МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦТ «СОДРУЖЕСТВО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА-КВЕСТ
«ЭКОЛОГИЯ ПОД ЗАЩИТОЙ ЮНЫХ ФИНАНСИСТОВ»
для учащихся 11-12лет объединений «МБОУ ДО «ЦТ «Содружество»»
Автор/составитель: Радина Мария Алексеевна,
2010год рождения, учащаяся объединения «Граматейка»
Наставник: Пасынкова Светлана Борисовна,
методист
УФА - 2023
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
Паспорт социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов» МБОУ ДО «ЦТ «Содружество»
РАЗДЕЛ 2.
I.Тематическое направление социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов».
II.Тема социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов», ее обоснование. Причины.
III.Цель социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»,
IV.Задачи социально-образовательного проекта «Интеллектуально - познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»,
V. Этапы социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»
VI.Планируемые результаты воспитательного мероприятия.
VII.Форма проведения социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов» и обоснование ее выбора
VIII.Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
IX. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»
X.Сценарий социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»,
XI.Подведение итогов социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов». Награждение.
XII. Ожидаемые результаты социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»
РАЗДЕЛ 1.
Паспорт социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов» МБОУ ДО «ЦТ «Содружество»
Статус и наименование социально-образовательного проекта | Социально-образовательный проект «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творчества «Содружество» |
Основание для разработки социально-образовательного проекта | -Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». -Примерная программа воспитания, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20), в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»). -Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. -Указ Главы Республики Башкортостан об утверждении Концепции государственной национальной политики в Республике Башкортостан от 12.08.2022.№УГ-562 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики в Республике Башкортостан». -Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022.№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). |
Автор/составитель социально-образовательного проекта. Наставник проекта | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества «Содружество» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Разработчик проекта Радина Мария Алексеевна учащаяся объединения «Граматейка» МБОУ ДО «ЦТ «Содружество». Наставник-Пасынкова Светлана Борисовна, методист |
Цель социально-образовательного проекта | создание условий для успешного проведения игры-квест через практическое применение знаний по финансовой грамотности учащихся объединений МБОУ ДО «Содружество» микрорайона Инорс, Калининского района г. Уфы |
Задачи | Образовательные: способствовать расширению и углублению знаний по финансовой грамотности. Развивающие: развивать любознательность и творческие способности детей; развивать навыки работы в команде. Воспитательные: воспитывать интерес к дальнейшему изучению финансовой грамотности; воспитывать потребность через знания финансовой грамотности защищать экологию окружающего мира. |
Этапы реализации проекта | I.Организационный: (мозговой штурм по проведению игры-квест. Составление плана действий; разработка заданий; подготовка маршрутных листов Формирование команд в количестве пяти по семь участников в каждой команде; формирование команд, выбор капитана команды. Оформление тематических станций по теме «Финансовая грамотность». Назначение ответственных на станциях маршрута игры-квест из числа волонтеров-педагогов и их обучение. II.Основной (деятельный): знакомство с правилами игры; проведение игры-квест «Экология под защитой юных финансистов» по маршрутным листам III.Заключительный: подведение итогов игры-квест. Награждение команд. |
Ожидаемые результаты проекта | К концу проведения проекта планируется: 1.Обеспечение высокого уровня качества дополнительного образования;. 2.Обновление содержания и педагогических технологий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, повышение доли учащихся, участвующих в игре-квест. 3.. Создание условий для развития образовательного потенциала учащихся и поддержки наиболее талантливых и одаренных детей. |
РАЗДЕЛ 2.
I.Тематическое направление социально-образовательного проект «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»: приобщение учащихся объединений МБОУ ДО «ЦТ «Содружество» к знаниям финансовой грамотности
II.Тема социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»,
Обоснование выбора: в последние годы в образовательных учреждениях возрос интерес к изучению финансовой грамотности учащихся 11-12 лет.
Причины:
-желание учащихся познать законы денег, банковские услуги, вложение средств в защиту окружающей среды: живого и неживого мира, в котором они живут;
-поиск новых средств и приёмов воспитания, ориентированных на личностный подход развития подрастающего поколения;
- применение эффективных принципов обучения по финансовой грамотности,
- воспитание с детства уважения, любовь к экологии родного района, республики, страны;
- игровые приёмы воспитания - лучшие средства для детской активности, поиска.
Целевая аудитория социально-образовательного проекта «Интеллектуально- познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»:
интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов» рассчитана на учащихся 11-12лет, объединений «ЦТ «Содружество».
III. Цель социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»:
создание условий для успешного проведения игры-квест через практическое применение знаний по финансовой грамотности учащихся объединений МБОУ ДО «Содружество» микрорайона Инорс, Калининского района г. Уфы
IV.Задачи мероприятия:
Образовательные:
способствовать расширению и углублению знаний финансовой грамотности.
Развивающие:
развивать любознательность и творческие способности детей;
развивать навыки работы в команде.
Воспитательные:
воспитывать интерес к дальнейшему изучению финансовой грамотности;
воспитывать потребность через знания финансовой грамотности защищать экологию окружающего мира.
V.Этапы социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»:
I.Организационный:(мозговой штурм по проведению игры-квест. Составление плана действий; разработка заданий; подготовка маршрутных листов
Формирование команд в количестве пяти по семь участников в каждой команде; формирование команд, выбор капитана команды.
Оформление тематических станций по теме «Финансовая грамотность».
Назначение ответственных на станциях маршрута игры-квест из числа волонтеров-педагогов и их обучение.
II.Основной (деятельный): знакомство с правилами игры; проведение игры-квест «Экология под защитой юных финансистов» по маршрутным листам
III.Заключительный: подведение итогов игры-квест. Награждение команд.
VI.Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Регулятивные УУД:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией в процессе игры-квест.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
Коммуникативные УУД:
-лидерство и согласование действий с командой;
- построение речевых высказываний, владение монологической и диалогической формами речи.
VII.Форма проведения игры-квест и обоснование ее выбора:
мероприятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры-квест, так как игра выступает одним из самых эффективных средств обще личностного развития детей младшего школьного возраста и способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, а также является важным фактором социализации растущего человека.
VIII.Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Для реализации цели и задач выбраны методы:
словесные методы: беседа, объяснение, рассказ;
наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение;
практические методы: викторина, упражнения, тренинг.
При проведении интеллектуально-познавательной игры возможны различные формы индивидуальной и групповой работы (в командах)
IX. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»
Мультимедийное оборудование, физическая карта микрорайона Инорс, таблички с названием станций, дидактический материал для выполнения заданий, маршрутные листы для команд.
X.Сценарий социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов»
1.Организационный момент. Участников игры встречают волонтеры-педагоги.
- Здравствуйте, ребята! Мы, волонтеры пришли к вам, чтобы вместе провести интеллектуально-познавательную игру-квест «Экология под защитой юных финансистов».
У нас есть карта-маршрут одной замечательность земли – микрорайона Инорс. (Приложение 1).
Кто отправится по ней путешествовать, тот попадет в удивительный мир, обогатится знаниями о финансовой грамоте. Однако, чтобы дойти до конца маршрута, нужно приложить старание, упорство, смекалку и дружелюбие.
Итак, карта в руках, находчивость и решительность в умах, всё в ваших руках! Давайте же скорее узнаем все секреты
Условия работы с маршрутной картой: нужно выполнить задания по очередности, всего шесть маршрутов.
- Ребята, а что такое деньги? Деньги –это всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и услуг, выступающий посредником при обмене их друг на друга.
2. Таблица проведения игры
Название станции по маршруту | Задания | Критерии оценки |
1.Станция «Куда уходят деньги?» | Задание блиц – опрос. За каждый правильный ответ вы получить деньги. - На что люди тратят деньги? - Почему у людей разные потребности? - Как люди принимают решения о покупках? - Какие потребности связаны с ежедневными расходами? - Покупая товар, вы уносите его домой. А за что вы платите деньги в общественном транспорте? - Почему за проездной билет вы заплатите меньше, чем, если бы все поездки оплачивали отдельно? - Какие расходы делаются каждый день, какие – раз в месяц, какие – раз в год и реже? Вопрос для девочек: Какие услуги можно получить в салоне красоты? Вопрос для мальчиков: Какие услуги можно получить в автосервисе? время выполнения задания 3- 5 мин. | Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов, за правильный ответ каждого вопроса начисляется 1балл. (монета) |
2. Станция «Супермаркет» | Решите ребус: - Что такое Супермаркет? крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными) Впервые возникли в США (1930), где получили распространение после 2-й мировой войне - Какое слово у вас получилось? товар -Что такое товар? Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена. Товаром принято считать все то, что может составлять объект сделок в рыночных отношениях между продавцами и покупателями. - Может ли человек купить всё, что ему захочется? -Что нельзя купить ни за какие деньги? - Как называют человека, продающего товар? (продавец) Как зовут человека, покупающего товар? (покупатель) -Чем отличается супермаркет от обычного магазина? -Для чего в супермаркете ставят большие тележки? -Как найти в супермаркете самый дешевый товар? -Какой товар выставляют на стойках возле кассы? Для чего? Задание. Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Распределите картинки с продуктами по колонкам. Заполняем таблицу: на продукты и хозяйственные нужды семьи на 1месяц-30тыс.рублей. Необходимо | Время от времени | | | время выполнения задания 5 мин. | Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов. |
3. Станция «Учимся экономить» | -Что значит экономить? Экономия — способ ведения хозяйства по принципу бережливости, минимизации расхода ресурсов, ресурсосбережения Командам предлагается выбрать карточку понравившегося цвета и выполнить задание - составить памятку. Карточка зеленого цвета: «Советы по рациональному использованию электроэнергии, которые сэкономят Ваш семейный бюджет» Карточка синего цвета: «Советы по рациональному использованию воды, которые сэкономят Ваш семейный бюджет» Карточка красного цвета «Советы о том, как можно сэкономить, отправляясь за продуктами» Задание. Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Распределите картинки с продуктами по колонкам. время выполнения задания 10 мин. | Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов. |
4. Станция «Эрудит» | Вопросы-ответы-викторина 1. Денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства. (Монета) 2. У финансово грамотного человека они всегда превышают расходы. (Доходы) 3. Он обязательно финансовый, может быть, как личным, так и семейным. (План) 4. Вещь или предмет, который можно продать или купить. (Товар) 5. Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? (Деньги) 6. Стоимость товара в денежном выражении. (Цена) 7. Какие деньги выделяют родители своим детям? (Карманные) время выполнения задания 7 мин. | Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов. |
5. Станция. «Зеленые финансы» | Определение: это инвестиции и другие финансовые инструменты, направленные на реализацию экологически чистых, энергоэффективных проектов. Основными инструментами «зеленого» финансирования являются «зеленые» облигации, льготное кредитование, субсидии на «зеленые» проекты и др. Указанные финансовые инструменты позволяют «зеленым» проектам развиваться, что невозможно при стандартных финансовых условиях. Термин «зеленые» финансы появился в России всего два года назад, когда на московскую биржу вышли облигации компании ресурсосбережения ХМАО. Это инвестиции и финансовые инструменты, направленные на реализацию экологически чистых, энергоэффективных проектов. Основные инструменты: «зеленые» облигации, льготное кредитование, «зеленые» социальные проекты. Задание. На ватмане нарисуйте: куда вы могли бы вложить средства своей условной финансовой компании и почему, используя проблемы экологии окружающей среды? Объясните ваше коллективное творчество команды. | Количество баллов, заработанное командой, за представленный на ватмане свой проект по защите живой или неживой природы, соответствует практической стороне проекта до 5баллов. |
XI. Подведение итогов социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов». Награждение.
Пройдя все испытания, участники игры-квест «Экология под защитой юных финансистов» возвращаются к финишу. Команда сдает маршрутный лист. Подсчитывают (баллы)деньги, буквы, собирают пазл из букв, которые получали на каждой станции. В результате зашифрованное слово открывается – это слово «ТОВАР».
Подведение итогов социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов». Награждение.
-Ребята, вы прошли игру-квест «Экология под защитой юных финансистов»? Давайте пообщаемся и поделимся впечатлениями. Какие задания показались вам сложными? Почему? Какие вызвали затруднения? Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?
Жюри объявляет команду, которая набрала большее количество баллов и награждает участников игры грамотами по номинациям:
«Самая эрудированная»,
«Самая творческая»,
«Самая находчивая»,
«Самая активная»,
«Самая смекалистая».
(Всем спасибо за игру! До скорых встреч)
XII. Ожидаемые результаты социально-образовательного проекта «Интеллектуально-познавательная игра-квест «Экология под защитой юных финансистов».
К концу проведения проекта планируется:
1.Обеспечение высокого уровня качества дополнительного образования, используя в практике современную педагогическую технологию игра-квест.
2.Обновление содержания, педагогических технологий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, повышение доли учащихся, участвующих в игре-квест.
3. Создание условий для развития образовательного потенциала учащихся и поддержки наиболее талантливых и одаренных детей.