Преподаватель: Иманкулов А.А.
Кара-Балтинский технико-экономический колледж им. М.Т. Ибрагимова Тема: Социально-экономическая жизнь кыргызов енисея
Хозяйство енисейских кыргызов.
• Хозяйство в кыргызском государстве было представлено такими отраслями, как животноводство, земледелие, добыча и переработка руды, охота и рыболовство.
• Население разводило быстроногих и выносливых лошадей, верблюдов, коров, и овец. Богатые имели по несколько тысяч голов скота, часть которого содержалась в загонах.
• Земледельцы выращивали пшеницу, просо, два сорта ячменя, коноплю. Для орошения посевов ими использовалась сеть каналов и арыков.
• Стратегическим направлением хозяйства кыргызы считали добычу, производство и обработку железа. К железу с небес (метеоритному), кыргызы имели особый интерес. Из выплавленного небесного железа кыргызские мастера изготавливали массивные кинжалы, боевые топорики , булавы, наконечники стрел и копий. Кыргызы обеспечивали ими всю Южную Сибирь.
• Мастера-кузнецы изготавливали большой ассортимент домашней утвари и орудий труда: сошники, бороны, серпы, мотыги, различные приспособления для обработки дерева, железа, цветных металлов. Среди железных мастеров выделялись чеканщики и ювелиры.
• Большого совершенства у кыргызов достигло производство керамической посуды. Широкое распространение получили изделия, такие как “кыргызская ваза”
• Енисейские кыргызы поддерживали активные торговые связи с другими народами через одно из ответвлений Великого Шёлкового пути, пересекавшие земли каганата. Эта ветвь называлась Кыргызским путём.
Культура енисейских кыргызов.
• Как установлено, в тот период кыргызы имели свою письменность, определённая часть населения владела грамотой. Своим письмом оставляли ряд ценных сведений. Сохранившиеся до наших дней эпитафии (надмогильные надписи) на камнях зафиксировали важные исторические события и даты.
Суджинская надпись , или надпись из Суджи , — памятник древнетюркской письменности . Найден профессором Г. Рамстедтом в 1900 году в Монголии в местности Süüdziin-dawaa (48°30’ N, 105° O). Надпись была выполнена на надгробной стеле и посвящалась кыргызскому вельможе. Датируются руны началом IX века. Сама стела не сохранилась, текст надписи, впервые опубликованный в 1913 году, многократно переиздавался и переводился различными учёными-тюркологами, но единого мнения о правильности перевода, в связи с различным пониманием и толкованием нескольких мест первых строк надписи, среди учёных не существует.
• Кыргызы Енисея исповедывали религию бутпарас, т. е. были идолопоклонниками. Они признавали главным божеством Тенир-Ата, и Умай-Эне. Кыргызы предавали своих покойников огню, считая его очистительным началом, и верили, что всё очищается в пламени огня. Они считали, что огонь очищает умерших от скверны и грехов.
• Захоронения известных личностей представляли собой высокий земляной холм, огороженный каменными столбами. Это место называлось “чаа-тас” (камень-воин – кырг. «жоокер таш»)
Культуру енисейских кыргызов Чаа-тасского периода (VI–VIII вв.) ярко ха-рактеризуют материалы погребальных сооружений. Для енисейских кыргызов того периода был характерен погребальный обряд трупосожжения. Прах умершего клали в керамическую урну или мешочек и хоронили в могильном помещении (кырг. – казанак). Иногда урну с прахом помещали в бревенча-тые (срубные) склепы. Захоронения известных людей представляли собой высокий земляной холм. Диаметры этих могильников составляли 5 – 40 метров, высота 5 – 7 метров. Вокруг могильников сооружалась круглая или прямоугольная ограда из выкопанных вертикально-каменных столбов. В археологической науке их называют «чаа-тас» (камень-воин – кырг. жоокер-таш).
В могилы ставили горшки с пищей, конское снаряжение, орудия труда и быта, оружие и украшения, считая, что они будут нужны умершему в загробной жизни. Найденные украшения очень изящны и красивы, изготовлены из дерева, кости, кожи, войлока, бронзы, серебра и золота. Археологические исследования в разных частях Енисея выявили множество стоянок, наскальных рисунков и надписей, орудий труда, быта и т. д. Памятники этого периода характеризуют высокую культуру енисейских кыргызов.