СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные и национальные движения. оппозиция реформам

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ:

  • Показать повышенную внутреннюю нестабильность в стране в период царствования Петра I;
  • Охарактеризовать главные причины народных волнений в начале XVIIIв;
  • Продолжить развивать умения сравнивать исторические события

Просмотр содержимого документа
«Социальные и национальные движения. оппозиция реформам»

11


СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ.

ЦЕЛИ:

  • Показать повышенную внутреннюю нестабильность в стране в период царствования Петра I;

  • Охарактеризовать главные причины народных волнений в начале XVIIIв;

  • Продолжить развивать умения сравнивать исторические события

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся научатся:

  • Определять причины народных волнений первой четверти XVIII в;

  • Объяснять понятия работные люди, отходники, казачество;

  • Работать в группе;

  • Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

  • Доказывать свою точку зрения, выступать публично;

  • Осмысливать теоретический материал;

  • Решать познавательные и проблемные задания.

ОТНОШЕНИЯ, ЦЕННОСТИ, ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ:

  • Дать оценку внутриполитической деятельности Петра I ;

  • Выразить свое отношение к преобразовательной деятельности императора.

ТИП УРОКА: комбинированный урок..


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Работа с терминами. Учащимся раздаются варианты заданий, на выполнение которых дается 5-7 минут. После выполнения учащиеся обмениваются выполненными заданиями и проводят взаимопроверку.

1 вариант.

Оброк- _____________________________________________________________________

Мануфактура-_______________________________________________________________

Политика протекционизма- ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Крепостная мануфактура- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2 вариант

Барщина -___________________________________________________________________

Самодержавие - ______________________________________________________________

Политика меркантилизма- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Посессионные крестьяне- _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


  1. Мотивационно-целевой этап.

Северная война тяжелым бременем легла на плечи большинства населения России. Создание регулярной армии, развитие мануфактурного производства и многое другое явилось причинами народных выступлений.

Как они проходили, к чему привели? Поговорим об этом на нашем уроке.

Тема урока СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ.

ПЛАН УРОКА.

  1. Причины народных волнений.

  2. Астраханское восстание.

  3. Восстание под руководством Кондратия Булавина.

  4. Башкирское восстание.

  5. Дело царевича Алексея.

  6. Значение народных выступлений.

Работа на уроке потребует от вас решения многих вопросов. Предположите, о чем мы с вами будем говорить. (Высказывания учащихся)


  1. Введение в новый материал.

На протяжении всего правления царя-реформатора имели место выступления различных слоев населения против власти.

- Изложите проблемы социально-экономического развития России первой четверти XVIII в.. Решались ли они властями? (Ответы учащихся)

- Вспомните и приведите примеры социального протеста «бунташного» XVII в? (Соляной бунт, Медный бунт, восстание Степана Разина)

Проблемное задание: В чем отличие социальных выступлений периода правления Петра I и социального протеста «Бунташного» века?


  1. Работа по теме урока.

  1. Причины народных волнений.

Несмотря на то, что в экономике страны были достигнуты определенные успехи, положение народа резко ухудшилось. Это вызывало недовольство и протест.

Давайте попробуем предположить, что явилось основными причинами социальных выступлений в период правления Петра Первого.

(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске)

  • Рекрутские наборы;

  • Привлечение огромного количества людей на строительство Санкт-Петербурга;

  • Приписка крестьян к заводам;

  • Тяжелое налоговое бремя;

  • Гонения на старообрядцев

А теперь давайте проверим, насколько правильными были ваши предположения.

Работа с текстом учебника. Учащиеся самостоятельно читают текст п.1 § 9 с.57 и проверяют, были ли верными их предположения.

Физминутка.

Учитель. Мы с вами уже хорошо, плодотворно поработали, немного устали, поэтому сейчас мы с вами не только будем заниматься физкультурой, но и узнаем немного о самом Петре Великом, о мерах длины периода его правления.

Учащиеся встают.

Учитель. Рост Петра I 204 см. Поднимите руки и покажите рост императора.

Учитель. Несмотря на огромный рост царя, нога у него была совсем небольшая – 38 размер.

Учащиеся наклоняются и достают руками до своей обуви.

Учитель. Иногда, для того, чтобы подчеркнуть могучую фигуру человека, применяют выражение «косая сажень в плечах» - это расстояние от кончиков пальцев руки до пальцев противоположной ноги.

Учащиеся поочередно показывают это расстояние.

Учитель. Еще одной мерой длины был локоть.

Учащиеся складывают руки локоть к локтю.

Учитель. Петр – отец русского флота. А как себя ведут моряки, когда вглядываются вдаль, чтобы увидеть наконец долгожданную землю?

Учащиеся прикладывают ладонь ко лбу и «вглядываются» вдаль.

Учитель. Надеюсь, что вы там увидели свое счастливое будущее. Поэтому мы с вами сейчас сядем на наши места и продолжим работу, чтобы к этому счастливому будущему смогли благополучно прийти.


2. Астраханское восстание.

3. Восстание под руководством К.А.Булавина.

4. Башкирское восстание.

Работа в группах.

Первая группа. Учащиеся работают с п.2 § 9 «Астраханское восстание», определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.

Вторая группа. Учащиеся работают с п.3 §9 «Восстание под руководством К.А.Булавина», определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.

Третья группа. Учащиеся работают с п.4 § 9 «Башкирское восстание» определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.

(Учащиеся представляют результаты своей работы)

Работа с картой. Используя карту, определите, какое из трех восстаний охватило наибольшую территорию.

(Проверка выполнения задания)


5. Дело царевича Алексея.

- Как вы считаете, только ли казаки, простые люди выражали недовольство проводимыми царем преобразованиями?

Преобразования Петра вызвали неприятие у старой, патриархальной аристократии.

В 1718 году возник орган политического сыска- Тайная канцелярия. Она была организована по специальному поводу, для суда над старшим сыном Петра – царевичем Алексеем.

Всем недовольным нужен был лидер. Раньше таким лидером была Софья, а теперь сын Петра IАлексей. Почему он? Он был воспитан в традициях патриархальной России.

Работа с текстом. Прочитайте о деле царевича Алексея и ответьте на вопрос:

- В чем вы видите истоки конфликта отца и сына?

Дополнительный материал.

До 1715 года особых требований со стороны Петра I к сыну не было. Но 27.10.1715 г Алексей хоронил жену и вдруг получил письмо от отца, в котором Петр упрекал сына в лени, в отсутствии интереса к государственным делам, в нежелании трудиться на благо России и ставил перед Алексеем вопрос: либо он берется за дело с отцом, либо отказывается от престола.

Как же отвечает Алексей? Он написал отцу, что не желает царствовать, а хочет уйти в монахи. Петр I предоставил сыну 6 месяцев на размышление. Ответ надо было прислать в Копенгаген, куда Петр I собирался отправиться. Алексей выехал из Петербурга, но поехал не к отцу, а в Вену. Из Вены был тайно (секретно) отправлен в горную крепость в Тироле- Эренбург. Почему? Царевич просто испугался и решил спастись за границей.

Царские посланники П.А.Толстой и А.И.Румянцев узнали местонахождение царевича Алексея и убедили его вернуться в Россию. Царевича и его соратников отдали под следствие, так как Петру I дело было представлено как заговор и измену. Алексей подвергся допросам, пыткам, в них непосредственно принимал участие и сам Петр I. Царевич Алексей не смог выдержать пыток и сознался в измене. 24 июля 1718 года Сенат вынес приговор- смертная казнь. 26 июля 1718 года царевич Алексей, сломленный физически и нравственно, умер в камере Петропавловкой крепости. Но была ли его смерть насильственной или естественной, осталось неизвестной.

6. Значение народных выступлений.

Работа в парах.

- Определите особенности проявления социального протеста в России в начале XVIII в.

- Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVIII в?

- Чем вы можете объяснить выступления представителей самых разных сословий против реформ Петра?

- C чем они были не согласны?

Ответы запишите в тетрадь.

Работа в группах. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека (сидящие рядом), совместно анализируют ответы на вопросы


  1. Подведение итогов урока.

Вспомните проблемный вопрос, поставленный в начале нашего урока. В чем отличие социальных выступлений периода правления Петра I и социального протеста «Бунташного» века?

(Ответы учащихся)

Все народные выступления в первой четверти XVIII в. были естественным ответом русского народа на усиление давления со стороны государство, связанного с реформами, проводимыми в стране. Народные движения начала XVIIIв. послужили одной из причин перестройки государственного аппарата и усиления самодержавной власти.


  1. Домашнее задание. § 9, выучить, ответить на вопросы, заполнить таблицу.

Народные восстания при Петре I.

----------------------------

Как разные слои общества реагировали на происходившие при Петре I перемены в стране?

1. Причины народных выступлений

Северная война легла тяжёлым бременем на плечи большинства населения России. Крестьянство, помимо барщины и оброка, было обложено массой новых государственных повинностей и налогов.

Кроме налогов в пользу государства, местные чиновники вводили дополнительные платежи и виды работ «на местные нужды».

Создание регулярной армии потребовало рекрутских наборов, отрывавших тысячи крестьян от их хозяйств.

Десятки тысяч крестьян были силой направлены на строительство Санкт-Петербурга, возведение укреплений Азова, Таганрога, постройку каналов. На этих работах погибли тысячи людей.

Освоение земель Поволжья, Приуралья, Сибири приводило к захватам земель у местного населения. На этих территориях вводили новые налоги, насильственно насаждали православие.

Крайнее недовольство у народа вызывало насильственное введение европейских порядков.

Всё это — причины массовых выступлений самых различных слоёв населения против власти на протяжении всей Петровской эпохи.

2. Астраханское восстание 1705—1706 гг.

Астрахань в начале XVIII в. представляла собой «южные ворота» России, связывавшие её с Востоком. Здесь жили не только многие русские, но и персидские, армянские, бухарские и даже индийские купцы.

События какого народного выступления XVII в. связаны с Астраханью?

Местный воевода Ржевский был известен населению захватами рыбных промыслов, непомерными поборами и взятками. Однако чашу терпения горожан переполнили события лета 1705 г. Царь издал указ о бритье бород и обрезании платья. По приказу воеводы началось насильственное выполнение этого указа. Людям отрезали или вырывали бороды, порой до крови раня лицо. Укорачивание традиционной русской одежды как у мужчин, так и у женщин было воспринято как оскорбление. Вскоре разнёсся слух о том, что следующим шагом властей будет насильственная выдача русских девушек замуж за иностранцев. Чтобы избежать этого, 29 июля было справлено сто свадеб, а в ночь на 30 июля посадский люд, солдаты и стрельцы уничтожили караул, состоявший из иностранцев, и атаковали Астраханский кремль. Воеводу, прятавшегося в курятнике, восставшие нашли и убили. Также было убито более трёхсот служилых людей — командиров полков, представителей местной власти.

Главной движущей силой восстания в Астрахани были стрельцы. Захватив город, они создали своё выборное правительство во главе с ярославским купцом-старообрядцем Яковом Носовым. Заняв несколько небольших городков и станиц, тысячный отряд астраханцев отправился к Царицыну. Одновременно астраханцы послали своих представителей на Северный Кавказ к терским казакам.

Узнав о восстании, Пётр I направил послов к калмыцкому хану Аюке с просьбой о помощи в усмирении мятежа. Угроза захвата Астрахани ханом вынудила повстанцев отступить от Царицына. Тем временем к Астрахани подошла регулярная армия во главе с фельдмаршалом Б. П. Шереметевым. В середине марта 1706 г. город пал. Под следствием оказалось более пятисот человек. Триста пятьдесят из них были казнены или умерли во время пыток.

3. Восстание под руководством К. А. Булавина

Попытки ограничить казачье самоуправление, массовое принудительное использование людей на строительстве флота и крепостных сооружений Азова и Таганрога, постоянные экспедиции по розыску беглых крестьян вызвали одно из самых массовых восстаний XVIII в. — под руководством донского казака Кондратия Афанасьевича Булавина.

Центром какого народного выступления в XVII в. был Дон?

Восстание началось в октябре 1707 г.: отряд Булавина уничтожил царский отряд, присланный для поиска и возвращения с Дона беглых крестьян. Но войсковой атаман Лукьян Максимов сумел разбить восставших и вынудить их к бегству в Запорожскую Сечь. Оттуда Булавин стал рассылать «прелестные грамоты», призывая крестьян и казаков к восстанию против царских властей. Этот призыв поддержали на Украине, в Тамбовском, Воронежском и Борисоглебском уездах.

Собрав значительные силы (до 7 тыс. человек), Булавин в апреле 1708 г. разбил войско атамана Максимова и занял казачью «столицу» — Черкасск, где на общевойсковом кругу был избран атаманом «всевеликого» Войска Донского.

После этого силы восставших разделились. Один отряд направился к Изюму, другой — на Саратов, а третий (во главе с самим Булавиным) — на Азов. Неудача Булавина под Азовом заставила его вернуться в Черкасск. Здесь против него был организован заговор знатных казаков, которые и убили его 7 июля 1708 г.

Но и после смерти Булавина восстание продолжилось. Повстанцы сумели взять Царицын и осадили Саратов. Царским войскам удалось вскоре захватить Черкасск, а спустя некоторое время — и другие мятежные города. Однако сопротивление продолжалось до марта 1709 г. А крестьянские волнения в 60 уездах страны не прекращались вплоть до конца 1710 г.

4. Башкирское восстание

Мощное народное выступление охватило Башкирию в 1705—1711 гг.

Когда Башкирия вошла в состав России?

Непосредственным поводом для него стало прибытие в Уфу в 1704 г. царских чиновников для сбора налогов и призыва на воинскую службу местного населения. Стремясь собрать больше денег, они ввели 72 новые статьи налогов. В числе других появился даже налог на карие и серые глаза (которые были практически у всех местных жителей). Издеваясь над башкирами, чиновники оскорбляли их национальные и религиозные чувства, жгли бороды уважаемым старейшинам и простым людям. Всё это привело к стихийному восстанию башкир. Возглавили восстание родовая знать и мусульманское духовенство. Недовольство действиями царских властей повстанцы направили против всего русского народа. Поэтому восстание носило ярко выраженный национальный характер. Сотни русских деревень были разорены и уничтожены, а их жители захвачены и проданы в рабство на невольничьи рынки Турции.

Стремясь заручиться поддержкой мусульманских государств в борьбе против центральной власти, башкирская знать направляла посольства в Османскую империю и в Крымское ханство с просьбой принять башкир в своё подданство.

Лишь в 1711 г. царским властям удалось подавить это выступление и добиться покорности башкирского населения.

5. Выступления старообрядцев

Несмотря на то что государство стало относиться к старообрядцам более терпимо, чем в XVII в., преследования раскольников продолжались.

Проводившиеся в стране реформы предполагали ещё больший отход от многовековых традиций, которые существовали на Руси. Поэтому царь видел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны.

Старообрядческие общины по своему составу были крестьянскими. Проповеди старообрядцев, дававших отрицательную оценку преобразованиям царя, зачастую являлись причиной крестьянских выступлений. Поэтому антиправительственная борьба крестьян порой проявлялась в виде церковного непослушания, проповеди древних религиозных норм.

При Петре раскольников было запрещено избирать на общественные должности. Заключённый по старому обряду брак не признавался действительным. В 1716 г. для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Раскольников направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец, под угрозой большого штрафа их обязали обряжаться в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «люди второго сорта». Всё это не могло не вызывать борьбы старообрядцев с официальной церковью и государственной властью.

Во многих районах Европейского Севера России, Среднего Поволжья, Северной Украины на протяжении всего царствования Петра I происходили выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространённым явлением были акты самосожжения раскольников.

6. Выступления работников мануфактур

По мере роста мануфактурной промышленности при Петре I начались массовые выступления новой общественной группы — «работных людей». Они протестовали против нечеловеческих условий труда и многомесячного отрыва от семей.

Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространённой формой протеста стали побеги. Так, при строительстве Екатеринбургского завода разбежались почти все приписанные к его строительству крестьяне. С ними вместе бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой — там их ждала расправа. Поэтому одни из них отправлялись в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир.

Волнения рабочих возникали и на более благополучных московских предприятиях — в Хамовном и Суконном дворах, рабочие которых написали в 1720 г. властям коллективную челобитную на директора Тиммермана, а два года спустя обратились к самому царю во время посещения им этих мануфактур.

Что такое челобитная?

7. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея» Реформы Петра вызывали неприятие у многих, главным образом у патриархальной аристократии, видевшей в них разрушение традиционного для неё мира.

Недовольные реформами нуждались в лидере. Если раньше таковым была сестра царя Софья, то после её заточения в монастырь все недовольные стали группироваться вокруг сына царя Алексея, воспитанного на старинных традициях московского двора.

Расхождения между отцом и сыном становились всё более очевидными. Опасаясь за свою судьбу, Алексей в 1716 г. бежал из России в Австрию, где пытался искать поддержки в борьбе с отцом. Усилиями петровского дипломата П. А. Толстого беглец был возвращён в Россию и предстал перед судом. Под пытками он признался в заговоре против царя и был приговорён к смертной казни, однако при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме.

Пётр постоянно думал о судьбе проводимых им преобразований. «Дело царевича Алексея» побудило его изменить порядок наследования престола. В 1722 г. был подписан указ, согласно которому царь мог назначить себе любого преемника вне зависимости от степени родства. Однако сделать этого Пётр так и не успел. Простудившись в январе 1725 г., он скоропостижно скончался.

Запоминаем новые слова «Работные люди» — рабочие на промыслах и в промышленности (крепостные крестьяне-отходники, посессионные и вольные наёмные работники).







1 вариант.

Оброк- _____________________________________________________________________

Мануфактура-_______________________________________________________________

Политика протекционизма- ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Крепостная мануфактура- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2 вариант

Барщина -___________________________________________________________________

Самодержавие - ______________________________________________________________

Политика меркантилизма- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Посессионные крестьяне- _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________



1 вариант.

Оброк- _____________________________________________________________________

Мануфактура-_______________________________________________________________

Политика протекционизма- ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Крепостная мануфактура- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2 вариант

Барщина -___________________________________________________________________

Самодержавие - ______________________________________________________________

Политика меркантилизма- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Посессионные крестьяне- _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________



1 вариант.

Оброк- _____________________________________________________________________

Мануфактура-_______________________________________________________________

Политика протекционизма- ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Крепостная мануфактура- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2 вариант

Барщина -___________________________________________________________________

Самодержавие - ______________________________________________________________

Политика меркантилизма- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Посессионные крестьяне- _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!