СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный бизнес-проект по развитию агротуризма

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте рассмотрено создание бизнеса на оказании услуг в области агротуризма. На базе собственного дома и территории загородного участка будет организована агроусадьба с гостевым домом, рекреационной зоной и минифермой. Собственником будут оказываться услуги по проведению эко-прогулок, работе на ферме, рыбалке и т.д. Потенциальными потребителями являются: семьи с детьми; пожилые люди; пожилые люди с внуками; люди, которым противопоказана смена климатических поясов. Ценовой сегмент проекта - средний.

К преимуществам проекта можно отнести:

- минимальный уровень первоначальных вложений, поскольку бизнес организуется на базе уже имеющегося дома и участка в собственности;

- отсутствие конкуренции. Ниша не является занятой, а данный вид агротуризма в России слабо развит;

- растущий спрос на отдых в сельской местности и на природе, рост внутреннего туризма в России;

- отсутствие требований к уровню образования для предпринимателя;

- низкий уровень издержек в связи с отсутствием затрат за аренду.

В Ульяновской области, Барышского района находится село Сурские Вершины, издавна пользующееся любовью местных жителей. И тянут сюда не только живописные картины окружающей природы, но и особенное ощущение тишины, гармонии и любви, которые возникают при возвращении в родные места. Здесь берёт своё начало река Сура - главная река Пензенской области, и известный своей природой Сурский заказник.

Сейчас в Ульяновской области проходят годы приоритетного направления, для развития сельского хозяйства и сельского туризма (агротуризм). Сельский туризм предусматривает представления услуг гостям. В части проживания и свободного досуга в гостевом доме. Агротуризм – предусматривает помимо проживания, участие гостей в работах на селе: садово-огородные работы, уход за животными.

Просмотр содержимого документа
«Социальный бизнес-проект по развитию агротуризма»

МОУ СОШ средняя общеобразовательная школа

с. Новая Бекшанка

МО «Барышский район»

«Учебно-производственная бригада «Зорька»


Работа на областной конкурс обучающихся в области сельского хозяйства «Малая Тимирязевка»



ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ:

социальный бизнес-проект по развитию агротуризма







Автор проекта: Цыганова Екатерина, ученица МОУ «СОШ с.Новая Бекшанка» МО «Барышский район»

Руководитель проекта: Зотеева Надежда Николаевна, учитель МОУ СОШ с.Новая Бекшанка, педагог дополнительного образования ОГБУ ДО ДТДМ



Новая Бекшанка – 2017 г.




Оглавление


Аннотация проекта 2

Пояснительная записка 2

Описание отрасли 2

Особенности формирования агротуристического рынка в России 2

Оценка развития агротуризма в Ульяновской области 2

Оценка привлекательности проекта 2

Описание базы проекта 2

Организация и содержание работ по проекту (маркетинговый план) 2

Содержание работы по проекту 2

Заключение 2

Список использованных источников 2


Аннотация проекта


Екатерина Цыганова. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ: социальный бизнес-проект по развитию агротуризма.


В данном проекте рассмотрено создание бизнеса на оказании услуг в области агротуризма. На базе собственного дома и территории загородного участка будет организована агроусадьба с гостевым домом, рекреационной зоной и минифермой. Собственником будут оказываться услуги по проведению эко-прогулок, работе на ферме, рыбалке и т.д. Потенциальными потребителями являются: семьи с детьми; пожилые люди; пожилые люди с внуками; люди, которым противопоказана смена климатических поясов. Ценовой сегмент проекта - средний.

К преимуществам проекта можно отнести:

- минимальный уровень первоначальных вложений, поскольку бизнес организуется на базе уже имеющегося дома и участка в собственности;

- отсутствие конкуренции. Ниша не является занятой, а данный вид агротуризма в России слабо развит;

- растущий спрос на отдых в сельской местности и на природе, рост внутреннего туризма в России;

- отсутствие требований к уровню образования для предпринимателя;

- низкий уровень издержек в связи с отсутствием затрат за аренду.


Пояснительная записка


Актуальность проекта. В Ульяновской области, Барышского района находится село Сурские Вершины, издавна пользующееся любовью местных жителей. И тянут сюда не только живописные картины окружающей природы, но и особенное ощущение тишины, гармонии и любви, которые возникают при возвращении в родные места. Здесь берёт своё начало река Сура - главная река Пензенской области, и известный своей природой Сурский заказник.

Сейчас в Ульяновской области проходят годы приоритетного направления, для развития сельского хозяйства и сельского туризма (агротуризм). Сельский туризм предусматривает представления услуг гостям. В части проживания и свободного досуга в гостевом доме. Агротуризм – предусматривает помимо проживания, участие гостей в работах на селе: садово-огородные работы, уход за животными.

Пять лет назад наша семья переехала из города в деревню. Родители взяли в аренду земельный участок, купили трактор и начали обзаводиться живностью. У нас сейчас большое хозяйство: 5 коров, 6 бычков, свиньи на откорм и свиноматки для увеличения поголовья, овцы, птица. За два последних года построили коровник, конюшни, курятник, загон для овец. Излишки произведенной продукции начали продавать в ближайшие села и районный центр. И теперь, когда уже налажено производство и реализация производимого сырья, наша семья решила воплотить в жизнь давнюю мечту – открыть еще одну модель бизнеса - сельский туризм или агротуризм.

В последнее время люди, живущие в больших городах, заскучали по природе, по жизни в естественных, экологически чистых условиях. Желание узнать, как всё растет на земле, как жили наши предки, пообщаться с природой создало новую индустрию туризма. Появились такие понятия как сельский туризм, экотуризм (экотуры), агротуризм (агротуры).

Все эти понятия схожи по своей сути и предлагают отдых на природе в естественной среде проживания фермеров, крестьян и сельских жителей.

Можно сказать, что возросший интерес туристов к сельской местности связан с изменением условий существования современного человека. Из-за жизни в больших городах ухудшается здоровье, возникает необходимость в его восстановлении. Кроме того, отдых в сельской местности способен помочь и в психическом оздоровлении.

Проживание в сельской местности в доме людей, которые работают на земле или разводят животных, будет интересно и познавательно для любого городского жителя. Многие из них даже не имеют представления, как растет картошка, огурцы или клубника. Несмотря на дачный бум советских времен, многие не имеют возможности выехать за город и окунуться в сельскую жизнь.

Цель проекта - составить бизнес план развития агротуризма в селе Сурские Вершины - создание сельского гостевого дома для организации досуга и отдыха жителей, гостей района, туристов на коммерческой основе.

Задачи проекта:

1. Изучить явление агротуризм.

2. Изучить уровень развития агротуризма в Ульяновской области.

3. Исследовать ресурсные возможности села Сурские Вершины в развитии агротуризма.

4. Спроектировать вариант агротуризма на базе фермерского хозяйства семьи Цыгановых, выяснить, действительно ли сельский туризм может приносить хороший доход. Ведь во многих странах именно благодаря развитию этой отрасли сохранились деревни.

Проектом предусматривается всесезонный прием туристов, создание и развитие комплекса туристских услуг, удовлетворяющий желания туристов в конкретный временной период.


Описание отрасли


В последние годы в России стал зарождаться такой вид туризма как агротуризм. Его смысл заключается в погружении городских жителей в сельскую среду с целью использования природных, культурно-исторических и других ресурсов местности. Проще говоря, для туристов организуются походы в лес за грибами и ягодами, занятия сельским бытом, питание экологически чистыми продуктами. Они растапливают печь, посещают ферму и кормят скотину, ходят на рыбалку, знакомятся с культурой и бытом местных жителей. Этот вид туризма наиболее развит за рубежом, например в Испании, Италии, Франции, Греции и других странах Европы. Там сельский туризм является мощной отраслью и отдельным сектором, принося от 15 до 30% дохода туристической отрасли. Отдыхающие приносят до 40% доходов фермам. Многие страны имеют развитые сети частных сельских гостиниц и сотни туристических программ и маршрутов.

В России, согласно оценкам Федерального агентства по туризму, доля сельского туризма не превышает 2% рынка. При этом его целевой аудиторией является прослойка жителей крупных городов с высшим образованием и уровнем доходов средний и выше. Основным мотивом для посещения сельской местности является желание соприкоснуться с “настоящей” жизнью во всех ее проявлениях, включая природу, натуральную еду, тишину, как способ уйти от городской суеты, пообщаться с близкими людьми, восстановить силы. Спрос на такие услуги возрастает в летний период, а также в период новогодних праздников. Наиболее востребованный у населения срок пребывания - это уикенд или тур на 5-10 дней.

Открытие бизнеса на оказании агротуристических услуг во многом является процессом творческим и требует импровизации предпринимателя. Дело в том, что в России отсутствует четкое законодательство, которое контролирует деятельность объектов хозяйствования. В законе о существующем законе “Об основах туристической деятельности” отсутствуют даже понятия “агротуризм”, “сельский житель”, не говоря уже о рамках ведения бизнеса. Кроме того, нет государственных программ поддержки данного бизнеса и предоставлении налоговых льгот, хотя на региональном уровне они периодически появляются. В связи с этим к агротурической отрасли в нашей стране могут относить себя практически любые объекты, расположенные в сельской местности, а также все, кто предоставляет услуги для туристов в этой местности.

В большинстве случаев объектами сельского туризма являются гостевые дома и базы отдыха, расположенные в экологически чистых районах. Спектр их услуг не широк и может ограничиваться лишь размещением, нехитрыми бесплатными развлечениями или предоставлением площадки для них. Второй тип - это созданные по образцу западных ферм агроусадьбы, которые имеют более развитую инфраструктуру, более широкий спектр услуг и всю необходимую атрибутику. Здесь помимо хозяина и сторожа может быть задействованы другой персонал, оказывающий услуги по размещению и дополнительному обслуживанию. Еще один тип - это оказание услуг для туристов на базе действующих ферм - явление для России крайне редкое, так как далеко не каждый фермер имеет физические и материальные возможности создавать гостевой дом. Также в нашей стране не представлен вид трудового агротуризма, когда хозяин усадьбы организует бесплатное размещение и питание туриста в обмен на помощь по хозяйству.

Несмотря на законодательную неурегулированность этой сферы, она имеет большие перспективы. Основная причина - рост внутреннего туризма в России, который наблюдается в последние годы в связи с падением платежеспособности населения, ростом курса доллара и евро, череды закрытий популярных курортов и поиском альтернативы зарубежным направлениям, нестабильной международной ситуацией. С 2005 года к 2016 году число внутренних поездок увеличилось с 24,8 до 55 млн. Нельзя не принимать во внимание и общемировую тенденцию - постепенное возрастание интереса к агротуризму и отдыху в сельской местности, когда туризм “популярных направлений” становится явлением менее привлекательным. По экспертным оценкам, рентабельность сельского туризма в России может составлять 15-30%, а финансовая отдача в общенациональном масштабе может достигать 30 млрд. долларов в год. Больше всего сельский туризм развит в Краснодарском крае, Алтайском крае, Республике Карелия, Калининградской, Ленинградской и Псковской областях.

Рисунок 1. Внутренний туризм в России, 2005-2016 гг.


Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что данный момент является благоприятным для развития сельского туризма и открытия бизнеса в этой сфере. Положительные примеры агротуристического бизнеса в России существуют. Во многом их успех связан с грамотным и продуманным маркетинговым продвижением, который позволил включить их в предложения туристических компаний и даже ведущих туроператоров. Об этом направлении мало известно широким слоям населения, поэтому активное донесение информации хотя бы о существовании подобных услуг может способствовать притоку клиентов.

Настоящим проектом предполагается оказание услуг в области агротуризма на базе собственного деревенского дома и земельного участка. Собственность находится в удалении от крупных городов, в сельской местности, не соседствующей с грязными производствами. Бизнес будет зарегистрирован как ИП с упрощенной системой налогообложения. Несмотря на то, что проект будет целиком реализован силами инициатора в лице собственника и почти не потребует найма вспомогательного персонала, формат будет создан в подражании агроусадьбам с оборудованием комплекса дополнительных развлечений, включая создание русской бани, бассейна, обустройство подсобного хозяйства с домашними животными наподобие формата минифермы, а также облагораживание территории (создание привлекательного ландшафтного дизайна). Эти работы потребуют серьезного подготовительного этапа, однако результат будет способствовать привлечению городских туристов, желающих отдохнуть от суеты, но привыкших к благам цивилизации и наличию развлечений.


Особенности формирования агротуристического рынка в России


Одним из приоритетных направлений развития экономики аграрных регионов России является стратегия диверсификации, предполагающая дополнение традиционных отраслей специализации (зерновое хозяйство, скотоводство, овцеводство) новыми отраслями. В качестве одной из перспективных отраслей в настоящее время выступает туризм. Туризм в начале XXI в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной жизни многих государств и регионов мира, занимая, по оценкам специалистов, третье место после торговли нефтью и оружием в развитых странах. Средние темпы роста его объемов составляют 7% в год, что намного выше аналогичных показателей мировой экономики. На сферу туризма приходится около 10% мировых инвестиций, каждое 11-е рабочее место в общей мировой занятости, 3,8% мирового валового внутреннего продукта, а с учетом влияния туризма на смежные с ним отрасли национальной экономики - 10,6%.

Сельский или аграрный туризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта. Агротуризм уже довольно давно завоевал мировую популярность и становится чем-то вроде последнего крика моды, которой следуют миллионы людей с весьма устойчивым достатком. Все большее число людей предпочитает патриархальное спокойствие, первозданность, экологическую чистоту суете и пестроте фешенебельного курорта [2].

Действительно ли агротуризм способен обогатить российских предпринимателей и сделать популярным и экономически устойчивым сельские территории? Деятельность в сфере сельского туризма является предпринимательством, идея которого в том, что сельские жители сдают туристам в наем свои жилые помещения, либо «гостевые» дома извлекая при этом доход. Сельский туризм связан с посещением сельской местности с культурно-познавательной целью, знакомством с традиционным народным бытом, но также может преследовать и иные цели: приобщение к традиционным промыслам и ремеслам, посещение религиозных мест и центров [6].

Аграрный туризм включает все, что связано с сельскохозяйственной деятельностью, с определенными событиями, праздниками, музеями, посвященными производству сельскохозяйственных продуктов и с традициями и обычаями данного региона.

Сельский туризм, как отдых в сельской местности, не только дань моде, но и необходимость - загрязнение городской среды, динамичный и напряженный ритм жизни в городах, будит в горожанах желание покоя и уединения среди чистой природной среды. Он дает человеку возможность обратиться к истокам народа, к древней природной среде и культурному наследию, которые стали его колыбелью, и кроме того, позволяет удовлетворить такие специфические увлечения, как изучение исторического, культурного, этнографического, а также архитектурного наследия, обычаев и ремесел, характерных для данного региона, ознакомления с местной народной одеждой, сбора фольклора, изучения местного языка или диалекта, любительская фотография, сбор трав и минералов.

Особенно характерно для сельского туризма участие в сельскохозяйственных работах - овощеводстве, пчеловодстве, сборе трав и грибов, цветоводстве. Характерно также и ознакомление с местной кухней. Главную роль в сельском туризме играет хозяин - он предоставляет большинство услуг, обеспечивает домашними готовыми экологически чистыми продуктами, выполняет функции гостеприимного хозяина. Именно от него туристы познают духовный мир местных жителей. От умения, культуры, доброжелательности хозяина зависит степень удовлетворенности туристов отдыхом на селе.

Обобщая сказанное, отметим важные особенности понятия «агротуризм» - это деятельность сельского населения, которая связана с сельской средой, сельским домом и занятиями, где ставят в центр внимания природу и человека. Сельский туризм, в отличие от массового, не оказывает вредного влияния на окружающую среду и, в то же время, делает существенный вклад в региональное развитие. Он позволяет использовать существующий жилищный фонд, сокращает инвестиционные расходы и предотвращает избыточное использование лесных и пастбищных площадей.

Сельский туризм может эффективно развиваться и функционировать на таких территориях как села и деревни; малые города с характерной традиционной архитектурой, бытом, культурой; сельскохозяйственные фермы; лесной фонд; природные парки и специфические охраняемые территории; зоны отдыха и дачные зоны; природные феномены; монастыри и священные места; достопримечательности народной культуры под открытым небом [3].

Для нормального функционирования и развития сферы сельского туризма на этих территориях необходимо создание определенной инфраструктуры, которая должна отвечать двум основным требованиям: во-первых, создавать нормальные безопасные условия для проживания туристов, а во-вторых, в минимальной степени нарушать экологическую устойчивость природной среды. Следует отметить, что на глобальном уровне некая общая концепция агротуризма или хотя бы терминологическое единство пока отсутствуют, хотя имеется ряд общепринятых принципов и подходов.

Существует несколько значительно отличающихся концепций агротуризма, преследующих разные цели и ориентированных на разные задачи, выработанных в соответствии с конкретными условиями и практикуемых в разных группах стран. При этом во многих странах агротуризм рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной туристической отрасли, что находит отражение в национальных концепциях развития туризма.

Европейская практика показывает, что развитие агротуризма в форме малого семейного гостиничного бизнеса является крупной социально-экономической программой по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг. Ее задача - дать импульс развитию аграрных регионов и их населения путем организации нового специфического сектора местной экономики. Помимо экономических, такая государственная политика преследует социальные и социокультурные цели: остановить деградацию сельских районов, снижение численности населения и рост негативных социальных явлений, сохранить и отчасти воссоздать культурное наследие, национальную самобытность регионов.

В европейских странах «первой» (Италия, Франция) и «второй волны» (Кипр, Греция), где важным фактором является то, что жилищный фонд в сельских регионах в целом имеет высокий уровень комфортности, концепция агротуризма основывается в первую очередь на использовании ресурсов домашних хозяйств в качестве средств размещения и туристических ресурсах местных сообществ в целом (как сельских, так и близлежащих городов).

Таким образом, господствующая в Европе концепция агротуризма ориентирована на развитие малого семейного гостиничного хозяйства в сельских провинциях. Данная модель в качестве необходимых условий реализации предполагает: наличие свободного или условно свободного жилого фонда в сельской местности; достаточно высокий уровень комфортности и хорошее состояние жилого фонда; системная государственная поддержка агротуристических хозяйств: принятие политических решений о поддержке агротуризма как сектора сферы услуг; организационная поддержка: создание специальных структур, оказывающих системную помощь и занимающихся организацией данного сектора туриндустрии, а также внедрением информационных технологий, позволяющее сформировать масштабный рынок агротуризма в виртуальной форме; организация объединений субъектов агротуризма, поддерживающих порталы с базами данных по всему агротуристическому сектору; нормативно-правовое (принятие соответствующих законов и госпрограмм) и информационное и рекламно-информационное обеспечение продвижения совокупного национального и региональных агротуристических продуктов; финансовая поддержка (система льготного кредитования или дотирования агротуристических хозяйств [5].

В мире имеется практический опыт реализации нескольких моделей, относимых к агротуристическим. Их можно сгруппировать следующим образом: Развитие агротуристического бизнеса на базе малого семейного гостиничного хозяйства. Эта модель успешно реализуется в рамках нескольких концепций, которые предполагают официальное проведение государственной политики перевода сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг - то есть, при условии принятия на общенациональном уровне комплексной социально-экономической стратегии, направленной на поддержку сельских регионов. Эта стратегия одним из компонентов включает поддержку развития сети средств размещения (частных микрогостиниц) на базе существующего в сельской местности жилого фонда и сельскохозяйственных (фермы, пасеки, рыболовецкие хозяйства.) и специализированных объектов (спортивные центры, лодочные станции, конюшни и т. п.).

Строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности: специализированные частные отели в форме стилизованных «агротуристических деревень», культурно-этнографических центров и т. п. Характерно для стран с невысоким уровнем комфортности жилищного фонда в сельской местности, но с хорошим турпотенциалом. Эта модель для успешной реализации требует, прежде всего, инвестиционных ресурсов – как местных, так и внешних, а также поддержки соответствующих проектов на уровне региона и на местах. Создание государственных (или частных) сельскохозяйственных парков.

Помимо развития туротрасли как таковой, основанная на такой модели концепция ставит во главу угла популяризацию и пропаганду достижений сельского хозяйства конкретной страны, сохранение практических навыков и демонстрацию приемов национального (традиционного) сельскохозяйственного производства. В мировой практике программу по реализации такой модели обычно курирует ведомство, отвечающее за развитие сельского хозяйства.

Являясь многофункциональными центрами, государственные сельскохозяйственные парки параллельно могут вести научно-исследовательскую и селекционную работу, оставаясь при этом развлекательными туристическими объектами и постоянно действующими выставочно-экспозиционными центрами [5].

В последнее время при разработке национальных концепций развития туризма в ряде европейских стран специально отмечается высокая роль территориального самоуправления, местных сообществ в развитии различных направлений агротуризма. Реально осуществляемые в мировой практике концепции агротуризма обычно помимо экономического аспекта несут также определенную идеологическую нагрузку. Как правило, развитие агротуризма связывают с решением социокультурных задач (сохранение национальных и этнокультурного наследия, сохранение природной и историко-культурной среды обитания, архитектурно-исторического пространства, возрождение и пропаганда традиционных ценностей и образа жизни и т. д.). В практическом решении последних ведущая роль принадлежит местным сообществам [5].

В России сегодня сформирована только часть условий для полноценного развития агротуристического рынка. Положительные тенденции демонстрируют ряд регионов с традиционно аграрной экономикой: Белгородская область, Калужская область, Ленинградская область, Тверская область, Ульяновская область, Алтайский край, Краснодарский край, Республика Карелия. Так, концепции и программы развития сельского туризма действуют в Калужской, Ульяновской областях и Алтайском крае. В Белгородской области принята областная программа «Развитие сельского туризма в Белгородской области на 2011–2013 годы», ранее в 2007-2010 гг. реализовывалась программа «Развитие сельского туризма на территории муниципальных районов «Белгородский район», «Город Валуйки и Валуйский район» и «Грайворонский район» [7].

Для устойчивого развития сельских территорий, улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы, повышения занятости и уровня жизни сельского населения, в рамках закона Краснодарского края от 25 октября 2005 г. № 938-КЗ «О туристической деятельности в Краснодарском крае» ГУ КК «Кубанский сельскохозяйственный ИКЦ» продвигает на территории края и за его пределами аграрные туристические объекты, путем формирования специального каталога, что способствует, как развитию несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла и др.), так и формированию представления о Краснодарском крае, как о регионе, наиболее благоприятном для занятий аграрным туризмом, удовлетворения потребностей туристов в разнообразных, качественных туристских услугах.

Практические рекомендации владельцам гостевых домов разработаны в Ульяновской, Ленинградской, Тверской областях, Республике Карелия. В Ленинградской области обсуждается законопроект «О государственной поддержке сельского туризма». Создание специализированного сайта «Сельский туризм. Алтайский край» способствует формированию агротуристического рынка в виртуальной форме, что позволяет методами информационного позиционирования занять неосвоенные рыночные ниши. Очевидным недостатком развития агротуристического рынка в Российской Федерации является отсутствие развитой инфраструктуры, где главным объектом выступает жилищный фонд. Под объектами жилищно-коммунального назначения следуют понимать жилые помещения, объекты внешнего благоустройства территории населенных пунктов в виде зеленых насаждений, дорог и элементов их благоустройства, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение [1].

Развитие любой сферы деятельности призвано решать экономические и социальные проблемы территории. Процесс развития сельского туризма объединяет интересы трех основных участников: потребителей, предпринимателей в сельском туризме и интересы муниципальных образований, на территории которых развивается данный вид деятельности.

Достоинством агротуризма является и то, что он не ориентирован на одновременное привлечение крупных кредитов. Он способен развиваться постепенно, опираясь на раздробленные местные средства, привлекая небольшие инвестиции из самых разных источников. Основными целями развития агротуризма на муниципальном уровне являются: снижение социальной напряженности на селе за счет альтернативной занятости населения и рост налоговых поступлений в бюджет за счет создания новых рабочих мест [4].

Таким образом, формирование агротуристического рынка в России требует решения ряда организационно-экономических вопросов, к которым относятся:

- Ресурсные аспекты развития агротуризма: экология местности; жилищный фонд в сельской местности; качество и экологичность продуктов питания; транспортная инфраструктура и обслуживание; аттрактивность местности, предполагающая наличие историко-культурных и природных памятников, ландшафтов, народных промыслов и ремесел, традиционных сельских видов деятельности и др.

- Нормативно-правовая база развития агротуризма.

- Организационная инфраструктура управления развитием агротуризма.

- Информационное обеспечение процесса управления развитием агротуризма.

- Финансирование развития агротуризма [7].

«Агротуризм - малая отрасль сельского хозяйства», - так считают уже во многих европейских странах. Это перспективное и экономически выгодное направление деятельности позволяет включить в дело массы сельского населения и сохранить при этом местный колорит, обычаи, культуру.

Оценка развития агротуризма в Ульяновской области


В настоящее время в Ульяновской области разработана и утверждена концепция развития аграрного туризма в регионе, которая направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования туристской деятельности в Ульяновской области, содействие развитию материальной базы туризма. Особое внимание было уделено вопросам поддержки данного направления.

Финансирование развития аграрного туризма предполагается в рамках целевых программ за счет средств областного и местных бюджетов, внебюджетных средств (собственных средств субъектов туристской деятельности, средств частных инвесторов, кредитов банков и др.), а в качестве государственной поддержки планируется привлечение средств федерального бюджета в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2013-2018 годы и ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2013-2018 годы» на субсидирование процентных ставок по кредитам привлекаемым на развитие агротуризма.

Одним из способов создания положительного имиджа сельской местности является развитие туризма. Сельский туризм является достаточно новым направлением туриндустрии. Его еще принято называть агротуризм или зеленый туризм. В настоящее время он активно развивается во всем мире, в том числе и в России.

Природные условия Ульяновской области уникальны; экологическая обстановка во многих районах лучше, чем в близлежащих регионах; сохранились прекрасные памятники древней архитектуры и этнографии – так что можно ожидать, что именно в Ульяновской области будут развернуты оазисы экотуризма.

Следует отметить, что развитие сельского туризма принесет пользу не только городскому населению, которое сможет, сменив обстановку, снять стресс, накопившийся за год работы, но и местным жителям и администрации района.

Плюсы для местных жителей: сохранение традиционного уклада жизни, новые места работы, возможность открыть свое дело, развитие инфраструктуры в селе как следствие улучшение уровня жизни населения.

Плюсы для администрации района: расширение экономических связей, улучшение работы служб связи, медицинской помощи, дорожной и других служб, появление новых рабочих мест и как результат – увеличение налоговых сборов.

Достоинством развития сельского туризма является и то, что он не ориентирован на одновременное привлечение крупных кредитов. Данный вид туризма способен развиваться постепенно, опираясь на местные средства, привлекая небольшие инвестиции.

Ожидаемые результаты от реализации проектов, напраавлвенных на развитие агротуризма:

– увеличение притока туристов;

– развитие личных подсобных хозяйств;

– сокращение миграции сельских жителей в города;

– создание дополнительных рабочих мест;

– рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах;

– повышение благосостояния сельского населения и достижение финансово-бюджетной самодостаточности района в целом;

– улучшение благоустройства сел и деревень, развитие инженерной и социальной инфраструктуры;

– увеличение реализации продукции личного крестьянского хозяйства и фермерского хозяйства;

– развитие сферы услуг за счет расширения ассортимента туристических услуг;

– сохранение местных достопримечательностей, обычаев, фольклора, народных промыслов;

– рост деловой инициативы населения за счет собственных финансовых, имущественных, трудовых, интеллектуальных ресурсов;

– более глубокое осознание обществом проблем окружающей среды, культурного наследия и необходимости их защиты;

– привлечение инвестиций.

– рост числа предприятий малого бизнеса в сельской местности.

По приглашению Центрального объединения фермеров, владельцев леса и предпринимателей в области сельского хозяйства Финляндии представители Ульяновского регионального отделения Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) в составе российской делегации принимали участие в двухдневном семинаре «Сельский туризм в Финляндии и России», который проходил в предместье Хельсинки.

В состав ульяновской делегации вошли руководители крестьянских (фермерских) хозяйств Цильнинского и Радищевского районов.
Программа семинара включала в себя пленарное заседание, в ходе которого участникам семинара будут представлены презентации российских и финских компаний в сфере сельского туризма в России и Финляндии.

Кроме того, на семинаре были заслушаны доклады министра лесного и сельского хозяйства Финляндии Сиркки Лиизы Анттилы «Сельский туризм в Финляндии сегодня и перспективы его развития», а также Президента AKKOРа Владимира Плотникова «Участие Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России в развитии предпринимательства в области сельского туризма».

В рамках программы второго дня пребывания для участников семинара было организовано посещение местных компаний, а также ряд фермерских хозяйств, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского туризма.
Участники семинара познакомились с работой магазина по продаже сельскохозяйственной продукции напрямую от фермеров, посетили выставку туристических услуг в области сельского туризма, а также совершили экскурсию по историческим и памятным местам.

Барышский район - один из развитых сельскохозяйственных районов Ульяновской области. Сельское хозяйство развито в 8 из 9 муниципальных образований. В настоящее время туризм в разрезе муниципальных образований района не развит. Однако учитывая наличие свободных от земледелия полей, лесной массив, великолепную флору и фауну на территории, число неорганизованных туристов все увеличивается. Все это говорит о том, что спрос на туристский ресурс в Барышском районе имеется.

Основными ограничивающими факторами в решении вышеназванной проблемы развития агротуризма в районе являются:

- недостаточный уровень государственной поддержки развития агротуризма в Барышском районе;

- незадействованность территории в развитии агротуризма;

- отсутствие кадров в сфере туризма;

- недостаточный уровень информированности в обществе об агротуризме как одного из направлений туристской деятельности;

- некачественное состояние дорог, которое для агротуризма является ключевым фактором;

- отсутствие механизма сбыта сельскохозяйственной продукции;

В настоящее время для развития агротуризма необходимо:

- разработать стандарты по устройству гостевых домов, охотничьих, рыбацких деревень, а также

- рекомендации населению по развитию агротуризма и частного сектора, гостеприимства в сельской местности;

- создать туристскую инфраструктуру (туристско-рекреационные комплексы на базе туристических деревень, сервисные центры для автотуристов).

Анализируя сложившуюся ситуацию следует сделать вывод о необходимости развития агротуризма в районе, которое будет содействовать:

- диверсификации хозяйственной деятельности в муниципальных образованиях Барышского района;

- повышению устойчивости развития сельских поселений в районе в части расширения масштабов занятости и развития самозанятости сельского населения;

- повышению уровня жизни сельского населения Барышского района;

- расширению источников формирования доходной базы муниципальных бюджетов Барышского района.

Была разработана и реализована программа развития агротуризма в Барышском районе. Целями Программы являются:

- развитие агротуризма как одного из приоритетных направлений туризма Барышского района;

- рациональное использование, сохранение, восстановление и приумножение туристско-рекреационного потенциала;

- повышение уровня жизни сельского населения путём расширения масштабов его занятости и самозанятости.

Для достижения целей настоящей Программы поставлены задачи, которые могут решить проблемы развития агротуризма на территории Барышского района:

- привлечение туристского потока в Барышский район на протяжении всего года, и как следствие - круглогодичная занятость;

- рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах;

- дополнительные налоговые и неналоговые поступления в бюджетную систему;

- стимулирование охраны объектов туристского показа, сохранение местных обычаев, фольклора, народных промыслов;

- повышение культурно-образовательного уровня сельского населения.

За период реализации Программы уже частично и полностью достигнуты следующие результаты:

1) бюджетная эффективность заключается в поступлении дополнительных доходов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе от сопутствующих туризму отраслей экономики;

2) социальная эффективность заключается в следующем:

а) повышение занятости сельского населения, в первую очередь молодежи;

б) сплочение сельского общества за счет интегрированного обслуживания агротуризма;

в) развитие социальной инфраструктуры;

г) повышение имиджа Барышского района;

3) экономическая эффективность:

а) удовлетворение потребностей населения района в организации культурного отдыха; 

б) оказании содействия малым формам хозяйствования в производстве, переработке и реализации сельхозпродуктов;

в) совершенствование профессионального уровня владельцев объектов агротуризма;

г) повышение качества жизни сельских жителей ;

д) сохранение и развитие народных промыслов;

е) создание информационно-рекламных центров по агротуризму, обеспечивающих продвижение туристского продукта на рынке туристских услуг;

4) экологическая эффективность:

а) улучшение качества благоустройства сельских населенных пунктов;

б) стимулирование охраны природных памятников - объектов туристского показа;

в) оздоровление населения за счет потребления экологически чистых продуктов питания и активного туристического отдыха.

Бюджетная эффективность реализации Программы повышается при росте достигнутых значений данных показателей.

Расчет эффективности расходования финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы, осуществляется ежегодно. Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики за оцениваемый период.

Муниципальным заказчиком Программы выступает администрация муниципального образования «Барышский район». Координатором Программы является Управление экономического развития.

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия администрации муниципального образования «Барышский район» и участников, инвесторов Программы для достижения ожидаемых результатов.

Муниципальная поддержка будет осуществляться в форме предоставления финансовой поддержки агротуризма из местного бюджета Барышского района на возмещение части затрат на строительство и приобретение оборудования, минитехники, на приобретение (ремонт) инженерно-технического оборудования, на участие в межрегиональных, всероссийских и международных выставках и ярмарках. Реализация Программы осуществляется администрацией муниципального образования «Барышский район» и другими участниками Программы.

В свете обозначенной актуальности и имеющегося уже некоторого опыта в развитии агротуризма в Барышском районе разработка собственных проектов является важной практической составляющей для дальнейшей реализации намеченной цели правительства области по развитию сельского туризма.


Оценка привлекательности проекта


На нашей территории в основном типичные лесные ландшафты приволжской возвышенности с высоким биоразнообразием. В основном у нас сосновые, широколиственно-сосновые, дубовые леса. Воздух чистый, воды не загрязнены, экологическая ситуация по району благоприятная. Потому что рядом нет никаких химзаводов и больших предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Южная часть села примыкает к известному на всю страну заказнику – «Сурские вершины». Очень интересны водные ресурсы нашей территории. Помимо реки Сура здесь начинаются почти все крупные реки нашего региона, а именно: Барыш, Сызранка и совсем неподалеку Свияга. Очень интересен тот факт, что у истока все реки текут в разных направлениях. Сура изначально течет на юг (по направлению течения Волги и только в Пензенской области поворачивает на север и имеет противоположное направление течения). Бырыш и Свияга текут сразу в северном напрвлении, а Сызранка – в восточном, впадая в Волгу почти под прямым углом.

Еще один интереснейший водный объект – озеро Светлое находящееся в 5 км к юго-западу от села Малая Бекшанка Николаевского р-на. Это древнее озеро, находящееся на высоте 280 метров над уровнем моря, характеризуется не только чистой водой, но и сплавиной (верховой ил) вдоль своих берегов. При этом сплавина (толщина до 1 метра) занимает чуть меньшую часть озера, а именно площадь водного зеркала составляет 4,3 га., а площадь сплавины - около 3 га. Рядом с озером существуют и заболоченные участки. Интересен тот факт, что Светлое озеро по-прежнему расширяется, не имея ни одной впадающей в него реки. Это происходит в основном за счёт донных родников. 

Территория имеет холмистый рельеф, но нет ярко выраженных возвышенностей, за исключением разве что Сурской Шишки, имеющей высоту более 340 метров над уровнем моря.

Основным деревом является сосна, но при этом она образует с другими растениями своеобразные «союзы». Наиболее распространенными являются сосняки зеленомошники, брусничники, черничные и грушанковые сосновые леса. Все они содержат большое количество характерных растений (мох зеленый, брусника, черника, грушанка зелено-цветковая и круглолистная). Встречаются и травянистые сосновые леса, на наиболее возвышенных и сухих местах - лишайниковые сосновые леса, а участках с более плодородными и лучше увлажненными почвами можно видеть сосняки сложные, где основную роль играет дуб, реже липа. В результате окрестности нашего села являются просто заповедником разнообразных сосновых лесов.

Фауна обычна для Ульяновской области. Ее состав: белка, заяц-беляк, заяц-русак, волк, лисица, куница, ласка, горностай, лесной хорь, норка, ондатра, лось, кабан, косуля, глухарь, тетерев, рябчик, серая цапля, серый журавль. И хотя животные и не редкие для нашего региона, но именно они наполняют леса настоящей жизнью.

Таким образом, село Сурские вершины и его окрестности является уникальной экологической зоной Ульяновской области, которая может стать хорошей базой для развития агротуризма.


Описание базы проекта


Для реализации данного проекта семьей Цыгановых был арендован дом, который в скорое время был отреставрирован. Сегодня это полноценный дом, в котором могут отдыхать люди и наслаждаться местной природой, вспомнить запах бабушкиного деревенского дома, проснуться от криков петухов и хоть какое – то время провести наедине с собой. Просто погулять по лесу, просто перечитать любимую книгу, просто поговорить…

Сурские Вершины ждут своих гостей круглый год. Летом – опьяняющий утренний сосновый запах, соловьиная трель, предрассветная дымка…

В радиусе 10 километров село окружено лесами, поэтому грибы и ягоды совсем близко. За грибами можно пойти и в сосновый бор, в березовую рощу, в смешанный лиственный лес за маслятами и подосиновиками, за подберезовиками и белыми грибами, за лисичками и груздями, за рыжиками и опятами.

А на солнечных опушках с удовольствием набрать корзинку земляники, клубники. Все ягоды можно заготовить впрок, т.е. сварить варенье или сделать компоты, замариновать, либо засушить грибы, и увезти с собой домой в память о душистом лете в селе Сурские Вершины.

Для любителей рыбалки, в самом центре села имеется небольшой пруд. Предоставляются рыболовный инвентарь (удочки, сачок и прочее).



Весной можно встретить журавлей и собрать ведерко клюквы осенью.


Зимой – огромные снежные шапки на соснах, хрустящий под лыжами сверкающий снег, треск дров в белёной печке, строгая красота белого леса, морозные узоры на окнах, огромные сугробы, куда можно нырнуть с головой и пронзительно высокое, голубое небо в искринках…


Организация и содержание работ по проекту (маркетинговый план)


Нашим проектом планируется осуществлять развитие сельского туризма на базе сельского гостевого дома, в котором создаются все условия для приема и проживания гостей.

Для обеспечения разнообразного досуга отдыхающих на должном уровне предусматривается создание комплекса услуг, включающего: купание в пруду (около села небольшой, но чистый пруд); баня; катание на велосипедах; отдых в беседке на природе; прогулки в лесу; сбор целебных трав, ягод, грибов; участие в сельскохозяйственных работах; проведение тематических экскурсий, мастер-классов (приготовление национальных блюд); зимой - катание на лыжах, санках и коньках; знакомство с местными обычаями, фольклором.

Стоимость проживания (с питанием) с одного человека составляет 800 рублей в сутки. В стоимость входит полный пакет предоставляемых услуг. Цена на услуги при размещении в сельском гостевом доме включает в себя: стоимость сырья (продуктов для приготовления пищи и пр.), текущие расходы по коммунальным услугам, расходы на реализацию и продвижение услуг, прибыль, налоги. Возможен бюджетный вариант, за проживание платят 300 руб., а туристы сами готовят себе пищу, при необходимости продукты могут купить у хозяина дома. Также на территории гостевого дома имеется небольшой земельный участок, где можно самостоятельно вырастить зелень, огурцы и помидоры и т.д.

В нашем селе нет никаких магазинов!!!! Хлебная машина привозит горячий хлеб через день. Остальные продукты закупаются в продовольственных базах на определенный период.

В доме проведена вода. Электрический титан обеспечивает горячей водой кухню и санузел (туалет и душ). В доме имеется комната для отдыха (кровать, кресла, шифоньер). Для желающих париться имеется русская баня и березовые веники. А для отдыха на свежем воздухе имеется беседка и мангал.

Для реализации проекта (продукта) и его востребованности необходима качественная реклама. Осуществляться она будет с помощью размещения в сети интернет на различных порталах и социальных сетях информации о сельском гостевом доме и перечень предоставляемых им услуг. Так же будет разрабатываться печатная продукция для представления туристических возможностей села Сурские Вершины на различных туристических выставках.


Содержание работы по проекту


На территории планируется построить беседку, детскую игровую площадку, площадку для пляжного волейбола. Посадить сад с цветами, декоративными и плодовыми деревьями.

Организация приема гостей будет осуществляться хозяином гостевого дома. Для размещения туристу необходимо заполнить карту гостя и ознакомиться с прилегающей к дому территорией.

Питание (по желанию туриста) организуется хозяином сельского гостевого дома и будет входить в стоимость проживания (примерный расчет стоимости 3-х разового питания на одного человека представлен в таблице 1). В основном вся необходимая продукция будет выращиваться хозяином сельского гостевого дома самостоятельно, а недостающая будет приобретаться у местных жителей без посредников.

Таблица 1 – Примерный расчет стоимости питания на одного туриста

Завтрак

Цена

Каша на молоке (овсяная, пшенная, манная).

100 рублей

Яичница.

Чай, кофе.

Обед


200 рублей

Салат овощной.

Щи мясные (уха, суп куриный).

Второе горячее блюдо

Компот (ягодный, фруктовый).

Ужин

200 рублей

Фирменное семейное или национальное блюдо народов Поволжья

Домашние соления.

Травяной чай.

Итого: 500 рублей

Натуральную продукцию, производимую в нашем хозяйстве, мы предлагаем к ежедневному употреблению. А ассортимент разнообразный: молоко, кислое молоко, топленое молоко, йогурт, творог, брынза, сливки, сметана, куриное яйцо – все натуральное, без промышленных добавок. Мясо говядины, свинины, баранины, а также соответственно тушенка.

Овощи выращенные на приусадебном участке, как и вся продукция гарантировано экологически чистая, т.е. ЭКО-продукция.

Для желающих поучаствовать в процессе выращивания и ухода за животными, предлагаются мастер-классы по заготовке кормов, кормлению, выпасу животных, доению коров.

По желанию туриста хозяином гостевого дома будут организованы экскурсии по достопримечательностям района и походы.

Владельцем собственности является глава крестьянско - фермерского хозяйства. Бухгалтерским учетом и организационными вопросами глава КФХ Цыгановых будет заниматься самостоятельно.

Таблица 2 - Стоимость услуг на одного человека

№ п\п

Наименование услуг

Стоимость (руб.день)

1

Услуги по проживанию

300

2

Питание (трехразовое)

500

Итого:

800

Для осуществления этого вида предпринимательской деятельности потребуются единовременные затраты на обустройство территории, ремонт дома и бани. В проект предполагается вложить собственные средства КФХ Цыгановых, а также привлеченные средства (грантовая поддержка).

Ниже показаны затраты, необходимые для реализации данного проекта. Для осуществления проекта потребуется 400 000 рублей. Предполагается, что услугами кратковременного пребывания в сельском гостевом доме будут одновременно пользоваться 3 человека. В сельском гостевом доме проживают временно (туристы) три человека, для детей до 6 лет бесплатно.

Расчет времени предоставления услуг: Календарных дней в году – 365. Количество недель в году – 52. Среднее количество гостей – 3

Процентная загруженность по временному периоду (три месяца): Лето 80% – 72 дня. Осень 30% – 27 дней. Зима 40% – 36 дней. Весна 30% – 27 дней. Итого в год загруженность составляет 162 дня. Среднее количество посещаемых дней в месяц – 14.

1 вариант возьмем в сутки 800 рублей с человека (питание + проживание), с 3 человек 2400 рублей (доход). Загруженность в год 162 дня, в год с трех человек –388800 руб (доход).

2 вариант простой, предоставляем дом за сутки 300 руб, без питания. Загруженность в год 162 дня, в год с трех человек – 145800 руб.

Таблица 3 - Смета расходов проекта

Наименование статьи расходов

Единица измерения

Количество

Цена руб.

Сумма, руб.

 

 




За счет собственных средств

За счет привлеченных средств

1

 Ремонт дома: настил полов

м2

60

500


30000


-обшивка стен и потолка гипсокартоном

м2

100

400


40000


- обклеивание стен обоями





10000


-монтаж отопления




50000



-монтаж элетропроводки




10000



-установка пластиковых окон

шт.

6

5000

35000



-ремонт печи




5000



- приобретение необходимой мебели





45000


- приобретение краски для наружных и внутренних работ





3000

2

 Ремонт бани: замена нижнего венца





9000


- замена кровли

м2

30

1000


20000


-замена полов и потолков

м2

36

500


18000


-установка печи

шт.

1

12000


12000

3

-огораживание территории

м

380

200


50000

4

Благоустройство территории:







-посадка кустарников и деревьев





8000


-посадка цветов





5000


- постройка беседки для отдыха с мангалом





25000


-организация детской площадки





25000

5

Итого




100 000

300 000

Расчет расходов на электроэнергию.

За 6 месяцев (октябрь-март) электрокотел в 1 мес. потребляет 2640кв. в мес. *2 руб =5280 руб. Электроплитка, освещение, холодильник, телевизор в месяц потребляют 500кв *2 руб=1000 руб. Итого за зимние месяцы потребляется электричества (5280+1000)*6= 37680 руб.

За 6 месяцев (апрель-сентябрь) электроплитка, освещение, холодильник, телевизор в месяц потребляют 500кв *2 руб=1000 руб. 1000*6=6000 руб. Подсчитаем средний показатель за год. (37680+6000) /2 =21840 руб.

1 вариант. Страховой взнос в ПФР –22 261 руб. Реклама – 6 000 руб. Затраты на электроэнергию – 21840 руб. Питание (162*400) =64800 руб. Итого – 102900 руб.

2 вариант. Страховой взнос в ПФР –22 261 руб. Реклама – 6 000 руб. Затраты на электроэнергию – 21840 руб. Итого- 50 101 руб.

Ожидаемые финансовые показатели

1 вариант. Прибыли в год («доходы» минус «все затраты») – 285900 руб. Окупаемость – 2 года. Если разделить полученный доход на 12 месяцев, получим в среднем 23825 рублей в месяц. Такая зарплата в сельской местности очень даже хорошая.

2 вариант. Прибыли в год («доходы» минус «все затраты»)- 95699 руб. Окупаемость – 3 года. Если разделить полученный доход на 12 месяцев, получим в среднем 7900 рублей в месяц. Такая зарплата в сельской местности при минимуме работы тоже хорошая. К тому же туристам можно дополнительно продавать экологически чистые продукты питания со своего подворья.

Таким образом, проект по созданию на территории Барышского района в селе Сурские Вершины сельского гостевого дома для приема туристов, на коммерческой основе рентабелен и окупится за 2-3 года.

Рассмотрим некоторые возможности риска.

Для оценки рисков необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся угрозы, связанные с экономической ситуации в стране, к внутренним - эффективность управления. К внешним рискам данного вида деятельности можно отнести:

- падение платежеспособного спроса. Данный риск нивелируется путем снижения стоимости на услуги для привлечения клиентов за счет фактора низкой цены и без серьезного ущерба рентабельности, поскольку издержки на ведение деятельности минимальны.

- появление конкурентов. Риск оценивается как маловероятный. Для его минимизации работа агроусадьбы с самого начала нацелена на формирование позитивного имиджа, ведется постоянный мониторинг рынка.

К внутренним рискам относятся:

- снижение репутации среди целевой аудитории при ошибках в управлении или снижении качества услуг. Данный риск нивелируется при постоянном контроле качества услуг, получении обратной связи от постояльцев и проведению мероприятий по устранению недостатков.

- поломка прокатного и прочего оборудования. Риск нейтрализуется с помощью своевременного проведения обслуживания, контроля за его состоянием.

- несчастный случай с постояльцем. Риск минимизируется за счет соблюдений норм безопасности (наличие огнетушителей, противопожарных щитов), проведения инструктажей перед проведением пеших и велопрогулок, обеспечения охраны территории.


Заключение


Есть такая отрасль в мировой экономике – сельский туризм. Основная причина возникновения и развития сельского туризма – потребность горожан со средним достатком отдохнуть наедине с природой. Давно и активно этот вид туризма развивается в Европе, считается прибыльным направлением и социально значимым.

В России тоже имеется опыт использования сельского туризма. Но как говорят аналитики, пока еще спрос опережает предложение. Ульяновская область так же включилась в деятельность по реализации на территории агротуризма, т.к. область обладает всеми необходимыми природными ресурсами.

Основной целью агротуризма в Ульяновской области является развитие дополнительной несельскохозяйственной деятельности производителей сельскохозяйственной продукции. Вырученные таким образом средства будут направляться на реконструкцию и модернизацию производства.

Первоочередными задачами агротуризма являются:

- привлечение туристов в Ульяновскую область на протяжении всего года и как следствие – круглогодичная занятость сельского населения;

- максимальное объединение интересов населения и предпринимательской деятельности физических лиц с интересами соответствующих административно-территориальных единиц;

- стимулирование деловой инициативы населения за счет собственных финансовых, имущественных, трудовых, интеллектуальных ресурсов региона;

- рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах;

- расширение ассортимента продукции приусадебного хозяйства;

- реализация на месте продукции личного подсобного хозяйства, в частности, готовых продуктов питания;

- стимулирование охраны местных достопримечательностей, сохранение местных обычаев, фольклора, народных промыслов;

- повышение культурно-образовательного уровня сельского населения;

- пополнение бюджетов всех уровней дополнительными поступлениями;

- использование региональных особенностей и удобного географического положения, природно-ресурсного потенциала.

Явными преимуществами агротуризма являются:

- малые инвестиции и использование преимущественно частных источников финансирования (быстрая окупаемость капиталовложений);

- содействие привлечению иностранных и национальных инвесторов в развитие сельского туризма;

- создание условий для социальной стабильности в сельских регионах;

- сохранение и возрождение в сельских регионах культурного наследия (традиций, обрядов, ремесел, памятников природы, истории, религии и культуры).

В нашем Барышском районе тоже возможно развитие сельского туризма. Я предлагаю конкретный объект для его внедрения – это село Сурские Вершины, которое имеет удобное географическое положение, транспортное сообщение, природные предпосылки (лес, водные объекты) для развития сельского туризма, благоприятный экологический фактор, наличие жилого фонда, обеспеченность природным газом.

Мною предлагается проживание в индивидуальном гостевом доме рядом с сельским подворьем, русская кухня с натуральными продуктами, русская баня и др. Необходимо развивать и событийный туризм, устраивая развлекательные мероприятия.

В данном случае сельский туризм призван решить несколько актуальных задач: обеспечить сбыт с/х продукции КФХ Цыгановых и частных подворий села; привлечь дополнительные средства в село; повысить занятость населения Барышского района.

Планируемый результат при реализации проекта: создание на территории села Сурские Врешины Барышского района базы сельского туризма, его продвижение, создание системы его реализации.

Считаю, что для успешной реализации проекта необходимо соучастие и администрации района не только на правах софинансирования, но и при оказании юридической помощи.

Составив бизнес план увидели, что действительно, сельский туризм может принести хороший доход. Это дело действительно имеет хорошую перспективу. Конечно, как и в любом деле в сфере сельского туризма есть свои плюсы и минусы. Это непростая работа, которая требует много сил и времени. Необходимо хорошо вложиться, а уж потом получаешь прибыль. Но для нас и нашего села на данный момент это единственная возможность оживить жизнь деревни, заинтересовать людей.

Развитие сельского туризма позволит: обеспечить развитие наших деревень; создать новые рабочие места; привлечь население, особенно молодежь, в сферу сельской туристической деятельности; сохранить природную красоту наших территорий; общаться детям с природой, беречь его; повысить уровень жизни сельского населения; возродить у нас выпуск товаров народных промыслов; увеличить количество туристов, посещающих Барышский район; увеличить реализацию продукции личного подсобного и фермерского хозяйства; сохранить местные достопримечательности, обычаи, фольклор; улучшить благоустройство домов, улиц; поможет развитию инженерной и социальной инфраструктуры;

На наш взгляд развитие агротуризма очень перспективно и выгодно. Мы очень надеемся, что нашу инициативу поддержат односельчане. В селе много пустующих домов. А ведь их можно отремонтировать, очистить территорию и использовать как гостевые дома. Можно придумать много различных вариантов экскурсий. У нас есть все условия, только работай и придумывай что-то интересное. Тогда в Сурских Верщинах будет еще лучше жить, молодые будут строить дома, останутся здесь жить.

Проект полностью еще не завершен, это только первая ступень в его реализации.

Агротуризм – очень хорошая возможность отдохнуть от «бешеной» и быстроменяющейся городской жизни, окунуться в тишину и размеренность села, ощутить и почувствовать свою причастность к гармонии природы, узнать корни национальных культурных традиций, попробовать вкусные здоровые блюда, познакомиться с особенностями сельскохозяйственного производства в Ульяновской области.

Наша семья приглашает ВАС отдохнуть от городской суеты в тишине на свежем воздухе.

Добро пожаловать!!!

Список использованных источников


  1. Агаларова Е. Г., Косинова Е. А. Особенности формирования агротуристического рынка в России // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 140-143.

  2. Адамеску, А. А. Аграрный туризм как инновационный фактор развития аграрно-промышленного комплекса / А. А. Адамеску, В. Ю. Воскресенский // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 13. - С. 82-87.

  3. Адамеску, А. А. Современные подходы к организации агротуризма в странах Центральной и Восточной Европы / А. А. Адамеску // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. -№ 33. - С. 67-71.

  4. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма : учебное пособие / А. В. Бабкин. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 251 с.

  5. Байназаров, Ю. К. Стандарт услуг размещения при организаци и сельского туризма : [рассмотрены требования к организации сельского туризма] / Ю. К. Байназаров // Управление качеством. - 2011. - № 3. - С. 49-52.

  6. Барлыбаев, А. А. Агротуризм как фактор устойчивого развития сельских территорий : [на основе европейского опыта обоснована необходимость разработки и реализации развития сельского туризма в российских сельских районах] / А. А. Барлыбаев, Н. Х. Фатхуллина, Г. М. Насыров // Аграрная наука. - 2010. - № 3. - С. 31-32.

  7. Бикташева, Д. Л. Менеджмент в туризме : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Туризм» / Д. Л. Бикташева, Л. П. Гиевая, Т. С. Жданова. - Москва : Альфа-М, 2010. - 272 с. : схем., табл.

  8. Вологодской области развивается агротуризм. Туристов знакомят с местными обычаями, обрядами, рецептами русской кухни, предметами народного быта] / Д. Зелов // Праздник. -2010. - № 8. - С. 9-11 : 7 фот.

  9. Воскресенский, В. Ю. Аграрный туризм: каким он должен быть в России? / В. Ю. Воскресенский // Закон и право. - 2009. - № 2. - С. 106.

  10. Воскресенский, В. Ю. Аграрный туризм : к вопросу о разработке законодательного акта в данной области / В. Ю. Воскресенский // Закон и право. - 2009. - № 1. - С. 102.

  11. Гребенюк, Д. Г. Деревенский туризм: отличительные особенности, основные этапы развития / Д. Г. Гребенюк // Вестник Российского нового университета. - 2010. - № 2. - С. 134-140.

  12. Демишкевич, Г. М. Организация сельского туризма на базе крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства : методические рекомендации / Г. М. Демишкевич, И. М. Карпова, Ж. В. Животова. - Москва : [ФГУ РЦСК], 2008. - 63, [1] с. : ил.

  13. Здоров, А. Б. Агротуристский комплекс как путь реализации национальных программ экономики / А. Б. Здоров, А. Г. Антонян // Региональная экономика: теория и практика. -2008. - № 36. - С. 88-91. - Библиогр.: с. 91 (3 назв.).

  14. Здоров, А. Б. Прогнозирование формирования и развития сельских туристских комплексов / А. Б. Здоров, М. А. Здоров // Экономика, труд и управление в сельском хозяйстве. - 2010. - № 4. - С. 48-51.

  15. Зелов, Д. Село как праздничный бренд, или Секреты сельского агротуризма : [в селе Сизьма

  16. Ивановская, К. Сельский туризм - направление диверсификации деятельности личных подворий населения : [в условиях Костромской области] / К. Ивановская //АПК: экономика, управление. - 2009. - № 9. - С. 46-50.

  17. Квартальнов, В. А. Туризм : учеб. для образовательных учреждений туристического профиля / В. А. Квартальнов. - 2-е изд. - Москва : Финансы и статистика, 2006. - 335 с. : ил., портр.

  18. Колбовский, Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма : учебное пособие для вузов / Е. Ю. Колбовский. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 253, [1] с. : ил.

  19. Крутиков, В. Альтернативная деятельность в АПК: сельский туризм : [на примере Калужской области] / В. Крутиков, О. Федорова // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 3. - С. 76-80 : табл. - Библиогр.: с. 80 (4 назв.).

  20. Кузнецов, Г. С. Роль Интернет в продвижении услуг агротуризма к ак средства преодоления экономического и культурного кризиса регионов России / Г. С. Кузнецов // Экономика, статистика и информатика. - 2011. - № 5. - С. 56-60 : 2 рис. - Библиогр.: с. 59-60.

  21. Никоноров, С. М. Инновационные подходы к развитию экологического туризма в регионах России : [монография] / С. М. Никоноров ; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Фил. в г. Чебоксары. - Чебоксары : Новое Время, 2010. - 206 с. : табл.

  22. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : федеральный закон от 24 нояб. 1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.

  23. Организация сельского туризма на базе крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства : методические рекомендации / Г. М. Демишкевич [и др.]. - Москва : [ФГУ РЦСК], 2008. - 63, [1] с. : ил.

  24. Темный, Ю. В. Экономика туризма : учебник / Ю. В. Темный, Л. Р. Темная. - Москва : Финансы и статистика ; Москва : ИНФРА -М, 2010. - 446, [1] с. : табл., ил.

  25. Ушаков, Д. С. Экономика туристской отрасли : учебное пособие / Д. С. Ушаков. -Ростов-на-Дону : МарТ : Феникс, 2010. - 446 с. : ил.

  26. Черевичко, Т. В. Экономика туризма : учебное пособие / Т. В. Черевичко. - Москва : Дашков и К', 2010. - 261, [2] с. : табл., схем.


33


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!