СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-коммуникативное развитие детей с интеллектуальными нарушениями на уроках профильного труда.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы  с детьми с ОВЗ  

   Формирование жизненной компетенции учащихся составляет основу их социальной успешности, является одной из основных целей  образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников. Социализация личности обучающегося, его коммуникативное развитие обеспечивают полноценнок взаимодействие выпускников специальных школ с социальной средой. Обеспечение личностного развития, условий для социально трудовой адаптации школьников - одно из основных направлений в работе педагогов, работающиз с детьми с ОВЗ. Наработками в этой области я и решила поделиться в данной разработке. 

 

Просмотр содержимого документа
«Социально-коммуникативное развитие детей с интеллектуальными нарушениями на уроках профильного труда.»








«Социально-коммуникативное развитие детей с интеллектуальными нарушениями

на уроках профильного труда».




Выступление по проблеме на методическом объединении учителей-предметников






Выступление: Килижекова Л.П.




















Основу социальной успешности учащихся обеспечивает формирование жизненной компетенции, новые социальные запросы, определяющие цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников.

    Социализация личности обучающегося и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область  «Социально-коммуникативное развитие». И это объединение направлений не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно среда обеспечивает полноценное взаимодействия и речевое общение и, прежде всего, это общение в деятельности.

    Работая с детьми с интеллектуальными нарушениями над их социально-коммуникативным развитием, опираюсь, прежде всего, на возможности самих детей и, в первую очередь стараюсь развивать:

-        способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

-        умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

-        восприятие речи;

-        умение подражать;

-        умение соблюдать очередность в разговоре;

-        умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями им необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

Способствуют формированию коммуникативных учебных действий у детей с дефектами в развитии, используемыми мною на уроках профильного труда, прежде всего методы, ориентированные на устную коммуникацию. Это все виды пересказа - они развивают монологическую речь, сообщения, различного рода обсуждения (планирование предстоящей работы, анализ образца, разработка фасона одежды и т.д.), ролевые и деловые игры, все формы учебного диалога. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: работа по опросным листам в конце урока или изученной темы, ответы на вопросы тестов и т.д. Самая важная и самая первая характеристика монолога – целенаправленность, особенно это важно в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Целенаправленную речевую ситуацию организую чаще всего при работе в группах. Например, Игра «Карты-Схемы». Участники группы получают одно общее задание на всех. Группе необходимо разложить карточки с изображением машинных швов в соответствующем порядке. Ученицы подбирают к карточкам с названиями машинных швов, карточки с их схемами, к схемам швов подбираются изображения швов в рисунке и, наконец, сам образец шва, выполненный из ткани. Дальше следует дать характеристику шва, его применение в определенных изделиях, варианты использования швов – описывают уже старшеклассницы. Одна из учениц (ее могу назначить я сама, и часто не самую сильную ученицу или же по желанию самих девочек) представляет результат общей работы, а другие участницы группы ее дополняют или опровергают.

Следующая игра. «Игра Ромашка». Дети «срывают» лепестки цветка и зачитывают записанные на них вопросы и отвечают на них, остальные слушают и дополняют. Лепестки при этом, для сильных учениц красного цвета, для слабых – желтого, для средних – голубого. Ученицы сами выбирают себе цвет лепестка и при этом знают, что получат соответствующую сложности вопроса оценку.

Или Опрос-Итог

В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например, что на уроке было главным? Что было интересным? (следует различать главное и интересное). Что нового сегодня узнали? Чему научились?

На один и тот же вопрос могут отвечать несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Здесь важно учителю не добиваться, авторитарно, чтобы главным назвали именно то, что считает главным он. Можно наравне со всеми высказать и свое мнение. Главная роль в формировании учебного действия «монолог», принадлежит учителю. В первую очередь необходимо сделать анализ услышанного., исправить все недочеты, помочь в выборе правильных слов и терминов. При этом, стараюсь добиваться, чтобы дети знали, какие требования предъявляются к речи: грамотность речи (владение терминологиями. Ясность и точность, чистота речи (избегать слов-паразитов). Выразительность и богатство языка.

Обучение диалогу.

В развитии у учащихся умения вести диалог встречается больше трудностей, чем в умения вести монолог, хотя в формировании коммуникативных учебных действий здесь есть общее.

Обучение (точнее приучение) учащихся задавать вопросы является необходимой составляющей всего учебного процесса в нашей школе.

Например, для этой цели я часто применяю на уроках Игру «Повторяем с контролем». Ученица выходит к доске и по образцу изделия, делает его анализ, описывает изделие в виде связного рассказа. Затем остальные ученики оценивают выступление, дополняют, поправляют, при необходимости. И задают свои вопросы, которые могут быть подготовлены ими заранее или подбирают тут же, опираясь на схему-опору, записанную на доске, По этой же схеме может быть построен и сам рассказ отвечающей. По схеме нетрудно задавать вопросы, используя пункты плана, можно при этом, достаточно глубоко каждый пункт раскрывать, и там идет своя серия вопросов. Можно также по каждому пункту составить отдельное выступление.

Эту игру можно проводить в различных вариантах. Например. Вариант 1. Одни учащиеся задают свои вопросы, другие по вызову учителя на них отвечают. Если ученица не может ответить на поставленный вопрос, то отвечает на вопрос сама задающая. При этом приучаю учащихся к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

Вариант 2. Ученики попарно отвечают на вопросы друг другу

Можно также проводить конкурс списка вопросов.

.Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

Технология учебного диалога ‒ это одна из главных технологий личностно ориентированного обучения, которое востребовано и актуально на современном этапе образования.

Диалог на уроке помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как в результате запоминания, так и в ходе общения, Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений, который позволяет быть услышанным.

Диалог начинается в том случае, когда ученик употребляет следующие высказывания:

- Я хочу сказать… .

- Я думаю… .

- Мне хочется дополнить… .

На уроках трудового обучения в работу в парах можно включить работу по технологическим картам, совместную работу по выполнению какой-либо определенной операции, работу над проектом и т.д.

Именно в парной работе можно представить участие каждого ребенка в диалоге. Если ставится задача формирования коммуникативных действий, то представить это без парной работы невозможно.

Социальные технологии – это методы и приемы, которые позволяют решать задачи на уроке при взаимодействии учащихся друг с другом при минимальном воздействии учителя. Наиболее приемлемой из них для уроков трудового обучения является ролевая игра.  Это метод обучения, который выполняет одну из главных функций в социальных технологиях обучения, это функция социализации ребенка на собственном опыте, путем специально организованного “проживания” жизненной или профессиональной ситуации.

Например, на уроке мы открываем Ателье. Определяются роли – кадровый состав ателье и заказчики. Заказчиком является кукла, (одна из учениц этой куклой руководит).

Кукла у нас большая, одежду на нее можно шить в масштабе 1:1,5 сантиметров (один : полтора сантиметров). Каждому участнику отводится определенная роль. Например: Заказчик приходит в ателье заказать фартук. Задачи модельера - закройщика выяснить желания заказчика, проконсультировать по форме, по цвету, по стилю изделия, по ориентировочной стоимости, создать эскиз, согласовав его с заказчиком, снять мерки. В раскроечном цехе, занимаются раскроем фартука. В пошивочном цехе отшивают изделие. Кукла позволяет экономнее использовать материал. Эта игра проводится, обычно, в течение двух уроков. Можно дать вариант изготовить отдельные узлы изделия или выполнить изделие по карточкам, разложив их в нужной последовательности. Окончательным вариантом будет примерка и дефиле.

Благодаря ролевым играм дети оттачивают навыки коммуникации.. Это могут быть роли конкретного взрослого;

  • роль профессии обобщенного типа;

  • роль детей;

  • этнографические роли;

  • семейные роли;

  • роли сказочного, карнавального характера

Ценность социальной технологии обучения очевидна, так как в ее охвате состоят три главные цели обучения: развивающая, образовательная и воспитательная. Показателем становления социализации является и тот факт, что мои ученицы неоднократно становятся номинантами и призерами различных конкурсов муниципального уровня, в этом учебном году участвовали и в республиканском чемпионате Абилимпикс. В совокупности всех данных факторов социальные технологии обучения сегодня необходимо отнести к неотъемлемому методу преподавания на занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Литература

Авторская работа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!