РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ БЕЙСКИЙ РАЙОН СЕЛО БЕЯ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«ЧЕРНОГОРСКИЙ ГОРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обучающихся в техникуме.
Автор: Ромашова Татьяна Валериевна
социальный педагог
2023
Социально- педагогическое сопровождение и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , а также лиц из их числа обучающихся в техникуме
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей-это отдельная категория обучающихся в филиале ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум», которым требуется повышенное внимание, помощь и поддержка.
Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются: падение социального престижа семьи, её материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих аморальный образ жизни.
Социальная адаптация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышедших из детских домов в 15-16 летнем возрасте и поступивших на учебу в Филиале ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум», остается острой проблемой.
Подросткам данной категории необходима помощь и поддержка при переходе из довольно упрощенного и специфического мира сиротских учреждений в сложный и трудный современный мир, чтобы найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. И роль «сопровождающих» ложиться в целом на плечи педагогического коллектива техникума, в котором выпускники детского дома продолжают учёбу.
Поступив в наше техникум после детских домов, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей попадают на вторую ступень постинтернатного сопровождения, на этом этапе имеются реальные возможности для осуществления защиты, поддержки личного и профессионального становления обучающихся сирот, их дальнейшей интеграции в общество и профессиональную деятельность.
Какие же возникают проблемы в постинтернатный период на втором этапе сопровождения?
Нужно отметить, что ещё на первом этапе постинтернатного сопровождения организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у выпускника формируется только одна ролевая позиция- позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает детей сирот в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей. Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности, как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде. Без этих новообразований подросток не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности подростка и формировании невротического механизма.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию и эмоционально не насыщены. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
Для решения данных проблем в нашем техникуме созданы все условия для установления выпускниками детских домов новых положительных контактов, путем привлечения в активную учебную и внеучебную деятельность, повышение их общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения.
Проведение комплекса воспитательных мероприятий по вовлечению обучающихся данной категории позитивную среду общения, разнообразный совместный досуг, спортивно-массовые мероприятия, участие в общественно-полезном труде создают иную атмосферу среди выпускников детских домов. Это даёт возможность им накапливать эмоционально положительные связи в противовес функциональному стилю отношений, сформировавшемуся на базе интернатского опыта.
Литература:
1. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для
студентов. Издательский центр «Академия», 2009.-440с
2. Раттер Майкл. Помощь трудным детям. М, 2006.-432с
3. Шипицына Л.Н. Развитие личности ребенка в условиях материнской
депривации.; СПБ., 2008.-160с