Совершенствование методов обучения и воспитания,
продуктивного использования новых образовательных технологий
Из опыта работы учителя математики
МКОУ «Тесовская ОШ»
Ефремочкиной Татьяны Анатольевны
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Цель моей педагогической деятельности — создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками — это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь-учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:
Технология ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет).
Традиционные технические средства заменяю компьютерными, которые делают процесс обучения и воспитания наглядным, способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, повышают интерес учащихся. Например, к уроку физики в 7 классе по теме «Диффузия» подготовила презентацию, из которой обучающиеся узнали о роли диффузии в жизни человека, о вредных и полезных её проявлениях. На уроках математики, использую электронные диски к учебникам.
Технологии личностно - ориентированного обучения заключается:
в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации, при изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности полученных знаний, умений и навыков;
поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности обучающихся.
Результатами использования технологии являются:
-активная самостоятельная деятельность обучающихся;
-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.
Эффективность деятельности отслеживается по росту количества обучающихся, способных к самостоятельной исследовательской деятельности.
Технология развития критического мышления (РКМ)
РКМ - новый подход, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин
В процессе формирования интеллектуальных компонентов творческих способностей обучающихся на уроках использую принципы педагогики сотрудничества: целенаправленности педагогического процесса, развития мотивации к творческой и интеллектуальной деятельности, систематичности, приоритета творческой деятельности учащихся.
Побуждать учащихся осмысливать информацию с точки зрения различных, независимых друг от друга подходов, использовать проблемные ситуации.
Реализуемая цель: развитие критического и творческого мышления, способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Технология индивидуального и группового обучения (работа в группах, парах, индивидуально)
Индивидуальную работу организую на всех этапах урока, начиная с этапа актуализации знаний и заканчивая рефлексией.
Работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
Групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом.
Технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности)
Использую три варианта дифференцированного обучения:
на основе предварительной диагностики характеристик личности;
уровня овладения общеучебными умениями учащихся;
Все задания можно объединить в две группы: первая — учитель дает задание каждому ученику, вторая — ученики сами выбирают предложенные учителем разноуровневые задания.
Во время выполнения задания обучающиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения.
Здоровьесберегающие технологии (классные часы о ЗОЖ, уроки здоровья, физкультминутки)
Применяю здоровьесберегающие технологии в следующих формах:
гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;
формирование гигиенических навыков обучающихся;
правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы);
физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук,
упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица)
классные часы, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни;
каждый год принимаю участие с детьми в общешкольном Дне Здоровья;
организую спортивные праздники для родителей и детей;
при использовании ИКТ соблюдаю требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах;
согласно плану работы по охране труда и здоровья обучающихся провожу инструктажи по технике безопасности.
Технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами)
Провожу систематическую работу с родителями своих учащихся, большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей.
Выступаю на классных собраниях с вопросами повышения мотивации и интереса к изучению учащимися отдельных предметов, оказываю психолого-педагогическую поддержку учащихся в образовательном процессе, занимаюсь просветительской деятельностью и диагностической работой, выявляя проблемы обучения и др.
Привлекаю родителей к организации и проведению совместных праздников, поездок, экскурсий, различных внеклассных мероприятий. Родители помогают изготавливать декорации и костюмы к праздникам.
Технология проблемного обучения (учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию на различных этапах урока, определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся).
Технология проектной деятельности (создание проектов)
В своей работе широко использую метод защиты проектов, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности. Комбинация проектной, исследовательской методики, межпредметных связей дает возможность изменить форму и содержание урока, формировать у учащихся исследовательскую и коммуникативную компетенции, навыки работы в группе, использовать различные элементы поисковой и эвристической методик.
Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривает решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.
Результат:
усвоение способов организации целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Эффективность деятельности отслеживается по росту количества обучающихся, способных к самостоятельной исследовательской деятельности.
Проект по математике «Вписанные и описанные окружности»
Проект по математике «Геометрия и искусство»