СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-значимый проект "Растим патриотов России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Растим патриотов России" подготовлена учащимся 8 класса Ульяновым Дмитрием. Работа стала победителем презентаций по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Социально-значимый проект "Растим патриотов России"»

Георгий Филиппович Байдуков Выполнил: ученик 9 «В» класса Ульянов Дмитрий Руководитель: Моисеенко Л. И. Учитель истории МБОУ средняя школа № 3

Георгий Филиппович Байдуков

Выполнил: ученик 9 «В» класса

Ульянов Дмитрий

Руководитель: Моисеенко Л. И.

Учитель истории

МБОУ средняя школа № 3

Есть события, даты, имена людей, вошедшие в историю городов, краёв, стран и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война.

Есть события, даты, имена людей, вошедшие в историю городов, краёв, стран и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война.

Одним из многих героев Советского Союза является близкий родственник моего прадедушки, и звали его Георгий Филиппович Байдуков – лётчик – испытатель 1-го класса, лауреат государственной премии СССР, почётный гражданин города Николаевск-на-Амуре, кавалер наибольшего числа советских наград (22), а также 9 иностранных. О нём я слышал очень много рассказов от моего прадедушки.

Одним из многих героев Советского Союза является близкий родственник моего прадедушки, и звали его Георгий Филиппович Байдуков – лётчик – испытатель 1-го класса, лауреат государственной премии СССР, почётный гражданин города Николаевск-на-Амуре, кавалер наибольшего числа советских наград (22), а также 9 иностранных. О нём я слышал очень много рассказов от моего прадедушки.

 Родился Георгий Филиппович 26 мая (по новому стилю) 1907 года в Тарыште Омской губернии, что ныне под Татарском (Новосибирская область). Отец его был железнодорожником. В 9 лет Георгий Филиппович остался сиротой,начал бродяжничать, но позже воспитывался 2 года в Барабинском интернате. Однако через 2 года он был исключён из него, а потом продолжил. бродяжничать и воспитывался в интернате.  С 1921 года Байдуков стал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.  В 1926 году он окончил омскую профтехшколу. В этом же году и началась военная карьера Георгия Филипповича, когда он вступил добровольцем в РККА, а позже окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В 1928 году он закончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков (на фото). Служил Георгий Филиппович лётчиком – истребителем в строевых частях ВВС.
  • Родился Георгий Филиппович 26 мая (по новому стилю) 1907 года в Тарыште Омской губернии, что ныне под Татарском (Новосибирская область). Отец его был железнодорожником. В 9 лет Георгий Филиппович остался сиротой,начал бродяжничать, но позже воспитывался 2 года в Барабинском интернате. Однако через 2 года он был исключён из него, а потом продолжил. бродяжничать и воспитывался в интернате.
  • С 1921 года Байдуков стал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.
  • В 1926 году он окончил омскую профтехшколу. В этом же году и началась военная карьера Георгия Филипповича, когда он вступил добровольцем в РККА, а позже окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В 1928 году он закончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков (на фото). Служил Георгий Филиппович лётчиком – истребителем в строевых частях ВВС.
  Далее Байдуков служил в 20 отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округасначала младшим лётчиком, затем старшим лётчиком. С 1930 года он работал в Научно-испытательном институте ВВС летчиком-инструктором, старшим инструктором-летчиком, а с 1933 года командиром корабля авиабригады этого же НИИ, участвовал в ответственных зарубежных полетах (в Польшу, Францию, Чехословакию) на воздушных кораблях конструктора А.Н.Туполева (АНТ-6, АНТ-5). В 1934 – 1935 гг. учился в Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е.Жуковского на инженерном факультете.
  •   Далее Байдуков служил в 20 отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округасначала младшим лётчиком, затем старшим лётчиком.
  • С 1930 года он работал в Научно-испытательном институте ВВС летчиком-инструктором, старшим инструктором-летчиком, а с 1933 года командиром корабля авиабригады этого же НИИ, участвовал в ответственных зарубежных полетах (в Польшу, Францию, Чехословакию) на воздушных кораблях конструктора А.Н.Туполева (АНТ-6, АНТ-5).
  • В 1934 – 1935 гг. учился в Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е.Жуковского на инженерном факультете.

В 1934 году после спасения теплохода “Семён Челюскин” с помощью самолетов экспедиции и экипажа в нашей стране возрос интерес к освоению неизведанного северного края. Решению этого вопроса способствовало создание в конструкторском бюро А.Н.Туполева самолета АНТ-25 с большой дальностью беспосадочного полета и последующая его доработка для полетов над морем и в Арктике. В 1935 г. было принято правительственное решение о перелете на данном типе самолета через Северный полюс в Америку. Командиром экипажа назначили полярного лётчика, героя спасения челюскинцев, одного из первых удостоенных звания Героя Советского Союза С.А.Леваневский. Вторым пилотом в состав экипажа вошёл Г.Ф.Байдуков, в совершенстве владевший пилотированием самолета по приборам («вслепую»). 20 августа 1935 г. экипаж Леваневского предпринял попытку осуществить запланированный перелет, но из-за неисправности в масляной системе единственного на самолете АНТ-25 двигателя полёт был прерван.
  • В 1934 году после спасения теплохода “Семён Челюскин” с помощью самолетов экспедиции и экипажа в нашей стране возрос интерес к освоению неизведанного северного края. Решению этого вопроса способствовало создание в конструкторском бюро А.Н.Туполева самолета АНТ-25 с большой дальностью беспосадочного полета и последующая его доработка для полетов над морем и в Арктике.
  • В 1935 г. было принято правительственное решение о перелете на данном типе самолета через Северный полюс в Америку. Командиром экипажа назначили полярного лётчика, героя спасения челюскинцев, одного из первых удостоенных звания Героя Советского Союза С.А.Леваневский. Вторым пилотом в состав экипажа вошёл Г.Ф.Байдуков, в совершенстве владевший пилотированием самолета по приборам («вслепую»). 20 августа 1935 г. экипаж Леваневского предпринял попытку осуществить запланированный перелет, но из-за неисправности в масляной системе единственного на самолете АНТ-25 двигателя полёт был прерван.
С сентября 1935 г. Георгий Филиппович – летчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, участвует в доработках самолета АНТ-25 для арктических полетов. По окончании доработки самолета для вновь задуманного перелета через Северный полюс по рекомендации Г.Ф.Байдукова в качестве командира был выбран опытнейший лётчик-испытатель завода авиационной промышленности Валерий Павлович Чкалов (в то время Леваневский уехал в командировку в США для ознакомления с зарубежными многомоторными самолётами для дальних полётов). Штурманом экипажа определён А.В.Беляков, профессор, начальник кафедры Военно-воздушной академии им.Жуковского.

С сентября 1935 г. Георгий Филиппович – летчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, участвует в доработках самолета АНТ-25 для арктических полетов. По окончании доработки самолета для вновь задуманного перелета через Северный полюс по рекомендации Г.Ф.Байдукова в качестве командира был выбран опытнейший лётчик-испытатель завода авиационной промышленности Валерий Павлович Чкалов (в то время Леваневский уехал в командировку в США для ознакомления с зарубежными многомоторными самолётами для дальних полётов). Штурманом экипажа определён А.В.Беляков, профессор, начальник кафедры Военно-воздушной академии им.Жуковского.

20-22 июля 1936 г. экипажем в составе командира В.П.Чкалова, второго пилота Г.Ф.Байдукова и штурмана А.В. Белякова совершён беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Земля Франца-Иосифа – Северная Земля – бухта Тикси – Петропавловск-Камчатский – остров Удд (ныне остров Чкалов). За 56 час 20 мин они преодолели 9374 км. За героизм и мужество, проявленные в полёте, всем трём участникам перелёта присвоено звание Героя Советского Союза. А Георгию Филипповичу Байдукову была вручена «Золотая Звезда» за № 9. Тогдашний президент США Франклин Рузвельт, друг и союзник Сталина, принял и лично поздравил всех участников перелёта в Овальном кабинете Белого дома.  18-20 июня 1937 года тот же экипаж совершил еще более знаменитый, исторический перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (штат Вашингтон, США) продолжительностью 63 час 16 мин (протяженность маршрута 8504 км).

20-22 июля 1936 г. экипажем в составе командира В.П.Чкалова, второго пилота Г.Ф.Байдукова и штурмана А.В. Белякова совершён беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Земля Франца-Иосифа – Северная Земля – бухта Тикси – Петропавловск-Камчатский – остров Удд (ныне остров Чкалов). За 56 час 20 мин они преодолели 9374 км. За героизм и мужество, проявленные в полёте, всем трём участникам перелёта присвоено звание Героя Советского Союза. А Георгию Филипповичу Байдукову была вручена «Золотая Звезда» за № 9. Тогдашний президент США Франклин Рузвельт, друг и союзник Сталина, принял и лично поздравил всех участников перелёта в Овальном кабинете Белого дома.

18-20 июня 1937 года тот же экипаж совершил еще более знаменитый, исторический перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (штат Вашингтон, США) продолжительностью 63 час 16 мин (протяженность маршрута 8504 км).

Изучая содержание бортового журнала, можно убедиться, какой силой воли, мужеством и самообладанием, кроме отточенного профессионализма, обладали все члены экипажа самолета, чтобы успешно завершить этот полет. И с уважением оценивается достойный вклад Георгия Филипповича в достигнутый результат. Еще раз по этому маршруту Г.Ф.Байдуков выполнил перелёт в 1975 году, когда героический экипаж (без В.П.Чкалова, погибшего в 1938 году в Москве, а вместо Чкалова был его сын Игорь) на Ил-62 в качестве пассажиров прибыл в штат Вашингтон в качестве почетного гостя церемонии открытия 20 июня 1975 г. монумента, посвященного первому историческому перелёту 1937 года из СССР в США, в честь которого был выпущен фильм, так и названный “Перелёт”. Именно этот перелёт стал новой эрой в истории советско-американских отношений. На фото – участники полёта с тогдашним послом СССР в США Александром Антоновичем Трояновским.

Изучая содержание бортового журнала, можно убедиться, какой силой воли, мужеством и самообладанием, кроме отточенного профессионализма, обладали все члены экипажа самолета, чтобы успешно завершить этот полет. И с уважением оценивается достойный вклад Георгия Филипповича в достигнутый результат.

Еще раз по этому маршруту Г.Ф.Байдуков выполнил перелёт в 1975 году, когда героический экипаж (без В.П.Чкалова, погибшего в 1938 году в Москве, а вместо Чкалова был его сын Игорь) на Ил-62 в качестве пассажиров прибыл в штат Вашингтон в качестве почетного гостя церемонии открытия 20 июня 1975 г. монумента, посвященного первому историческому перелёту 1937 года из СССР в США, в честь которого был выпущен фильм, так и названный “Перелёт”. Именно этот перелёт стал новой эрой в истории советско-американских отношений. На фото – участники полёта с тогдашним послом СССР в США Александром Антоновичем Трояновским.

С 1937 года Георгий Филиппович стал лётчиком - испытателем авиазавода №22 в Москве. Он испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта. Георгий Филиппович участвовал во всех крупнейших военных сражениях конца 30-х годов Ещё Георгий Филиппович был участником Советско - Финляндской войны 1939-1940 годов в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка. В январе-феврале 1940 года он совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3. За мужество и героизм, проявленные в войне, Байдуков был награждён орденом Красного Знамени. ДБ-А в полёте.
  • С 1937 года Георгий Филиппович стал лётчиком - испытателем авиазавода №22 в Москве. Он испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта. Георгий Филиппович участвовал во всех крупнейших военных сражениях конца 30-х годов
  • Ещё Георгий Филиппович был участником Советско - Финляндской войны 1939-1940 годов в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка. В январе-феврале 1940 года он совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3. За мужество и героизм, проявленные в войне, Байдуков был награждён орденом Красного Знамени.

ДБ-А в полёте.

С ноября 1941 г. полковник Байдуков в гуще событий в стране: заместитель командира, а вскоре и командир авиационной дивизии резерва Ставки, затем на Калининском фронте, с марта 1942 г. на этом фронте возглавляет ВВС 4-й ударной армии, участник битвы под Москвой. В дальнейшем командует авиадивизиями в составе 3-й и 2-й воздушных армий, участвующих в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, битве за Днепр. С января 1944 г. генерал-майор авиации Байдуков формирует 4-й штурмовой авиакорпус, который с мая в составе 16 воздушной армии принимает участие в операциях 1-го Белорусского фронта по освобождению городов Бобруйска, Осовца и др. С августа 1944 года авиакорпус, возглавляемый генерал-лейтенантом авиации Байдуковым, в составе 4-й воздушной армии ведёт бои в наступательных операциях 2-го Белорусского фронта.

С ноября 1941 г. полковник Байдуков в гуще событий в стране: заместитель командира, а вскоре и командир авиационной дивизии резерва Ставки, затем на Калининском фронте, с марта 1942 г. на этом фронте возглавляет ВВС 4-й ударной армии, участник битвы под Москвой. В дальнейшем командует авиадивизиями в составе 3-й и 2-й воздушных армий, участвующих в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, битве за Днепр. С января 1944 г. генерал-майор авиации Байдуков формирует 4-й штурмовой авиакорпус, который с мая в составе 16 воздушной армии принимает участие в операциях 1-го Белорусского фронта по освобождению городов Бобруйска, Осовца и др. С августа 1944 года авиакорпус, возглавляемый генерал-лейтенантом авиации Байдуковым, в составе 4-й воздушной армии ведёт бои в наступательных операциях 2-го Белорусского фронта.

  • После войны Георгий Филиппович продолжил свою военную карьеру. Он продолжил командовать 4-м штурмовым авиационным корпусом. В 1945-1946 Г.Ф.Байдуков был заместителем командующего 13-й воздушной армией (в Ленинградском военном округе). В 1946-1947 – заместителем начальника Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС по лётной части. Осенью 1947 года он принимал участие в испытаниях пассажирского самолёта Ту-70. В 1947-1949 Г.Ф. Байдуков возглавил Главного Управления ГВФ. В 1951 году Георгий Филиппович окончил Военную академию Генштаба. С 1952 года – заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С 1955 года – 1-й заместитель, а с 1957 года – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, а также член Военного совета Войск ПВО страны. С сентября 1972 года – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 года -  генерал-полковник авиации в отставке.

  • Жил Георгий Филиппович в Москве. Помимо замечательного военного, он был ещё и членом Союза писателей, а также депутатом Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище .

Это самые известные произведения Г.Ф.Байдукова:

«Наш полёт в Америку» (1937)

«Записки пилота» (1938)

«Последний прорыв» (1938)

«Разгром фашистской эскадры» (1938)

«Первые перелёты через Ледовитый океан» (1977)

«Рассказы разных лет»  (1983)

«Чкалов» (1991)

«Командарм крылатых. Документальное повествование о Якове Алкснисе.» (1991)

В честь Георгия Филипповича названы множество географических объектов: Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, а село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково. Именем Байдукова названы улицы в Москве, Екатеринбурге, Витебске, Могилёве и Донецке. Банк России в 1995 году, выпустил памятные монеты «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова. Пик Байдукова — Богосский хребет (Дагестан). Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачёво в Новосибирске. В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва — остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам. Самолёт Ан-74, авиации МЧС России (RF-31350), назван Георгий Байдуков. А также памяти перелёта 1937 года посвящены почтовые марки и конверты. Одни из них находятся внизу.

В честь Георгия Филипповича названы множество географических объектов:

  • Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, а село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково.
  • Именем Байдукова названы улицы в Москве, Екатеринбурге, Витебске, Могилёве и Донецке.
  • Банк России в 1995 году, выпустил памятные монеты «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова.
  • Пик Байдукова — Богосский хребет (Дагестан).
  • Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачёво в Новосибирске.
  • В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва — остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам.
  • Самолёт Ан-74, авиации МЧС России (RF-31350), назван Георгий Байдуков.
  • А также памяти перелёта 1937 года посвящены почтовые марки и конверты. Одни из них находятся внизу.

Г. Ф. Байдуков — кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена ):

Награды СССР и РФ:

Два ордена Ленина (24.07.1936; 15.11.1950)

Орден Октябрьской Революции (16.12.1972)

Четыре ордена Красного Знамени (09.08.1937; 07.04.1940; 05.11.1946; 26.10.1955)

Орден Кутузова 1-й степени (29.05.1945)

Два ордена Суворова 2-й степени (10.01.1944; 24.07.1944)

Орден Кутузова 2-й степени (10.04.1945)

Орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985)

Орден Отечественной войны 2-й степени (23.11.1942)

Орден Трудового Красного Знамени (25.05.1977)

Орден Дружбы народов (07.04.1994)

Четыре ордена Красной Звезды (03.11.1944; 20.04.1956; 25.07.1958; 25.05.1967)

Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 1-й степени (25.05.1987)

Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й степени (27.12.1982)

Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975)

Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «За взятие Кенигсберга»

Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»

Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»

Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»

Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»

Медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР»

Медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР»

Медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР»

Медаль «В память 800-летия Москвы»

Иностранные награды :

Орден Крест Грюнвальда 3-й степени (Польша) (06.04.1946)

Офицер ордена Возрождения Польши (Польша) (06.10.1973)

Серебряный крест ордена «Виртути Милитари» (Польша) (19.12.1968)

Орден «За боевые заслуги» (Монголия) (06.07.1971)

Медаль «50 лет Монгольской Народной Революции» (1971)

Медаль «50 лет Монгольской Народной Армии» (1971)

Медаль «За укрепление дружбы по оружию» 1-й степени (ЧССР) (1970)

Медаль «Братство по оружию» в золоте (ВНР) (1980)

Медаль «Братство по оружию» в золоте (ГДР) (1985)

Жизнь Георгия Филипповича - уникальный пример беспредельного мужества, героизма, самоотверженности во имя своего Отечечства. Трудное детство было у многих людей в суровые 20-е годы, но лишь сильные духом парни, такие, как Георгий Байдуков, смогли добиться своей цели. У нас есть чему поучиться у Георгия Филипповича.

Жизнь Георгия Филипповича - уникальный пример беспредельного мужества, героизма, самоотверженности во имя своего Отечечства. Трудное детство было у многих людей в суровые 20-е годы, но лишь сильные духом парни, такие, как Георгий Байдуков, смогли добиться своей цели. У нас есть чему поучиться у Георгия Филипповича.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!