СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная структура общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальная структура общества»

ГБПОУ Профессиональное училище №5







Методическая разработка на проведение открытого урока по обществознанию на тему: «Социальная структура общества»







Автор: Темираева Л.О.

Преподаватель истории и обществознания ПУ№5









































Г.Владикавказ 2020г.



Тема: «Социальная структура общества»

Тип урока – комбинированный.

Планируемые результаты обучения.

Личностные: осознание обучающимися своей этнической принадлежности, пониманию социальной структуры, как способа связи и взаимодействия индивидов, имеющих социальные статусы, выполняющие социальные роли в соответствии с принятыми нормами и ценностями.

Предметные: формирование относительно целостного представления о социальном неравенстве, мобильности и стратификации. Развитие знаний и умений находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Метопредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, осознание возможности изменения социального положения человека в обществе. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

а) многообразие социальных групп

б) социальное неравенство

в) социальная стратификация

г) социальная мобильность

3. Итоги урока (закрепление материала)

Оформление урока

  1. Видеоматериалы (фрагменты из фильма Е.Анисимова «История России (эпоха Ивана Грозного))

  2. Таблица «Критерии социальной стратификации»

Ход урока

  1. Организационный момент

Вопросы к обучающимся:

а) Всякому ли человеку доступны ступеньки социальной лестницы?

б) Назовите самые ранние исторически сложившиеся общности людей?

2. Изучение нового материала.

А.

- Просмотр фрагмента фильма.

- Назовите основные социальные группы в России в ХVI веке (сословия)?

Князья, бояре, дворяне, духовенство, черносотенные частновладельческие крестьяне, холопы, купцы, ремесленники. Охарактеризуйте их.

- С какими еще социальными группами вы сталкивались изучая историю России? Назовите их.

- Как вы думаете, от чего зависит социальное положение человека в обществе?

Таблица.

Работа с таблицей.

Итак, мы можем сделать вывод, что наше общество представляет собой множество социальных групп, они называются стратами. Человек может принадлежать к разным социальным группам. Приведите примеры. Есть люди, которые выпадают из социальной структуры общества – это лица без определенного места жительства, ведущие асоциальный образ жизни (бомжи).

Б.

Итак, мы пришли к выводу, что существует социальное неравенство. Это значит, что социальные группы имеют разное положение в обществе. Каждую социальную группу можно увидеть на определенной ступени социальной лестницы, одни группы находятся выше, другие ниже. Это социальная дифференциация – неравный доступ различных групп к собственности, деньгам, власти. Люди стремятся к равенству. Существует разное понимание слов, «равенства» и «неравенства». В современном обществе равенство понимается, как равенство перед законом.

В.

Для описания неравенства различных социальных групп существует понятие социальная стратификация.

Социальная стратификация – это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Согласно теории стратификации, современное общество является слоистым, многоуровневым. Главные критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.

На интерактивной доске.

Стратификация имеет существенные характеристики:

  1. Верхние слои общества находятся в более привилегированном положении по отношению к нижним слоям.

  2. Верхние слои значительно меньше нижних, по количеству входящих в них членов общества.

Существуют три классических направления стратификационных теорий:

  1. Марксизм – главный тип стратификации, в основе которой лежат экономические факторы

  2. Функционализм – социальная стратификация, связанная с профессиональным разделением труда.

  3. Теория М.Вебера – в основе любой стратификации лежат распределение власти и авторитета.

На протяжении всей истории человечества определяются 4 типа стратификации:

  1. Рабство

  2. Кастовая система

  3. Сословная система

  4. Классовая система

Высказать собственную позицию по особенностям стратификации.

Г.

Социальная мобильность (подготовленное сообщение обучающегося).

План

  1. Мобильность – универсальный процесс.

  2. Основные типы мобильности:

а) горизонтальная мобильность

б) вертикальная мобильность

3. Типология социальной мобильности

а) индивидуальная мобильность

б) групповая социальная мобильность

в) восходящая мобильность

г) нисходящая мобильность

Обучающимся. Приведите собственные примеры социальной мобильности.

III. Закрепление пройденного материала. Тесты.

Изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества называется?

  1. Социальная стратификация

  2. Социальная мобильность

  3. Социальная дифференциация

  4. Социальная идентификация

К социальным группам, созданным по демографическому признаку не относятся?

  1. Дети

  2. Женщины

  3. Пожилые люди

  4. Предприниматели

Распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге называется?

  1. Адаптация

  2. Стратификация

  3. Мобильность

  4. Социализация

Элементом социальной структуры общества является.

  1. Класс

  2. Кооператив

  3. Государство

  4. Банк

IV. Задание на дом с пояснениями §14.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!