Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность учащихся |
1.Орг. этап | Здравствуйте, ребята! Прошу садиться. | 2 мин. | Подготовка рабочих мест. Садятся за парты. |
2.Постановка цели в начале урока | Тема урока: "Амины. Строение. Свойства. Получение. Применение" (тема урока записана на доске (слайде1). Сформулируйте проблемные вопросы к теме урока "Амины", которые будут отражать цель урока (раскрывать тему урока), используя карточку №1. | По 1 баллу за каждую версию цели. 2 мин. | — Что называется аминами? — Каким образом амины отличаются от других представителей органических веществ? — Каковы физические и химические свойства аминов? - Каких правил международной номенклатуры ИЮПАК следует придерживаться при составлении названия аминов? |
| Итак, Цель урока: изучить амины- представителей класса" Ароматические углеводороды ", их строение, классификацию, свойства, получение и применение на примере метиламина и анилина. (слайд 2) | 1 мин. | |
| Заявка на оценку (слайд3). В классе 14 учащихся Вы за урок можете заработать баллы и получить соответствующую оценку. (максим. число баллов 25+3=28) "5"- 25- баллов и более "4" -20-24 баллов "3" - 14-19 балла Поставьте перед собой цель: какую оценку вы планируете получить на уроке, обозначьте её на полях в кружочке | 1 мин. | Указывают запланированную оценку на полях. |
3.Актуализация знаний | Задание 1.( записаны на слайде 4 или доске или карточках). Фронтальная работа. 1.Определите классы кислородсодержащих соединений: 1.1.СН3-СН2-СОО-С2Н5-это а)карбоновая кислота, б)альдегид, в)сложный эфир. 1.2.(С6Н10О5)n-это углевод, относящийся к а)моносахаридам; б)дисахаридам; в) полисахаридам. 1.3. СН3-СН2-СООН-это а) карбоновая кислота, б) пропионовая кислота, в) спирт. 2.Назовите вещества: 2.1. СН3-СН2-СОН- это а)уксусный альдегид, б)пропионовая кислота, в) пропионовый альдегид. 2.2.С6Н12О6- это а) сахароза, б)глюкоза, в) крахмал. 2.3. СН3-СН2- СН2 -СН2-ОН- это а)этанол, б)пропанол-1, в)бутанол-1. | 1балл отвечающему + 1балл за возражение. 3 мин | 1.1.-в, сложный эфир, т.к. состав соединения входит сложноэфирная связка (СОО). 1.2.-в, углевод, относящийся к полисахаридам. 1.3-а, карбоновая кислота, т.к. состав соединения входит карбоксильная группа (СООН), функциональная группа класса карбоновые кислоты. 2.1.-а, уксусный альдегид. 2.2.-б, глюкоза. 2.3.-в, бутанол-1. |
4. Работа по теме урока. | Задание 2. (слайд 5) Прочитав 1 абзац § 16 с.116 составьте вопрос- суждение используя карточку №2. Фронтальная работа. | 3 мин. По 1 баллу за вопрос. | 1. Чем объяснить, что амины относятся к азотсодержащим соединениям? 2.Каким образом амины отличаются от других представителей органических соединений ? 3.Почему амины содержат наряду с атомами углерода, водорода и кислорода, атомы азота? |
| Задание 3. (слайд 6) Прочитав определение амины (с. 116) установить, является ли оно определением понятия, и доказать свою точку зрения: 1.Амины- это органические соединения, представляющие собой производные аммиака, в молекуле которого один, два или три атома водорода замещены на углеводородный радикал. А) Индивидуальный труд В) Простая кооперация: Обсудите ответы в группах. Выберите от группы одного человека, кто будет отвечать. С) Сложная кооперация: выступление представителей групп Д) Самооценка: Если верно выделены родовые и видовые признаки ставим -2б, если верно выделен один из признаков-1б. | 2 балла. + 1балл отвечающему + 1балл за возражение. 3мин | Данное выражение является определением понятия, т.к. в нём указан истинный родовой признак (органические соединения) определяемого понятия (амины), а также истинные видовые признаки (.производные аммиака, в молекуле которого один, два или три атома водорода замещены на углеводородный радикал). Работа в группах. Один из группы отвечает. |
| Задание 4. (слайд 7) Продолжите предложения, выбрав правильный вариант ответа, используя информацию теста учебника с.117: 1.... ... (RNH2) - это производные аммиака в молекулах которых один атом водорода замещен на углеводородный радикал. 2. .... ... (R2NH) - это производные аммиака в молекулах которых два атома водорода замещены на углеводородные радикалы. 3. .... ....(R3N) - это производные аммиака в молекулах которых три атома водорода замещены на углеводородные радикалы. Варианты ответов: А) третичные амины; В) первичные амины; С) вторичные амины. А Индивидуальный труд В) Простая кооперация: Обсудите ответы в группах. Выберите от группы одного человека, кто будет отвечать. С) Сложная кооперация: выступление представителей групп Д) Самооценка: Если верно выполнено задание ставим -3б, если допущена 1 ошибка-2 балла, если допущена 2 ошибки-1 балл. Е) Обсуждение ошибок. выявление проблем, возникших при выполнении задания. | 3 балла. + 1балл отвечающему + 1балл за возражение. 4 мин. | 1-В; 2-С; 3-А. Работа в группах. Один из группы отвечает. |
| Задание 5. (слайд 8) Установить соответствие между понятиями и примерами: Общее понятие | Частное понятие (конкретный пример) | А)Первичные амины | .1.диэтиламин | В)Вторичные амины | 2.пропиламин | С)Третичные амины | 3.триметиламин | | 4.метилэтиламин | | 5.фениламин | А) Индивидуальный труд В) Простая кооперация: Обсудите ответы в группах. Выберите от группы одного человека, кто будет отвечать. С) Сложная кооперация: выступление представителей групп Д) Самооценка: Если верно выполнено задание ставим -2б, если допущена 1-2 ошибки-1 балл. Е) Обсуждение ошибок. выявление проблем, возникших при выполнении задания. | 2 балла + 1балл отвечающему + 1балл за возражение. 3 мин. | Работа в группах. Один из группы отвечает. |
| Задание 6. (слайд 9) Прочитать текст §16 (с.117-119), составить по карточке №3-Сравнение (см. Приложение 1) по 4 вопроса (2 суждения на сходство и 2 суждения отличие) сравнив первичные амины: метиламин и анилин (фениламин). А) Индивидуальный труд В) Простая кооперация: Обсудите ответы в группах. Выберите от группы одного человека, кто будет отвечать. С) Сложная кооперация: выступление представителей групп Д) Самооценка: Если верно выполнено задание ставим - 12 б. Е) Обсуждение ошибок. выявление проблем, возникших при выполнении задания. | 4 х3 балла= 12 баллов + 1балл отвечающему + 1балл за возражение. 7 мин. | Карточка № 3 (сравнение) по теме: «Первичные амины: метиламин и анилин (фениламин)» По сравнению с метиламином, в молекуле которого аминогруппа связана с радикалом- метилом, в молекуле анилина (фениламина) аминогруппа связана непосредственно с ароматическим кольцом. Так же, как и метиламин, анилин относится к органическим основаниям. Как метиламин, так и анилин способны присоединять катионы водорода по донорно-акцепторному механизму за счёт свободной электронной пары атома азота. Сравнивая метиламин с анилином, можно сказать, что анилин является более слабым основанием потому, что в его молекуле на аминогруппу оказывает влияние фенильный радикал. Кроме метиламина, ещё и анилин горит до конечных продуктов углекислого газа, воды и свободного азота. Помимо метиламина, анилин является первичным амином. Анилин имеет большую, чем метиламин область применения. Не только метиламин, а и анилин взаимодействуют с кислотами с образованием солей. Наряду с анилином, метиламин применяется в синтезе органических веществ. Если для анилина реакция с бромной водой является качественной (продукт реакции 2,4.6- триброманилин - белый осадок), то для метиламина она не характерна. В отличие от метиламина, который представляет собой бесцветный газ с резким аммиачным запахом, хорошо растворимым в воде, анилин -это бесцветная жидкость с неприятным запахом, малорастворим в воде и очень ядовит. |
| Задание 7. (слайд 10) Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа. Способ получения анилина из нитробензола был предложен .... А) Д.И. Менделеевым; В) М.А. Бутлеровым; С) Н.Н. Зининым. А) Индивидуальный труд В) Простая кооперация: Обсудите ответы в группах. Выберите от группы одного человека, кто будет отвечать. С) Сложная кооперация: выступление представителей групп Д) Самооценка: Если верно выполнено задание ставим -1б. Е) Обсуждение ошибок. выявление проблем, возникших при выполнении задания. | 1 балл + 1балл отвечающему + 1балл за возражение. 2 мин. | Способ получения анилина из нитробензола был предложен Н.Н. Зининым. Работа в группах. Один из группы отвечает. |
| Задание 8. (слайд 11) Тестовые задания с выбором ответа. 1.Амины - это органические производные а) аммиака; б) азотной кислоты; в) воды; г) метана. 2. Общую формулу R2NH имеют а) первичные амины; б) вторичные амины;в) третичные амины. 3.Назовите вещество: С2Н5-NН2 а) этиламин; б) пропиламин; в) метиламин. 4. С6Н5NН2-это а) первичный амин; б) вторичный амин; в) третичный амин. 5. При горении аминов на воздухе образуется: а) углекислый газ и вода; б) угарный газ, вода и азот. в) углекислый газ, вода и азот. 6.Анилин при взаимодействии с бромной водой образует: а) 2,3- диброманилин; б) 2,4,6- триброманилин; в) 2,3,6- триброманилин; А) Индивидуальный труд В) Самооценка. За верно выполненное задание -3 балла, за 1-2 ошибки-2 балла. | 3 балла 3 мин. | Ответы на слайде (доске) 1-а; 2-б; 3-а; 4-а;5-в; 6-б. |
| Задание 9. (слайд 12) Фронтальная работа. С помощью кругов Эйлера отразить отношение между понятиями. Определить вид отношений между понятиями. А- амины В- метиламин С- этиламин Д- анилин А) Индивидуальный труд В)Фронтальная проверка. С) Самооценка. 2 балла -за верно составленный круг Эйлера | 2 балла 3 мин | Н Д С А В а слайде ( доске) АВ, АС, АД - подчинение; В,С,Д соподчинение А |
5. Подведение итогов урока | Итак, ребята вернемся к цели урока. -Какая у нас была цель урока? Мы достигли цели? - Подсчитайте набранное за урок количество баллов, запишите на полях и поставьте оценку. -арбитры назовите самых активных участников группы, которые получат поощрительные баллы. После проверки тетрадей я выставлю оценки в журнал при вашей объективности оценки. -Поднимите руки те, кто получил запланированную в начале урока оценку. - Кто получил оценку выше, чем планировал? - А кто наоборот? - Почему некоторые из вас не достигли желаемой оценки? | 1 балл за ответ. Арбитры получают по 1-2 балла в зависимости от того, насколько качественно ими выполнена работа, они добавляют их к общему количеству. 3 мин. | Ответы учащихся |
6. Домашнее задание | (слайд 13) §16.Сформулировать и записать к материалу §16 4 вопроса-суждения (карточка №2- Вопрос-суждение). На один из вопросов -суждений дайте письменно ответ в форме умозаключения (дедуктивного или индуктивного). Приведем пример. | 3 мин. | Дети записывают д/з. В-с. Чем объяснить, что метиламин горит до конечных продуктов углекислого газа, воды и азота ? Все амины горят до конечных продуктов углекислого газа, воды и азота. Метиламин — это амин. _______________________________ Метиламин горит до конечных продуктов углекислого газа, воды и азота. (дедуктивное умозаключение) |