СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект на тему: «Живи, родник, живи!»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в селе Лещаное Воробьевского района Воронежской области. Наша природа красива в любое время года.Природные источники воды. Вода в них проточная, свежая, чистая и прохладная в самые знойные дни. Настоящее удовольствие для усталого туриста найти хрустальный родничок, который утолит жажду. Всего не перечислить, нужно просто оглянуться вокруг.

От некоторых жителей села мы узнали, что в урочище Стубляка есть родник. Он не имеет названия, облагорожен совсем немножко. По методике Муравьева А.Г определили жесткость питьевой воды населенного пункта централизованной системы питьевого водоснабжения. В нашем Воробьёвском районе вода жёсткая [7]. Бывают и поломки с водонапорной башней, которая снабжает все село водой. Поэтому многие жители едут за водой к источнику в урочище Стубляка.

Нас заинтересовало само слово «стубляка». Кем оно придумано, откуда оно пришло – неизвестно. Используя словарь Ожегова С.И., слово « Стубль» -русское. Означает – источник. Но нам тут поможет болгарское слово «стубел» - пустое, полое дерево; дупло, сруб. И теперь понятно, что все это означает источник воды, окаймленный срубом для удобства пользования, то есть туба, тюбик, трубка.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект на тему: «Живи, родник, живи!»»

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ВОРОБЬЕВСКИЙ РАЙОН

ВОРОБЬЕВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ











Конкурс «Доброволец - 2020»

Номинация «Вокруг меня»


Социальный проект

Тема: «Живи, родник, живи!»











Над проектом работали:

учитель химии, биологии

МКОУ «Лещановская СОШ» Медведева Людмила Ивановна


учитель биологии, физкультуры

МКОУ «Лещановская СОШ» Дурова Людмила Васильевна









с.Лещаное 2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА 4

    1. Актуальность темы 4

    2. Цель 4

    3. Задачи 4

    4. Объект исследования 4

    5. Предмет исследования 4

    6. Гипотеза 4

    7. Методы исследования 5

    8. Проблема исследования 5

    9. Методика 5

    10. Новизна 5

    11. Географическое положение объекта исследования 5

  2. ХАРАКТЕРИСТИКА И СВЕДЕНИЯ О РОДНИКЕ 6

    1. Понятие и классификация родников 6

    2. Основные характеристики родниковой воды 6

    3. Сведения об объекте исследования 8

    4. Социологические исследования родника 9

    5. Исследование родниковой воды. Характеристика органолептических свойств воды родника 10

  3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ РОДНИКА 17

  4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 19

  5. СМЕТА ПРОЕКТА 20

ВЫВОД 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

ПРИЛОЖЕНИЯ 24



ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в селе Лещаное Воробьевского района Воронежской области. Наша природа красива в любое время года. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться. А это дубовый лес, который богат грибами и ягодами. Поляны с синими, как небо, Пролесками сибирскими (лат.Scilla siberica) и такими же редкими цветами занесеными в Красную книгу Воронежской области, Пионом узколистным, или Пионом тонколистным, или Пионом Воронец (лат. Paeonia tenuifolia), местные жители называют его называют Воронец.

Вода — это жизнь. Серая цапля (лат. Ardea cinerea) и многие другие околоводные птицы хорошо знают эту истину, поэтому прилитают в наши края, когда сойдет лед, а осенью спешат на юг, в теплые страны. На берегу речки с древесно-кустарниковой растительности из мягких лиственных пород, а также обильной водной и прибрежной травянистой растительностью, встречается Обыкновенный бобр, или Речной бобр (лат. Castor fiber). Пруды с рыбой. А ещё природные источники воды. Вода в них проточная, свежая, чистая и прохладная в самые знойные дни. Настоящее удовольствие для усталого туриста найти хрустальный родничок, который утолит жажду. Всего не перечислить, нужно просто оглянуться вокруг.

От некоторых жителей села мы узнали, что в урочище Стубляка есть родник. Он не имеет названия, облагорожен совсем немножко. По методике Муравьева А.Г определили жесткость питьевой воды населенного пункта централизованной системы питьевого водоснабжения. В нашем Воробьёвском районе вода жёсткая [7]. Бывают и поломки с водонапорной башней, которая снабжает все село водой. Поэтому многие жители едут за водой к источнику в урочище Стубляка.

Нас заинтересовало само слово «стубляка». Кем оно придумано, откуда оно пришло – неизвестно. Используя словарь Ожегова С.И., слово « Стубль» -русское. Означает – источник. Но нам тут поможет болгарское слово «стубел» - пустое, полое дерево; дупло, сруб. И теперь понятно, что все это означает источник воды, окаймленный срубом для удобства пользования, то есть туба, тюбик, трубка.

          1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

          1.1. Актуальность темы

Актуальность темы заключается в том, что родник недостаточно изучен, желательно, чтобы каждый человек знал свою местность, проблемы окружающей среды, старался проявлять заботу о ней. Сохраняя родники, люди изучают их историю, а через это – историю родного края. Забота о колодце, о родничке рождает чувство любви к природе, уважению к своему селу.

Каждый родник – это чистая питьевая вода и частица нашей малой родины. Попьёшь чистой родниковой водички – и почувствуешь в себе богатырскую силу, способную делать добро и дарить радость людям. На основании вышесказанного была определена цель исследовательской работы.

1.2. Цель

Оценить экологическое состояние родника за селом Лещаное, урочища Стубляка и разработать мероприятия по улучшению его состояния и функционирования.

      1.3. Задачи

      Перед нами стоят следующие задачи:

      1. Описать местоположение и состояние родника;

      2. Провести анкетирование «Роль родника в вашей жизни»;

      3. Определить органолептические и химические свойства родниковой воды;

      4. Разработать мероприятия по очистке и благоустройству родника;

      5. Дать название роднику.

      1.4. Объект исследования

      Объектом исследования является родник урочища «Стубляка».

      1.5. Предмет исследования

Родниковая вода из природного источника за селом Лещаное, урочища Стубляка.

1.6. Гипотеза

Гипотеза состоит в том, чтобы изучить и получить информацию о состоянии водного источника. Это поможет привлечь внимание общественности к проблеме благоустройства родника.

1.7. Методы исследования

В просессе работы над социальным проектом использовали следующие методы исследования:

1. Социологический опрос;

2. Наблюдение;

3. Эксперимент (экологическая лаборатория);

4. Работа в сети Интернет;

5. Анализ различных материалов.

      1.8. Проблема исследования

Проблема исследования состоит в физико-химическом качестве воды и благоустройстве родника. Работа по исследованию родника проводилась в урочище «Стубляка» в течение летне-осенного периода 2019 года

1.9. Методика

Используя методику Муравьева А.Г. сделали гидрографическую характеристику, охарактеризовали геологические условия выхода подземных вод, гидрологическую характеристику родника и грунта. Определили физико-химическое качество воды: температуру, цветность, мутность, запах, вкус, привкус, жесткость, кислотность [7].

1.10. Новизна

Впервые мы решили обследовать родник, провести физико-химический анализ воды, облагородить его, сделать расчет затрат т.е. смету и привлечь общественность к его благоустройству.

1.11. Географическое положение объекта исследования

Родник находится за селом, расстояние от села Лещаное до родника 5 км 400 м. Источник находится в овраге, в урочище «Стубляка», на юго-западе от села Лещаное. Протяженность балки от близлежащего пруда до родника примерно 500 м. (Приложение1)


2. ХАРАКТЕРИСТИКА И СВЕДЕНИЯ О РОДНИКЕ

2.1. Понятие и классификация родников

Родник (источник, ключ) – естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой. Родники – источники питьевой чистой воды. Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее, мягче и выше, и земля лучше. В тени у родника есть прибежище человеку и животному. Родники имеют большое значение в питании поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении окружающей природы. Родники необходимы природе, так как они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.

Вода из источника может быть пресной или минерализованной. В первом случае мы говорим о родниках и ключах, а во втором – об источнике минеральных вод.

Родники бывают восходящими – напорными и нисходящими – безнапорными; временно действующими (сезонными) и постоянно действующими. Родники могут питаться верховодой, грунтовыми и артезианскими водами. В первых двух случаях образуются нисходящие родники, вытекающие из рыхлых отложений вниз по склону. В местах выхода подземные воды увлажняют склон, часто образуя заболоченные места с характерной влаголюбивой растительностью. (Приложение2)

По температуре родники делятся на холодные, тёплые, горячие. Зимой родниковая вода не замерзает, так как у родниковой воды плюсовая температура.

2.2. Основные характеристики родниковой воды

Термин "природная родниковая вода" означает, что состав минералов в этой воде не подвергался никаким физико-химическим изменениям. Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему составу виде. Кроме того она живая, подвижная.

Пробиваясь на поверхность, родниковая вода проходит через слои гравия и песка, что обеспечивает ей естественную природную фильтрацию. При такой очистке вода не теряет своих целебных свойств, и не меняет своей структуры и гидрохимического состава, поэтому родниковую воду можно пить, не подвергая её каким-либо дополнительным способам очищения.

Польза родниковой воды:

- вода в родниках из артезианских скважин холодная, чистая, свежая;

- благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества;

- родниковую воду не обрабатывают хлором и озоном, такая вода не содержит примесей и добавок;

- в родниковой воде большое содержание кислорода;

- ее не надо кипятить, так как бактерии в ней не размножаются из-за низкой температуры воды.

Минусы при использовании родниковой воды:

- воду можно пить только из проверенных, безопасных родников;

- вода должна быть чистой, прозрачной, без примесей и постороннего запаха;

- родники могут находиться далеко от населенного пункта;

- родники могут находиться в неудобном месте в оврагах, низинах, на обрывистых склонах реки, что затрудняет добычу воды из источника;

- некоторые родники бьют из земли слабой струйкой или место недостаточно расчищено;

-постоянное употребление воды, лишенной кислорода повышает риск онкозаболеваний;

- сильно минерализованные воды могут вызвать расстройство пищеварения и потерю аппетита;

- родники могут изменять физико-химические свойства воды.

Хранение родниковой воды:

- родниковую воду лучше использовать свежей, хранить не более недели, чтобы сохранить питьевые свойства воды;

- при комнатной температуре в такой воде могут размножаться бактерии, поэтому лучше воду хранить в холодильнике;

- лучше всего родниковую воду хранить в стеклянной таре, обработав её кипятком;

- нельзя хранить воду в пластиковых бутылках, когда на дне бутылки есть цифра "3" заключенная в треугольник или знак PVC, указывающие на то, что бутылка сделана из вредного вещества - поливинилхлорида, которое под воздействием солнечных лучей и нагревании разлагается на ядовитые вещества (винилхлорид);

- при хранении родниковой воды более одной недели она лишается своих органолептических свойств.

2.3. Сведения об объекте исследования

Общим голосованием учащихся школы и учителей родник назвали «Студеный». Рассматривать историю родника «Студеный» мы можем только со слов тех местных жителей, которые живут в селе Лещаное. Это люди примерно 1930-1950 годов рождения. Все они помнят этот родник с 1960-х годов. Кто-то из старожилов сказал, что родник был даже отмечен на карте района в 60-е годы. Раньше этим родником пользовались только охотники, рыболовы, да пастухи. Вода в роднике всегда была вкусной и очень холодной. Только с 2000 –х годов началось массовое посещение родника. Какой-то добрый человек проложил трубы длиной 40 метров от истока родника. Родник находится в овраге, склоны крутые и набрать воды просто опасно и очень неудобно. Мужчины оборудовали место подхода к роднику, кто-то смастерил незатейливый, но удобный настил для перехода ручья, другие лопатой выкопали ступеньки для подъёма и спуска к роднику. Школьники, по мере возможности очистили родник от опавшей листвы, веток, убрали дорожку к роднику. Осмотрев визуально состояние родника, мы пришли к выводу, что местные жители охраняют родник от загрязнений, из мусора мы нашли только одноразовый стаканчик и две пробки кем- то утерянные, скорее всего. Многие взрослые и родители учащихся школы нашу идею — облагородить родник, поддержали.

2.4. Социологические исследования родника

Мы провели анкетирование «Роль родника в вашей жизни» среди учащихся школы, а также жителей нашего села, в котором приняли участие 25 человек. Анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1. Анализ результатов анкетирования.

Вопрос

Варианты ответов

Количество ответов

1. Как вы часто пользуетесь водой из родника?

Постоянно.

2

Часто.

3

Редко.

7

Не пользуюсь.

8

Только в жару.

5

2. Считаете ли вы воду из родника пригодной для питья?

Да.

22

Нет.

3

Сомневаюсь в ответе.

0

3. Как давно вы знаете родник «Студеный», который находится далеко за селом в урочище «Стубляка»?

На протяжении многих лет.

3

Совсем недавно 2 – 3 года назад.

9

Не знаю о его существовании

13

4. Как вы считаете, в чём заключается причина обострения проблемы состояния водных ресурсов в нашей местности?

Обусловлена природными факторами.

4

Хозяйственной деятельностью человека.

17

Другое мнение.

4

5. Считаете ли вы, что подземные воды – драгоценная часть мирового запаса пресных вод?

Да.

20

Нет.

2

Затрудняюсь ответить.

3

Мне всё равно.

0



Продолжение таблицы 1.

6. В каких целях вы используете воду из родника?

В пищевых целях.

15

Для мытья посуды.

0

Утолить жажду в жаркий день.

3

Не использую.

2

Проанализировав ответы, мы выяснили, что основная часть опрошенных, редко или вообще не пользуется водой, а хотели бы. Половина участвующих в анкетировании не знакомы с родником «Студеный». Опрошенные нами участники хорошо знакомы со свойствами и пользой родниковой воды. Многие жители села берут воду из родника «Терновый», на трассе село Берёзовка – Ново-Толучеево, который находится в 23 км от нашего села. Это далеко. Наш родник находится в 5-ти км от села. Жителями были предложены мероприятия и помощь по благоустройству данного природного объекта.

2.5. Исследование родниковой воды. Характеристика органолептических свойств воды родника

Характер источника определялся визуально в зависимости от выхода воды на поверхность земли: а) вытекает спокойно; б) бурлит в) бьет струйками; г) фонтанирует.

Наблюдая за родником, отчетливо увидели место выхода подземных вод. Вода бурлит, вытекая с шумом. (Приложение 3)

Органолептические свойства воды. Мутность и цветность.

Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и органического происхождения. Он обуславливает наличием в воде гуминовых веществ, перегноя, которые вымываются из почвы и придают окраску воде от жёлтой до коричневой. Окись железа окрашивает воду в жёлто-бурый и бурый цвет, глинистые примеси в желтоватый цвет. Зелёная окраска открытого водоёма обуславливает размножение водорослей (цветение).

Цветность можно определить путем сравнения с дистиллированной водой. Две пробирки из бесцветного стекла заполняют водой: один - дистиллированной, другой - исследуемой. Цвет воды рассматривают, сравнивая пробирки на фоне листа белой бумаги при дневном освещении, сбоку, затем сверху, подложив лист белой бумаги под дно стакана.Отнеся на расстояние 15-20 см текст со стандартным шрифтом и высотой букв 3,5 мм от пробирки, его можно было свободно прочитать. Наблюдаемый цвет записывается по интенсивности окраски: бурый, светло-коричневый, желтый, светло-желтый, бесцветный. Мутную воду перед анализом на цветность следует отфильтровать. (Приложение 4)

Наш вывод: вода родниковая бесцветная и совершенно прозрачная.

Запах. Запах воды зависит от организмов (живущих и отмирающих), почвы, растительности вокруг и дна. При наличии органических веществ растительного происхождения и продуктов их распада имеет землистый, илистый, травянистый или болотный запах. Вода, где присутствуют и размножаются водоросли, часто имеет рыбный или огуречный запах. Гнилостный запах зависит от размножения органических веществ. Запах сероводорода вода приобретает в результате разложения серосодержащих органических веществ. В лабораторных условиях или при испытании у источника воду нагревают до 20 0С и 60 0С, оценивают по пятибалльной шкале. Таблица 2.

Характер и интенсивность запаха воды определяют следующими испытаниями:

а) ощущение воспринимаемого запаха только что набранной воды при температуре окружающей среды;

б)Определение запаха при 20 0С. В колбу с притертой пробкой вместимостью 250 — 350 см3 отмерили 100 см3 испытуемой воды температурой 20 °С. Колбу закрыли пробкой, содержимое колбы несколько раз перемешили вращательными движениями, после чего колбу открыли и определили характер и интенсивность запаха.

Определение запаха при 60 °С. В колбу отмерили 100 см3 испытуемой воды. Горлышко колбы закрыли часовым стеклом и подогрели 60 °С. Содержимое колбы несколько раз перемешали вращательными движениями. Сдвигая стекло в сторону, быстро определили характер и интенсивность запаха.

Мнение большинства исследователей является экспертной оценкой.

Таблица 2 . Пятибальная система оценки интенсивности запаха воды при 20 °С и 60 °С

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха, балл

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании

1

Слабая

Запах замечается потребителем, если обратить на это его внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5

Наш вывод: вода родниковая запаха не имеет.

Вкус или привкус.

Различают четыре основных вкуса: соленый, кислый, сладкий, горький. Все другие виды вкусовых ощущении называются привкусами: например, металлический, щелочной.

Интенсивность вкуса и привкуса определяют при 20 °С и оценивают по пятибалльной системе согласно требованиям таблицы 3.

Испытуемую воду набирают в рот малыми порциями, не проглатывая, задерживают 3 – 5 сек.

При определении вкуса и привкуса воды следует прибегать к экспертной оценке 3 — 5 человек и выявлять мнение большинства.

Вода, оцененная по шкале запахов баллами 4 и 5: ее нельзя пробовать на вкус.

Доброкачественная питьевая вода должна быть приятной по вкусовым качествам, освежающей, что обуславливается оптимальным количеством растворённых в ней солей и газов.

Таблица 3. Пятибальная система интенсивности вкуса и привкуса воды при 20 оС.

Интенсивность вкуса и привкуса

Характер проявления вкуса и привкуса

Оценка интенсивности вкуса и привккуса, балл

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Очень слабая

Вкус и привкус не ощущаются потребителем, но обнаруживаются при лабораторном исследовании

1

Слабая

Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это его внимание

2

Заметная

Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от питья

4

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к употреблению

5

Мы сделали вывод: родниковая вода сладкая, приятная на вкус. Послевкусия нет. (Приложение 5)

Температура воды.

Температура воды не является показателем, но имеет значение как биологический и физический фактор, от которого зависит интенсивность биологических процессов, самоочищение родника.

Испытание проводили у родника. Для измерения температуры воды мы использовали ртутный термометр со шкалой на 100 0С. Для измерения термометр погрузили в колбу с водой на пять минут, после чего сделали отсчёт показаний, не извлекая термометр из воды.

Температура воды в нашем роднике на момент исследования равнялась 11,5°С. (Приложение 6)

Жесткость воды.

Жесткость обуславливается присутствием в воде солей кальция и магния, сернокислых солей. Различают общую жесткость (карбонатную) устранимую и постоянную. Общая жесткость – наличие солей кальция и магния. После кипячения жесткость исчезает. Постоянная жёсткость – наличие сульфатных, хлористых и других солей кальция и магния. После кипячения жесткость сохраняется. Соли после кипячения разлагаются и превращаются в нерастворимые углекислые соли – карбонаты. Питьевая вода по ГОСТ 31954-2012 "Вода питьевая. Методы определения жесткости (с Поправкой)" должна иметь общую жесткость 7,0 мг.экв./л., но не более 10,0 мг.экв./л. []

На уроке химии мы определили жесткость воды. Для этого к 100 мг пробы, постепенно добавляли по каплям концентрированный раствор концентрированного хозяйственного мыла. Раствор постоянно взбалтывать. Появлялись хлопья мыла. В жесткой воде мыльная пена почти отсутствует.

Сделали вывод, что вода в роднике жесткая.

Кислотность.

Также мы определили рН воды. Для определения использовали универсальную индикаторную бумагу и цветную шкалу к ней. Мы смочили бумажную ленточку водой, наблюдая изменение ее окраски, сравнили с цветной шкалой, где нанесены величины водородного показателя рН. Если рН=7, вода не содержит свободных кислот и щелочей. Если рН не равен 7, то вода имеет кислую или щелочную реакцию. Срасвнили индикаторную бумажку, подержав ее в воде примерно 20 сек., с цветной шкалой таблица 4.

рН это водородный показатель воды и должен находиться в интервалах 6,5-8,5.

Таблица 4. Цветовая шкала и величина рН.

РН цвет индикатора

1

Малиновая

2

Красная

3 Оранжевая

4

Желтая

5

Светло-желтая

Характер среды

Сильнокислая

Среднекислая

РН цвет индикатора

6

Желто-зеленая

7

Болотная

8

Светло-зеленая

9

Зеленая

10

Синяя

Характер среды

Слабокислая

Нейтральная

Слабо щелочная

Сильно щелочная

В наших исследованиях рН равен от 6 – 7.

Осадок. Определение осадка производится после суточного отстаивания воды. Если осадок образуется, он может быть хлопьевидным слизистым, хлопьевидным желтовато-коричневым, плотным белым (желтоватым), плотным бурым (коричневым), сероватым, в виде песка или глины, растительных остатков.

Наши наблюдения показали, что суточное отстаивание воды не дало никакого осадка и даже в течение 20 дней отстаивания воды – осадка нет.

Дебит родника.

Дебит источника – это его мощность, то есть возможный расход воды. Он определяется следующим образом. При отсутствии у родника желоба, по которому стекает вода, лопатой делается углубление на дне. В срез углубления вдавливается кусок жести, согнутой в форме желоба. Забор воды провели следующим образом: 5-ти литровую емкость наполнили водой и по секундомеру вычисляется время заполнения объема водой. Сделали несколько проб. Следует вычислить расход воды: а) за 1 ч. и б) за сутки.

Дебит родника определили способом измерения расхода воды — объёмным.

Определение расхода воды родника вычислили по формуле: Q=V/Tср. где V - объем взятого сосуда, литры; tср – среднее время его наполнения, секунды.

Вывели средний показатель. Наши результаты: 3литра за 5 сек. Проводим вычисления: 3:5=0,6л/с Дебит родника за 1мин. =0,6х60=36л. За час =36х60=2160л. За сутки 2160 х 24=51840л. (Приложение7)

Гидрохимические исследования воды.

Гидрохимические показатели дают более точную, количественную информацию о качестве воды в водном объекте, чем органолептические. Чтобы получить результаты, мы посетили станцию агрохимической службы «Таловская» лабораторию химического анализа НИИ им. В.В.Докучаева Воронежской области и отвезли родниковую воду на анализ. При положительных результатах анализа питьевой родниковой воды и подписанном документе, разрешающим использовать в пищевых целях родниковую воды, мы вывесим данные лаборатории у родника на специальном баннере. (Приложение 8, 9,10,11).

По своему составу и свойствам вода из природного источника должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице 5.

Таблица 5. Показатели исследуемой воды.

Показатели

Единици измерения

Норматив по СанПин 2.1.4.1175-02

Показания родниковой воды

Органолептические

Запах

Баллы

Не более 2 — 3

0

Привкус

Баллы

Не более 2 — 3

0

Цветность

Градусы

Не более 30

Бесцветная

Мутность

Или мг/л (по коалину)

В пределах

1,5 — 2,0

Прозрачная

(по методике Муравьева А.Г.)



Продолжение таблицы 5.

Химические

Водородный показатель

Единицы рН

В пределах 6 - 9

7,52

Жесткость общая

мг-экв./л

В пределах 7 - 10

7,2

Нитраты (NO3 -)

мг/л

Не более 45

4,2

Общая минерализация (сухой остаток)

мг/л

В пределах 1000 - 1500

972,0

Сульфаты (SO42-)

мг/л

Не более 500

136,62

Хлориды (CL-)

мг/л

Не более 350

17,89

Химические вещества неорганической и органической природы

мг/л

Дополнительные показатели ПДК Приложение 11

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ РОДНИКА

Родник находится за селом, расстояние от села Лещаное до родника 5км 400м. Источник находится в овраге, в урочище «Стубляка», на юго-западе от села Лещаное. Подъезда к роднику нет. От дороги до родника 48м, к объекту можно подойти по тропе. Относительная высота склона 11метров. Склон сложен суглинком и песчаником. Родник вытекает из склона на высоте 7 метров. Приёмная камера родника (место, куда стекает вода) имеет форму прямоугольника длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 10 см. Приёмная камера находится на 30 см. ниже родника. Место начала родника накрыто поликарбонатом (Приложение 2). Из приёмной камеры вода стекает по трубе длиной 40м. Для забора воды в склон вбита труба диаметром 50 мм. Длиной 90см.

Окружающая местность родника представлена лиственными деревьями и кустарниками, травами в основном Дубом чересчатым, или Дубом обыкновенным (лат.Quercus robur), Осиной, или Осиной обыкновенной (лат. Pоpulus trеmula), Шиповником (лат. Rosa), Терном, или Терновником, или Сливой колючей (лат. Prunus Spinosa), Калужницей болотной (лат. Caltha palustris), Мать — и — мачехой обыкновенной (лат. Tussilago farfara), Пролеской сибирской (лат.Scilla siberica). Вблизи родника нет промышленных объектов, свалок, пашни, огородов, животноводческих ферм. От родника идёт одна единственная тропинка. Травяной покров полностью уничтожен на тропе, идущей от дороги до родника. Ветки деревьев срублены топором или сломаны. Много веток и поваленных деревьев. Мусора нет.

Паспорт родника «Студеный»

  • Номер источника – без номера;

  • Название источника – « Студеный»;

  • Область – Воронежская;

  • Район – Воробьёвский;

  • Населенный пункт – с. Лещаное, урочище «Стубляка»;

  • Элемент рельефа — овраг.

  1. Геологические условия выхода воды:

    • Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода – песчаник;

    • Выход воды на поверхность – из промежутков между частицами пород;

    • Характер вытекания воды – бурлит;

    • Расстояние от источника до ближайшего пруда 500м;

    • Расположение источника в овраге на высоте склона 7м.

  1. Растительность вблизи родника: древесная, кустарниковая и травянистая.

  2. Животный мир вблизи родника: пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

  3. Физические особенности воды источника:

    • Прозрачность воды – бесцветная, прозрачная;

    • Запах — интенсивность запаха (нет запаха), характер появления запаха (запах не ощущается), оценка интенсивности запаха (оценка 0);

    • Вкус — сладкая на вкус, интенсивность вкуса и привкуса, вкус и привкус не ощущаются, оценка интенсивности привкуса 0, кислотность среды нейтральная;

    • Осадок — отсутствует;

    • Температура воды — 11,5 0С;

    • Температура воздуха — 18 0С;

    • Замерзание источника — не замерзает;

    • Дебит источника — за час 36х60=2160л., за сутки 2160х24=51840 л.

  1. Участие источника в питании ручья, реки, озера — участвует в питании ручья.

  2. Влияние родника на окружающую местность — размывы.

    7. Хозяйственное использование источника — источник питьевой воды.

Вывод. Экологическое состояние территории около родника удовлетворительное. Мы предлагаем план по реализации проекта.

4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 6. План реализации проекта.

Сроки реализации

Этап

Содержание деятельности

Сентябрь 2019г.

Подготовительный.

Обследование территории вокруг родника.

Октябрь 2019 г. - июнь 2020г.

Подготовительный.

Круглый стол «Разработка проекта» (составление плана работы по благоустройству и реконструкции родника). Подготовка листовок «Храни родник, как жизнь, как божий дар!» Выпуск буклета «Живой родник, с живой водою природою нам подарен он…» Разработка мероприятий по обустройству родника.

Июль – август 2020г.

Основной практический.

Расчистка территории вокруг родника. Благоустройство территории. Поддержание порядка на территории родника.

Сентябрь – октябрь 2020г.

Оформительский.

Оформление проекта. Освещение информации о роднике в местных изданиях.

Продолжение таблицы 6.

Ноябрь 2020 г. - август 2021 г.

Заключительный. Открытие родника.

Защита проекта

5.СМЕТА ПРОЕКТА

Помочь роднику — значит, помочь своему здоровью, помочь родной земле сохранить свои природные богатства. Но без затрат не обойтись.

Таблица 7. Смета проекта.

Наименование статьи

Запрашиваемые средства

Имеющиеся средства

Привлеченные средства

Всего

Источник финансирования

Транспорные услуги



40000

40000

ИП Медведев С.В.

Информационно — сопроводительная реклама

2500

3000


5500

Собственные

Благоустройство родника (в том числе отсыпка дороги 5 км)

500000



500000

Средства грантодателя

Химический анализ пробы воды из источника


1500


1500

Собственные

Всего расходов по проекту

502500

4500

40000

547000


Полная стоимость проекта: 547000 (пятьсот сорок семь тысяч) рублей

Имеющиеся средства: 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей

Привлеченные средства: 40000 (сорок тысяч) рублей

Запрашиваемые средства: 502500 (пятьсот две тысячи пятьсот) рублей

ВЫВОД

По результатам исследований можно сделать вывод:

1. В процессе работы мы описали местоположение родника нашей местности . Родник находится за селом Лещаное в урочище «Стубляка». Необходимо провести мероприятия по очистке и благоустройству родника;

2. Провели анкетирование «Роль родника в вашей жизни» среди своих сверстников и жителей нашего села. Участие в очистке родника принимали волонтеры в количестве 25 человек. Больше половины участвующих в анкетировании не знакомы с родником «Студеный» и лишь немногие жители, знают о его происхождении. Несмотря на это в основном опрошенные нами участники хорошо знакомы со свойствами и пользой родниковой воды.

3. Показатели свойств (характер источника, цветность, жесткость, вкус и т.д.) исследуемой воды данного источника соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

4. Был разработан план мероприятий по очистке и благоустройству родника.

5. Составлена смета на благоустройство родника и дано согласие на добровольных началах на затраты транспортных услуг ИП Медведевым Сергеем Владимировичем (Приложение 12).

Есть уверенность в том, что работа по восстановлению и благоустройству родника «Студеный» в нашей местности будет проведена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы довольны! Удалось выполнить многое, что планировали. Многое узнали.Изучили нормы показателей родниковой воды согласно СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» [8].

Родниковая вода соответствует качеству по физико-химическим показателям.

Мы изучили самостоятельно в школьной лаборатории и оценили в профессиональной лаборатории качество родниковой воды родника «Студеный» и выяснили, что образец воды из природного источника соответствуют предельно-допустимым нормам СанПиНа 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Содержание хлоридов, сульфатов, карбонатов, ионов кальция соответствует нормам и не оказывает отрицательного влияния на организм человека. Соли должны присутствовать в питьевой воде. Нейтральная среда воды соответствует нормам (pH=7,0). Вода из источника не содержит токсичных и вредных веществ: ионов тяжелых металлов (ионов железа, ионов аммония).

Вода пригодна для питья.

Качество питьевой воды влияет на здоровье человека.

Волонтеры провели беседу с жителями села Лещаного о соблюдении чистоты и порядка вблизи родника.

Мы планируем продолжить контроль за экологическим состоянием родника, осуществлять своевременный уход (очистка,уборка мусора).

Надеемся, что наша работа станет еще одним источником познания родного края, побудительным мотивом бережного отношения к природе. Ждем весны — и снова за работу!

В целом думаем о том, что сделали сообща одно, но очень важное и для природы, и людей дело. Родники открывают для нас красоту воды, именно они обладают сразу быстротой рек, волей океанов и очарованием озер. И именно они, как никакой другой водный объект, нуждаются в нашей заботе и бережной охране. На свете нет ничего драгоценного, чем самая обыкновенная чистая вода. Без неё нет и не будет жизни на Земле. Важно следить, чтобы вода в исследуемых родниках была всегда чистой! Сохранение природных источников воды – задача всего человечества. Помочь роднику — значит, помочь своему здоровью, помочь родной земле сохранить свои природные богатства, наши богатства!








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аспиз. М. Е. Энциклопедический словарь юного биолога. М.: «Педагогика», 1990г

2. Герасимова Т. П., Неклюева Н. П. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ 11-е изд. М.: Дрофа, 2011.- 174с.

3. ГОСТ 31954-2012 "Вода питьевая. Методы определения жесткости (с Поправкой)"

4. ГОСТ 3351-74 "Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности (с Изменением N 1)"

5. Заика Е.А., Молчанова Я.П., Серенькая Е.П. Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков. М.: Российский химико – технолог. университет им. Д.И. Менделеева, 2001г. -100 с

6. Карпов Г. В. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа.

7. Муравьев А.Г.Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. 3-е изд., доп. и перераб. – СПб. : «Крисмас+», 2009.

8. СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников"

9. Шевченко Л.В., Коржев С.В. Методы изучения родников. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. I. / Под ред. В.В. Королева и Э.А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2004. С. 163-175.

10. Широкова В.А.. Вода: Энциклопедия. – Москва: СЛОВО, 2001.- с.48

11. Яковлева А.В. Воздействие родниковой воды на здоровье человека/ практико – ориентированный проект. [email protected]






ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Карта местности, где находится родник.

Приложение 2. Исток родника.

Приложение 3. Родник «Студеный».


Приложение 4. Определение мутности воды.

Приложение 5. Проба на вкус.


Приложение 6. Измерение температуры воды.

Приложение 7. Определение дебета воды.






Приложение 8 . Посещение лаборатории НИИ им. В.В. Докучаева.

Приложение 9. Работа со специалистом.

Приложение 10. Определение воды на сульфат — ионы.

Приложение11. Развернутый химический анализ воды.



Приложение 12. Источник финансирования транспортных услуг.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!