СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная структура общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальная структура общества»

ГБПОУ Профессиональное училище №5







Методическая разработка на проведение открытого урока по обществознанию на тему: «Социальная структура общества»







Автор: Темираева Л.О.

Преподаватель истории и обществознания ПУ№5









































Г.Владикавказ 2020г.



Тема: «Социальная структура общества»

Тип урока – комбинированный.

Планируемые результаты обучения.

Личностные: осознание обучающимися своей этнической принадлежности, пониманию социальной структуры, как способа связи и взаимодействия индивидов, имеющих социальные статусы, выполняющие социальные роли в соответствии с принятыми нормами и ценностями.

Предметные: формирование относительно целостного представления о социальном неравенстве, мобильности и стратификации. Развитие знаний и умений находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Метопредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, осознание возможности изменения социального положения человека в обществе. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

а) многообразие социальных групп

б) социальное неравенство

в) социальная стратификация

г) социальная мобильность

3. Итоги урока (закрепление материала)

Оформление урока

  1. Видеоматериалы (фрагменты из фильма Е.Анисимова «История России (эпоха Ивана Грозного))

  2. Таблица «Критерии социальной стратификации»

Технологическая карта

Содержание

время

Применение инновационных технологий


Тема урока




Социальная структура общества


Проблемное обучение

I

I Организационный момент




Вопросы к обучающимся


II

II Изучение новой темы


Развивающее обучение


  1. Многообразие социальных групп



  1. Социальное неравенство

Личностно-ориентированное обучение



  1. Социальная стратификация

Информационно-коммуникативные технологии


  1. Социальная мобильность


III

III Итоги урока



Тесты



Выставление оценок



Домашнее задание §14.



Подведение итогов




Ход урока

  1. Организационный момент

Вопросы к обучающимся:

а) Всякому ли человеку доступны ступеньки социальной лестницы?

б) Назовите самые ранние исторически сложившиеся общности людей?

2. Изучение нового материала.

А.

- Просмотр фрагмента фильма.

- Назовите основные социальные группы в России в ХVI веке (сословия)?

Князья, бояре, дворяне, духовенство, черносотенные частновладельческие крестьяне, холопы, купцы, ремесленники. Охарактеризуйте их.

- С какими еще социальными группами вы сталкивались изучая историю России? Назовите их.

- Как вы думаете, от чего зависит социальное положение человека в обществе?

Основания (критерии) социальной стратификации



Таблица.





Доходы

Образование

Власть

Престиж

Пол

Возраст

Национальность

Религия

Занятия

Место жительства





Работа с таблицей.

Итак, мы можем сделать вывод, что наше общество представляет собой множество социальных групп, они называются стратами. Человек может принадлежать к разным социальным группам. Приведите примеры. Есть люди, которые выпадают из социальной структуры общества – это лица без определенного места жительства, ведущие асоциальный образ жизни (бомжи).

Б.

Итак, мы пришли к выводу, что существует социальное неравенство. Это значит, что социальные группы имеют разное положение в обществе. Каждую социальную группу можно увидеть на определенной ступени социальной лестницы, одни группы находятся выше, другие ниже. Это социальная дифференциация – неравный доступ различных групп к собственности, деньгам, власти. Люди стремятся к равенству. Существует разное понимание слов, «равенства» и «неравенства». В современном обществе равенство понимается, как равенство перед законом.

В.

Для описания неравенства различных социальных групп существует понятие социальная стратификация.

Социальная стратификация – это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Согласно теории стратификации, современное общество является слоистым, многоуровневым. Главные критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.

На интерактивной доске.

Стратификация имеет существенные характеристики:

  1. Верхние слои общества находятся в более привилегированном положении по отношению к нижним слоям.

  2. Верхние слои значительно меньше нижних, по количеству входящих в них членов общества.

Существуют три классических направления стратификационных теорий:

  1. Марксизм – главный тип стратификации, в основе которой лежат экономические факторы

  2. Функционализм – социальная стратификация, связанная с профессиональным разделением труда.

  3. Теория М.Вебера – в основе любой стратификации лежат распределение власти и авторитета.

На протяжении всей истории человечества определяются 4 типа стратификации:

  1. Рабство

  2. Кастовая система

  3. Сословная система

  4. Классовая система

Высказать собственную позицию по особенностям стратификации.

Г.

Социальная мобильность (подготовленное сообщение обучающегося).

План

  1. Мобильность – универсальный процесс.

  2. Основные типы мобильности:

а) горизонтальная мобильность

б) вертикальная мобильность

3. Типология социальной мобильности

а) индивидуальная мобильность

б) групповая социальная мобильность

в) восходящая мобильность

г) нисходящая мобильность

Обучающимся. Приведите собственные примеры социальной мобильности.

III. Закрепление пройденного материала. Тесты.

Изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества называется?

  1. Социальная стратификация

  2. Социальная мобильность

  3. Социальная дифференциация

  4. Социальная идентификация

К социальным группам, созданным по демографическому признаку не относятся?

  1. Дети

  2. Женщины

  3. Пожилые люди

  4. Предприниматели

Распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге называется?

  1. Адаптация

  2. Стратификация

  3. Мобильность

  4. Социализация

Элементом социальной структуры общества является.

  1. Класс

  2. Кооператив

  3. Государство

  4. Банк

IV. Задание на дом с пояснениями §14.

Схема анализа урока по ФГОС профессия мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей



Дата

Группа №2

ФИО преподавателя

ФИО посетившего

19.05.2019


Темираева Лариса Омарбиевна

Хетагурова Джульетта Михайловна

Цель посещения: Изучение, обобщение и распространение опыта работы

Аттестация преподавателя

Тема урока: «Социальная структура общества»

Цели урока: Личностные: осознание обучающимися своей этнической принадлежности, пониманию социальной структуры, как способа связи и взаимодействия индивидов, имеющих социальные статусы, выполняющие социальные роли в соответствии с принятыми нормами и ценностями.

Предметные: формирование относительно целостного представления о социальном неравенстве, мобильности и стратификации. Развитие знаний и умений находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Метопредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, осознание возможности изменения социального положения человека в обществе. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.





№ п/п

Параметры

Критерии

1

Мотивация

Умело организованное начало урока создало доброжелательную обстановку для работы обучающихся по усвоению знаний. Мотивация определяется проблемными заданиями.

2

Целеполагание

Преподаватель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала.

3

Характер учебных занятий

Применяется способ индивидуализации и дифференциации заданий для обучающихся в зависимости от их личных интересов и способностей. Творчески применяет разнообразные методы.

4

Формы освоения урока

Используется самостоятельная индивидуальная и фронтальная форма работы с обучающимися.

5

Управление познавательной деятельностью обучающихся и характеристика деятельности обучающихся на уроке

Преподаватель помогает выявить и сформулировать проблему, определить задачи, способы, решения и результаты. Активная работа над решением проблемы побуждает обучающихся групповой деятельности и применения рациональных форм получения знаний

6

Методы используемые на уроке

Используется объяснительно-иллюстрированный, исследовательский и проблемный методы работы. Они соответствуют содержанию материала, целям и возрастным особенностям обучающихся, способствуют развитию наблюдательности и логического мышления, стимулируют обучающихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания

7

Применение инновационных технологий (эффективность применения)

Применяются технологии ИКТ и проблемно-диалогического урока. Это повышает эффективность учебного труда, расширяет возможность получения дополнительного материала по предмету

8

Коммуникация обучающихся

Преподаватель успешно использует средства письменной коммуникации. По ходу урока обучающиеся делают необходимые записи для обобщения и осмысления учебного материала

9

Формирование УУД

Преподаватель оптимально сочетает объяснение нового материала в диалоге с обучающимися, применяет проблемный метод обучения, учит анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы и отвечать на них

10

Организация обратной связи на уроке

При изучении вопроса «мировоззрение» четко прослеживается взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности обучающихся. Идет оценка не только результата, но и всей деятельности на уроке

11

Система оценивания достижения обучающихся

Вырабатываются умения к самостоятельного овладения знаниями, самоконтролю, самоаналицу деятельности

12

Рефлексия

Обучающиеся объективно анализируют результаты урока и определяют свою роль в совместной деятельности с преподавателем

13

Результативность урока

Результаты урока совпадают со средствами контроля знаний обучающихся

14

Домашнее задание

ДЗ – объем 25-30% от классной работы

Некоторые обучающиеся получают опережающее задание для выполнения самостоятельных работ на уроке



Выводы и рекомендации

Урок цели достиг, отобранное содержание соответствует целям урока. Поставленные дидактические задачи решены. Содержание урока соответствует программе и учебнику. Использованы разные формы обучения для решения задач урока (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная). Данные методы обучения целесообразны, т.к. формируют универсальные учебные действия на каждом этапе урока.

Урок оснащен всеми необходимыми материалами. Преподаватель в совершенстве владеет материалом. Рекомендуется строить учебную работу на уроке, используя уровень знания обучающихся и их умений самостоятельно решать данные учебные задачи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!