межкультурная коммуникация в диалоге цивилизаций», выпуск № 23. – 2014. – С. 3 Режим доступа: https://elibrary.ru
Эм, Е.А. Особенности восприятия учебной информации обучающимися с нарушением слуха при создании специальных условий в образовательной организации / О.Н. Артеменко, Л.Ф. Артеменкова, В.А. Калашникова, Е.А. Эм //Вестник Экономической безопасности. - 2019. - № 3. – С. 21-32.
References
1. Aktual'nye tendentsii sotsial'nykh kommunikatsii: istoriya i sovremennost'. Sbornik nauchnykh statei. (Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye tendentsii sotsial'nykh kommunikatsii: istoriya i sovremennost'», 30 oktyabrya 2017 g., Izhevsk) / Pod. red. G. V. Merzlyakovoi, L. V. Batalovoi, S. A. Dan'shinoi, N. A. Kononovoi, E. I. Mikhalevoi – Izhevsk: Izdatel'skii tsentr «Udmurtskii universiteT», 2017 – 320 s.
2. Gornostalev M. D. Ponyatie «Zdorovyi obraz zhiznI» v sovremennoi pedagogicheskoi nauke // Vestnik MGUKI. – 2008. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zdorovyy-obraz-zhizni-v-sovremennoy-pedagogicheskoy-nauke (data obrashcheniya: 07.11.2021).
3. Loiko, O.L., Formirovanie kul'tury zdorovogo obraza zhizni budushchikh pedagogov: teoreticheskie podkhody i prakticheskie razrabotki. Nauchnye trudy respublikanskogo instituta vysshei shkoly. – 2017. – 17-2. С. 187-195.
4. Tikhomirova L. F., Makeeva T. V. Sovremennye podkhody k formirovaniyu zdorov'esberegayushchei sredy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. – 2016. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-formirovaniyu-zdoroviesberegayuschey-sredy-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (data obrashcheniya: 07.11.2021).
5. Tyukavkina I.F. Rol' sotsial'noi reklamy v protsesse formirovaniya zdorovogo obraza zhizni podrostkov // Psikhologiya v ehkonomike i upravlenii. – 2014. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnoy-reklamy-v-protsesse-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-podrostkov (data obrashcheniya: 03.10.2021).
6. Ulez'ko K. V. O roli sotsial'noi reklamy v formirovanii zdorovogo obraza zhizni. // Zhurnal «Filologiya, zhurnalistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya v dialoge tsivilizatsiI», vypusk № 23/ 2014 S. 3 Rezhim dostupa: https://elibrary.ru
3