СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова.»

Предмет: ОУД 02. Русская литература

Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.


Тема урока: «Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема “сильной личности” и “толпы” и ее опровержение в романе.»



Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

«Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

«Литература». Форма доступа: www.alleng.ru

«Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

«Литература». Форма доступа: www.gramma.ru



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.



  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» одной из важнейших тем, затрагиваемых автором, являются проблемы социальные и проблемы философские. Действительно, время, в которое происходят основные события романа, было действительно переломным для России – шестидесятые годы девятнадцатого века оказались непростыми и для страны вообще, и для низших слоёв население в частности.

Невозможно не заметить, в каких нечеловеческих условиях живёт главный герой романа Достоевского, Родион Романович Раскольников. Его комната, которую и комнатой назвать сложно, очень маленькая и пыльная, а район, в котором находится дом, никак нельзя назвать благополучным. Пыльные улицы, питейные заведения, разруха и грязь – сложно даже представить, насколько давит такая обстановка на человека. А самое страшное то, что такой была вся Россия, таким был весь Санкт-Петербург, исключая некоторые центральные районы. Социальное положение простых людей, не принадлежащих к знати, было поистине бедственным, складывается ощущение, что у них практически не было шансов на нормальную жизнь, хотя, возможно, всё зависит от конкретного человека. На мой взгляд, эта безысходность и стала основной причиной бунта Раскольникова, если говорить непосредственно о его социальных истоках.

В свою очередь, не менее удручающими являются и мысли главного героя романа. Раскольников приходит к тому, что все люди в мире разделяются на две категории – «право имеющие» и «твари дрожащие», компромисса или золотой середины, по мнению героя, нет и быть не может. И именно эта теория впоследствии изменит всю жизнь Родиона Романовича – попытка переместиться из одной категории в другую путём убийства невиновных людей повлечёт за собой и тяжелейшие последствия, как моральные, так и физические, и дальнейшее осознание того, что жизнь прекрасна, когда в ней есть гармония. Не так важно социальное положение или количество накопленных денег, это вещи поправимые, но то, что нужно беречь сильнее всего, находится внутри, глубоко в душе. Нравственность, способность к состраданию и помощи окружающим людям, готовность нести ответственность за свои поступки, способность любить и отдавать своё тепло – вот то, без чего невозможно гармоничное существование любого мыслящего человека.

Я полагаю, что в своём романе «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский стремился показать, насколько сильным может быть влияние общества и среды на каждого человека в отдельности. Попадая под влияние окружения, человек с неокрепшей нервной системой может попросту сломаться, а дальнейшие последствия бывают очень и очень непредсказуемы, что и показывает нам автор на примере главного героя романа, Родиона Романовича Раскольникова. Однако даже в таком тяжёлом произведении можно разглядеть некий свет в конце тоннеля – эпилог, в котором Раскольников предстаёт перед читателями человеком обновлённым, открывшим свою душу Богу, добру и гармонии. У каждого есть шанс на спасение, нужно только воспользоваться им.



5.Закрепление изученного материала:



1. В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» одной из важнейших тем, затрагиваемых автором, являются проблемы:

а) социальные

б) философские

в) исторические

2. Что стала причиной бунта Раскольникова?

3. В чем заключается теория Раскольникова?

Что все люди в мире разделяются на:

а) четыре категории

б) две категории

в) три категории

4. На какое преступление идет Раскольников

ради своей теории?

5. Что стремится показать Достоевский в своем романе?





6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!