СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью подросткового возраста в образовательной организации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта тема имеет важное значение для образовательных учреждений, так как обеспечение равных возможностей для всех обучающихся, включая тех, кто нуждается в дополнительной поддержке, является ключевым аспектом образования.

Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью подросткового возраста в образовательной организации»

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ подросткового возраста Лектор: Яковишин Галина Викторовна

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ подросткового возраста

Лектор: Яковишин Галина Викторовна

План: 1 . Психологические особенности детей с ОВЗ. 2. Особенности развития подростков с ОВЗ. 3. Принципы социализации детей и подростков с ОВЗ. 4. Работа педагога с подростками с ОВЗ.  5. Правовое сопровождение педагогов и обучающихся с ОВЗ.

План:

1 . Психологические особенности детей с ОВЗ.

2. Особенности развития подростков с ОВЗ.

3. Принципы социализации детей и подростков с ОВЗ.

4. Работа педагога с подростками с ОВЗ.

5. Правовое сопровождение педагогов и обучающихся с ОВЗ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

  • По данным ЮНЕСКО, более двух миллионов российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии
  • В 2022 году в России стало больше на 9,4% детей с ОВЗ
  • Абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного возраста, 4% детей подросткового возраста.
  • Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8 -1З лет (это связано с поздним сроком выявления отклонения в развитии, в основном, связанным с началом школьного обучения). В детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида или лица с ОВЗ, но возможности здоровья которых ограничены вследствие хронических заболеваний.
  • Среди взрослого населения России около 8 миллионов человек имеет официальный статус инвалида. Кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 миллионов человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.  В 2022 количество обучающихся с ОВЗ: более 1,15 миллионов человек

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В 2022 количество обучающихся с ОВЗ:

более 1,15 миллионов человек

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Составляющие успешного внедрения системы инклюзивного образования учитывание особенностей психического развития детей (подростков) описание структурно-уровневых характеристик особых образовательных потребностей специальные образовательные условия

Составляющие успешного внедрения системы инклюзивного образования

  • учитывание особенностей психического развития детей (подростков)
  • описание структурно-уровневых характеристик особых образовательных потребностей
  • специальные образовательные условия
Психологические особенности детей с ОВЗ  (общие): Низкий уровень развития восприятия. Недостаточно сформированы пространственные представления. Внимание неустойчивое, рассеянное. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.  Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Игровая деятельность не сформирована. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Психологические особенности детей с ОВЗ (общие):

  • Низкий уровень развития восприятия.
  • Недостаточно сформированы пространственные представления.
  • Внимание неустойчивое, рассеянное.
  • Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
  • Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
  • Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
  • Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Игровая деятельность не сформирована.
  • Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
  • Низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
  • Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Типичные затруднения  (общие проблемы) у детей с ОВЗ 1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире; 2. Темп выполнения заданий очень низкий; 3. Нуждается в постоянной помощи взрослого; 4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); 5. Низкий уровень развития речи, мышления; 6. Трудности в понимании инструкций; 7. Инфантилизм; 8. Нарушение координации движений; 9. Низкая самооценка; 10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении; 11. Высокий уровень психомышечного напряжения; 12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; 13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. 14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно

реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в

настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость.

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Категории детей с ОВЗ с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)  с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) с нарушениями речи  с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в т. ч., ДЦП )  с задержкой психического развития с умственной отсталостью  с нарушениями эмоционально-волевой сферы (РАС и др. ) с множественными нарушениями развития. с соматическими заболеваниями

Категории детей с ОВЗ

  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
  • с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
  • с нарушениями речи
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в т. ч., ДЦП )
  • с задержкой психического развития
  • с умственной отсталостью
  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы (РАС и др. )
  • с множественными нарушениями развития.
  • с соматическими заболеваниями
Структура нарушения первичные  — нарушения биологического характера (слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.). вторичные  возникают опосредованно в процессе нарушенного развития.  Вторичный дефект, по мнению Л. С. Выготского является основным объектом воздействия педагогов и психологов .

Структура нарушения

  • первичные — нарушения биологического характера (слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.).
  • вторичные возникают опосредованно в процессе нарушенного развития.

Вторичный дефект, по мнению Л. С. Выготского является основным объектом воздействия педагогов и психологов .

Дети с нарушением слуха   Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.

Дети с нарушением слуха

  • Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих имеет своеобразные черты.
  • Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике.
  • Наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.
Дети с нарушением зрения   Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения.

Дети с нарушением зрения

  • Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала.
  • Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
  • Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения.
Дети с тяжелыми нарушениями речи   Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

  • Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
  • Недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
  • При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
  • Низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов.
  • Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления.
  • Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Дети с соматическими заболеваниями   Дети, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. Слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

Дети с соматическими заболеваниями

  • Дети, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных.
  • Слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.
Дети с умственной отсталостью Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный, натальный или постнатальный периоды.

Дети с умственной отсталостью

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития,

возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры

головного мозга, в пренатальный, натальный или постнатальный периоды.

Дети с умственной отсталостью  Ретардация. Общая психологическая инертность. Недоразвитие эмоциональной сферы и личности. Снижен интерес к окружающему миру. Заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях. Многие начинают говорить только к 4—5 годам. Речь не выполняет своей основной функции — коммуникативной.

Дети с умственной отсталостью

  • Ретардация.
  • Общая психологическая инертность.
  • Недоразвитие эмоциональной сферы и личности.
  • Снижен интерес к окружающему миру.
  • Заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
  • По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
  • Инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях.
  • Многие начинают говорить только к 4—5 годам. Речь не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)   Внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности. Многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Память отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Своеобразие в развитии их мыслительной деятельности. Сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Выраженная тревожность по отношению ко взрослому, от которого они зависят. С возрастом прогрессирует.

Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)

  • Внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность.
  • Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности.
  • Многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
  • Память отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
  • Своеобразие в развитии их мыслительной деятельности. Сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
  • Выраженная тревожность по отношению ко взрослому, от которого они зависят. С возрастом прогрессирует.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата   Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций. Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма .

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития

по типу так называемого психического инфантилизма .

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата   Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП 1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций. 2) Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС. 3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП

1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических

функций.

2) Выраженность астенических проявлений – повышенная

утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что

также связано с органическим поражением ЦНС.

3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и

временных представлений.

Дети с расстройствами раннего детского аутизма

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

  • полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
  • обособленность от окружающего мира;
  • слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
  • чувствительность к слабым раздражителям;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
  • речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
  • зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,  имеющие ограниченные возможности здоровья   Принимать таким, какой он есть. Как можно чаще общаться с ребенком. Избегать переутомления. Использовать упражнения на релаксацию. Не сравнивать ребенка с окружающими. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что. Обращаться к ребенку по имени. Не предъявлять ребенку повышенных требований. Стараться делать замечания как можно реже. Оставаться спокойным в любой ситуации. Не делать за него!

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья

  • Принимать таким, какой он есть.
  • Как можно чаще общаться с ребенком.
  • Избегать переутомления.
  • Использовать упражнения на релаксацию.
  • Не сравнивать ребенка с окружающими.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
  • Обращаться к ребенку по имени.
  • Не предъявлять ребенку повышенных требований.
  • Стараться делать замечания как можно реже.
  • Оставаться спокойным в любой ситуации.
  • Не делать за него!
Психологические особенности подросткового возраста Структура личности подростка… В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет.  (Л.С.Выготский)

Психологические особенности подросткового возраста

Структура личности подростка…

В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет.

(Л.С.Выготский)

Работа с подростком достаточно сложный процесс… … а если он имеет еще и ОВЗ, тогда его окружение должно быть особенно внимательным. В подростковом возрасте ограниченные возможности здоровья могут стать стартовой площадкой, для понимания себя и принятия таким, какой есть. Но неправильно поставленная работа с таким человеком может стать и основой для его углубленного психического отклонения, выращенного на фоне основного заболевания и отношения с окружающими.

Работа с подростком достаточно сложный процесс…

  • … а если он имеет еще и ОВЗ, тогда его окружение должно быть особенно внимательным.

В подростковом возрасте ограниченные возможности здоровья могут стать стартовой площадкой, для понимания себя и принятия таким, какой есть.

Но неправильно поставленная работа с таким человеком может стать и основой для его углубленного психического отклонения, выращенного на фоне основного заболевания и отношения с окружающими.

Обычное взросление проходит в возрасте от 12 до 17 лет – основной период, в который закладываются отношение к окружающему миру, оно основывается на многих аспектах:   взаимоотношения в семье; отношения с ровесниками; наличие в семье других детей; успехи и поражения в учебе и любых делах; программа развития, выбранная родителями и педагогами; особенности здоровья и развития; психологическое окружение.

Обычное взросление проходит в возрасте от 12 до 17 лет – основной период, в который закладываются отношение к окружающему миру, оно основывается на многих аспектах:

  • взаимоотношения в семье;
  • отношения с ровесниками;
  • наличие в семье других детей;
  • успехи и поражения в учебе и любых делах;
  • программа развития, выбранная родителями и педагогами;
  • особенности здоровья и развития;
  • психологическое окружение.
Основные особенности возраста : «Гормональный взрыв» Половое созревание Период отмирания и разрушения старых интересов и формирование новых  «Доминанта романтики» Реакция группировки со сверстниками

Основные особенности возраста :

  • «Гормональный взрыв»
  • Половое созревание
  • Период отмирания и разрушения старых интересов и формирование новых
  • «Доминанта романтики»
  • Реакция группировки со сверстниками

Проблема возраста Отмирание и разрушение старых интересов и несформированность новых  + Несформированность нравственной сферы  = Склонность к асоциальному поведению

Проблема возраста

Отмирание и разрушение старых интересов и несформированность новых

+

Несформированность нравственной сферы

=

Склонность к асоциальному поведению

Возможные проблемы психического развития в данном возрасте: В учебной и познавательной деятельности. В личностной, межличностной сфере: а/ самоотношение – самопознание – самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хороший»); б/ взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»); в/ взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании); г/ ответственность – несформированность ответственности. В эмоциональной сфере : проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид.

Возможные проблемы психического развития в данном возрасте:

  • В учебной и познавательной деятельности.
  • В личностной, межличностной сфере:

а/ самоотношение – самопознание – самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хороший»);

б/ взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»);

в/ взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании);

г/ ответственность – несформированность ответственности.

  • В эмоциональной сфере : проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид.
Причины проблем развития познавательных процессов: формализм в усвоении знаний на предшествующих этапах обучения; когнитивный диссонанс – несоответствие между знаниями и умениями; расхождение между психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности; несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени; снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности; несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности; потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог.

Причины проблем развития познавательных процессов:

  • формализм в усвоении знаний на предшествующих этапах обучения;
  • когнитивный диссонанс – несоответствие между знаниями и умениями;
  • расхождение между психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности;
  • несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени;
  • снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности;
  • несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности;
  • потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог.
Некоторые особенности развития памяти и мышления школьников В возрасте 11-12 лет наблюдается высокая продуктивность как мнемических, так и мыслительных функций. В возрасте 13-14 лет, когда школьники переживают интенсивные пубертатные перестройки, в продуктивности мнемических и мыслительных функциях наблюдается понижение. В возрасте 15-17 лет картина значительно меняется. В момент понижения продуктивности мнемической функции наблюдается интенсивный рост мыслительных способностей.

Некоторые особенности развития памяти и мышления школьников

  • В возрасте 11-12 лет наблюдается высокая продуктивность как мнемических, так и мыслительных функций.
  • В возрасте 13-14 лет, когда школьники переживают интенсивные пубертатные перестройки, в продуктивности мнемических и мыслительных функциях наблюдается понижение.
  • В возрасте 15-17 лет картина значительно меняется. В момент понижения продуктивности мнемической функции наблюдается интенсивный рост мыслительных способностей.
«Гормональный взрыв» Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянии Приступы раздражительности , агрессии Частые перепады настроения  относиться к временному неадекватному поведению как к норме  не провоцировать подростка на аффективное поведение давать подростку возможность успокоиться

«Гормональный взрыв»

Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянии

Приступы раздражительности , агрессии

Частые перепады настроения

  • относиться к временному неадекватному поведению как к норме
  • не провоцировать подростка на аффективное поведение
  • давать подростку возможность успокоиться
Общение Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности для подростков Определённое отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимодействия, проходят особую социальную школу

Общение

  • Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности для подростков
  • Определённое отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников
  • В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимодействия, проходят особую социальную школу

 Общение со сверстниками   Вливание в подростковую субкультуру Школа- место общения  Обрывание «семейной пуповины» Значимость мнения сверстников  Создание мотивации к учебе через общение со сверстниками Избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников  Ставка на авторитет родителей не оправдана Учет ценностей значимой для подростка среды

Общение со сверстниками

Вливание в подростковую субкультуру

Школа- место общения

Обрывание «семейной пуповины»

Значимость мнения сверстников

  • Создание мотивации к учебе через общение со сверстниками
  • Избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников
  • Ставка на авторитет родителей не оправдана
  • Учет ценностей значимой для подростка среды
Подросток и учение Часто наблюдается снижение успеваемости по разным причинам: от незначительных пробелов в знаниях до дебюта серьезных психических заболеваний (эндогенной депрессии, психопатии, невроза, шизофрении). Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в этом возрасте является отсутствие адекватной мотивации учения, или, попросту говоря нежелания учиться.

Подросток и учение

  • Часто наблюдается снижение успеваемости по разным причинам: от незначительных пробелов в знаниях до дебюта серьезных психических заболеваний (эндогенной депрессии, психопатии, невроза, шизофрении).
  • Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в этом возрасте является отсутствие адекватной мотивации учения, или, попросту говоря нежелания учиться.
Учёба Подростка привлекают индивидуальные формы организации занятий, когда учитель лишь помогает ему Основным стимулом к учению у подростков является стремление занять определённое положение в классе Оценка воспринимается подростком как возможность подтвердить свои способности

Учёба

  • Подростка привлекают индивидуальные формы организации занятий, когда учитель лишь помогает ему
  • Основным стимулом к учению у подростков является стремление занять определённое положение в классе
  • Оценка воспринимается подростком как возможность подтвердить свои способности

Что делать? Развитие интереса к процессу познания Формирование адекватной самооценки учащихся Умение видеть в подростке не только негативное, но и позитивное (эмпатия по отношению к взрослому) Знание динамики мотивов общения подростка со сверстниками. Пристальное внимание к каждому подростку, тонкость, деликатность, осторожность при работе с ними.

Что делать?

  • Развитие интереса к процессу познания
  • Формирование адекватной самооценки учащихся
  • Умение видеть в подростке не только негативное, но и позитивное (эмпатия по отношению к взрослому)
  • Знание динамики мотивов общения подростка со сверстниками.
  • Пристальное внимание к каждому подростку, тонкость, деликатность, осторожность при работе с ними.
Новообразования У подростка появляется чувство взрослости Появляется  интерес к своему  внутреннему миру

Новообразования

  • У подростка появляется чувство взрослости
  • Появляется

интерес к своему

внутреннему миру

Чувство взрослости   Соблюдение принципов равноправия и уважения Не учить не наставлять, т.к. перед тобой взрослый Аргументация требований взрослого Подростки часто согласны только на внешнее подчеркивание взрослости Учитывать право на ошибку Доверие авансом Обращение к подростку за помощью, советом

Чувство взрослости

  • Соблюдение принципов равноправия и уважения
  • Не учить не наставлять, т.к. перед тобой взрослый
  • Аргументация требований взрослого
  • Подростки часто согласны только на внешнее подчеркивание взрослости
  • Учитывать право на ошибку
  • Доверие авансом
  • Обращение к подростку за помощью, советом
Развитие личности подростка с ограниченными возможностями Личность, осознанность, понимание себя у подростка с ОВЗ должно быть уже заложенным ранее, даже если его ограниченные возможности здоровья приобретенное и возникло недавно. Основная задача окружающих его родных людей и педагогов – оказывать правильное влияние, подталкивать, подсказывать, помогать прийти к нужным мыслям и давать рекомендации по жизнестойкости.

Развитие личности подростка с ограниченными возможностями

Личность, осознанность, понимание себя у подростка с ОВЗ должно быть уже заложенным ранее, даже если его ограниченные возможности здоровья приобретенное и возникло недавно.

Основная задача окружающих его родных людей и педагогов – оказывать правильное влияние, подталкивать, подсказывать, помогать прийти к нужным мыслям и давать рекомендации по жизнестойкости.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ   Одной из важнейших проблем подростков, находящихся в условиях инвалидизирующего заболевания, является личностное самоопределение в отношении социального статуса инвалида.  Барьеры, препятствующие инвалидам в учебе, и личностные факторы, обеспечивающие более эффективное включение инвалидов в учебный процесс, включают не только специфические условия организации учебного пространства, но и психологические особенности, отношение к своему статусу

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одной из важнейших проблем подростков, находящихся в условиях инвалидизирующего заболевания, является личностное самоопределение в отношении социального статуса инвалида.

Барьеры, препятствующие инвалидам в учебе, и личностные факторы, обеспечивающие более эффективное включение инвалидов в учебный процесс, включают не только специфические условия организации учебного пространства, но и психологические особенности, отношение к своему статусу

Одним из направлений социализации подростков с ОВЗ является развитие идентичности, адекватной их статусу . Данным вопросом в отечественной психологии занимались А. И. Пургина, С. Т. Посохова, З. И. Лаврентьева, Т. С. Ханхабаева, М. Н. Родштейн, О. А. Жиленкова и другие. Основной упор авторы делали на изучение гендерной идентичности подростков с ОВЗ.

Одним из направлений социализации подростков с ОВЗ является развитие идентичности, адекватной их статусу .

Данным вопросом в отечественной психологии занимались А. И. Пургина, С. Т. Посохова, З. И. Лаврентьева, Т. С. Ханхабаева, М. Н. Родштейн, О. А. Жиленкова и другие.

Основной упор авторы делали на изучение гендерной идентичности подростков с ОВЗ.

Гендерная идентичность подростков с ОВЗ представлена преимущественно четырьмя типами - феминная девочка, феминный мальчик, андрогинная девочка, андрогинный мальчик. В подростковом возрасте, на критическом этапе развития личности, связанном с развитием самосознания, формированием целостной Я-концепции, отсутствие или недостаточность осознания физиолого-сексуальных функций порождает депривацию гендерно-ролевого самовыражения и как проявление защитного механизма - уход в гендерно-нейтральное поле личностных качеств и ролей.

Гендерная идентичность подростков с ОВЗ представлена преимущественно четырьмя типами - феминная девочка, феминный мальчик, андрогинная девочка, андрогинный мальчик.

В подростковом возрасте, на критическом этапе развития личности, связанном с развитием самосознания, формированием целостной Я-концепции, отсутствие или недостаточность осознания физиолого-сексуальных функций порождает депривацию гендерно-ролевого самовыражения и как проявление защитного механизма - уход в гендерно-нейтральное поле личностных качеств и ролей.

Подростки с ОВЗ менее склонны использовать при самоописании категории, относящиеся к гендерной сфере, предпочитая характеризовать себя через качества личности, и при субъективной репрезентации своего будущего предлагают более формальные и шаблонные ответы.

Подростки с ОВЗ менее склонны использовать при самоописании категории, относящиеся к гендерной сфере, предпочитая характеризовать себя через качества личности, и при субъективной репрезентации своего будущего предлагают более формальные и шаблонные ответы.

Подростки с ОВЗ обладают менее сформированной эгоидентичностью и демонстрируют больше признаков предрешенной идентичности, чем их сверстники из группы практически здоровых подростков. Подростки с ОВЗ не проявляют выраженного кризиса идентичности (о чем бы говорил такой ее статус, как спутанная идентичность). Скорее, речь идет о том, что их идентичность является результатом не личного выбора, а формируется под влиянием ближайшего окружения.

Подростки с ОВЗ обладают менее сформированной эгоидентичностью и демонстрируют больше признаков предрешенной идентичности, чем их сверстники из группы практически здоровых подростков.

Подростки с ОВЗ не проявляют выраженного кризиса идентичности (о чем бы говорил такой ее статус, как спутанная идентичность). Скорее, речь идет о том, что их идентичность является результатом не личного выбора, а формируется под влиянием ближайшего окружения.

Особенности социализации детей и подростков с ОВЗ Концепция социализации А. В. Мудрика: процесс социализации человека протекает всю жизнь и состоит из 2-х взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу процессов: социальной адаптации и обособления.

Особенности социализации детей и подростков с ОВЗ

Концепция социализации А. В. Мудрика: процесс социализации человека протекает всю жизнь и состоит из 2-х взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу процессов: социальной адаптации и обособления.

Особенности социализации детей и подростков с ОВЗ Социальная адаптация человека с ограниченными возможностями здоровья предполагает принятие, усвоение и воспроизводство им правил поведения, норм, ценностей, установок, характерных для современного общества здоровых.

Особенности социализации детей и подростков с ОВЗ

Социальная адаптация человека с ограниченными возможностями здоровья предполагает принятие, усвоение и воспроизводство им правил поведения, норм, ценностей, установок, характерных для современного общества здоровых.

Одной из причин социальной дезадаптации является отсутствие желания у взрослых (родителей, педагогов, медицинских работников и психологов) целенаправленно формировать социальные навыки, использовать их в повседневной жизни и создавать ситуации взаимодействия на основе актуальных для ребёнка, а позже подростка, сфер жизнедеятельности.

Одной из причин социальной дезадаптации является отсутствие желания у взрослых (родителей, педагогов, медицинских работников и психологов) целенаправленно формировать социальные навыки, использовать их в повседневной жизни и создавать ситуации взаимодействия на основе актуальных для ребёнка, а позже подростка, сфер жизнедеятельности.

В ходе социализации на каждом возрастном этапе человек с ОВ3 решает следующие задачи:   А) Естественно-культурные задачи Например: 1. Формирование представлений у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья об эталонном строении организма здорового человека мужского и женского пола. 2. Физическое развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (двигательной активности, координации движений, силовых возможностей). 3. Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья навыкам здорового образа жизни

В ходе социализации на каждом возрастном этапе человек с ОВ3 решает следующие задачи:

А) Естественно-культурные задачи

Например:

1. Формирование представлений у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья об эталонном строении организма здорового человека мужского и женского пола.

2. Физическое развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (двигательной активности, координации движений, силовых возможностей).

3. Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья навыкам здорового образа жизни

В ходе социализации на каждом возрастном этапе человек с ОВ3 решает следующие задачи:   Б) Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Главная цель: развитие познавательных процессов (памяти, внимание, речи, логического мышления) и освоение базового уровня теоретических знаний об окружающей действительности

В ходе социализации на каждом возрастном этапе человек с ОВ3 решает следующие задачи:

Б) Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.

Главная цель: развитие познавательных процессов (памяти, внимание, речи, логического мышления) и освоение базового уровня теоретических знаний об окружающей действительности

В ходе социализации на каждом возрастном этапе человек с ОВ3 решает следующие задачи:   В) Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, её самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют свою специфику.

В ходе социализации на каждом возрастном этапе человек с ОВ3 решает следующие задачи:

В) Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, её самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют свою специфику.

Действующие на человека условия в социальной педагогике принято называть факторами социализации. Факторы социализации делятся на 4 группы: мегафакторы макрофакторы мезофакторы микрофакторы

Действующие на человека условия в социальной педагогике принято называть факторами социализации.

Факторы социализации делятся на 4 группы:

  • мегафакторы
  • макрофакторы
  • мезофакторы
  • микрофакторы
Специфика действия механизмов социализации на развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.   В качестве универсальных психологических и социально-психологических механизмов социализации принято выделять:   импринтинг экзистенциальный нажим подражание идентификацию рефлексию

Специфика действия механизмов социализации на развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве универсальных психологических и социально-психологических механизмов социализации принято выделять:

  • импринтинг
  • экзистенциальный нажим
  • подражание
  • идентификацию
  • рефлексию
Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него факторов. Играет ведущую роль в младенчестве, позже сосуществует наряду с остальными. Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое овладение нормами социального поведения, обязательными в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
  • Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него факторов. Играет ведущую роль в младенчестве, позже сосуществует наряду с остальными.
  • Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое овладение нормами социального поведения, обязательными в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья действие этого механизма может быть ограничено по ряду причин. Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, родителям, соседям, сверстникам и другим значимым людям.
  • Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья действие этого механизма может быть ограничено по ряду причин.
  • Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
  • Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, родителям, соседям, сверстникам и другим значимым людям.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести: Традиционный Институциональный Межличностный Стилизованный

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести:

  • Традиционный
  • Институциональный
  • Межличностный
  • Стилизованный
Традиционный механизм – усвоение человеком с ограниченными возможностями здоровья норм поведения, эталонов, взглядов, стереотипов, ценностей на неосознанном уровне с помощью запечатления.
  • Традиционный механизм – усвоение человеком с ограниченными возможностями здоровья норм поведения, эталонов, взглядов, стереотипов, ценностей на неосознанном уровне с помощью запечатления.
  • Институциональный механизм социализации характеризует процесс взаимодействия человека с ОВ3 с институтами общества и различными организациями.

Специфика действия институционального механизма социализации для исследуемой категории детей обусловлена следующим:

1. Ограниченное число институтов социализации, с которыми взаимодействует ребёнок (подросток) с ограниченными возможностями здоровья.

2. Дифференцированный или интегрированный характер взаимодействия.

3. Взаимодействие происходит в разновозрастных группах.

4. Взаимодействие не просто с людьми, а с теми, кто выполняет определённую социальную роль, т. е. со специалистами.

5. Односторонний характер приспособления человека с ограниченными возможностями здоровья к правилам институтов социализации.

6. Взаимодействие человека с ограниченными возможностями здоровья с общественными и государственными учреждениями может осуществляться напрямую или через посредников (родителей, сверстников, соседей, специалистов управлений социальной защиты и пенсионного фонда, ухаживающих и т. д.).

7. Непостоянный характер взаимодействия объясняется тем, что не все дети с ОВЗ посещают дошкольные общеобразовательные учреждения, школу, реабилитационный центр, поликлинику, учреждение дополнительного образования и т. д.).

Межличностный механизм социализации связан с взаимодействием отдельных людей между собой, а также людей, объединённых в малые и большие группы. Стилизованный механизм социализации осуществляется в рамках определённой субкультуры. Можно выделить два субкультурных слоя для людей с ограниченными возможностями здоровья: характерный для них в силу физического или психического недостатка и субкультурное взаимодействие в среде здоровых сверстников.
  • Межличностный механизм социализации связан с взаимодействием отдельных людей между собой, а также людей, объединённых в малые и большие группы.
  • Стилизованный механизм социализации осуществляется в рамках определённой субкультуры. Можно выделить два субкультурных слоя для людей с ограниченными возможностями здоровья: характерный для них в силу физического или психического недостатка и субкультурное взаимодействие в среде здоровых сверстников.
План развития детей с ОВЗ в любом возрасте должен составляться комплексно с учетом множества факторов. Только таким образом можно будет добиться гармоничной социализации.  План должен учитывать множество факторов, которые смогут сбалансировать в плане только несколько профильных специалистов, которые соединят воедино: терапию для лечения или поддержки при хроническом заболевании; образовательную программу для интеллектуального развития; психологическую программу для социальной и психологической адаптации. При его создании и реализации задействуется множество людей, которые помогают семье и ребенку, правильно использовать время до окончания учебного заведения и достойно войти во взрослую жизнь.

План развития детей с ОВЗ в любом возрасте должен составляться комплексно с учетом множества факторов. Только таким образом можно будет добиться гармоничной социализации.

План должен учитывать множество факторов, которые смогут сбалансировать в плане только несколько профильных специалистов, которые соединят воедино:

  • терапию для лечения или поддержки при хроническом заболевании;
  • образовательную программу для интеллектуального развития;
  • психологическую программу для социальной и психологической адаптации.

При его создании и реализации задействуется множество людей, которые помогают семье и ребенку, правильно использовать время до окончания учебного заведения и достойно войти во взрослую жизнь.

Работа педагога с ребенком с ОВЗ   Задачи педагогов, в подростковом периоде, не только повышение уровня знаний. В подростковом периоде, каждому ребенку они обязаны помочь определиться в жизненными приоритетами. Мотивировать к саморазвитию и помочь с профориентацией, чтобы в дальнейшем направить развитие и сознание подростка в нужную сторону. Кроме того, педагог должен регулировать его восприятие и отношения с окружающими его одноклассниками, так как правильный психологический фон – половина успеха.

Работа педагога с ребенком с ОВЗ

  • Задачи педагогов, в подростковом периоде, не только повышение уровня знаний.
  • В подростковом периоде, каждому ребенку они обязаны помочь определиться в жизненными приоритетами.
  • Мотивировать к саморазвитию и помочь с профориентацией, чтобы в дальнейшем направить развитие и сознание подростка в нужную сторону.
  • Кроме того, педагог должен регулировать его восприятие и отношения с окружающими его одноклассниками, так как правильный психологический фон – половина успеха.
Психологические аспекты расстановки жизненных приоритетов подростка с ОВЗ Мотивация и правильная расстановка жизненных приоритетов подростка с ОВЗ имеет первостепенное значение. Только в таком случае из детей с ограниченными возможностями здоровья можно вырастить полноценных членов общества. Не настолько важен уровень интеллектуального развития, если человек может полноценно сосуществовать с окружающим его обществом.

Психологические аспекты расстановки жизненных приоритетов подростка с ОВЗ

Мотивация и правильная расстановка жизненных приоритетов подростка с ОВЗ имеет первостепенное значение.

Только в таком случае из детей с ограниченными возможностями здоровья можно вырастить полноценных членов общества.

Не настолько важен уровень интеллектуального развития, если человек может полноценно сосуществовать с окружающим его обществом.

Задача педагогов, родителей и врачей и правильно сформировать жизненные приоритеты подростка: доброту; понимание окружения; патриотизм; стремление к развитию; принятие себя; желание занять свое место в обществе.

Задача педагогов, родителей и врачей и правильно сформировать жизненные приоритеты подростка:

  • доброту;
  • понимание окружения;
  • патриотизм;
  • стремление к развитию;
  • принятие себя;
  • желание занять свое место в обществе.
К сожалению, толерантность общества недостаточно развита, поэтому как подростку, так и его семье еще придется столкнуться с неприятием общества, границами и барьерами, которые придется преодолевать. Основная цель преподавателей и семьи, правильно мотивировать ребенка и научить адекватно, оценивать действия окружающих его людей.

К сожалению, толерантность общества недостаточно развита, поэтому как подростку, так и его семье еще придется столкнуться с неприятием общества, границами и барьерами, которые придется преодолевать.

Основная цель преподавателей и семьи, правильно мотивировать ребенка и научить адекватно, оценивать действия окружающих его людей.

Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога и права лиц с ОВЗ на образование    Конвенция о правах ребенка Конвенция о правах инвалидов  Конституция РФ  Декларация прав и свобод человека и гражданина Семейный кодекс РФ  Трудовой кодекс РФ Уголовный кодекс РФ Уголовно-исполнительный кодекс РФ Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ

Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога и права лиц с ОВЗ на образование

  • Конвенция о правах ребенка
  • Конвенция о правах инвалидов
  • Конституция РФ
  • Декларация прав и свобод человека и гражданина
  • Семейный кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ
  • Уголовно-исполнительный кодекс РФ
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995г., от 24.11.1995г.  Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007г. N120-ФЗ от 25.1 0.1991 г. N1807 – I  Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» от 09.06. 1999г. №224/26-5 Письмо министерства образования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000г. №22-06-86 Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999г. №682/11-12 Письмо МО РФ «О социальной поддержке детей-­инвалидов» от 03.04.2000г.
  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ
  • Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995г., от 24.11.1995г.
  • Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007г. N120-ФЗ от 25.1 0.1991 г. N1807 – I
  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» от 09.06. 1999г. №224/26-5
  • Письмо министерства образования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000г. №22-06-86
  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999г. №682/11-12
  • Письмо МО РФ «О социальной поддержке детей-­инвалидов» от 03.04.2000г.
Каждый ребенок уникален. И как же часто дети своим примером учат нас с вами, умудренных многолетним опытом, жить без страха, лжи и сомнений!

Каждый ребенок уникален. И как же часто дети своим примером учат нас с вами, умудренных многолетним опытом, жить без страха, лжи и сомнений!

Список фильмов-откровений про тех, кто несмотря на трудности, радуется каждому новом дню. 1. Сотворившая чудо 2. Звездочки на земле 3. Саймон Бирч 4. Невидимая сторона 5. Цветик-семицветик 6. Перед классом 7. Король говорит 8. Костяника, Время лета 9. Тэмпл Грандин 10. Жутко громко и запредельно близко 11. Вселенная Стивена Хокинга

Список фильмов-откровений про тех, кто несмотря на трудности, радуется каждому новом дню.

  • 1. Сотворившая чудо
  • 2. Звездочки на земле
  • 3. Саймон Бирч
  • 4. Невидимая сторона
  • 5. Цветик-семицветик
  • 6. Перед классом
  • 7. Король говорит
  • 8. Костяника, Время лета
  • 9. Тэмпл Грандин
  • 10. Жутко громко и запредельно близко
  • 11. Вселенная Стивена Хокинга
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!