СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-педагогическое сопровождение процесса развития волонтёрского движения в учреждении профессионального и технического образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе молодежь является наиболее мобильной социальной группой. Именно она является активным участником решения тех задач, стоящих перед государством и обществом. 

Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогическое сопровождение процесса развития волонтёрского движения в учреждении профессионального и технического образования»


Социально-педагогическое сопровождение процесса развития волонтёрского движения в учреждении профессионального и технического образования.


Главными целевыми установками в реализации образовательного процесса являются компетенции, полученные студентами в ходе обучения. В качестве составных частей в понятие «компетенция» входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.) и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе). То есть речь идет о формировании особых компетентностей – социальной, педагогической, психологической. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, эффективному взаимодействию, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Внеучебная деятельность студентов является составной частью всего образовательного процесса учреждения профессионального и технического образования. Она осуществляется в сфере свободного времени и обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста, поэтому использование ресурсов добровольчества правомерно рассматривать как одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. В настоящее время начало развиваться такое движение, как волонтерство. Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.

В современном обществе молодежь является наиболее мобильной социальной группой. Именно она должна стать активным участником решения задач, стоящих перед государством и обществом. Однако среди молодежи можно видеть размывание моральных, нравственных, социальных, общественных критериев, что приводит к дезориентации молодого человека в системе жизненных ценностей и приоритетов, порождает неадекватное восприятие значимости собственной личности. Как помочь тем, кто уже сам в силу возрастных психологических и физиологических особенностей способен помогать? В современной педагогике появилась хорошая традиция помощи подросткам через организацию их сопровождения в системе воспитания. Сущность сопровождения здесь заключается в усилении позитивных факторов развития и имеющихся способностей и нейтрализации действия негативных факторов. Всё чаще используются понятие «педагогическая поддержка», «социально-педагогическое сопровождение». В словаре В. Даля дается следующая трактовка понятию «сопровождение» - это определенное действие. Сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова – это значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-то.

Социально-педагогическое сопровождение, по мнению М.И. Рожкова, имеет свою специфику и, прежде всего, направлено на поддержку подростка в построении им своих социальных отношений, на обучение подростка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Социально-педагогическое сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Сопровождение должно иметь цель, критерии, результат.

М.И. Рожков акцентирует внимание на том, что процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и выделяет ряд этапов.

Первым является этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с подростком предмет социально-педагогического сопровождения, каковым является проблема, трудность. Выявляется его суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.

На втором поисково-вариативном этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия педагога в этом процессе, а также средства сопровождения.

На третьем практически-действенном этапе совершаются совместно с подростками реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят молодого человека к решению проблемы.

На четвертом аналитическом этапе педагоги и учащиеся анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.

В условиях добровольческого объединения учащиеся-волонтёры проходят все четыре этапа:

1. поиск социальной трудности, проблемы, создание социального проекта, реализуемого с помощью волонтёров;

2. поиск ресурсов для реализации, определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества»;

3. реализация волонтёрского проекта совместно студентами и педагогами;

4. анализ проекта, оформление результатов.

Слово «волонтёр» произошло от латинского – voluntarius – добровольно. То есть волонтер – это доброволец, человек, который добровольно возлагает на себя какие-то обязанности и безвозмездно их выполняет ради других людей. Современное волонтёрство характеризуется следующими признаками:

-добровольностью (известно, что человек может максимально реализовать себя в какой-либо деятельности, если он работает без принуждения);

-отсутствием денежного вознаграждения или заниженной заработной платой;

-социальной значимостью работы.

Из добровольцев, которые свою деятельность фокусируют на существующих социальных проблемах, формируются общественные организации и объединения. Член общественного объединения социальной направленности является волонтером.

В условиях современного учреждения профессионального и технического образования формируются различные волонтёрские движения, общественные объединения как общедобровольческого характера, так и специализированные. Иногда волонтёрское движение провозглашается ведущим направлением деятельности органов студенческого самоуправления, но так или иначе добровольчество в молодёжной среде продолжает требовать особого внимания со стороны педагогов и является объектом педагогической поддержки и помощи.

В частном образовательном учреждении профессионального и технического образования г.Уральска Западно-Казахстанского академического колледжа «АТиСО» процесс развития волонтёрского движения является одним из приоритетных направлений в воспитательной системе. Волонтёры активно участвуют в процессе помощи местному сообществу во многих сферах деятельности. Волонтерское движение «Самғау» проводит социальные акции, оказывают бытовую помощь нуждающимся, социально-психологическую помощь инвалидам, студенты организуют мероприятия. Огромную роль в мотивации студентов-волонтёров играет педагогический коллектив колледжа, создана целая система мотивационного менеджмента для активистов, занимающихся общественной и социально-значимой деятельностью.

Организация и участие в добровольческих акциях развивает у студентов необходимые в жизни и в профессиональной деятельности качества: коммуникативные и организаторские способности, чувство коллективизма ответственность, самодисциплина, умение организовать себя и других; дает возможность для социального самоутверждения личности, служит особым инструментом развития инициативы, патриотизма, гражданской позиции. Кроме того, в процессе добровольческой деятельности студенты пополняют социальный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект и творческие способности, находят ресурсы собственного личностного совершенствования, развивают рефлексию, стимулируют самореализацию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!