СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "Вода - источник жизни на Земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот проект позволит расширить знания детей о свойствах воды, водоёмах Смоленской области,  роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Вода - источник жизни на Земле"»


Тема проекта: «Вода – источник жизни на Земле»


Цель проекта: расширить знания детей о свойствах воды, водоёмах Смоленской области, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Задачи:

- Узнать о значении воды в жизни человека и других живых организмов.

- Познакомить детей с водоёмами Смоленской области.

- Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.

- Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.

- Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.

Предмет, класс: Внеурочная деятельность по предмету «Окружающий мир, 2 класс 1 полугодие»

Краткая аннотация проекта.

Мы часто слышим, как говорят: «Вода – богатство, вода – жизнь, вода – источник». Какую же роль выполняет вода на нашей планете? Можно ли без неё прожить? В ходе работы над проектом учащиеся определят роль воды в жизни человека, изучат свойства воды и докажут её уникальность, познакомятся с водоёмами Смоленской области, научатся бережному отношению к воде, как важнейшему богатству на Земле.

Сроки реализации: продолжительность работы над проектом октябрь- декабрь.

В результате выполнения проекта учащиеся подготовят доклады о водоёмах Смоленской области, проведут опыты, нарисуют рисунки о бережном отношении к воде.

Планируемые результаты деятельности: после завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.


Метапредметные:

- умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к воде.

Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос: «Зачем нужна вода?»

Проблемные вопросы:

Почему воду называют источником жизни?

В чём уникальность воды?

Какие экологические проблемы связаны с водой?

Учебные вопросы:

Какое значение имеет вода для человека?

Зачем растениям нужна вода?

Для кого вода является природным домом?

Какие водоёмы Смоленской области вы знаете?

Какими свойствами обладает вода?

Какие чудесные превращения происходят с водой?

Чего на земной поверхности больше: суши или воды?

Знаете ли вы, какую воду называют пресной?

К чему может привести загрязнение водоёмов? Как беречь воду?

Необходимые начальные знания, умения, навыки:
Умения работать с различными ресурсами, в том числе с Интернетом, грамотно и связанно излагать свои мысли.

План проведения проекта:
Подготовительный этап:

• Ознакомление и ввод учащихся и родителей в проектную деятельность.
• Получить разрешение от родителей на использование фото и работ учеников в сети Интернет.
• Обсуждение целей и задач проекта.
• Формирование групп учащихся с учетом желаний и интересов детей.
• Анкета для выявления знаний обучающихся о свойствах воды.
• Познакомить с критериями оценивания продуктов деятельности в ходе реализации проекта.

Основной этап:
• Составление плана работы в группах: план работы в группах составляется под руководством учителя с помощью наводящих вопросов, устанавливаются сроки выполнения проекта.
• Поиск информации в разных источниках по группам.
Посещение школьной библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме. Работа с картой Смоленской области.
• Знакомство с правилами работы в сети Интернет.
• Анализ информации, отбор материалов.
• Промежуточное оценивание.

Заключительный этап:
• Подготовка и оформление результатов в виде докладов, рисунков и опытов.

•Защита проекта.


































Конспект заключительного занятия по теме:

«Вода – источник жизни на Земле».


Предмет: окружающий мир.

Класс: 2

Тема урока: «Вода – источник жизни на Земле».

Цель проекта: расширить знания детей о свойствах воды, водоёмах Смоленской области, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Планируемые результаты:

Предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учениками работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе.

Тип урока: научно- практическая конференция.
Оборудование: интерактивная доска, набор лабораторного оборудования, Презентация Роwer Point; вещества для проведения опытов, рисунки и плакаты, тучки и капельки для рефлексии.





Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости мои коллеги. Поприветствуйте их. Улыбнитесь. Настройтесь на работу. Тихо сядьте на свое место.

- Уважаемые коллеги, друзья. Мы рады видеть вас у нас в гостях, надеемся, что вам понравится и вы не пожалеете о потраченном времени.

2. Постановка учебной проблемы.

Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без .. (Воды) Слайд 2

-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (О воде)

-Тема нашего урока: « Вода источник жизни на Земле». Слайд 3

-В конце урока вы ответите на вопрос, почему же вода является источником жизни на Земле.

3. Работа по теме урока.

- А сейчас предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а вы будете учёными.

1 группа учёные - путешественники расскажут нам о распространении воды на Земле, о водоёмах Смоленской области. Слайд 4

2 группа учёные – исследователи проведут опыты и расскажут о свойствах воды. Слайд 5

3 группа учёные – экологи расскажут о значении воды для человека, растений и животных, обсудят проблемы загрязнения и охраны воды.

Слайд 6

- Итак, предоставляем слово учёным – путешественникам

1.Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда.
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – только Вода! Слайд 7

В нашей повседневной жизни вода стала настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Если посмотрим на нашу планету из космоса, то увидим что голубого цвета больше, чем зелёного, коричневого и желтого. Действительно, голубой цвет – это вода. Вода занимает 3/4 площади нашей планеты, а суша только 1/4. Слайд 8

Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это моря и океаны, большие реки и маленькие речушки. Красоту воды мы видим и в глубине озер. Озера называют ещё голубыми глазами Земли. И это все водные богатства нашей планеты. Слайд 9

2. На территории Смоленской области тоже много разных водоёмов: рек, озёр, прудов и ручьёв. Слайд 10

По её территории протекает более тысячи рек. Главной рекой области является река Днепр. Она протекает по территории 3-х стран. Это Россия, Белоруссия и Украина. Слайд 11

Берёт она своё начало в северо- восточной части области. Самыми крупными притоками Днепра являются реки Сож и Десна. Днепр пересекает 9 районов области. В 420 километрах от истока Днепра расположен наш областной центр – город Смоленск. Река Днепр несёт свои воды в Чёрное море.

3. Слайд 12. В великую русскую реку Волгу из нашей области несёт свои воды её приток Вазуза, в который впадает река Гжать. Эти реки несут свои воды в Каспийское море.

4. Слайд 13

На территории Смоленской области более 150 больших и глубоких озёр. Происхождение наших озёр ледниковое. Озёра различаются по величине, глубине, форме, прозрачности воды, растительности и рыбными богатствами.

Слайд 14. Самое большое озеро Акатовское. Его площадь – 650 гектаров, а глубина 10 метров. Акатовское озеро имеет продолговатую форму. В озере водится много рыбы: это окуни, ерши, щуки, налимы. Расположено оно в Демидовском районе. В этом же районе находятся и другие озёра: Баклановское, Сапшо, Чистик, Рытое.


5. Слайд 15. Озеро Баклановское является одним из самых глубоких озёр во всей Смоленской области. Глубина в некоторых участках может достигать 28 метров, площадь – 25 000 квадратных километров. Форма Баклановского озера своеобразна и напоминает букву «Н», это как бы два озера, соединённые между собой. На озере можно встретить редких птиц:

лебедя, орлана – белохвоста.

6. Слайд 16. Озеро Сапшо самое красивое озеро Смоленской области. Его площадь – 30 000 квадратных километров, глубина до 16 метров. По нему с запада на восток протянулись 6 островов. Озеро является памятником природы.

7. Слайд 17. Озеро Чистик по популярности не уступает озеру Сапшо. Из названия становится понятно, что в озере кристально чистая вода. Видимость под водой составляет от 4 до 6 метров. Площадь озера 6 000 квадратных метров, глубина -25 метров.

Озеро Рытое одно из самых рыбных озёр.

А сейчас блиц - опрос. Слайд 18.

  1. Главная река Смоленской области. ( Днепр)

  2. Самое большое озеро Смоленской области ( Акатовское)

  3. Самое глубокое озеро Смоленской области. ( Баклановское)

  4. Самое красивое озеро См. области ( Сапшо)

  5. Самое чистое озеро Смоленской области. ( Чистик)

Молодцы учёные – путешественники.





Физкультминутка. Слайд 19.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонились

И обратно возвратились.


А что знают о свойствах воды учащиеся 2а класса? Слайд 20.

Учащимся 2-а класса было предложено ответить на несколько вопросов о свойствах воды. Было опрошено 25 человек. Анализ анкет показал.


Вопрос

Да

Нет

Имеет ли вода запах?

3

22

Имеет ли вода цвет?

13

12

Может ли вода растворять вещества?

24

1

Имеет ли вода форму?

9

16


Сейчас группа учёных- исследователей поможет нам выяснить на какие вопросы вы дали правильный ответ, а где вы ошибались.


4. Практическая работа.


Опыт №1 . «Имеет ли вода запах?»

Цель: показать, что вода не имеет запаха.

Технологический процесс: Возьмём мандарин и почистим его. Сразу почувствовали запах, распространившийся в помещении, А теперь возьмём воду и понюхаем, чем она пахнет?

Вода нечем не пахнет.

Вывод: вода не имеет запаха


Опыт № 2. «Имеет ли вода вкус?»

Цель: проверить имеет ли вода вкус.

Технологический процесс: Мы знаем, вкус продуктов бывает сладким, горьким, кислым, солёным. Попробуем воду на вкус. Не один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.



Опыт № 3. « Какого цвета вода?»

Цель: проверить имеет ли вода цвет.

Технологический процесс: Возьмём несколько цветных полосок бумаги. Приложим их к воде. Мы увидели, что цвет воды не совпадает ни с одним цветом из полосок.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.


Опыт № 4. «Прозрачна ли вода?»

Цель: показать, что вода прозрачная.

Технологический процесс: Возьмём 2 стакана. В один нальём молоко, в другой воду. В каждый положим по ложке. В стакане с молоком ложку мы не видим, в стакане с водой ложку видим.

Вывод: вода прозрачная.


Опыт № 5 «Имеет ли вода форму?»

Цель: показать, что вода не имеет формы.

Технологический процесс: Возьмём тарелку. Выльем на неё немного воды. Наклоним тарелку.

Вода заняла форму тарелки. Возьмём один стакан с водой, а другой пустой. Перельём воду в пустой стакан. Вода заняла форму стакана

Вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в котором она находится.


Опыт № 6. «Растворяет ли вода вещества?»

Цель: показать, что вода - растворитель.

Технологический процесс: Возьмём 3 стакана с питьевой водой. В один стакан положим немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел. Хорошо помешаем воду в стаканах.

Наблюдаем, что произойдёт с солью, сахаром, мелом. Попробуем на вкус воду в первом и во втором стакане. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала соленой, во втором – сладкой. Теперь обратим внимание на соль, сахар. Их не видно. Мел же осел на дно, но не растворился.

Вывод: вода-растворитель, но не все вещества в ней растворяются.


Делаем вывод. Какими свойствами обладает вода. Слайд 21.

  1. Вода не имеет запаха.

  2. Вода не имеет вкуса.

  3. Вода не имеет цвета.

  4. Вода прозрачна.

  5. Вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в котором она находится.

  6. Вода-растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

  1. Работа по теме урока.

Слайд 22.

Где в жизни мы можем использовать свойство воды растворять вещества?

Слайд 23.А сейчас интересные факты о воде.

А сейчас третья группа учёных « Экологи» расскажут нам о роли воды для человека, растений и животных, а так же о проблемах загрязнения и охраны воды.

1) Слайд 24. Воду пьют растения, животные, человек, вода является домом для многих животных. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

2.) Слайд 25. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Вода нужна для работы фабрик и заводов. Водоёмы это место отдыха для детей и взрослых.

3) Слайд 26. Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы и пассажиров.

4) Слайд 27. Человек использует воду для питья, умывания, приготовления пищи, стирки, уборки, для полива растений .

5). Слайд 28. Но пресной воды на планете не так уж много, поэтому она требует к себе бережного отношения. Если из вашего крана постоянно капает вода, то за 20 минут вы потеряете 1 стакан чистой воды, а за месяц убежит 540 литров воды.

6) Слайд 29. Человек сам виноват в загрязнении воды. Фабрики и заводы сбрасывают в реки сточные воды, человек бросает в воду мусор, моет в реках и озёрах машины. Вода становится непригодной для питья, в ней гибнет рыба, болеют и гибнут морские животные.

7). Наша группа составила правила бережного отношения к воде. Слайд 30.

Правила

1. Закрывай кран.

2. Экономь воду, когда чистишь зубы и моешь посуду.

3. Не бросай мусор в воду и не оставляй его на берегах водоёмов.

4. Не мой велосипеды и машины в реках и озёрах.


- Ребятами нашего класса были нарисованы плакаты и рисунки призывающие защищать воду от загрязнения и бережно к ней относится. Посмотрите на них.

Слайд 31.

8) Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Прошу Вас, взрослые и дети

Храните речку светлую мою!

Слайд 32.- А сейчас давайте ответим на вопрос нашего урока. Почему вода является источником жизни на Земле?

Не умыться, не напиться

без воды.

Листику не распуститься

без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек!

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!


8. Итоговое обобщение. Рефлексия. Слайд 33.

- Молодцы, ребята, сегодня все хорошо работали, показали свои знания. У вас на партах лежат капельки синего цвета. Кому понравился наш урок прикрепите капельки на тучку синего цвета, кому урок не понравился, было что-то не понятно, прикрепите капельки на тучку фиолетового цвета.




Вижу, что наш урок всем понравился. И закончить урок хочу словами

А. де Сент-Экзюпери.

Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются

не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,

что необходимо для жизни: ты сама жизнь.

Ты исполняешь нас с радостью,

которую не объяснишь нашими чувствами.

С тобой возвращаются к нам силы,

с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас вновь начинают

бурлить высохшие родники нашего сердца.

(А. де Сент-Экзюпери. Планета людей)

Наш урок закончился, желаю вам всего хорошего. Слайд 34.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!