Социальные роли ролевой набор подростка
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на определенный статус, эта система ожидаемого поведения, которая определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Виды социальных ролей:
- Психосоматические – поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека. Психодраматические – от требований социального окружения. Социальные – личность ведет себя так, как ожидают представители определенной социальной категории.
- Психосоматические – поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека.
- Психодраматические – от требований социального окружения.
- Социальные – личность ведет себя так, как ожидают представители определенной социальной категории.
Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.
Особенности социальных ролей:
Стандартизированны.
Строятся на основе прав и обязанностей (например: учитель - ученик , работник - директор).
Ролевой набор – совокупность ролей, выполняемых человеком.
Основные роли: семейно-бытовые, профессиональные, общественно – политические.
Ситуационные : пассажир, покупатель.
Межличностные роли
характеризуется и определяются межличностными отношениями, регулируется на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый, пренебрегаемый, любимец семьи и т.д.)
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные – институт брака, семьи (социальные роли матери, сына, дочери, жены, мужа)
Конвенциональные - принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Позитивные роли:
Виды социальных ролей по положению значимости в обществе:
- член семьи; член коллектива; специалист и др.
- член семьи;
- член коллектива;
- специалист и др.
Негативные роли :
- бродяга; попрошайка; наркоман; алкоголик и др.
- бродяга;
- попрошайка;
- наркоман;
- алкоголик и др.
Ролевой конфликт:
столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей. Он возникает в результате того что человек не выполняет обязанности, необходимые для той или иной роли.
роль мальчика или девочки
Примерный ролевой набор подростка:
роль сына или дочери
роль брата или сестры
роль друга или подруги
роль ученика или ученицы
роль лидера (например: лидер класса, лидер спортивной команды )
Характеристики социальных ролей:
американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:
- по способу получения : предписанные (пол) и достигаемые (должность); по степени формализации: формальные (то есть документально подтвержденные, например ученик ) и неформальные (друзья); по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.; по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель – продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).
- по способу получения : предписанные (пол) и достигаемые (должность);
- по степени формализации: формальные (то есть документально подтвержденные, например ученик ) и неформальные (друзья);
- по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.;
- по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель – продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).
описание поведения (характерного для данной роли)
Нормативная структура исполнения социальной роли:
предписания (требования к этому поведению)
оценки исполнения предписанной роли
санкции за нарушение предписанных требований.
Виды ролевых конфликтов :
Внутриролевые: родители должны быть ласковые и строгие одновременно
Межролевые: жена – хороший работник и домохозяйка
Личностно –ролевые: требования социальной роли противоречат интересам личности, например, человек на данной работе не может проявить себя.
«Теория зеркального Я». Ч. Кули.
Человек имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, мнение которых для него важно. Они словно зеркало в котором человек видит отношение окружающих к себе.
Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:
биопсихологические возможности человека
личностный образец
характер принятой роли в группе
структура самой группы
Значение социальных ролей для человека
Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо человек усвоит свои роли, будет зависеть и его положение в обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации .
Подростковый возраст — это стадия развития человека, протекающая в среднем с 11–12 до 16–17 лет, фаза перехода к статусу взрослого.
В этот период личность претерпевает изменения как физиологические (половое созревание), так и поведенческие (кризис переходного возраста), что приводит параллельно к повышению интереса к противоположному полу, повышенной утомляемости, возрастанию напряжения в общении со старшим поколением, особенно с родителями.
У подростков в сравнении с детьми более младшего возраста ролевой набор расширяется, добавляются «взрослые» роли.
Пример:
сын/дочь, брат/сестра, друг, ученик, лидер, работник, пассажир, пешеход, покупатель, гражданин.
Подростки часто стремятся к ускорению процесса взросления, чтобы повысить свой социальный статус, иметь больше прав, авторитета и быть принятыми обществом. Нередко это приводит к раннему курению и употреблению алкоголя — ложным «статусным» символам. Далеко не все понимают, что взрослость — это рост ответственности за свои и чужие действия и умение принимать взвешенные решения. Понимание этого приходит позднее, в юности, как и желание ещё немного подождать с взрослением.