СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социальное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

учебно-методическая разработка данной программы базируется на подходе, основанном на формировании жизненных навыков, позволяющих людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивающих коммуникативные навыки. Основой этого подхода является теория социального научения А. Бандуры и проблемного поведения Р. Джессора. Профилактическая работа подразумевает помощь учащимся в достижении личных целей.  Проблемное поведение рассматривается с точки зрения его адаптационных функций. Начальная фаза использования психоактивных веществ, наблюдающая преимущественно в подростковом периоде, может быть демонстрацией взрослого поведения, формой отказа от дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, стремлением получить новый опыт, поиском удовольствия или расслабления, средством стать участником субкультурного жизненного стиля, способом разрешения конфликта или снижения напряжения. 

Просмотр содержимого документа
««Социальное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста».»

«Социальное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста».



учебно-методическая разработка данной программы базируется на подходе, основанном на формировании жизненных навыков, позволяющих людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивающих коммуникативные навыки. Основой этого подхода является теория социального научения А. Бандуры и проблемного поведения Р. Джессора. Профилактическая работа подразумевает помощь учащимся в достижении личных целей.  Проблемное поведение рассматривается с точки зрения его адаптационных функций. Начальная фаза использования психоактивных веществ, наблюдающая преимущественно в подростковом периоде, может быть демонстрацией взрослого поведения, формой отказа от дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, стремлением получить новый опыт, поиском удовольствия или расслабления, средством стать участником субкультурного жизненного стиля, способом разрешения конфликта или снижения напряжения. 

Программа: «Социальное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста».

1.1 Структура программы по социальному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста.

1.2. Примерный учебно-тематический план работы по социальному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста.

1.3. Содержание программы по социальному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста.

1.4. Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста.

2.Социальное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста.

Объектом работы социального педагога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально неадаптированный ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктированные контакты с взрослыми, контакты-адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

Социально - психологическая служба предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально- психологическая помощь детям, родителям, учителям.

В ходе социально-психологической работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа, (коллектив формально определённых сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

В социальном смысле среда обитания ребёнка определена достаточно ясно: родитель-ребёнок –учитель.

Данная программа предусматривает оказание помощи обучающемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.

Цель: создание условий для комплексного развития личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков; оказание помощи при социальной адаптации обучающихся.

Задачи:

1. Выявлять и изучать социальное состояние и взаимоотношение учащихся с социумом, личные особенности учащихся и их ближайшее окружение;

2. Выявлять потенциальный ресурс, разрабатывать стратегию реализации оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приёмов воспитательного процесса, активизировать внедрение новых форм и методов работы по профилактике асоциальных явлений в учреждении;

3. Сохранять и укреплять психологическое здоровье участников образовательного и воспитательного процесса;

4. Оказывать помощь в социально – психологической адаптации подростков «группы риска»;

5. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

6. Формировать у воспитанников способность к самоопределению и саморазвитию, ЗОЖ, осуществлять профилактику асоциального поведения.

7. Прогнозировать условия, обеспечивающие оптимальное развитие ребёнка, с помощью диагностирования, анкетирования

8. Выявлять интересы и потребности воспитанников, трудности и проблемы, отклонения в поведении, уровень социальной адаптированности, активности, автономности социализации, защищённости в социальной среде, изменения в личности, выявление тенденций развития личности, результат процесса воспитания.

9. Координировать, информировать родителей (законных представителей), педагогов, специалистов социальных служб, правоохранительные органы по социальным и правовым вопросам для оказания помощи воспитанникам по защите их прав.







Направления:

-практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.

-социальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у детей потребность в правовых, морально-нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребёнка.

-консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания

-социально – педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:

1.сформировать у ребёнка позитивные ценностные отношения к обществу, учёбе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

2.оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.

Функции:

1.изучать ребёнка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта.

2.оказывать помощь ребёнку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты из кризиса, поддержать в трудное время.

3.направлять деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

4.охранять и защищать личность, её права, интересы.

5.создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся

6.организовывать социально-педагогическую, правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.

7.решать конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.

8.способствовать здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

Методы и формы:

1.изучение документации;

2.беседа;

3. наблюдение;

4. эксперимент;

5. тестирование;

6. анкетирование;

7. анализ;

8. консультирование;

9. индивидуальная работа;

10. групповая работа:

11. диагностика;

Принципы:

1. доступность- возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;

2.индивидуализация- индивидуальный подход, где следует учитывать, уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;

3.эффективность - ближайшая, отдалённая, восстановление личности ребёнка и активное включение в жизнь;

4. многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав членов коллектива школы;

5.оперативность – быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;

6.репрезентативность-представительство во всех социальных группах учащихся и учёт их интересов;

7.адаптация- ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Одной из технологий, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Основополагающее понятие в этой технологии — модуль.

Модуль — это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность данной программы заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.

Модули конструируются в соответствии со структурированием деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. Разработке модулей могут помочь следующие правила (по Шамовой Т.И.):

1.Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся с целью получения информации об уровне готовности к работе;

2.По результатам входного контроля проводить коррекцию знаний и умений, если в этом есть необходимость;

3.Промежуточный контроль в конце учебных элементов проводить в мягкой форме: самоконтроль, взаимоконтроль с целью выявления пробелов в усвоении знаний и их устранении сразу;

4.После завершения работы с модулем проводить выходной контроль, цель которого – определение уровня овладения содержанием всего модуля;

5.Учебное содержание даётся дифференцированно с целью его усвоения всеми учащимися.

Социальный педагог – сотрудник центра, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.

Профессиональная деятельность социального педагога реализовывается только в рамках государственной социальной политики. Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав данная программа основывается на следующих нормативно - правовых документах.

Основные международные документы, связанные с проблемами защиты прав детей:

- Всеобщая декларация прав человека 1948 г;

- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г;

- Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей 1980 г;

- Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления 1993 г;

- Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.

Основные нормативно-правовые документы Федерального уровня:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. с изменениями и дополнениями 1996г., 2006г;

-Федеральный закон РФ №120-ФЗ от24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ, от 24.07.1998г;

- Федеральный закон РФ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Р.Ф. №3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

- Федеральный закон РФ№3185-1 от 02.07.1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

- Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996г;

- Гражданский кодекс Р.Ф.;

- Жилищный кодекс РФ.;

- Семейный кодекс РФ;

- Трудовой кодекс РФ;

- Конституция Российской Федерации 1993г.;

- Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», и др.

- ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999);

- Положение о приемной семье Правительства РФ (1996) и др.

В данной программе реализуются основные направления социально - педагогической деятельности:

1. Образовательно-воспитательная - обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса

2. Диагностическая – постановка «социального диагноза», изучение личных особенностей, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

3. Прогностическая – разработка программ, проектов, планов развития микрорайона учреждения, его структур; проектирование личности ребенка, групп детей; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности.

4. Охранно-защитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиты прав и законных интересов ребенка и личности ребенка, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия, бездействия.

5. Посредническая – осуществление связей в интересах ребенка между родственниками, учреждениями, ближайшим окружением.

6. Организационная – организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ.

7. Коммуникативная – установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающиеся, обмена информации, включения различных институтов общества в деятельности социальных служб; строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога и сотрудничества.

8. Социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности, привлечение учреждений, организаций, специалистов к работе с ними.

9. Социально-психологическая – консультирование и коррекция межличностных отношений, помощь в социальной адаптации нуждающихся.

10.Социально-медицинская – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении приема периодической медицинской помощи, организация работ по планированию семьи, формированию ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, пропаганда здорового образа жизни.

11.Социально-бытовая – оказание помощи в различных вопросах, связанных с жильем, которые могут возникнуть в самостоятельной жизни после выпуска из Детского дома (организация быта, оплата услуг, получение льгот и т.д.).

12.Коррекционная – профилактика и предотвращение конфликтов, оказание помощь в разрешении конфликтов, коррекция поведения, осуществлении коррекции самооценки воспитанников.



Общая характеристика программы



 Учебно-методическая разработка данной программы базируется на подходе, основанном на формировании жизненных навыков, позволяющих людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивающих коммуникативные навыки. Основой этого подхода является теория социального научения А. Бандуры и проблемного поведения Р. Джессора. Профилактическая работа подразумевает помощь учащимся в достижении личных целей.  Проблемное поведение рассматривается с точки зрения его адаптационных функций. Начальная фаза использования психоактивных веществ, наблюдающая преимущественно в подростковом периоде, может быть демонстрацией взрослого поведения, формой отказа от дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, стремлением получить новый опыт, поиском удовольствия или расслабления, средством стать участником субкультурного жизненного стиля, способом разрешения конфликта или снижения напряжения. 

Исходя из того, что основная задача социального педагога состоит во включении ученика в реализацию социально - значимой деятельности, в поддержке учащегося в стремлении к самостоятельности, к самопознанию, к самоанализу и самооценке, то совместно с администрацией центра, родителями, представителями ОВД и другими учреждениями социальной направленности осуществляется соответствующая профилактическая работа.

Совместно с образовательными учреждениями, структурными подразделениями, волонтёрами решаются проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде; проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье; проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом; проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

Цель: создавать условия для комплексного развития личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков; оказывать помощь при социальной адаптации обучающихся.

Задачи:

1. Выявлять и изучать социальное состояние и взаимоотношение учащихся с социумом, личные особенности учащихся и их ближайшее окружение;

2. Выявлять потенциальный ресурс, разрабатывать стратегию реализации оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приёмов воспитательного процесса, активизировать внедрение новых форм и методов работы по профилактике асоциальных явлений в учреждении;

3. Сохранять и укреплять психологическое здоровье участников образовательного и воспитательного процесса;

4. Оказывать помощь в социально – психологической адаптации подростков «группы риска»;

5. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

6. Формировать у воспитанников способность к самоопределению и саморазвитию, установки на ЗОЖ, осуществлять профилактику асоциального поведения.

7. Прогнозировать условия, обеспечивающие оптимальное развитие ребёнка, с помощью диагностирования, анкетирования выявлять интересы и потребности воспитанников, трудности и проблемы , отклонения в поведении, уровень социальной адаптированности, активности, автономности социализации, защищённости в социальной среде, изменения в личности, выявление тенденций развития личности, результат процесса воспитания.

8. Координировать, информировать родителей (законных представителей), педагогов, специалистов социальных служб, правоохранительные органы по социальным и правовым вопросам для оказания помощи воспитанникам по защите их прав




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!