СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-значимый проект "Школа - территория ЗОЖ!"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея здоровьесбережения учащихся является «красной нитью» национального проекта «Образование», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.  Особенно актуальна эта проблема школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик».

Просмотр содержимого документа
«Социально-значимый проект "Школа - территория ЗОЖ!"»


Социально значимый проект «Школа — территория ЗОЖ!»

Авторы: обучающиеся 8 класса , руководитель: учитель ОБЖ Баженов А.В.

Организация: МБОУ Большемаресьевская СШ Населенный пункт: село Большое Маресьево

1. Актуальность проекта

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Особую тревогу вызывают проблемы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.

Наш посёлок является типичным для российских регионов населенным пунктом, где экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом.

Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально - педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60 % школьников имеют хронические заболевания. И только 5 % выпускников школ считаются практически здоровыми.

Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы.

Всё это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики.

Идея здоровьесбережения учащихся является «красной нитью» национального проекта «Образование», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.

Особенно актуальна эта проблема школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик».

Согласно стандартам ФГОС, каждого уровня, дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области безопасности жизнедеятельности, в частности, выпускник должен:

  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);

  • выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).

Всё это обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. .

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Здоровая нация - элемент нашего развития патриотизма.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  1. «Не навреди!» - все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

  2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

  5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. 6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Если мы хотим достичь цели - направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.

Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.

Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.

2. Цель и задачи проекта

Цель: формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья, для собственного самоутверждения.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья.

  2. Воспитывать ответственное отношение школьников к своему здоровью.

  3. Формировать умение противостоять негативному давлению социума.

  4. Формировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков

  5. Активизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни.

  6. Организовать повышение квалификации педагогов по теории и практике воспитания здорового образа жизни.

  7. Приобщить родителей обучающихся к организации спортивно - массовой работы в школе.

  1. Партнёры проекта

Дом культуры села Большое Маресьево - подготовка совместных мероприятий, организация содержательного досуга школьников.

Управление образования администрации Лукояновского муниципального района - участие в районных соревнованиях, спартакиадах школьников.

ГБУЗ НО Лукояновская ЦРБ - встречи с врачами - специалистами.

Педагоги, Родители, Обучающиеся - участие в спортивных мероприятиях.

  1. Целевая группа проекта

Проект адресован обучающимся 1 - 9 классов, родителям, педагогам. Педагогическая профилактика должна начаться раньше, чем у ребёнка возникнет желание познакомиться с психоактивными веществами (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности заражения ещё нет). Наиболее подходящим специалисты-психологи считают младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети пробуют курить, впервые знакомятся с алкоголем. Поэтому важно, чтобы ребёнок заранее был подготовлен к восприятию различных аспектов явления.

В среднем школьном возрасте следует продолжить данную работу, но формы и методы, конечно изменятся. Потому что большое место в жизни школьника данного возраста занимает школа и учение. Но школа для подростка - это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков - это общение.

Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критичного мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела. Они требуют от внеурочной работы творчества помноженного на активность. Разноплановые мероприятия по формированию здорового образа жизни - это один из способов помочь личности реализоваться, найти своё место в социуме, получать удовлетворение от жизни и деятельности.

Проект вовлекает учителей в овладение здоровьесберегающими технологиями, а школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта - темы здорового образа жизни.

5. Механизм реализации проекта

Для реализации поставленной цели необходимо использовать комплекс различных методов и форм профилактической работы, соответствующий ресурсам школы.

В школе необходима организация следующих мероприятий:

  • активизация деятельности уже существующего ДО через направление - формирование здорового образа жизни;

  • проведение внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ;

  • взаимодействие общеобразовательного учреждения, родительского актива, медицинского учреждения в целях предотвращения распространения и употребления ПАВ детьми.

Основные образовательно - воспитательные формы и методы профилактической работы можно объединить в блоки:

1. Информационный блок:

  • лекции;

  • создание наглядных пособий (раздаточный материал, буклеты, рисунки); - использование аудио - визуальных средств (фильмы, мультипликация).

2. Интерактивный блок:

  • групповая работа (дискуссии, круглые столы, конференции);

  • обучение практикой (ролевые игры, спектакли, агитбригады, тренинги); - выступление в роли обучающего (ДО).

3. Спортивно - массовая работа:

  • спортивные праздники, соревнования;

  • личный пример;

  • вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию ЗОЖ.

6. Ресурсное обеспечение

1. Материально - техническая база:

  • спортивный зал;

  • спортивное оборудование;

  • спортивная площадка;  актовый зал;  библиотека.

  • ФОК

1. Методическое обеспечение:

Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами:

  • Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С. «Полезные привычки. Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми».

  • Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. «Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем школьном и старшем подростковом возрасте».

1. Кадровое обеспечение:

  • заместитель директора по УВР;

  • фельдшер;

  • учитель физической культуры;  классные руководители;  библиотекарь.

Для реализации проекта школа располагает необходимыми ресурсами.

1. Сроки реализации проекта

  1. этап - подготовительный. Август 2020 г.

Разработка организационных мероприятий

  1. этап - практический. Сентябрь 2020 г. - май 2021 г.

Практическое осуществление проекта.

  1. этап - обобщающий. Июнь 2021 г.

Анализ и систематизация полученных результатов.


7. Подробный календарный план работы по всем обозначенным направлениям

п/п

Наименование

мероприятия

Дата проведения

Краткое описание мероприятия

Участники

Ответственные

Блок «Педагогика здоровья»

1.

Педсовет «Организация учебно - воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья обучающихся»

28. 08. 2020

Системный анализ

педагогической

деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и определение путей и

способов совершенствования работы в данном направлении.

Педагоги школы

Директор школы


2.

Деловое совещание «Роль педагога в формировании у обучающихся ценностного отношения к здоровью»

05. 11. 2020

Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Педагоги школы

Директор школы


3.

Методический бюллетень

«А я делаю так!»

01.02. 2020

Оригинальные методические находки педагогов по формированию ЗОЖ

обучающихся

Педагоги школы

Заместитель директора по УВР Учитель ОБЖ


5.

Семинар - практикум для классных руководителей «Защитим наших детей от беды»

07. 04. 2020

Открытые классные часы, консультации специалистов районной больницы».

Педагоги школы

Заместитель директора по У Учитель ОБЖ

классные руководители

ВР,


Блок «Умей сказать «нет!»



1.

Тематические классные часы по программам:

«Полезные привычки» (Т. Б.

Гречаная, Л. Ю. Иванова, Л. С. Колесова) «Обучение жизненно важным навыкам»

(Н. П. Майорова, Е. Е.

Чепурных, С. М. Шурухт)

В течение

учебного года

Занятия в

классных программам профилактики употребления соответствии возрастными особенностями школьников.

рамках часов по

ПАВ в с

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Классные руководители кл.

Классные руководители кл.

1 -

5 -

4

9

2.

Агитбригада «Хочешь быть спортсменом отличным? Борись серьезно с вредной привычкой!»

07. 04. 2021

Агитбригада


Обучающиеся 7 - 9 кл.

учитель ОБЖ ст.вожатый



3.

Тематическая дискотека «Мы - за здоровый образ жизни»

20. 02. 2021

В ходе проводится акция здоровья.

дискотеки оранжевая

Обучающиеся 7 - 9

кл.

Старшая вожатая,

ДО


4.

Социальная реклама «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

18. 11. 2020

Изготовление социальной видеорекламы с

размещением роликов сайте ОУ, социальных сетях; изготовление

печатной продукции с

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Заместитель директора по У ВР, классные руководители,

ДО





на информационных стендах .


5.

Конкурс коллажей

01.03.2021

Создание фотоколлажей, просто коллажей, карикатур на тему

здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни.

Обучающиеся 5 - 7 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

6.

Конкурс рисунков «Жить

здорово - здорово»

07. 12. 2020

Создание рисунков, демонстрирующих ценность здоровья.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

7.

Научно - практическая конференция «Умеем ли мы быть здоровыми?»

19. 03. 2021

Номинации:

  • Писатели о здоровье;

  • Моё здоровье; - Азбука здорового питания;

  • Береги здоровье смолоду.

Обучающиеся 3 - 9 кл.

Заместитель директора по УВР

специалисты районной больницы

8.

Конкурс «Самый здоровый

класс»

В течение

учебного года

Критерии оценки: - участие класса в спортивно - оздоровительных мероприятиях школы; - привлечение родителей к

работе по пропаганде

ЗОЖ;

  • пропуски уроков по болезни;

  • организация классом внеклассных спортивно - оздоровительных дел; - организация походов, экскурсий, прогулок; - занятость обучающихся в спортивных секциях; - организация в классе утренней зарядки; - наличие у обучающихся вредных привычек.

Обучающиеся 1 - 9 кл.

Заместитель директора по УВР Учитель ОБЖ

Блок «В здо ровом теле - здоровый ду х»

1.

Спортивный праздник

«Выше, дальше и быстрее»

21. 10. 2021

Праздник проходит под девизом «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Классные руководители, учитель ОБЖ старшая вожатая

2.

Малые олимпийские игры

Апрель 2021

В течении года по разным видам спорта проводятся соревнования на выявление лучшего спортсмена. В течение игр выпускается дневник Олимпиады.

Обучающиеся 5 - 9

кл.

Учитель физической культуры

3.

Поход выходного дня

Лето, осень

Совместные походы обучающихся класса и родителей.

Обучающиеся 1 - 9

кл., родители

Классные руководители

4.

День бегуна

22. 09. 2020

Массовый забег на разные

Обучающиеся 1 - 9

учитель физической

  • Сформированность у обучающихся системы представлений о ЗОЖ.

  • Повышение уровня культуры здоровья обучающихся и родителей.

  • Повышение уровня знаний педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в собственной педпрактике.

  • Увеличение количества обучающихся со сформированной мотивацией на ЗОЖ.

  • Увеличение количества обучающихся, отказавшихся от вредных привычек.

  • Повышение уровня физической активности обучающихся.

  • Создание медиатеки по формированию ЗОЖ (фотоальбомы, видеоролики, презентации).

9. Дальнейшее развитие проекта

Проект предлагает систему образовательно - воспитательных мероприятий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Данный проект может реализовать любое общеобразовательное учреждение.

Проект «Школа – территория ЗОЖ» будет продолжен. Программы занятий по профилактике вредных привычек по классам составлены с возрастающим объёмом знаний, уровнем личностной и социальной компетенции, требуют продолжения.

Наиболее интересные общие дела могут стать традиционными в школе.

После реализации данного проекта школа может приступить к разработке и реализации более широкого проекта «Школа здоровья».

10.Список литературы:

  1. Антропова М. В., Л. М. Кузнецова. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана - граф». 2002. с. 24.

  2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука.1992.

  3. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2003. с. 208.

  4. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. - 2010. - № 11.

  5. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38. Здоровье учащихся.

  6. Гритченко, Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры / Н.В.Гритченко. - М.: Медицина, 1972. - 272 с.

  7. Дик, Н. Ф.: Как прожить долгую и здоровую жизнь. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

  8. 10. Дичев, Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. - 2009. - № 10. - С. 19-21. О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.

  9. Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С. «Полезные привычки. Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми». /под ред. О. Л. Романовой - М., 1998. с. 28.

  10. 10.Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. «Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем школьном и старшем подростковом возрасте». / Под ред. Н. П. Майоровой. - СПб., 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!