СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "Такие удивительные шахматы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект в рамках внедрения ФГОС в начальной школе подразумевает постепенное проникновение шахмат в систему начального школьного образования и направлен на формирование специальных знаний и навыков, чтобы каждый обучающийся в дальнейшем обладал:

- умением мыслить, как логически, так и творчески;

- развитой интуицией;

- умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;

- выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;

- хорошей, отличной памятью;

- умение планировать, анализировать, контролировать;

- самодисциплиной и самоконтролем;

- развитой фантазией и воображением;

- умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;

 

Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших школьников, и прекрасным средством для реализации этой благородной цели являются шахматы.

Социальный проект "Такие удивительные шахматы" отражает поиск действенных форм и методов знакомства с шахматами и обучения детей шахматной игре.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Такие удивительные шахматы"»

социальный проект

Такие удивительные «Шахматы»







Автор работы: ученик 5В класса,

Беспалов Кирилл

Возраст: 11 лет.

Научный руководитель: учитель математики высшей квалификационной категории,

Костылева Любовь Николаевна.



г. Павлово

2020 г.







Содержание



  1. Введение

Актуальность темы, проблема, цель и задачи_______________3 стр.


  1. Основная часть

1). История шахмат______________________________________4 стр.



2). Влияние шахмат на развитие умственных способностей_____6 стр.



3). Знаменитости в шахматах_______________________________7 стр.


4). Правила игры_________________________________________7 стр.


5). Лучшие российские шахматисты_________________________8 стр.

6). Наши достижения______________________________________9 стр.

7). Практическая часть____________________________________10 стр.

III. Заключение__________________________________________10 стр.


  1. Список использованной литературы___________________10 стр.


  1. Приложения________________________________________11 стр.










«Шахматы - это гимнастика для мозгов».

Блез Паскаль

Введение.

Почему я решил выбрать тему своего проекта «Такие удивительные «шахматы»? Видимо потому, что эта игра – одно из моих любимых хобби.  Но, к сожалению, всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, поэтому хотелось доказать положительное влияние шахмат на развитие детей.

Сейчас мобильные телефоны в руках учеников – новая проблема современной школы. Каждый учитель скажет, что телефоны мешают учебе, отвлекают ребенка, провоцируют ухудшение учебы у подростков, поскольку некоторые из них рассчитывают найти нужную информацию во время урока в Сети, вместо того чтобы учить уроки дома.

Учителя столкнулись с проблемой, которую можно назвать зависимостью учащихся от их мобильных устройств. Подростки во время перемен и уроков играют в игры, просматривают веб-ресурсы, пишут SMS или общаются в онлайн- службах. Помимо очевидной физиологической нагрузки на зрение такое времяпрепровождение еще и мешает нормальному развитию детей.

В своей работе мне хотелось бы показать альтернативу игр в телефоне- это игра «шахматы». Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития.

Актуальность моего исследования состоит в том, что в современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.

Гипотеза: Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала в школе.

Цель: Доказать положительное влияние шахмат на развитие детей и научить желающих играть в шахматы.

Задачи, которые мне предстояло решить:

  1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал.

  2. Провести анкетирование и сделать анализ результатов исследований.

  3. Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат.

  4. Оценить роль шахмат в повседневной жизни сверстников.

  5. Познакомить с исследованиями своих одноклассников, научить желающих играть в шахматы. 

Объект исследования: учащиеся 5 класса, умеющие и не умеющие играть в шахматы. Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ данных, поиск, сравнение, систематизация, обобщение.

Срок реализации проекта: май 2019 -январь 2020

II.Основная часть


Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству - это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствуют становлению личности, учат логически мыслить и планировать свои действия, развивают концентрацию внимания.

1. История шахмат

Шахматы (от персидского «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника.

Считается, что шахматы появились около 2-х тысяч лет назад в Индии, где эту игру назвали «чатуранга».

Существует легенда как появились шахматы.

В одной далекой стране, а страна называется Индия, 2000 лет назад жил-был один человек. Звали его раджа -БАГРАМ, по-индийски «раджа» - это король. Он очень любил воевать со своими соседями, на востоке, западе, севере. Тем самым довел Индию до разорения. Мудрецы ломали голову над тем, как остановить войну. Был мудрец у раджи Баграма и придумал он игрушечную войну- ШАХМАТЫ ……

У каждого играющего есть своя армия-могучие слоны, конница, советники, король, солдаты. И побеждает тот, кто хитрее. Мудрец рассказал об этой игре. Когда индийский король впервые познакомился с шахматами, он был восхищён их своеобразием и обилием красивых комбинаций. Узнав, что мудрец, который изобрёл игру, является его поданным, король хотел наградить его за гениальную выдумку.

Властелин пообещал выполнить любую просьбу мудреца и был удивлен его скромностью, когда тот пожелал получить в награду пшеничные зерна. На первое поле шахматной доски - одно зерно, на второе - два, на каждое последующее вдвое больше зёрен, чем на предыдущее. Король приказал побыстрее выдать изобретателю шахмат его ничтожную награду.

Счетоводы сообщили своему господину, что его повеление невыполнимо: такого количества зерна просто не было не только во всей Индии, но и на всей земле. Для выполнения этой скромной просьбы мудреца потребовалось бы 280 000 лет подряд собирать весь выращенный урожай в Индии или же в течение 8 лет засеивать и собирать зерно со всей поверхности Земли. А если построить амбар дня него высотой четыре и шириной десять метров, то он был бы длиной в 300 000 000 километров, или от Земли до Солнца и обратно. Зёрен потребуется 18.446.744.073.709.551.615.



Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси. Название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу с арабскими. Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги. Сообразительный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы.

         Европейский вариант шахматной игры попал в Россию из Италии, постепенно превращая старые русские шахматы в современные.

«Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру Каспарову в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграла две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стала также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.


2. Влияние шахмат на развитие умственных способностей.

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений – это неоднократно доказано множеством исследований и экспериментов. Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению, что немаловажно при решении различных задач. Кроме того, тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание позиций заставляют мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Одна из главных составляющих шахмат - анализ позиции, что немаловажно при решении задач. Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности.

Поиск наилучшего хода, умение отбить удар, собрать самого себя в критической ситуации - все это и есть воспитание характера и силы воли. Развитие целеустремленности- еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат. Начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство - вдохновение. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто. В этот момент человек способен решить любую задачу.

Умению мыслить системно и нестандартно также учат шахматы. Ученые особенно отмечали важную роль шахмат в развитии аналитических способностей, логического мышления. Многие часы проводили за черно-белой доской Михаил Ломоносов и Дмитрий Менделеев, Галилео Галилей и Исаак Ньютон и др. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока в начальной школе.   

   У играющего ребенка в шахматы формируются навыки планирования действий.  Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

   Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Занятия по шахматам способствуют развитию у детей таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Игра в шахматы вырабатывает в человеке целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.

3. Знаменитости в шахматах


Шахматы с начала существования игры делали из разных материалов – слоновой и моржовой кости, дерева и керамики, серебра и золота, стали и бронзы, перламутра и янтаря, фарфора и стекла. В XX столетии начали выпускать шахматы из пластмассы.

Настоящее произведение искусства – шахматы, сделанные тульскими оружейниками в 1780-х годах в качестве подношения Екатерине II.

Археологические находки шахмат нам показывают, что эта игра была известна ещё в те далекие времена. Благодаря былинам мы знаем о популярности шахмат среди русских воинов (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич). В былине «Ставр Годинович» главная героиня – жена князя Василиса Микулична своей игрой «удивляет всех, да людей добрых» и, обыграв в шахматы киевского князя Владимира, выручает из заточения своего мужа.

Пётр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнёров. Увлекалась шахматами и Екатерина II. В 1796 г. А. С. Строгонов устроил для Екатерины II и шведского короля Густава IV, партию живых шахмат. На лугу, где зелёным и жёлтым дерном выложили «шахматную доску», слуги, переодетые в средневековую одежду, передвигались как в шахматной партии.

Игре в шахматы уделяли время русские цари – Иван Грозный, Борис Годунов. Шахматы были любимым досугом А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, Е. Чернышевского, Л. Толстого.

С тех пор в шахматы играют и взрослые и дети.


4. Правила игры


Чтобы играть в шахматы, надо знать правила. Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.
 Каждый ход делается только одной рукой!

-Первое правило шахматной игры для начинающих: «Тронул – ходи!».

При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю».

- Второе правило игры в шахматы:

«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».

Третье правило:

-«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».

-Четвертое правило в шахматах:

-«Если вовремя или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».

-Пятое правило:

-«Если вовремя или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».

-Все официальные партии используют контроль времени.
(Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения. Без часов невозможно проведение шахматного турнира.)


5. Лучшие российские шахматисты.


Сегодня в мире существует несколько тысяч различных шахматных объединений, союзов и организаций, крупнейшая из которых — ФИДЕ.

В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет .

В Международной федерации шахмат

*Лидирующее место в списке российских шахматистов ФИДЕ занимает один из лучших игроков 21 века — Ян Непомнящий. В 7 лет будущий гроссмейстер успешно получил первый разряд по шахматам, а в 8 — стал кандидатом в мастера спорта. С этого момента и началась большая карьера маленького Яна.


*Второе место сильнейших российских шахматистов занимает «самый универсальный игрок» Александр Грищук.

«Лучше сделать два просто хороших хода, чем один отличный, а другой — плохой» — уверен сам Грищук.

*3 Место — Владимир Крамник Юноша уже в 11 лет получил мастера спорта по шахматам, а в 16 стал чемпионом мира среди своих сверстников из других стран. Учителями Владимира были известнейшие— Марк Дворецкий, Гарри Каспаров и Михаил Ботвинник.

Интересный факт: Гарри Каспаров играл с Крамником 15 партий, но не разу не выигрывал. Радость всех тренеров, когда воспитанники становятся сильнее их самих. 





  1. Наши достижения.

Хорошо играют в шахматы в нашем классе мой друг Степан и я. Наша школьная команда является победителем и призером в районных и зональных турнирах по шахматам «Белая ладья» и «Нижегородский витязь». Мы принимали участие в полуфинале турнира «Белая ладья». Конечно, были игроки сильнее нас, а это значит, что нам еще есть над чем работать.

7. Практическая часть

В начале сентября и в январе была проведена анкета в 5в классе.

Учащимся предлагалось ответить на вопросы:

-Умеешь ли играть в шахматы?

- Посещаешь шахматный кружок?

- Сложно решать задачи по математике?

По итогам анкеты составил таблицу.


№п/п

вопрос

сентябрь

январь

1.

Умеешь ли играть в шахматы?



2.

Посещаешь шахматный кружок?



3.

Сложно решать задачи по математике?




Заключение

  

Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т. к. считаются королём среди игр. И несмотря на древнюю историю возникновения шахмат, они не перестают пользоваться популярностью и в наш XXI век, век новых технологий и всецелой компьютеризации.

Мудрость, увлекательность и азарт этой игры никогда не позволяет ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространённых настольных игр. Она учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает внимание и усидчивость. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы.

Значимость моей работы заключается в том, что многие ученики, познакомившись с данным исследованием, на вопрос о необходимости научиться игре в шахматы - ответили положительно! Мы со Степаном выступали в роли волонтеров и учили всех желающих играть в шахматы на переменах и после уроков. После моего выступления желающих научиться игре в шахматы стало намного больше. В нашей школе в рекреациях стоят шахматные столы и есть большие шахматы, где мы обучаем игре в шахматы. У нас появились помощники- старшеклассники. Я очень рад, что некоторые школьники игры в интернете заменили шахматами. Значит мой проект удался!

Хочется верить, шахматы были, есть и будут всегда!

Список использованной литературы

1). Приключения в Шахматной стране.: Сухин И. Г.: М. Педагогика,1991г 2). Детская энциклопедия. Шахматы. Серия «Я познаю мир». М., 2005 3). Шахматный учебник. В. Пожарский.: Ростов н/Д: Феникс,2009 г. 4). Шахматы и математика. Гик. Е. Я.  -М.: Наука, 2000 г. 5). Шахматный учебник для детей и родителей 1 часть. Всеволод Костров 6). Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе. Т.К. Фесенко. 7). Шахматы 5334 задачи, комбинации и партии. Ласло Полгар.





Приложения


  1. Вопросы анкеты:

-Умеешь ли играть в шахматы?

- Посещаешь шахматный кружок?

- Сложно решать задачи по математике?


  1. Таблица результатов.


№п/п

вопрос

сентябрь

январь

1.

Умеешь ли играть в шахматы?



2.

Посещаешь шахматный кружок?



3.

Сложно решать задачи по математике?




  1. Грамоты























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!