СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный театр как форма профилактики девиантного поведения подростков

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный театр – это площадка, на которой реализуется постановка спектаклей на острые социальные темы (понятие Синявской Я.Э.). Социальный театр имеет широкий спектр тем: проблема употребления подростками ПАВ, безнадзорность, толерантность к детям-инвалидам, понятие дружбы, бесконфликтного поведения, взаимоотношений «дети-родители» и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Социальный театр как форма профилактики девиантного поведения подростков»

Социальный театр как форма профилактики девиантного поведения подростков

Профилактика девиантного поведения подростков в школе традиционно включает в себя проведение классных часов, бесед, занятий с элементами тренинга для детей «группы риска», контроль посещаемости, занятости во внеурочное время и в период каникул, посещение учащегося на дому с целью проверки условий проживания и воспитания, а также вовлечение в различные внеурочные мероприятия/школьные празднования и т.д. Одной из инновационных форм профилактики считается социальный театр. Рассмотрим это понятие подробнее.

Социальный театр – это площадка, на которой реализуется постановка спектаклей на острые социальные темы (понятие Синявской Я.Э.). Социальный театр имеет широкий спектр тем: проблема употребления подростками ПАВ, безнадзорность, толерантность к детям-инвалидам, понятие дружбы, бесконфликтного поведения, взаимоотношений «дети-родители» и т.д. Данную форму работы можно использовать как отдельно, так и в ходе классного часа с последующим обсуждением с учащимися представленной проблемы. В социальном театре используется подход «равный – равному», где актерами являются сами ребята, повествующие историю другим учащимся, таким же, как они подросткам. Наблюдая со стороны, учащиеся могут сопоставить действия героев истории, где-то узнать себя в герое, примерить различные роли, увидеть последствия социально- неодобряемого поведения на чужом опыте и оценить свое поведение, задуматься об ответственности за те или иные поступки, расширить кругозор и т.д. Спектакль в данном случае может рассказать подростку о проблемах, с которыми он сталкивается в повседневности или которые ему могут встретиться на жизненном пути, а также раскроет альтернативные одобряемые обществом варианты поведения, даст толчок к изменениям в личности самого подростка.

Таким образом, социальный театр может выполнять многие функции: воспитательную, просветительскую, социализирующую. Совокупность всех форм и методов профилактики снизит риск приобщения подростка к различным видам девиантного поведения.

Социальный театр полезен не только пассивным участникам, но и самим актерам. Участие в театральной деятельности дает им показать свои возможности, повысить свою самооценку, перевоплощаться в различные образы, повышают коммуникабельность, выдержку (так как постановка спектакля – коллективное дело, актерам приходится учиться общаться и договариваться, контролируя свои эмоции).

Сценарий для 6-х классов «Дружба и обиды в школе» (основано на притчах «Гвозди» и «Три Сократа»).

Принимают участие 3 актера: отец, мальчик (первоначально злой, агрессивный, любящий обижать всех в классе, не имеющий друзей) и девочка (его одноклассница, постоянно передающая сплетни).

Мальчик: Папа, ты обязан мне помочь!

Отец: Что случилось, сын? (спокойно спросил отец)

Мальчик: Почему в классе со мной никто не хочет дружить? (грубо спросил он).

Отец: Давай подумаем вместе. Как ты ведешь себя с ними?

Они вышли во двор частного дома. Отец взял горсть гвоздей и молоток в сарае. Сын очень удивленно смотрел на отца.

Отец: Вчера мне позвонили из школы и сказали, что ты много раз обзывал своего одноклассника…

Мальчик: (грубо перебив реплику отца). А чего я? Его все обзывали. Возьми гвоздь и вбей его в забор (строго сказал отец).

Сын вбил гвоздь.

Отец: Вспомни случай, когда ты без спроса взял пенал одноклассницы, а потом еще и выбросил его в мусорное ведро.

Мальчик: Она заслужила! Её на уроке спросили, пятерку поставили, а меня не спросили, а я выше руку тянул, даже с места встал (немного тише ответил).

Отец: Возьми ещё гвоздь и вбей его.

Сын снова вбил гвоздь.

Отец: Я помню случай, когда ты специально толкнул одноклассника на уроке физкультуры, потому что забил гол он, а не ты.

Мальчик: Потому что я сам хотел забить гол, хотел, чтобы меня похвалил учитель (еще тише ответил он, отец дал ему гвоздь, сын забил гвоздь в забор).

Отец: Вспомни, когда тебе кто-то рассказал, что твой товарищ раскрыл твой секрет всем. Эту информацию ты не проверил (ведь на самом деле, он ничего не рассказывал), а сразу побежал и наговорил ему столько обидного.

Отец: (протянул гвоздь, а сын начал вбивать) А когда ты разбил горшок с цветком на подоконнике в школьном коридоре, сказав, что это сделал не ты, а твой одноклассник?

Отец протянул следующий гвоздь, а сын послушно вбил его.

Мальчик: Я просто испугался (очень тихо сказал он, опустив голову).

Отец: Эх… (вздохнул отец и огорченно отвел голову в сторону).

Отец протянул еще пару десятков гвоздей.

Отец: Подумай, кого ты еще обидел и за каждое обидное слово или поступок вбивай в забор по одному гвоздю.

Через некоторое время сын подошел к отцу.

Мальчик: Я вбил все гвозди. Я понял, почему со мной никто не дружит… и я хочу всё исправить. Как мне это сделать, папа?

Отец: Теперь сделаем так: старайся никого не обижать – ни делом, ни словом. Выдержишь день – вытянешь из забора один гвоздь, не обидишь никого в следующий день – вытянешь ещё один и так ты сможешь вытащить все гвозди из забора.

Прошло несколько недель.

Мальчик: Папа, я вытащил все гвозди, за все это время я никого не обидел (радостно).

Отец и сын подошли к забору.

Отец: Ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в заборе. Когда ты говоришь вещи, которые могут сделать больно, передаешь другим непроверенную обидную информацию о товарищах, слухи и сплетни, ты наносишь другу рану вроде этой. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Друзья – это редкие драгоценности. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их.

На следующий день мальчик пошел в школу. Ему стало казаться, что все и вправду стали к нему по-другому относиться, однозначно лучше, в классе даже появился друг.

Девочка: Привет! Знаешь, что я знаю о твоем друге?

Мальчик: Подожди, давай сделаем так: просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

Девочка: Три сита? (удивленно) Причем тут сито?

Мальчик: Мой отец дал очень хороший совет (он прочитал его у древнегреческого мудреца Сократа): прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверена, что это правда?

Девочка: Нет, я просто слышала это.

Мальчик: Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

Девочка: Нет, напротив.

Мальчик: Значит, ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверена в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

Девочка: Нет, в этом нет необходимости.

Мальчик: Итак, в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы (говорил медленно и загибая пальцы). Зачем тогда говорить?

После происходит обсуждение сказки (О чем сказка? На какие смысловые части можно ее разделить? Что понял главный герой? Чему он научил свою одноклассницу? и т.д.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!