СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДАГЕСТАНА в XVIII в

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДАГЕСТАНА в XVIII в

Просмотр содержимого документа
«СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДАГЕСТАНА в XVIII в»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДАГЕСТАНА в XVIII в

Данный период характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений. Социальная структура общества подвергается определенным изменениям. На верхушке иерархической лестницы находились владетели - ханы, шамхалы, уцмии и т.д., которые обладали политической властью и земельными владениями. Следом за ними шли феодалы - беки или бии, которые подразделялись на несколько категорий. Различались младшие представители ханских домов, которые владели частью наследственного удела. Имелись служивые беки, находившиеся в вассальной зависимости от ханов и получавшие от них земельные владения на правах условной собственности. Особую прослойку составляли Карачи - беки, представители древних родов, чьи корни уходили к тем временам, когда в Дагестане еще не имелось шамхалов, ханов и т.д. Низшую ступень этого сословия составляли чанка-беки, дети правителей или беков от неравных браков с простыми женщинами. Они имели право на имущество, завещенное им при жизни отца. Если такового не имелось по смерти родителя, чанки не имели право предъявлять претензии на наследство.

К высшему сословию относились представители верховных слоев мусульманского духовенства - кадии и муллы. Также сюда входило такое сословие как первостепенные уздени, так называемые сала-уздени, существовавшие во владениях Засулакской Кумыки и цимирдал - у лакцев. Основную часть населения Дагестана составляли лично свободные крестьяне - уздени. Данное сословие также не являлось однородным. Различались богатые, средние и бедные уздени. Первые в своем положении приближались к правящим сословиям. Бедные уздени примыкали к зависимым категориям населения, являясь при этом юридически свободными. В аварских районах различались уздени, находившиеся на службе у правителя и имевшие земли на правах феодалов. Также имелись уздени, принадлежавшие к сельским союзам и владевшие мюльками. В кумыкских владениях существовали несколько категорий узденей, которые имели некоторые различия в своем положении - круглые уздени, кара-уздени и азат-уздени. Круглые уздени, так называемые догерек-уздени были лично свободными, но не имели собственной земли и, вследствие этого, они попадали в зависимость от феодалов. Азат - уздени или вольноотпущенники формировались из освободившихся крепостных или рабов. Существовало и зависимое население, обязанное различными налогами и повинностями в пользу феодала. Здесь в наиболее тяжелом положении находились крепостные крестьяне, находившиеся в личной и земельной зависимости от феодала. Эта категория населения формировалась за счет рабов, отпущенных на волю, закабалившихся узденей и различных переселенцев. Низшую ступень общества занимали рабы-кулы, лаги и караваши.

В Дагестане существовало патриархальное рабство. Рабы являлись придомными работниками, слугами, выполняли сельскохозяйственные работы. Главными источниками рабства являлись войны, а также долговое рабство. Рабами становились и те, кто совершал определенные преступления, кто не мог выплатить штрафы или нуждавшиеся в покровительстве кровники. Рабами могли владеть не только отдельные лица, но и целые джамааты, тухумы. Собственниками рабов являлись не только представители высших сословий, но и уздени. Раб находился в безраздельной собственности хозяина и не обладал никакими гражданскими правами. В сельских обществах положение было несколько иным. Существовали совершенно независимые сельские союзы, все население которых было однородным узденским. Те же сельские общества, которые были покорены феодалами, попадали от них в зависимость. В тоже время во многих владениях Дагестана существовали две части узденская и райатская. Первая не несла повинностей в пользу правителя, в то время как вторая находилась в полной зависимости от них. Так было в Кайтагском уцмийстве. Но и в независимых сельских общинах Дагестана существовало имущественное неравенство.

Большинство пахотных и пастбищных земель принадлежало общинной верхушке. В этот период, как и в предыдущий, основной ценностью остается земля. Существуют различные формы земельной собственности, но основной становится частное землевладение, известное как мюльк. Мюльками назывались частновладельческие земли, находившиеся как в собственности феодалов, так и в собственности лично свободных крестьян. Сохранялось и условное землевладение, которое существовало в трех видах: земли, пожалованные на срок службы, земли, пожалованные в пожизненное пользование и земли, пожалованные с правом передачи по наследству. В последнем случае они превращались в мюльк.

Сохранялось и общинное землевладение. Ее представляли несколько категорий земель - это собственность нескольких общин, тухумная собственность, собственность одной общины, собственность нескольких политических образований. Крупным земельным собственником являлась церковь, так называемые вакуфные земли, принадлежавшие мечетям.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!