Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ подросткового возраста
Лектор: Яковишин Галина Викторовна
План:
1 . Психологические особенности детей с ОВЗ.
2. Особенности развития подростков с ОВЗ.
3. Принципы социализации детей и подростков с ОВЗ.
4. Работа педагога с подростками с ОВЗ.
5. Правовое сопровождение педагогов и обучающихся с ОВЗ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
- По данным ЮНЕСКО, более двух миллионов российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии
- В 2022 году в России стало больше на 9,4% детей с ОВЗ
- Абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного возраста, 4% детей подросткового возраста.
- Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8 -1З лет (это связано с поздним сроком выявления отклонения в развитии, в основном, связанным с началом школьного обучения). В детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида или лица с ОВЗ, но возможности здоровья которых ограничены вследствие хронических заболеваний.
- Среди взрослого населения России около 8 миллионов человек имеет официальный статус инвалида. Кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 миллионов человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В 2022 количество обучающихся с ОВЗ:
более 1,15 миллионов человек
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Составляющие успешного внедрения системы инклюзивного образования
- учитывание особенностей психического развития детей (подростков)
- описание структурно-уровневых характеристик особых образовательных потребностей
- специальные образовательные условия
Психологические особенности детей с ОВЗ (общие):
- Низкий уровень развития восприятия.
- Недостаточно сформированы пространственные представления.
- Внимание неустойчивое, рассеянное.
- Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
- Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
- Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
- Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Игровая деятельность не сформирована.
- Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
- Низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
- Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно
реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в
настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость.
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Категории детей с ОВЗ
- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
- с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
- с нарушениями речи
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в т. ч., ДЦП )
- с задержкой психического развития
- с умственной отсталостью
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы (РАС и др. )
- с множественными нарушениями развития.
- с соматическими заболеваниями
Структура нарушения
- первичные — нарушения биологического характера (слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.).
- вторичные возникают опосредованно в процессе нарушенного развития.
Вторичный дефект, по мнению Л. С. Выготского является основным объектом воздействия педагогов и психологов .
Дети с нарушением слуха
- Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих имеет своеобразные черты.
- Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике.
- Наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.
Дети с нарушением зрения
- Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала.
- Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
- Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения.
Дети с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
- Недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
- При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
- Низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов.
- Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления.
- Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Дети с соматическими заболеваниями
- Дети, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных.
- Слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.
Дети с умственной отсталостью
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития,
возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры
головного мозга, в пренатальный, натальный или постнатальный периоды.
Дети с умственной отсталостью
- Ретардация.
- Общая психологическая инертность.
- Недоразвитие эмоциональной сферы и личности.
- Снижен интерес к окружающему миру.
- Заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
- По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
- Инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях.
- Многие начинают говорить только к 4—5 годам. Речь не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
- Внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность.
- Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности.
- Многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
- Память отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
- Своеобразие в развитии их мыслительной деятельности. Сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
- Выраженная тревожность по отношению ко взрослому, от которого они зависят. С возрастом прогрессирует.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития
по типу так называемого психического инфантилизма .
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП
1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических
функций.
2) Выраженность астенических проявлений – повышенная
утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что
также связано с органическим поражением ЦНС.
3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и
временных представлений.
Дети с расстройствами раннего детского аутизма
Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
- обособленность от окружающего мира;
- слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
- чувствительность к слабым раздражителям;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
- зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
- Принимать таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
- Не делать за него!
Психологические особенности подросткового возраста
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет.
(Л.С.Выготский)
Работа с подростком достаточно сложный процесс…
- … а если он имеет еще и ОВЗ, тогда его окружение должно быть особенно внимательным.
В подростковом возрасте ограниченные возможности здоровья могут стать стартовой площадкой, для понимания себя и принятия таким, какой есть.
Но неправильно поставленная работа с таким человеком может стать и основой для его углубленного психического отклонения, выращенного на фоне основного заболевания и отношения с окружающими.
Обычное взросление проходит в возрасте от 12 до 17 лет – основной период, в который закладываются отношение к окружающему миру, оно основывается на многих аспектах:
- взаимоотношения в семье;
- отношения с ровесниками;
- наличие в семье других детей;
- успехи и поражения в учебе и любых делах;
- программа развития, выбранная родителями и педагогами;
- особенности здоровья и развития;
- психологическое окружение.
Основные особенности возраста :
- «Гормональный взрыв»
- Половое созревание
- Период отмирания и разрушения старых интересов и формирование новых
- «Доминанта романтики»
- Реакция группировки со сверстниками
Проблема возраста
Отмирание и разрушение старых интересов и несформированность новых
+
Несформированность нравственной сферы
=
Склонность к асоциальному поведению
Возможные проблемы психического развития в данном возрасте:
- В учебной и познавательной деятельности.
- В личностной, межличностной сфере:
а/ самоотношение – самопознание – самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хороший»);
б/ взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»);
в/ взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании);
г/ ответственность – несформированность ответственности.
- В эмоциональной сфере : проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид.
Причины проблем развития познавательных процессов:
- формализм в усвоении знаний на предшествующих этапах обучения;
- когнитивный диссонанс – несоответствие между знаниями и умениями;
- расхождение между психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности;
- несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени;
- снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности;
- несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности;
- потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог.
Некоторые особенности развития памяти и мышления школьников
- В возрасте 11-12 лет наблюдается высокая продуктивность как мнемических, так и мыслительных функций.
- В возрасте 13-14 лет, когда школьники переживают интенсивные пубертатные перестройки, в продуктивности мнемических и мыслительных функциях наблюдается понижение.
- В возрасте 15-17 лет картина значительно меняется. В момент понижения продуктивности мнемической функции наблюдается интенсивный рост мыслительных способностей.
«Гормональный взрыв»
Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянии
Приступы раздражительности , агрессии
Частые перепады настроения
- относиться к временному неадекватному поведению как к норме
- не провоцировать подростка на аффективное поведение
- давать подростку возможность успокоиться
Общение
- Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности для подростков
- Определённое отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников
- В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимодействия, проходят особую социальную школу
Общение со сверстниками
Вливание в подростковую субкультуру
Школа- место общения
Обрывание «семейной пуповины»
Значимость мнения сверстников
- Создание мотивации к учебе через общение со сверстниками
- Избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников
- Ставка на авторитет родителей не оправдана
- Учет ценностей значимой для подростка среды
Подросток и учение
- Часто наблюдается снижение успеваемости по разным причинам: от незначительных пробелов в знаниях до дебюта серьезных психических заболеваний (эндогенной депрессии, психопатии, невроза, шизофрении).
- Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в этом возрасте является отсутствие адекватной мотивации учения, или, попросту говоря нежелания учиться.
Учёба
- Подростка привлекают индивидуальные формы организации занятий, когда учитель лишь помогает ему
- Основным стимулом к учению у подростков является стремление занять определённое положение в классе
- Оценка воспринимается подростком как возможность подтвердить свои способности
Что делать?
- Развитие интереса к процессу познания
- Формирование адекватной самооценки учащихся
- Умение видеть в подростке не только негативное, но и позитивное (эмпатия по отношению к взрослому)
- Знание динамики мотивов общения подростка со сверстниками.
- Пристальное внимание к каждому подростку, тонкость, деликатность, осторожность при работе с ними.
Новообразования
- У подростка появляется чувство взрослости
интерес к своему
внутреннему миру
Чувство взрослости
- Соблюдение принципов равноправия и уважения
- Не учить не наставлять, т.к. перед тобой взрослый
- Аргументация требований взрослого
- Подростки часто согласны только на внешнее подчеркивание взрослости
- Учитывать право на ошибку
- Доверие авансом
- Обращение к подростку за помощью, советом
Развитие личности подростка с ограниченными возможностями
Личность, осознанность, понимание себя у подростка с ОВЗ должно быть уже заложенным ранее, даже если его ограниченные возможности здоровья приобретенное и возникло недавно.
Основная задача окружающих его родных людей и педагогов – оказывать правильное влияние, подталкивать, подсказывать, помогать прийти к нужным мыслям и давать рекомендации по жизнестойкости.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Одной из важнейших проблем подростков, находящихся в условиях инвалидизирующего заболевания, является личностное самоопределение в отношении социального статуса инвалида.
Барьеры, препятствующие инвалидам в учебе, и личностные факторы, обеспечивающие более эффективное включение инвалидов в учебный процесс, включают не только специфические условия организации учебного пространства, но и психологические особенности, отношение к своему статусу
Одним из направлений социализации подростков с ОВЗ является развитие идентичности, адекватной их статусу .
Данным вопросом в отечественной психологии занимались А. И. Пургина, С. Т. Посохова, З. И. Лаврентьева, Т. С. Ханхабаева, М. Н. Родштейн, О. А. Жиленкова и другие.
Основной упор авторы делали на изучение гендерной идентичности подростков с ОВЗ.
Гендерная идентичность подростков с ОВЗ представлена преимущественно четырьмя типами - феминная девочка, феминный мальчик, андрогинная девочка, андрогинный мальчик.
В подростковом возрасте, на критическом этапе развития личности, связанном с развитием самосознания, формированием целостной Я-концепции, отсутствие или недостаточность осознания физиолого-сексуальных функций порождает депривацию гендерно-ролевого самовыражения и как проявление защитного механизма - уход в гендерно-нейтральное поле личностных качеств и ролей.
Подростки с ОВЗ менее склонны использовать при самоописании категории, относящиеся к гендерной сфере, предпочитая характеризовать себя через качества личности, и при субъективной репрезентации своего будущего предлагают более формальные и шаблонные ответы.
Подростки с ОВЗ обладают менее сформированной эгоидентичностью и демонстрируют больше признаков предрешенной идентичности, чем их сверстники из группы практически здоровых подростков.
Подростки с ОВЗ не проявляют выраженного кризиса идентичности (о чем бы говорил такой ее статус, как спутанная идентичность). Скорее, речь идет о том, что их идентичность является результатом не личного выбора, а формируется под влиянием ближайшего окружения.
Особенности социализации детей и подростков с ОВЗ
Концепция социализации А. В. Мудрика: процесс социализации человека протекает всю жизнь и состоит из 2-х взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу процессов: социальной адаптации и обособления.
Особенности социализации детей и подростков с ОВЗ
Социальная адаптация человека с ограниченными возможностями здоровья предполагает принятие, усвоение и воспроизводство им правил поведения, норм, ценностей, установок, характерных для современного общества здоровых.
Одной из причин социальной дезадаптации является отсутствие желания у взрослых (родителей, педагогов, медицинских работников и психологов) целенаправленно формировать социальные навыки, использовать их в повседневной жизни и создавать ситуации взаимодействия на основе актуальных для ребёнка, а позже подростка, сфер жизнедеятельности.
В ходе социализации на каждом возрастном этапе человек с ОВ3 решает следующие задачи:
А) Естественно-культурные задачи
Например:
1. Формирование представлений у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья об эталонном строении организма здорового человека мужского и женского пола.
2. Физическое развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (двигательной активности, координации движений, силовых возможностей).
3. Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья навыкам здорового образа жизни
В ходе социализации на каждом возрастном этапе человек с ОВ3 решает следующие задачи:
Б) Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.
Главная цель: развитие познавательных процессов (памяти, внимание, речи, логического мышления) и освоение базового уровня теоретических знаний об окружающей действительности
В ходе социализации на каждом возрастном этапе человек с ОВ3 решает следующие задачи:
В) Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, её самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют свою специфику.
Действующие на человека условия в социальной педагогике принято называть факторами социализации.
Факторы социализации делятся на 4 группы:
- мегафакторы
- макрофакторы
- мезофакторы
- микрофакторы
Специфика действия механизмов социализации на развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве универсальных психологических и социально-психологических механизмов социализации принято выделять:
- импринтинг
- экзистенциальный нажим
- подражание
- идентификацию
- рефлексию
- Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него факторов. Играет ведущую роль в младенчестве, позже сосуществует наряду с остальными.
- Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое овладение нормами социального поведения, обязательными в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
- Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья действие этого механизма может быть ограничено по ряду причин.
- Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
- Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, родителям, соседям, сверстникам и другим значимым людям.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести:
- Традиционный
- Институциональный
- Межличностный
- Стилизованный
- Традиционный механизм – усвоение человеком с ограниченными возможностями здоровья норм поведения, эталонов, взглядов, стереотипов, ценностей на неосознанном уровне с помощью запечатления.
- Институциональный механизм социализации характеризует процесс взаимодействия человека с ОВ3 с институтами общества и различными организациями.
Специфика действия институционального механизма социализации для исследуемой категории детей обусловлена следующим:
1. Ограниченное число институтов социализации, с которыми взаимодействует ребёнок (подросток) с ограниченными возможностями здоровья.
2. Дифференцированный или интегрированный характер взаимодействия.
3. Взаимодействие происходит в разновозрастных группах.
4. Взаимодействие не просто с людьми, а с теми, кто выполняет определённую социальную роль, т. е. со специалистами.
5. Односторонний характер приспособления человека с ограниченными возможностями здоровья к правилам институтов социализации.
6. Взаимодействие человека с ограниченными возможностями здоровья с общественными и государственными учреждениями может осуществляться напрямую или через посредников (родителей, сверстников, соседей, специалистов управлений социальной защиты и пенсионного фонда, ухаживающих и т. д.).
7. Непостоянный характер взаимодействия объясняется тем, что не все дети с ОВЗ посещают дошкольные общеобразовательные учреждения, школу, реабилитационный центр, поликлинику, учреждение дополнительного образования и т. д.).
- Межличностный механизм социализации связан с взаимодействием отдельных людей между собой, а также людей, объединённых в малые и большие группы.
- Стилизованный механизм социализации осуществляется в рамках определённой субкультуры. Можно выделить два субкультурных слоя для людей с ограниченными возможностями здоровья: характерный для них в силу физического или психического недостатка и субкультурное взаимодействие в среде здоровых сверстников.
План развития детей с ОВЗ в любом возрасте должен составляться комплексно с учетом множества факторов. Только таким образом можно будет добиться гармоничной социализации.
План должен учитывать множество факторов, которые смогут сбалансировать в плане только несколько профильных специалистов, которые соединят воедино:
- терапию для лечения или поддержки при хроническом заболевании;
- образовательную программу для интеллектуального развития;
- психологическую программу для социальной и психологической адаптации.
При его создании и реализации задействуется множество людей, которые помогают семье и ребенку, правильно использовать время до окончания учебного заведения и достойно войти во взрослую жизнь.
Работа педагога с ребенком с ОВЗ
- Задачи педагогов, в подростковом периоде, не только повышение уровня знаний.
- В подростковом периоде, каждому ребенку они обязаны помочь определиться в жизненными приоритетами.
- Мотивировать к саморазвитию и помочь с профориентацией, чтобы в дальнейшем направить развитие и сознание подростка в нужную сторону.
- Кроме того, педагог должен регулировать его восприятие и отношения с окружающими его одноклассниками, так как правильный психологический фон – половина успеха.
Психологические аспекты расстановки жизненных приоритетов подростка с ОВЗ
Мотивация и правильная расстановка жизненных приоритетов подростка с ОВЗ имеет первостепенное значение.
Только в таком случае из детей с ограниченными возможностями здоровья можно вырастить полноценных членов общества.
Не настолько важен уровень интеллектуального развития, если человек может полноценно сосуществовать с окружающим его обществом.
Задача педагогов, родителей и врачей и правильно сформировать жизненные приоритеты подростка:
- доброту;
- понимание окружения;
- патриотизм;
- стремление к развитию;
- принятие себя;
- желание занять свое место в обществе.
К сожалению, толерантность общества недостаточно развита, поэтому как подростку, так и его семье еще придется столкнуться с неприятием общества, границами и барьерами, которые придется преодолевать.
Основная цель преподавателей и семьи, правильно мотивировать ребенка и научить адекватно, оценивать действия окружающих его людей.
Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога и права лиц с ОВЗ на образование
- Конвенция о правах ребенка
- Конвенция о правах инвалидов
- Декларация прав и свобод человека и гражданина
- Уголовно-исполнительный кодекс РФ
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995г., от 24.11.1995г.
- Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007г. N120-ФЗ от 25.1 0.1991 г. N1807 – I
- Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» от 09.06. 1999г. №224/26-5
- Письмо министерства образования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000г. №22-06-86
- Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999г. №682/11-12
- Письмо МО РФ «О социальной поддержке детей-инвалидов» от 03.04.2000г.
Каждый ребенок уникален. И как же часто дети своим примером учат нас с вами, умудренных многолетним опытом, жить без страха, лжи и сомнений!
Список фильмов-откровений про тех, кто несмотря на трудности, радуется каждому новом дню.
- 1. Сотворившая чудо
- 2. Звездочки на земле
- 3. Саймон Бирч
- 4. Невидимая сторона
- 5. Цветик-семицветик
- 6. Перед классом
- 7. Король говорит
- 8. Костяника, Время лета
- 9. Тэмпл Грандин
- 10. Жутко громко и запредельно близко
- 11. Вселенная Стивена Хокинга
Спасибо за внимание