1.Создать условия для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха.
2.Установить связь между произведениями А.П.Платонова и его писательской судьбой, развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 .Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности . | Приглашает детей к сотрудничеству. Создаёт эмоциональный фон урока, (звучит музыка), предлагает отгадать загадку: Это счастья кусочек, Это свежего воздуха, ветра глоточек, Ты его подари, и оно возвернется, У кого-то спокойнее сердце забьется. (доброта) | Отгадывают загадку, включаются в работу. |
2.Этап актуализации знаний | Напоминает слова героя сказки «Волшебное кольцо»: "Добро, мама, из добра явилось” Спрашивает, кто автор этой сказки и с каким произведением А. Платонова познакомились на прошлом уроке. - Сформулируйте тему урока словами Юшки, которые характеризуют его отношение к жизни.( Сотвори добро в душе своей…) Предлагает выбрать эпиграф к уроку, обосновать своё мнение: 1.До конца, до тихого креста Пусть душа останется чиста! Н.Рубцов 2. Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов. А. Платонов 3.Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях. А. Платонов 4. Досадно мне, когда невинных бьют. В. Высоцкий 5.Так всякое добро приносит и плоды добрые. Евангелие от Матфея | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен», таким образом формулируют тему урока (Сотвори добро в душе своей…) Ставят цели для себя (найти элементы добра в рассказе «Юшка» через образ главного героя), обосновывают выбор эпиграфа к уроку самостоятельно в маршрутном листе («Так всякое добро приносит и плоды добрые» Евангелие от Матфея ) Далее осуществляется взаимопроверка-обсуждение в паре . |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Организует работу над художественной деталью: - Посмотрите на портрет писателя, что можете сказать о его глазах? - Какую деталь в портрете Юшки он выделяет? Что можно сказать о человеке, глаза которого плачут? - Какие эпизоды рассказа вам запомнились? Учитель выслушивает ответы обучающихся, затем предлагает поработать с этими эпизодами | Размышляют, отвечают на вопросы, погружаются в рассказ, подтверждая ответы цитатами. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Предлагает составить «психологический этюд» поведения 1 группа – выписать ключевые слова, рисующие поведение детей и сделать вывод; 2группа – ключевые слова, помогающие понять отношение Юшки к людям и проанализировать; 3 группа – найти ключевые слова, характеризующие поведение взрослых и проанализировать ; 4 группа- найти ключевые слова, рисующие жизнь людей после смерти Юшки и проанализировать; 5 группа- найти и проанализировать эпизод «Приезд приемной дочери Юшки в деревню» | Работают самостоятельно, в группах, выписывают в маршрутные листы ключевые слова, составляют «психологический этюд» поведения детей, Юшки, взрослых, приемной дочери, делают выводы. |
5. Этап реализации построенного проекта | Организация проектной деятельности | Составляют связный рассказ, анализируют поведение разных героев, делают выводы об их душевных качествах |
6. Этап первичного закрепления | Предлагает тему для размышления «Отношение к юродивым на Руси» С помощью подготовленных заранее учеников проводит экскурс в историю ( рассказ о картине «Боярыня Морозова» и о юродивом на переднем плане картины, рассказ о Василии Блаженном») - Когда Юшка чувствует себя по – настоящему счастливым? | Слушают одноклассников, обмениваются мнениями, размышляют |
7.Динамическая пауза. | Давайте и мы представим себя на природе. Встаньте, закройте глаза и вспомните теплое лето, цветущий луг. Откройте глаза и присядьте, чтобы лучше рассмотреть цветы. А теперь встаньте и протяните руки вперед, вот на них на секунду присела легкая бабочка и вновь вспорхнула. Поднимите руки вверх, чтобы ощутить воздушное прикосновение облачка. Поверните голову направо, чтобы увидеть чудесно поющую птичку, а теперь налево – там краснеет земляника… | Участвуют в динамической паузе. |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Предлагает провести мини – исследование последних страниц рассказа и доказать, что Юшка прожил свою жизнь не зря. | Проводят мини – исследование, находят ключевые слова, предложения, доказывающие, что Юшка- не лишний человек. |
9.Этап включения в систему и повторения. | - Каждый из нас оставит в душе свой образ А. Платонова и его героев. Наш урок – урок - мастерская, каждый из вас – творец. Выберите наиболее близкую вам роль и опишите Юшку с точки зрения 1) поэта; 2)философа; 3)скульптора; 4)писателя | Составляют синквейн, оценивают работы одноклассников |
10.Рефлексия | Организует работу по осмыслению имени героя: Ефим - благочестивый, священный, благодушный, благославный. В просторечии: юшка – кровь. - Каких целей мы достигли? Читает «Оду юродивым» В этот мир одиночества входим – жалко смотреть! Выбирай, что захочется – Пить или петь? – Что угодно вошедшему? – Голубков? Голубцов? – Трудно жить сумасшедшему в мире глупцов! В этом храме банального прозревать не с руки. – Ах, за что ненормального бьют дураки?! В этом мире конвейеров не забыть бы урок: путь злодеев и гениев – путь поперёк! Этот мир с пережимами всех желаний и жил… – Этот мир одержимыми – обречёнными жив. И покамест блаженные век бушующий длят сквозь трясины и тернии… – Спи спокойно, Земля! ( К. Корнеева) | |
10. Итог урока. Домашнее задание. | Выставляет отметки за урок, предлагает разноуровневые домашние задания: 1) сочинение – размышление «Что значит сотворить добро в душе своей?» 2) написать отзыв по рассказу 3) подготовить вопросы по рассказу Юшка | Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень усвоения материала, выбирают свой уровень д/з |