СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях функционирования стажировочной площадки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенности организации  процесса повышения квалификации педагогических работников, направленного на совершенствование профессиональных компетенций педагогов, осуществляющих сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях функционирования стажировочной площадки.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование профессиональных компетенций педагога в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях функционирования стажировочной площадки.»

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях функционирования стажировочной площадки


Г.А. Баранова

ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Аннотация. В статье раскрываются особенности организации процесса повышения квалификации педагогических работников, направленного на совершенствование профессиональных компетенций педагогов, осуществляющих сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях функционирования стажировочной площадки.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогических работников, совершенствование профессиональных компетенций педагогов, сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, функционирование стажировочной площадки, специальные условия организации образовательного процесса с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, проектирование образовательной деятельности стажировочной площадки в рамках проведения мастер-классов, открытых уроков, внеклассных мероприятий, оснащение стажировочной площадки специализированными учебными комплексами коррекционного, дидактического и компьютерного оборудования, организация коррекционной работы и обучения детей с ОВЗ.


Одной из основных форм повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является стажировка.

Стажировка представляет собой одну из форм повышения квалификации, направленную на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей педагогов - стажёров посредством включения их в практику учреждения - носителя актуального опыта. Цели стажировки: проектирование и реализация моделей образовательных систем, обеспечивающих повышение качества специального (коррекционного) и инклюзивного образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, в соответствии с направлениями, обозначенными в нормативно-правовых документах:

- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., профессиональным стандартом Педагога.

- «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ России ИР-535/07 от 07.06.2013 г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598.

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599.

Стажировочная площадка представляет собой проектную структуру, основанную на совместной деятельности образовательных организаций по повышению квалификации учителей посредством включения их в практику образовательного учреждения - носителя актуального опыта и создания условий для проектирования ими собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения, на основе изученного инновационного опыта.

В рамках стажировочной площадки осуществляются следующие виды деятельности: проектирование и внедрение моделей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающих современное качество начального общего образования; реализация программ повышения квалификации педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей; внедрение инновационных технологий и моделей сопровождения детей; реализация практико-ориентированных семинаров, направленных на обеспечение психологически грамотного подхода к воспитанию и обучению детей со стороны педагогов и родителей и осуществление профилактики различного рода дидактогений, повышение адаптационных возможностей детей с ОВЗ.

Стажировка осуществляется на основе образовательных программ (модулей) повышения квалификации. Стажировочная площадка может осуществлять свою деятельность в форме очного и дистанционного обучения, с использованием информационно-коммуникационных технологий. В процессе обучения на стажировочных площадках слушатели КПК осуществляют проектирование образовательной деятельности стажировочной площадки в рамках проведения мастер-классов, открытых уроков, внеклассных мероприятий; определяется оснащение стажировочной площадки специализированными учебными комплексами коррекционного, дидактического и компьютерного оборудования для организации коррекционной работы и обучения детей с ОВЗ (в соответствии с рекомендованными Минобрнауки России перечнями оборудования для каждой модели стажировочной площадки); определяется участие в реализации программы деятельности стажировочной площадки как ресурсного центра сетевого взаимодействия в муниципальных и региональной системах образования, обеспечение доступа педагогической общественности к ресурсам образовательных учреждений; проводится организация анализа результатов деятельности стажировочных площадок.

Процесс повышения квалификации в рамках стажировочной площадки предусматривает ознакомление педагогов с целым комплексом профессионально-педагогических знаний, необходимых педагогам по реализации практики специального (коррекционного) и инклюзивного образования в условиях специальной (коррекционной) и общеобразовательной школы: знание нормативно-правовых основ; ознакомление слушателей с новейшими достижениями в области философии образования, педагогики, психологии и отраслей этих наук по реализации специальной (коррекционной) и инклюзивной практики в образовательном процессе современной школы.

Профессиональная готовность учителя рассматривается как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты. В процессе повышения квалификации большое внимание уделяется формированию профессиональных компетенций педагога на основе государственных требований и квалификационных стандартов и раскрытии возможностей использовать полученные знания:

- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ;

- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в образовательном процессе школы с целью успешной социализации детей с ОВЗ;

- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;

- готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями детей с ОВЗ, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения детей.

Подобный подход обеспечит подготовку педагога, способного осуществить индивидуализацию обучения; реализовать продуктивное сотрудничество с родителями и специалистами службы сопровождения; организовать для детей с ОВЗ принимающую и понимающую среду, обеспечивающую их социальное и познавательное развитие.

Следует отметить, что в одной из важных составляющих содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее – ДПП ПК) педагогических работников, осуществляющих сопровождение обучающихся с ОВЗ является организация и проведение стажировки. Например, в процессе повышения квалификации педагогов, обучающихся по ДПП «Технологии организации коррекционной работы в образовательных организациях в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС НОО УО» были проведены стажировки на базе ГОУ ТО «Тульский областной центр образования» Отделение № 1 г. Тулы. В ходе работы стажировочной площадки обсуждалась проблема «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в условиях образовательных организаций». Работа стажировочной площадки включала:

1. Показ мастер-классов по организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Рассмотрение вопросов специфики организации коррекционно-педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

3. Анализ содержательных и организационных компонентов коррекционно-педагогического процесса в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В процессе обсуждения выше названных вопросов было отмечено, что одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации коррекционно-развивающего обучения является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ. Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями  для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).

Можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями. «Организация образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна осуществляться в индивидуальной и подгрупповой форме. Сетка занятий составляется так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм» [1. С.108].

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение.

Организационное обеспечение включает в себя создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации, организации сетевого взаимодействия с внешними организациями, организация различных форм обучения в образовательной организации, организация питания и медицинского обслуживания, необходимого для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе, финансовое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение.

Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ, прежде всего, базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.

Отметим, что одним из важных условий эффективной коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ является система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.

Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса, поэтому медицинское сопровождение школьников с ОВЗ является обязательным условием создания специальных образовательных условий. Основным направлением медицинского сопровождения является и ранней диагностики заболеваний органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и других соматических заболеваний, что обуславливает необходимость диспансеризации школьников и организацию в образовательных учреждениях системы профилактических мероприятий. Диагностические, профилактические или реабилитационные мероприятия могут быть организованны как на базе образовательной организации, так и по договору с медицинскими организациями.

Некоторым детям требуется особое питание. В школе необходимо предусмотреть возможность организации питания пищей, принесенной из дома, организация особого места для питания и специальных приспособлений для приема пищи.

Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований, включенных в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы, в том числе основания для оплаты специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОП результатов.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение:

- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;

- санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

- социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.);

- пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ограниченными возможностями здоровья в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к: организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья; организации временного режима обучения; организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья; техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии); техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей).

В рамках изучения следующей проблемы «Дети с ограниченными возможностями здоровья и возможности их инклюзии в образовательную среду» была проведена стажировка на базе ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4» г. Тулы. Цель работы стажировочной площадки совершенствование компетенций слушателей в вопросах организации коррекционно-педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций программы реабилитации и (или) ПМПК.

В ходе работы стажировочной площадки были решены следующие задачи:

- познакомить с особенностями организации коррекционно-педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций программы реабилитации и (или) ПМПК;

- обсуждение методических аспектов организации коррекционно-педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций программы реабилитации и (или) ПМПК.

Работа стажировочной площадки включала:

1. Показ мастер-классов по организации коррекционно-педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Обсуждение методических аспектов организации коррекционно-педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций программы реабилитации и (или) ПМПК.

Итак, стажировка является одной из важных форм повышения квалификации, направленной на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей педагогов - стажёров посредством включения их в практику учреждения - носителя актуального опыта. В ходе работы стажировочных площадок педагоги-стажеры рассматривают особенности проектирование и реализация моделей образовательных систем, обеспечивающих повышение качества специального (коррекционного) и инклюзивного образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения.

Список литературы и источников:

1. Баранова Г.А., Борисова А.Н. Взаимодействие в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тула, Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», Тульское образовательное пространство. 2018. № 4-2. С. 108.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru›




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!