СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы и рекомендации воспитателям как научить детей играть шашки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Советы и рекомендации воспитателям как научить детей играть шашки»

Педагогический опыт. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шашки

«…Без шахмат и шашек

нельзя представить

полноценного воспитания

умственных способностей

и памяти…»

В.Сухомлинский.

 

Шашки – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. По ряду показателей шашечная игра — это идеальная объяснительная модель. Древняя игра - игра в шашки - открывает новые горизонты познания, создает положительную мотивацию учения, активно формирует личность.

Игра в шашки развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка старшего дошкольного возраста.

Моя работа по шашечному образованию началась с изучения знаний детей о шашках и диагностики по развитию логического мышления. Опрос родителей показал их заинтересованность в шашечном образовании детей, что послужило основанием разработки системы работы по обучению дошкольников игре в шашки.

Представляю вашему вниманию модель организации педагогического процесса, которая реализуется в специально организованных формах обучения, совместной деятельности педагога и детей, а также самостоятельной деятельности.

Обучение проводится в игровой форме,

  • больше игровых форм, привычных детям, но с использованием шашечной тематики;

  • работа в шашечной мастерской: рисование шашек, лепка, работа с бумажной пластикой, бутафорией;

  • моделирование позиций по графическим изображениям;

  • создание художественных образов по позициям (в параллели с жизненными ситуациями) мимикой, жестами;

  • сочинение сказок, легенд, стихов, создание театральных сценок;

  • составление задач, контрольных вопросов для «первачей»;

  • философское отношение к проигрышу не как к поражению, а как к приобретению опыта.

Я рассматриваю обучение игре в шашки, как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.

Организация моей работы по обучению детей игре в шашки основывается на следующих принципах:

  • последовательности, систематичности и концентричности расположения материала;

  • постепенности усложнения материала;

  • индивидуально - дифференцированного подхода;

  • свободное перемещение во время урока (развиваем терпимость, взаимопомощь, коммуникативность);

  • полихудожественность и интеграция на уровне методов;

  • принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования личности.

Работа по обучению детей игре в шашки рассчитана на два года: старшая и подготовительная группы.

  • на первом этапе я вызываю интерес к игре через представление презентаций, где знакомлю детей с историей шашек, просмотр мультфильмов. Познакомить детей с шашечной доской белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шашечной доске. Расположение доски между партнерами. Знакомлю с правилами обращения с шашками и правилами шашистов.

  • на втором этапе знакомлю детей с понятиями «диагональ», «горизонтальная линия», «вертикаль», с количеством диагоналей, полей на доске, отличительными особенностями горизонтальной и вертикальной линии. («Составь доску», «Собери пазлы». «Пятый лишний». «Найти лишнюю фигуру»).

  • на третьем этапе знакомлю детей с правилами ходов в игре шашечные ходы игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с. ), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.).

  • на четвертом этапе Закрепить ориентировку на доске адреса клеток с использованием цифр и букв. Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучение правил игры в шашки: правила взятия дамками в русских шашках. Игра: «Почтальон разносят «письма» по адресам» (где буква - название улицы, а цифра - «номер дома») Дидактическая игра «Составь доску». Победа в шашечном бою. Знакомлю детей с часами, которые используются в игре. На данном этапе важным является умение управлять своим поведением в ходе игровых действий. Закрепляются игровые навыки, и дети совершенствуются в решении диаграмм. Дидактическая игра «Чего не стало» или «Что изменилось». Дети, успешно освоившие правила игры назначаются помощниками педагога . Они совместно с воспитателем помогают другим детям, и очень горды своей ролью. Все используемые мною игры собраны и систематизированы в картотеку шашечных игр.

  • на пятом этапе  Изучаем правила игры идет знакомство: ничья в шашках. Идет развитие практических навыков игры в шашки. Дети учиться видеть все игровое поле –развитие зрительно- пространственной ориентации на плоскости, активизируется логическое мышление.

  • На шестом этапе Изучаем правила игры: треугольник Петрова, Шиворот навыворот. Игра в поддавки. Уголки (знакомство с новой игрой в шашки) Воспитание нравственно-волевых качеств; настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности

  • характер специально подобранных и разработанных дидактических заданий и мини-игр с шашечной тематикой способствует развитию логического мышления. Научив ребенка играть в шашки, старайтесь, чтобы интерес к новой игре не угас. Все дети изначально талантливы. Но, знакомя их с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить ребенку, что шашки – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шашки – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

Перед игрой необходимо провести беседу об общих правилах поведения во время шашечного поединка: надо играть не торопясь, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы мешаете другим. восприниматься ими весьма болезненно.

После игры следует разобрать с детьми их наиболее типичные ошибки. Нужно приучать детей из нескольких возможных ходов выбирать самый лучший, сильнейший в данной позиции. При обучении важно, чтобы ребенок имел возможность играть как с более сильными, так и с более слабыми соперниками. Не торопите ребенка, если он путается в правилах или недостаточно хорошо, по-вашему, мнению, продумывает ходы. Наверняка вы тоже не родились с умением играть в шашки, и вам потребовалось некоторое время, чтобы этому научиться. Обязательно хвалите ребенка за каждый его успех и не забывайте говорить ему, какой он умный, и как вы гордитесь его

Очень важно, чтобы пройденный на занятиях материал закреплялся, поэтому помощь родителей необходима. Следовательно, участие родителей в достижении поставленной цели нельзя недооценивать. Постепенно родители становятся полноправными участниками образовательного процесса. Таким образом, благодаря играм в шашки, дети научатся: - умению анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности; - повысится уровень развития, разовьется пространственное воображение и мышление; сформируется интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!