Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 29»
(МБОУ «Школа № 29»)
Социальный проект
«Сегодня в моде здоровый образ жизни»
Участники проекта:
учащиеся 6-х классов МБОУ «Школа № 29»
Учитель:
Соловьева Кристина Алексеевна, учитель географии
2016г
Дзержинск
Цели проекта:
1.Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни.
2.Реализация творческого потенциала учащихся как субъекта самостоятельной учебной деятельности.
3.Привлечь внимание учеников и педагогов к сохранению здоровья.
Задачи:
1. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
2.Формирование навыков ЗОЖ.
3.Формирование чувства ответственности за свое здоровье.
Актуальность проекта: повышение уровня заболеваемости учащихся за последние 2 года.
Планируемый продукт проекта: здоровьесберегающие листовки для учащихся.
Тип проекта - информационно-исследовательский, т.к он предполагает работу с информацией и небольшое исследование.
План проведения проекта:
Теоретическая часть:
1.Анализ литературы по проблеме.
2.Поиск информации в Интернете.
3.Изучение материалов психологической службы школы по проблеме.
4.Обсуждение полученной информации, формулирование выводов.
Изучив теоретическую часть по проблеме, используя Интернет, были определены причины снижения уровня здоровья детей и взрослых: малоподвижный образ жизни, накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. В 13 лет повышение давления до 130/80 — распространенное явление. Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией. По данным российских ученых 73% школьников не устраивают перерывы между приготовлением уроков. 30-40% детей имеют избыточный вес. По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание. По мнению специалистов, даже если дети двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не даст.
По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на 4 и 5, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 -3 часов; ученик шестиклассник - 3-4 часа, старшеклассник 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...
Малоподвижный образ становится нормой, как для детей, так и для взрослых. В достаточной мере этому помогает и компьютеры. Сегодняшней компьютерный день среднестатистического ребенка - это 2-3 часа неподвижности у монитора, усталость органов зрения, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т.д.Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ученик, который ведет такой образ, имеет проблемы со здоровьем, появляются стойкие трудности в учении.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Именно это обстоятельство побудило к исследовательской деятельности в этой сфере с целью определения условий сохранения здоровья учителей, учеников и их родителей.
Практическая часть работы:
1.Интервью с медицинским работником школы.
2.Составление вопросов анкет для учителей, учеников, родителей.
3.Анкетирование и обработка результатов.
4.Анализ полученных данных, формулирование выводов.
5.Подбор материала из различных источников информации о возможных способах сохранения здоровья.
Практическая часть исследования проводилась среди учеников 5-7-х классов, их родителей и учителей-предметников. Возраст учащихся 11-13 лет, учителей 30-60 лет.
Определение условий для сохранения здоровья учеников и учителей мы начали с изучения показателей заболеваемости среди учеников и учителей нашей школы. В интервью с медицинским работником школы было выявлено следующее: на вопрос, с какими болезнями к вам чаще всего обращаются, ответ был таков: чаще всего к нам обращаются с вирусными заболеваниями, головными болями, болями в животе.
- Сколько примерно человек к вам обращается в день?
- Примерно в день к нам заходит по 5 учащихся. Не считая детей, которые идут на прививки.
- Как часто и с какими жалобами к вам обращаются учителя?
- Учителя обращаются в основном с повышенным давлением, болью в горле, простудные заболевания.
- Сколько за год учеников болеют по справке?
- Каждый в среднем 2 раза в год. Учителя болеют реже.
Следующим этапом работы стала разработка вопросов анкет для учителей, учеников, их родителей с учетом актуальности проблемы.
Составляя вопросы анкеты для учителей, были учтены возрастные данные педагогов, педагогический стаж, общий уровень здоровья и болезни, связанные с педагогической деятельностью. Отдельные вопросы были направлены на выявление занятий, которые педагогам помогают поддерживать себя в стабильном физическом и эмоциональном состоянии, а также пожелания по сохранности здоровья.
При обработке данных анкеты было выявлено:
Опрашиваемые педагоги считают себя относительно здоровыми; учителя стараются не пользоваться “больничным”.
Фактором, влияющим на здоровье были отмечены:
1.Стресс
2.Экология
3. Продукты питания
4.Эмоциональный фактор
5.Нервные нагрузки
6. Несоблюдения режима питания
7.Большой объем работы
Все опрошенные учителя питаются в школьной столовой. 8 из 10 учителей уделяют внимание своему физическому здоровью: активно занимаются спортом, делают утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз или другие виды упражнений, посещают бассейн.
Ассоциации при упоминании слова «здоровье» следующие: чистота, гигиена, хорошая физическая форма, редкая заболеваемость, психо-эмоцианальное состояние, удовлетворительное состояние организма, социальное благополучие.
О рецептах поддержания здоровья: позитивное настроение; здоровое питание, здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, положительные эмоции, не унывать, режим дня, улыбка и смех.
При обработке данных анкеты для учеников было выявлено:
На вопрос, считаешь ли ты себя здоровым человеком - 85% учащихся ответили - да, 13% - не очень, 2% - нет.
Основным фактором, негативно влияющим на здоровье, были отмечены: - несоблюдение режима дня;
- нерациональное питание;
- стресс;
- учеба, плохой сон;
Наибольшее количество опрошенных беспокоят проблемы связанные с повышенной утомляемостью, головной болью и плохим сном.
С учебной деятельностью связывают такие заболевания как - снижение зрения, утомляемость, головная боль, плохой аппетит, плохой сон.
Ассоциации при упоминании слова «здоровье» следующие: это когда человек здоров, спортивная жизнь, не болеть, питание, хорошее настроение, хорошее самочувствие, режим дня, долгий сон;
О рецептах поддержания здоровья ученика: заниматься спортом, активно двигаться, делать зарядку, рано ложиться спать, правильно питаться, тепло одеваться.
По мнению родителей, основными факторами, негативно влияющими на здоровье ребенка, являются: экология, режим дня, стрессы, вредные привычки, питание.
Все опрошенные родители оценивают здоровье своего ребенка как хорошее. На вопрос: «Кто должен заботиться о здоровье учеников?» родители ответили: он сам, родители, врачи, учителя.
На вопрос: «Что негативно влияет на здоровье ребенка в школе?» родители ответили: неправильное питание, ежедневное ношение тяжелых сумок с учебниками, отсутствие индивидуального подхода в обучении.
Задача следующего плана проекта - подбор материала из различных источников информации и обсуждение на классном часе о возможных способах сохранения здоровья и поддержания оптимистического жизненного настроения. Также был определен продукт проекта, в котором будет содержаться подобранная информация - здоровьесберегающие листовки «10 заповедей здоровья».
Оформительская и презентативная часть работы:
- Выставка рисунков “Мы выбираем здоровье!!!”
- Выступление агитбригады “Расти здоровым!!!”с целью дать ученикам представление о здоровом образе жизни, помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым.
- Конференция “Как сохранить здоровье?” с привлечением медсестры школы, учащихся 6-х классов, их родителей, учителей. Ребенок- школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок подрастает в такой семье, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами.
- Здоровьесберегающие листовки для учеников начальной школы.
На конференции родителям было предложено составить собственный свод из 10 заповедей здоровья. Сначала все работали индивидуально, а потом выработался обобщенный перечень из 10 заповедей. В ходе дискуссии решался вопрос, что родители могут предпринять по соблюдению детьми рецепта долголетия. Результат получился следующий:
«Десять заповедей здоровья или рецепт долголетия»
Соблюдать режим дня.
Ежедневная утренняя зарядка.
Здоровое питание.
Прогулки на свежем воздухе.
Полноценный сон.
Занятия спортом.
Долой вредные привычки.
Жить в мире и согласии с семьей.
Меньше стрессов.
Одежда по сезону.
В результате работы над проектом мы научились:
- находить и анализировать информацию;
- формулировать выводы;
- брать интервью;
- составлять здоровьесберегающие листовки;
- работать в группе.
Список использованных источников информации
Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2003.
Здоровье. Учебно-методическое пособие. / Под ред. В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. - М., 2013
www.medaboutme.ru
www.1september.ru