СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-коммуникативное развитие дошкольника (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-коммуникативное  развитие дошкольника (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Социально-коммуникативное развитие дошкольника (из опыта работы)»






Социально-коммуникативное

развитие дошкольника

(из опыта работы)




















2018



Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.


 В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»


1. Содержание психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».


Рассмотрим содержание психолого-педагогической работы по каждой из задач

Социально-коммуникативное развитие направлено:

1) на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;

 - воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;

-  уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;

- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;

-  знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;

- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее  символикой;

 -  формировать позицию гражданина своей страны; 

- формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;

- совершенствовать свои  эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;

- поощрять участие  в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.

2) развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;

- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;

- создавать условия для общения со  старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;

-  обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;

 - удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;

- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;

- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;

 - формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним

3) развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- вызывать чувство сострадания  к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;

4) формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;

- создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

5) формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская  ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;

- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;

6) становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;

- формировать умение выбора правильного решения,  обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.

7) формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

- прививать знания основ безопасности;

- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при   работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;

-  объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;

- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;

 -предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;

- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;

- добиваться выполнения правил дорожного движения.





2.Виды деятельности для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание психолого-педагогической работы реализуется в различных видах совместной и самостоятельной деятельности

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструирование – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

3. Направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»


Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях. Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.

1). Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей  

Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. 

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.  

Игра ребенка - это жизненная лаборатория.

Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Немного остановимся на сюжетных самодеятельных играх:

Поскольку Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований. К основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой предъявляются определенные требования:

  • воспитатель должен играть вместе с детьми;

  • на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

  • на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

 

Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой, который заключается в  оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

 

2). Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.

Задачи патриотического воспитания.

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

  • Воспитывать уважение к труду;

  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

  • Формировать элементарные знания о правах человека;

  • Расширять представления о городах России;

  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;  

  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Компоненты патриотического воспитания

- Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

  • О культуре народа, его  традициях, творчестве

  • О природе родного   края и страны  и деятельности   человека в природе

  • Об истории страны,  отраженной в   названиях улиц,
      памятниках

  •  О символике родного  города и страны (герб, гимн, флаг)

- Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

  • Любовь и чувство привязанности  к родной семье и дому

  • Интерес к жизни родного города  и страны

  • Гордость за достижения своей  страны

  • Уважение к культуре и традициям  народа, к историческому
      прошлому

  • Восхищение народным  творчеством

  • Любовь к родной природе,  к родному языку

  •  Уважение к человеку-труженику  и желание принимать посильное  участие в труде

- Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

  • Труд; 

  • Игра;

  • Продуктивная деятельность;

  • Музыкальная   деятельность;

  • Познавательная  деятельность.

В работе по патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

  • Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

  • Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

  • Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).


Условия патриотического воспитания

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,

улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему родному краю

- Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;

- интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы.


3) Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов
и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми

Задачи.

- Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.


Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется  на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через: 

  • организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

  • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

  • свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основная цель работы - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

« Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы –  как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»)»


4) Четвертое направление работы – трудовое воспитание

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Задачи трудового воспитания

  • Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать помощь;

  • Развивать трудовые навыки, совершенствовать  их, и постепенно увеличивать содержание трудовой деятельности;

  • Формировать у детей положительные личные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

  • Развивать навыки организации работы;

  •  Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.


Выводы.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной образовательной области способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!