СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные роли. Ролевой набор подростка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Социальные роли. Ролевой набор подростка»

Социальные роли  ролевой набор подростка

Социальные роли ролевой набор подростка

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на определенный статус, эта система ожидаемого поведения, которая определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Виды социальных ролей: Психосоматические – поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека. Психодраматические – от требований социального окружения. Социальные – личность ведет себя так, как ожидают представители определенной социальной категории. Психосоматические – поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека. Психодраматические – от требований социального окружения. Социальные – личность ведет себя так, как ожидают представители определенной социальной категории.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на определенный статус, эта система ожидаемого поведения, которая определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Виды социальных ролей:

  • Психосоматические – поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека. Психодраматические – от требований социального окружения. Социальные – личность ведет себя так, как ожидают представители определенной социальной категории.
  • Психосоматические – поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека.
  • Психодраматические – от требований социального окружения.
  • Социальные – личность ведет себя так, как ожидают представители определенной социальной категории.
Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью. Особенности социальных ролей: Стандартизированны. Строятся на основе прав и обязанностей (например: учитель - ученик , работник - директор).

Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.

Особенности социальных ролей:

Стандартизированны.

Строятся на основе прав и обязанностей (например: учитель - ученик , работник - директор).

Ролевой набор – совокупность ролей, выполняемых человеком. Основные роли:  семейно-бытовые, профессиональные, общественно – политические. Ситуационные : пассажир, покупатель.

Ролевой набор – совокупность ролей, выполняемых человеком.

Основные роли: семейно-бытовые, профессиональные, общественно – политические.

Ситуационные : пассажир, покупатель.

Межличностные роли характеризуется и определяются межличностными отношениями, регулируется на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый, пренебрегаемый, любимец семьи и т.д.)

Межличностные роли

характеризуется и определяются межличностными отношениями, регулируется на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый, пренебрегаемый, любимец семьи и т.д.)

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные – институт брака, семьи (социальные роли матери, сына, дочери, жены, мужа) Конвенциональные - принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные – институт брака, семьи (социальные роли матери, сына, дочери, жены, мужа)

Конвенциональные - принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Позитивные роли: Виды социальных ролей по положению значимости в обществе: член семьи; член коллектива; специалист и др. член семьи; член коллектива; специалист и др. Негативные роли : бродяга; попрошайка; наркоман; алкоголик и др. бродяга; попрошайка; наркоман; алкоголик и др.

Позитивные роли:

Виды социальных ролей по положению значимости в обществе:

  • член семьи; член коллектива; специалист и др.
  • член семьи;
  • член коллектива;
  • специалист и др.

Негативные роли :

  • бродяга; попрошайка; наркоман; алкоголик и др.
  • бродяга;
  • попрошайка;
  • наркоман;
  • алкоголик и др.
Ролевой конфликт: столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей. Он возникает в результате того что человек не выполняет обязанности, необходимые для той или иной роли.

Ролевой конфликт:

столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей. Он возникает в результате того что человек не выполняет обязанности, необходимые для той или иной роли.

роль мальчика или девочки Примерный ролевой набор подростка: роль сына или дочери роль брата или сестры роль друга или подруги роль ученика или ученицы роль лидера (например: лидер класса, лидер спортивной команды )

роль мальчика или девочки

Примерный ролевой набор подростка:

роль сына или дочери

роль брата или сестры

роль друга или подруги

роль ученика или ученицы

роль лидера (например: лидер класса, лидер спортивной команды )

Характеристики социальных ролей: американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли: по способу получения : предписанные (пол) и достигаемые (должность); по степени формализации: формальные (то есть документально подтвержденные, например ученик ) и неформальные (друзья); по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.; по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель – продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители). по способу получения : предписанные (пол) и достигаемые (должность); по степени формализации: формальные (то есть документально подтвержденные, например ученик ) и неформальные (друзья); по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.; по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель – продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).

Характеристики социальных ролей:

американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:

  • по способу получения : предписанные (пол) и достигаемые (должность); по степени формализации: формальные (то есть документально подтвержденные, например ученик ) и неформальные (друзья); по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.; по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель – продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).
  • по способу получения : предписанные (пол) и достигаемые (должность);
  • по степени формализации: формальные (то есть документально подтвержденные, например ученик ) и неформальные (друзья);
  • по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.;
  • по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель – продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).
описание поведения (характерного для данной роли) Нормативная структура исполнения социальной роли: предписания (требования к этому поведению) оценки исполнения предписанной роли санкции за нарушение предписанных требований.

описание поведения (характерного для данной роли)

Нормативная структура исполнения социальной роли:

предписания (требования к этому поведению)

оценки исполнения предписанной роли

санкции за нарушение предписанных требований.

Виды ролевых конфликтов : Внутриролевые: родители должны быть ласковые и строгие одновременно Межролевые: жена – хороший работник и домохозяйка Личностно –ролевые: требования социальной роли противоречат интересам личности, например, человек на данной работе не может проявить себя.

Виды ролевых конфликтов :

Внутриролевые: родители должны быть ласковые и строгие одновременно

Межролевые: жена – хороший работник и домохозяйка

Личностно –ролевые: требования социальной роли противоречат интересам личности, например, человек на данной работе не может проявить себя.

«Теория зеркального Я».  Ч. Кули. Человек имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, мнение которых для него важно. Они словно зеркало в котором человек видит отношение окружающих к себе.

«Теория зеркального Я». Ч. Кули.

Человек имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, мнение которых для него важно. Они словно зеркало в котором человек видит отношение окружающих к себе.

Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей: биопсихологические возможности человека личностный образец характер принятой роли в группе структура самой группы

Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

биопсихологические возможности человека

личностный образец

характер принятой роли в группе

структура самой группы

Значение социальных ролей для человека Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо человек усвоит свои роли, будет зависеть и его положение в обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации .

Значение социальных ролей для человека

Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо человек усвоит свои роли, будет зависеть и его положение в обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации .

Подростковый возраст — это стадия развития человека, протекающая в среднем с 11–12 до 16–17 лет, фаза перехода к статусу взрослого. В этот период личность претерпевает изменения как физиологические (половое созревание), так и поведенческие (кризис переходного возраста), что приводит параллельно к повышению интереса к противоположному полу, повышенной утомляемости, возрастанию напряжения в общении со старшим поколением, особенно с родителями.

Подростковый возраст — это стадия развития человека, протекающая в среднем с 11–12 до 16–17 лет, фаза перехода к статусу взрослого.

В этот период личность претерпевает изменения как физиологические (половое созревание), так и поведенческие (кризис переходного возраста), что приводит параллельно к повышению интереса к противоположному полу, повышенной утомляемости, возрастанию напряжения в общении со старшим поколением, особенно с родителями.

У подростков в сравнении с детьми более младшего возраста ролевой набор расширяется, добавляются «взрослые» роли. Пример: сын/дочь, брат/сестра, друг, ученик, лидер, работник, пассажир, пешеход, покупатель, гражданин. Подростки часто стремятся к ускорению процесса взросления, чтобы повысить свой социальный статус, иметь больше прав, авторитета и быть принятыми обществом. Нередко это приводит к раннему курению и употреблению алкоголя — ложным «статусным» символам. Далеко не все понимают, что взрослость — это рост ответственности за свои и чужие действия и умение принимать взвешенные решения. Понимание этого приходит позднее, в юности, как и желание ещё немного подождать с взрослением.

У подростков в сравнении с детьми более младшего возраста ролевой набор расширяется, добавляются «взрослые» роли.

Пример:

сын/дочь, брат/сестра, друг, ученик, лидер, работник, пассажир, пешеход, покупатель, гражданин.

Подростки часто стремятся к ускорению процесса взросления, чтобы повысить свой социальный статус, иметь больше прав, авторитета и быть принятыми обществом. Нередко это приводит к раннему курению и употреблению алкоголя — ложным «статусным» символам. Далеко не все понимают, что взрослость — это рост ответственности за свои и чужие действия и умение принимать взвешенные решения. Понимание этого приходит позднее, в юности, как и желание ещё немного подождать с взрослением.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!